Искусство плача. Что такое плачи в народной традиции

Искусство плача. Что такое плачи в народной традиции

Рассказ о древнем жанре русской народной поэзии причитаниях. Рассказы об одной из самых известных плакальщиц Ирине Андреевне Федосовой (1827 — 1899).

Причитания – это древний жанр фольклора. Объект изображения в причитании – трагическое в жизни человека. Причитания представляют собой пример высокого трагического искусства.

"Выплакивание невыносимого, в обычных условиях непредставимого и даже недопускаемого горя было в народном быту чуть ли не физиологической потребностью. Выплакавшись, человек наполовину одолевал непоправимую беду. Слушая причитания, мир, окружающие люди разделяют горе, берут на себя тяжесть потери. Горе словно разверстывается по людям. В плаче, кроме того, рыдания и слезы как бы упорядочены, их физиология уходит на задний план, страдание приобретает одухотворенность благодаря образности".

Причитания исполнялись вопленицами или плакальщицами. Произведения этого жанра всегда отражают индивидуальную судьбу. В них весьма сильно проявляется импровизационное начало, сочетаемое с традициями. Они зачаровывали слушателей драматизмом своего исполнения, которое имело свои особенности: вопленица ходила по комнате, по двору, дому, деревне, выходила в поле, кланялась, плакала, обнимала участников обряда. "Аудитория становилась своеобразным партнером вопленицы: по ее просьбе участники обряда могли совершать обрядовые действия, отвечать на ее вопросы, утешать; могли вступить с ней… в равный диалог причитаниями. Исполнение причитаний сопровождалось всхлипыванием, оханьем, аханьем, плачем… Причитания исполнялись речитативом – своеобразным говорком с ясно выраженным декламационным началом".

Композиционной формой причитаний является монолог. Язык причитаний связан с предметным и пространственным миром обрядового действия. Эмоциональный настрой создается при помощи эпитетов (темный лес, широкое поле, зеленые луга, цветы лазоревые), уменьшительно-ласкательных суффиксов, междометий “ах”, “ох”, а также восклицательной и вопросительной интонации.

XIX век подарил нам немало талантливых исполнительниц причитаний. Одной из самых известных плакальщиц того времени была Ирина Андреевна Федосова (17 апреля 1827 — 10 июля 1899).

Ирина Андреевна Федосова (17 апреля 1827 — 10 июля 1899)

И.А. Федосова родилась в 1831 году в деревне Софроново Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Ее родители были государственными крепостными крестьянами. Детство ее было типичным детством крепостной крестьянской девочки. Огромная семья, состоявшая из 22 членов, должна была напрягать все силы, чтобы не впасть в нищету. С двенадцати-тринадцати лет И.А. Федосова начала "подголосничать" на свадьбах и быстро приобрела известность: сначала в окрестных деревнях, затем по всей волости и, наконец, по всему Заонежью.

Судя по воспоминаниям современников, Федосова отличалась высокой творческой активностью. Записанное с ее слов составляет лишь незначительную часть того, что было создано за несколько десятков лет почти непрерывного творчества. В 1864 году произошли ее первые встречи с собирателями народного творчества, положившие начало всероссийской известности Ирины Андреевны. В 1865–1866 годах Федосову в Петрозаводске разыскал П.Н. Рыбников и записал от нее несколько былин, а в начале 1867 года Ирина Андреевна познакомилась с преподавателем Олонецкой семинарии Е.В. Барсовым, сыгравшим огромную роль в ее дальнейшей судьбе.

В 1894 году Федосова встретилась с учителем словесности Петрозаводской гимназии П.Т. Виноградовым, который организовал ряд ее поездок по городам России в 1895–1896 годы (Петрозаводск, Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань).

Публичные выступления Федосовой в различных городах России явились значительным событием в истории русской культуры конца XIX века. Не случайно описание выступления Федосовой А.М. Горький, наряду с другими историческими эпизодами, включил в свою эпопею "Жизнь Клима Самгина". Федосову слушали ученые, литераторы, музыканты, художники, учителя, сотни представителей учащейся молодежи. Ее мастерство вызывало восхищение, воспринималось слушателями как яркий образец народного искусства, как свидетельство высокой одаренности великого русского народа.

Во время поездок Ирина Андреевна встречалась со многими крупнейшими представителями передового русского искусства и литературы 1890-х годов: А.М. Горьким, Н.А. Римским-Корсаковым, М.А. Балакиревым Ф.И. Шаляпиным и др.

В 1895 году И.А. Федосову слушал молодой Ф.И. Шаляпин, вспоминавший об этом впоследствии:

"Она (И.А. Федосова) вызвала у меня незабываемое впечатление. Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятной глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно “сказывала” эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о его поездочках молодецких, о матери его, о любви. Передо мной воочию совершалось воскресение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка".

В исполнении Федосовой Шаляпин увидел то, над чем он напряженно размышлял в эти годы. Он говорил о том, что оперные певцы недостаточно знают и ценят естественную русскую народную манеру пения. "Ведь кто же умеет в опере, – писал Шаляпин, – просто, правдиво и внятно рассказать, как страдает мать, потерявшая сына на войне, и как плачет девушка, обиженная судьбой и потерявшая любимого человека".

Н.А. Римский-Корсаков так же живо заинтересовался мелодиями песен Федосовой и сделал слуховые записи пяти номеров из ее репертуара. Возможно мелодии, записанные от Федосовой, пригодились ему для оперы "Садко". Они, очевидно, вспомнились ему и при работе над другой оперой – "Сказание о граде Китеже".

В честь Федосовой в 1895–1896 годах созывались специальные заседания Этнографического отдела Русского Географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Академия Наук наградила И.А. Федосову серебряной медалью с дипломом.

В 1896 году Федосова поселилась в Петербурге, где прожила до 1899 года. Весной 1899 года Ирина Андреевна почувствовала себя нездоровой и решила вернуться в деревню Лисицино. Здесь ее болезнь усилилась, и 10 июня 1899 года замечательной народной поэтессы не стало.

А.М. Горький оставил яркие воспоминания о Федосовой, посвятив плакальщице очерк "Вопленица":

"Давно я не переживал ничего подобного. В чистеньком концертном зале, полном аромата смолистого, свежего дерева, было сначала очень скучно. Публики было мало, и публика была вся плохая. На эстраде – высокий человек с черной бородой и в скверном сюртуке стоит, неуклюже облокотясь о что-то, вроде кафедры, и тусклым языком, ломаными, угловатыми фразами, скучно, длинно, бесцветно рассказывает о том, кто такая Ирина Андреевна Федосова. Это учитель Олонецкой гимназии Виноградов, человек, который знакомит Русь с ее неграмотной, но истинной поэтессой.

Орина, – усердно надавливает он на “о”, – с четырнадцати лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна – все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе "повопить" на похоронах, на свадьбах, а иногда и просто так, на вечеру... на именинах, примерно. С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в “Илиаде” только 27 815!..

Кажется, он кончил. Публика не слушала его.

– Орина Андреевна! – кричит он. Где-то сбоку открывается дверь, и с эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые грубые башмаки. Лицо – все в морщинах, коричневое... Но глаза – удивительные! Серые, ясные, живые – они так и блещут умом, усмешкой и тем еще, чего не встретишь в глазах дюжинных людей и чего не определишь словом.

– Ну вот, бабушка, как ты, петь будешь или рассказывать? – спрашивает Виноградов.

– Как хочешь! Как угодно обществу! – отвечает старуха-поэтесса и вся сияет почему-то.

– Расскажи-ка про Добрыню, а то петь больно долго... Учитель чувствует себя совсем как дома: плюет на эстраду, опускается в кресло, рядом со старухой, и, широко улыбаясь, смотрит на публику.

Вы послушайте-тко, люди добрые,

Да былину мою – правду-истину!.. – раздается задушевный речитатив, полный глубокого сознания важности этой правды-истины и необходимости поведать ее людям. Голос у Федосовой еще очень ясный, но у нее нет зубов, и она шепелявит. Но этот возглас так оригинален, так не похож на все кафе-кабацкое, пошлое и утомительно однообразное в своем разнообразии – на все то, что из года в год и изо дня в день слушает эта пестробрючная и яркоюбочная публика, что ее как-то подавляет этот задушевный голос неграмотной старухи. Шепот прекращается. Все смотрят на маленькую старушку, а она, утопая в креслах, наклонилась вперед к публике и, блестя глазами, седая, старчески красивая и благородная и еще более облагороженная вдохновением, то повышает, то понижает голос и плавно жестикулирует сухими, коричневыми маленькими руками.

Уж ты гой еси, родна матушка!
– тоскливо молит Добрыня, –
Надоело мне пить да бражничать!
Отпусти меня во чисто поле
Попытать мою силу крепкую
Да поискать себе доли-счастия!

По зале носится веяние древности. Растет голос старухи и понижается, а на подвижном лице, в серых ясных глазах то тоска Добрыни, то мольба его матери, не желающей отпустить сына во чисто поле. И, как будто позабыв на время о “королевах бриллиантов”, о всемирно известных исполнительницах классических поз, имевших всюду громадный успех, – публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию.

– Теперь “вопль вдовы по муже”... – говорит Виноградов. Публика молчит. Откашлявшись, Федосова откидывается в глубь кресла и, полузакрыв глаза, высоко поднимает голову.

Лю-убимый ты мой му-уженька-а-а...

Сила страшной, рвущей сердце тоски – в этом вопле. Нота за нотой выливается из груди поэтессы. В зале тихо... Смерть, кладбище, тоска...

– Я не могу этого слышать... не могу... – шепчет сзади меня дама в желтой шляпе и, когда я оборачиваюсь взглянуть на нее, прячет в раздушенный платок взволнованное бледное лицо...

Потом вопила девушка, выдаваемая замуж. Федосова вдохновляется, увлекается своей песнью, вся поглощена ею, вздрагивает, подчеркивает слова жестами, мими- кой. Публика молчит, все более поддаваясь оригинальности этих за душу берущих воплей, охваченная заунывными, полными горьких слез мелодиями. А вопли, – вопли русской женщины, плачущей о своей тяжелой доле, – все рвутся из уст поэтессы, рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогатых рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций – да! – но полных чувства, искренности, силы – и всего того, чего нет ныне, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства и теоретиков его...

Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях. Когда она запела “Соберитесь-ка, ребятушки, на зеленый луг”, – по зале раздался странный звук – точно на кого-то тяжесть упала и страшно подавила его. Это вздохнул человек – ярославский купец Канин...

– Ты что?

– Хо-орошо! Так хорошо – слов нет! – ответил он, мотая головой и конфузливо отирая слезы с глаз. Ему под пятьдесят лет, – это фабрикант, солидный господин. Узнал свое, старое, оброшенное, и расчувствовался старик.

Она кончила петь. Публика подошла к эстраде и окружила поэтессу, аплодируя ей, горячо, громко аплодируя. Поняли! Хороший это был момент.

Импровизаторша – веселая и живая – блестит своими юными глазами и сыплет в толпу прибаутки, поговорки; толпа кричит ей вперебой:
– Хорошо, бабушка Ирина! Спасибо! Милая!".

К сожалению такие бабушки встречаются всё реже. А культура скорби и плача практически угасла. И как расплата за короткую память, мы имеем рост сердечно сосудистых заболеваний, и самоубийств, на фоне не отражённого и не разрешённого стресса. А хочется надеятся, что молодёжь направит свои таланты на возрождение и проработку народного наследия, что бы очищенное плачем сердце могло снова стать благодарным.


Категория: Этнография

<
  • 477 комментариев
  • 0 публикаций
6 июля 2010 21:20 | #1
+1
  • Регистрация: 25.08.2009
 
что то у меня мороз по коже от таких завываний. Ладно, от души делалось, но теперь время поменялось, и имхо, не всегда в этом есть необходимость.

<
7 июля 2010 02:55 | #2
Веледана
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
в современной психологии еть подобная практика. Ведали наши предки)

<
  • 586 комментариев
  • 5 публикаций
7 июля 2010 20:00 | #3
0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
не люблю рыдания, глупо как-то. Вот когда друг погибнет - тут слезу скупую не совестно пустить. А остальное всё...

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
7 июля 2010 20:49 | #4
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Varulv 2 за 33 минуты оставил 10 комментов, причём в начале средняя скорость равнялась 1 коммент в 2-3 минуты. Ну так и скажи, что ты плевать хотел на всё, что здесь представлено, лишь бы высказать своё унылое мнение, да себя показать, чтоб все восхитились твоим интеллектом и широтой кругозора bash

<
  • 586 комментариев
  • 5 публикаций
7 июля 2010 23:31 | #5
0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Меня раскусили! Давай, друг, подскажи какой должен быть скоростной лимит по коментам.
По правде сказать, ты прав, я читаю мало статей, но ошибся в одном: мне не себя показать, а других посмотреть. Мне общение интересно. А то что большинство материала для меня не представляет интереса, так в том - не моя вина.
Раскинь мозгом, если в математике силён: сколько интересных коментов(которые интересные люди дали) в среднем ты видел(%)?
Люди-ценность. И такие, к счастью, находятся.

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
7 июля 2010 23:46 | #6
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Находятся, но ты не из их числа. Если тебе тут не интересно, ты вряд ли найдёшь здесь собеседников для себя, и не нужно разговоров ниочём, флуд этот уже просто достал

<
  • 586 комментариев
  • 5 публикаций
8 июля 2010 00:09 | #7
0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Нашёл уже.
Покажи пальцем где флуд. Тебя может задело что-то из моих коментов? Так давай, выскажись по делу.
Разговоров "ни о чём" тут и без меня хватает, однако именно Я тебя интересую.
Ну так что же, ты собственно кто таков-то что бы с меня спрашивать, админ?
Или антифлудер какой-то мегачестный?

<
8 июля 2010 11:51 | #8
vesnushkinsneg
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
драка, драка !

<
  • 144 комментария
  • 16 публикаций
8 июля 2010 20:25 | #9
0
  • Регистрация: 10.07.2009
 
friends Пацы браняцца только тешацца ) shok Учи-учи уму разуму их всех, Свасти )

<
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
3 декабря 2010 17:29 | #10
0
  • Регистрация: 15.11.2010
 
Траурные одеяния и завывания христиане принесли, как и закапывание умерших. По библейским понятиям, ты и жить должен мучаясь и страдая, и помереть так же. Траурным цветом был белые одежды с вышивкой. И кродные рубахи белые разшитые чёрными и серыми тонами. У кроды, веселье было, ристалища, как у многих народов, включая "диких" африканцев.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
6 августа 2011 19:41 | #11
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Традиция жива. Я умею причитать. Когда в автокатастрофе погибла Чудь, плачь по ней сложился автоматически. Но на похоронах не посмела выть, так как народ был очень разный, боялась обидеть, однако в душе, молча, причитала по ней несколько месяцев, пока не притупилось. Кто не любит рыдания - не рыдайте, кто не может сдержаться - плачьте, в нашей традиции есть место и тому и другому. Особо отмечу: фольклористами на русском севере зафиксирован МУЖСКОЙ плачь, так что слушайте своё сердце.

--------------------

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
6 августа 2011 20:40 | #12
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Традиция жива.

Да, наверное, когда такой плач, наверное, легче в горе. Сестра рассказывала, в деревне на похоронах так вдруг родня как стала хором причитать, она чуть сознание не потеряла. Кто слушает тяжело, не переносимо. А тем кто причитает, легче, конечно, выкричаться, выплакаться.
Причитания, характерны не только в горе (потери близких), а свадебные. В Сибири, слышала, девушки-подружки хором пели-причитали. А в Мордовии была, мы там с подружками так обревелись над девичьими причитаниями перед замужеством, потом, в этнографических записках читали - ох и горько.
Современная культура не позволяет плакать. А что можно, как в пределах социальной нормы горе излить, боль снять?

<
  • 215 комментариев
  • 7 публикаций
7 августа 2011 09:42 | #13
0
  • Регистрация: 24.12.2009
 
Это хорошо, что вы умеете. Я считаю причитания очень необходимой стороной традиции. Не только потому что они хранят древнюю структуру славянского мировоззрения, но главное они буквально заставляют окружающих эмоционально познать, адекватно правдиво отреагировать на происходящее. Не нужно идти на поводу технократического, бездушного общества, нужно вписывать причет туда, где ему место. friends

--------------------

<
  • 228 комментариев
  • 39 публикаций
7 августа 2011 17:32 | #14
0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
культура скорби и плача практически угасла. И как расплата за короткую память, мы имеем рост сердечно сосудистых заболеваний, и самоубийств, на фоне не отражённого и не разрешённого стресса.

Если мы все станем завывать, то все самоубийства прекратятся? Глупость какая-то. Это произходит по совершенно иным причинам. И сердечно сосудистые заболевания увеличились не из-за того, что мы утратили культуру скорби и плача, а по ряду других факторов влияющих на человека.

--------------------

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
7 августа 2011 19:10 | #15
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Интересная тема. Откуда и когда возник такой обычай? Не с приходом ли христианства? У меня в этом вопросе большой пробел.
Если исходить из того, что наши предки считали умерших Родовичей - Богами (подобными Богам), то логичен вопрос: а чего бы это они стали оплакивать уходящих в лучшим мир (к Пращурам) Родичей?
Кто может более менее внятно объяснить? Отзовитесь...
Цитата: Есень
но главное они буквально заставляют окружающих эмоционально познать, адекватно правдиво отреагировать на происходящее.

Есень, возможно (скорее всего) здесь ты прав. Только вот на счет "адекватно отреагировать" думаю не так.
Адекватно чему?
В качестве примера - Смерти близкого? Но тогда важно понять, что есть смерть близкого для человека того времени.
Причитания на похоронах здорово цепляют за душу. Только вот реакция на них интересная (у меня) - мурашки по коже. И желание - быстрее бы закончилось.
И вопрос - ЗАЧЕМ? (опыт похорон, в том числе и самых близких, имею приличный)
Возможно мы уже потеряли способность воспринимать истинный смыл (значение) причитаний. Возможно.
Многое мы растеряли...

<
  • 228 комментариев
  • 39 публикаций
7 августа 2011 20:41 | #16
0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
Здравия kirrush!
Цитата: kirrush
Откуда и когда возник такой обычай? Не с приходом ли христианства?

Совершенно верно поставлен вопрос. Мне кажется, что именно с приходом христианства этот обычай появился в культуре русов. Ведь наши Предки были уверены в том, что уходящий на тот свет человек попадает к своим бабкам, дедам, к своим Богам Прародителям. Зная об этом, они априоре не могли оплакивать уходящих в иной мир людей, они скорее радовались за него. Это по крайней мере логично, а у наших Предков нелогичного и нерационального в быту, культуре, зодчестве и т.д. не наблюдается. Всё было гармонично и в соответствии с законами природы и космоса.
Страдание, плач, скорбь, переживание нужно тому, кто питается этой негативной энергией (гаввахом), которую излучает человек при таких состояниях. А если учесть, что христианство считает такие состояния целью человеческой жизни в этом мире (самая высшая цель - это смерть), то вопрос кому это выгодно напрашивается сам собой.
Нашим Богам нужна другая энергия - энергия жизни, счастья, добра. По этому мы и являемся солнцепоклонниками. Это должно быть уже всем очевидно. Хотя, каждому своё. Кому плакать и страдать, а кому петь славу своим Богам и Предкам и жить по совести и в гармонии с Природой.

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
1 сентября 2011 17:29 | #17
+1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
kirrush и skif71,
Ребята, а вы попробуйте не по верхам народной культуры порхать, а копнуть в глубину. Вы представьте себе: ваш близкий человек уезжает за рубеж на отличную работу НАВСЕГДА. Вы, радуясь за него, не будете СКОРБЕТЬ в разлуке? На каком основании вы до нельзя упрощаете эмоциональную жизнь предков? Почитаешь некоторые сочинения и смех берёт: все предки, как на подбор - герои, почитающие Богов, суровые и справедливые. А правда в том, что люди всегда были РАЗНЫЕ, героев всегда меньшинство, иначе они не были бы героями. Основная масса предков каждого человека состоит из ОБЫЧНЫХ людей. У меня вот и крепостные в роду были, я что, меньше их почитать должна? ИДЕАЛИЗИРУЯ ПРЕДКОВ ВЫ ИХ УНИЖАЕТЕ.
Да, ближе к причитаниям. В народной языческой культуре различались степени озвученной скорби по умершим: вой (молодая жена по молодому мужу или наоборот, чистая физиология: "воет, как корова по быку"); плач (дети по родителям и родители по детям - обязательно, но только при погребении; за воротами кладбища плачи прекращались: иначе покойники "утонут в слезах"); причитания (рассказ о жизненном пути покойного в красивых образах, о подвигах воина, о труде пахаря, о красоте и невинности младенца, о несбывшихся потенциях ребёнка и тп). ЕСЛИ ЯЗЫЧНИК ЧУВСТВОВАЛ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ В РЕШЕНИИ БОГОВ ЗАБРАТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ, ТО ОН (ЯЗЫЧНИК) ОТКРЫТО ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ БОГУ, причём в самых разных выражениях. Абсолютно позитивное отношение к Богу требуется только в так называемых "мировых религиях": иудействе, христианстве, мусульманстве.
Кроме погребальных, свадебных и завоенных( то есть на уход человека на войну) существовали СИТУАТИВНЫЕ вои, плачи и причитания; например, выли на пожар; девки и бабы часто "выплакивали обиду" Матери Сырой Земле; вся семья могла причитать о потере коровы, рассказывая Богам, какая она была умница, красавица и кормилица и как без неё будет бедствовать многодетная семья; глядишь, и корова найдётся. Очередной забытый пласт культуры.

--------------------

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
2 сентября 2011 01:09 | #18
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Здравия Вам, Волхва!
Цитата: волхва Пятница
Ребята, а вы попробуйте не по верхам народной культуры порхать, а копнуть в глубину.
Я "копнул" в сове время очень глубоко... даже слишком. И высказывания мои имеют под собой реальную почву личных переживаний...
Цитата: волхва Пятница
ИДЕАЛИЗИРУЯ ПРЕДКОВ ВЫ ИХ УНИЖАЕТЕ.
Даже и не думал никого идеализировать.
Цитата: волхва Пятница
дети по родителям и родители по детям - обязательно, но только при погребении; за воротами кладбища плачи прекращались: иначе покойники "утонут в слезах"
Это обычаи более поздних, близких по времени к нам времен.. Кстати, вера в то, что можно утопить в слезах покойника имеет слабое отношение к христианству. Скорее, это из язычества.
Цитата: волхва Пятница
Очередной забытый пласт культуры
Возможно. Я ничего не могу утверждать (так же как и Вы). Мы можем лишь догадываться и рассуждать на данную тему

<
  • 215 комментариев
  • 7 публикаций
2 сентября 2011 20:39 | #19
0
  • Регистрация: 24.12.2009
 
Здравия всем. Волхова Пятница во всём права. da
Плачь это наиболее древний пласт культуры. В нём задействован наиболее древний способ рефлексии мира. Утверждение, что этот обычай идёт от христианства, о многом говорит. da В кратце: мы считаем что Господь призывает человека в свой срок, и когда это происходит душа и тело разлучаются законно. душа лишившись тела сразу становиться доступной для воздействия злых духов, и только Бог может оградить её от их мучительства, в связи с чем над новопреставленным непрерывно день и ночь читается псалтирь до самого погребения. Это настраивает ум на определённое, серьёзное и возвышенное понимание происходящего. Так было всегда и теперь.
Плачь заключает в себе иной способ отражения. Слово душа и человек здесь синонимы. Душа не разлучается с телом, она умерает. Происходит переход человека из мира яви в неведомый мир нави навсегда. Душа теряет индивидуальность растворяется, растекается. Макошь разрывает пряжу. (распространённый эпизод, среди прях). Поэтому уместно прощание. Другой момент. плачь так же как и тризна после погребения создают контраст мира живых с миром мёртвых, что также укоренено в представлениях о смерти как о неком существе выбирающем кого переводить в мир нави. В русских сказках слёзы поднимают мертвецки спящих,- это собственно сверхзадача.(кстати по моему вполне реализуется da )
А ваши рассуждения мужики вполне понятны, и желание убежать от сего действа тоже, у нас даже бабы уже плакать разучились, (не в обиду присутствующим meeting , но тенденция однако), а как вести себя мужчинам в этом поле и вовсе покрыто тоннами праха. Оттого и стоим, молчим по советски, речи произносим,.. Футлярчики. А на душе кошки скребут, но это же наши кошки зачем их выпускать? Вдруг отзовётся, да разольётся плачь по всей земле и дойдёт до нави и соберёт гостей на последний пир родной души. Радуйтесь живущие мне покойно вы не одни род жив. kolo
Что то опять на лирику потянуло но в целом так и есть. bayan

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*