Несколько слов об избушке всем известной старушки

Несколько слов об избушке всем известной старушки

…вопрос о том, что было «на самом деле»
не всегда дань наивному эмпиризму.
В.Н.Топоров


В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:

На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петуьших головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках.
(Новиков Н.В.Образы восточнославянской волшебной сказки. .1974.С.136).

Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина - это "ножки", "лапки". Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения. Попробуем разобраться, о чём говорят сказки и какого вида сооружение, имеется в виду.

Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.

Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.

Дом, стоящий на костях..., анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей» (С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «……средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).

Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.

Окончательные доказательства наличия у славян сооружений, под основанием которых имелись рога и кости даёт нам археология. Раскопки древнего Новгорода выявили под мостовыми Торга и Ярославова дворища огромное количество рогов и челюстей крупного рогатого скота, причём под мостовыми в других местах города ничего подобного не наблюдается. Мостовые Новгорода, начиная с Х века, строились следующим образом. Вдоль дороги укладывались 2-3 параллельные линии необработанных брёвен, перпендикулярно которым сверху настилались плахи. Такая конструкция была необходима в условиях сильной увлажнённости почвы древнего Новгорода. Пустоты между поверхностью земли и настилом под обычными улицами оставляли пустыми или заполняли почвой содержащей бытовой мусор (щепки, черепки, обрывки кож) и только мостовые САКРАЛЬНО - СОЦИАЛЬНО значимых объектов Торга и Дворища зиждились на костях и рогах. Остаётся загадкой, откуда взялось такое количество рогов и челюстей коров, так как общественных скотобоен в древнем Новгороде не обнаружено, жители забивали скот по мере надобности в своих дворах. (А.Н. Сорокин. «Благоустройство древнего Новгорода» Архив архитектуры VI. Новгородские древности. Выпуск второй. М.1995. С. 27).

Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома. Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4- 5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.

Конечно, мостовые на которых шумело вече или торг - это не совсем то, что изба колдуньи или храм Сварожича на основании из рогов и костей, но тоже архитектурное сооружения из дерева под которое СПЕЦИАЛЬНО положены челюсти и рога коров, причём сооружения используемое людьми во время заключения сделок (торговых и политических), а договора, как известно из летописей, скреплялись клятвами с упоминанием имён Богов.

Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.

Вернёмся к жилищу Яги. Наличие костей под жилищем колдуньи навевает мысли о жертвоприношениях. "Рожки да ножки" остаются от козлика, когда его съедают, то же можно сказать и о курах - перед приготовлением головы и лапки отрубаются и выбрасываются, именно их мы и видим под избой. В сочетании с "сырым говёшком" то, что находиться под избушкой Яги больше всего похоже на помойку, а по научному - культурный слой, что заставляет нас для прояснения вопроса опять обратиться к данным археологии.

Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: "Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных. Находки...позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике "Древности славян и Руси". М. 1988. С.87). Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).

Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!

В избушке Яги тоже много едят. Накормить героя - одна из первостепенных задач Яги, да и сама она хорошо покушать не прочь, после чего любит «покататься-поваляться на косточках» оставшихся от трапезы.

Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий. Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было "ни окон, ни дверей", вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги "ветхая", "очеретом подпёрта, а то б развалилась", то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.

Всё это так "приземляет" Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором»...

Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.

Литовский священник-просвятитель М. Мажвидас в своём "Катехизисе" описал нам типичного литовца - язычника своего времени (1547 год), как бы его мысли:

...лучше камень пахать, чем "Отче Наш" говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.
(Топоров В.Н. "Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)". Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).

С момента окончательного крещения Литвы в 1387 году прошло всего 150 лет... Стоит ли напоминать о сходстве ритуальных практик балтийцев и славян? Поедание курятины в вышеприведённом примере это магический акт, приравненный к церковному первому Причастию (конфирмация в 10 лет), а колдунья названная "святой" - жрица данного ритуала.

Именно такие функции инициации молодёжи присущи и восточнославянской Бабе Яге. Так же известно, что ещё в начале ХХ века в украинских, русских и белорусских деревнях мальчиков кормили петушиными гребешками для того, что бы они росли смелыми и сильными. Балтийский пример вкупе с восточнославянским позволяет нам более детально (я бы даже сказала более смачно) представить себе происходящее в избушке Яги посвящение, ощутить его вкус. А так же позволяет нам убедиться в том, что наиболее частые варианты описания на чём стоит изба (состав подсыпки основания) - куриные останки - соответствуют действительности и это не бытовой, но сакральный сор.

Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.

В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.

Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.

dom-yagi.doc [87,5 Kb] (cкачиваний: 164)
2007 – 2008 г.


Категория: Этнография

<
29 марта 2011 20:52 | #1
Борвирус
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
санскрит(Дэванагари - язык богов); яга - жертва, Ягья - жертвоприношение.
Рус. ягнёнок, агнец. в рус.яз. видна связь этих понятий с огнём и возможно с жертвоприношениями через сжигание. Может Яга, это лицо ответственное за сожжение жертвы, как мы помним она питала некую слабость к засовыванию детей в печь.
Кстати образ вращающейся постройки-замка, присутствует в некоторых наиболее архаичных вариантах легенды о "Граале".

<
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
29 марта 2011 22:03 | #2
0
  • Регистрация: 23.11.2010
 
Цитата: Борвирус
к засовыванию детей в печь.
ну там дело в другом вроде как то если ребёнок не доношенный или что то в вроде этого ,его допекали там ритуал целый

<
29 марта 2011 23:11 | #3
Борвирус
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
В некоторых областях "допекали" всех новорожденных детей и это ничему не противоречит.

<
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
30 марта 2011 11:23 | #4
0
  • Регистрация: 3.11.2010
 
Ещё, говорят, жертвоприношение младенцев практиковалось в древнем Карфагене, Финикии. часто говорят, что они к Руси и русским сказкам никакого отношения не имеют. Только язык народов Средиземноморья, кроме греческого, расшифровали только при помощи русского языка. И человеческие жертвоприношения практиковались у русов вплоть до принятия христианства. Особенно на войне, когда пленных приносили в жертву. Или особенно торжественных или сложных случаях тоже. Если даже это не так на самом деле, то отголоски человеческих жертвоприношений можно найти в сказках. Например, сказка о Лихе одноглазом.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
13 августа 2018 08:40 | #5
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Ответ на вопрос "как вертелась избушка" получен!
ИЗБУШКА, ИЗБУШКА, ПОВЕРНИСЬ К ЛЕСУ ЗАДОМ КО МНЕ ПЕРЕДОМ)))
И СРАЗУ СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО, А ГДЕ ТО У НЕЙ ПЕРЕД, КОЛИ ОКОШЕК В ИЗБУШКЕ НЕТ!?
Вот давайте и посмотрим, что ж нам про избушку известно.
Стоит на опушке. На ножках курьих и вертится. ВЕРТИТСЯ!!!!
А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАК НА ОПУШКАХ КОГДА ТО СТОЯЛИ РУССКИЕ ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ. Эти мельницы не походили на голландские, они были удивительные.
Так как они располагались чаще всего в лесу на опушках, то они крутились - их поворачивали в зависимости откуда дул ветер!!! Такую мельницу могли поставить в нескольких вариантах. Нам нужна та, что стоит на курьих ножках! Под описание подходит первый вариант! Представим 4 курьи ножки по бокам, и центральный столб.

Чуть отступлю, но по теме.
Как то разговорилась с молодым "учёным фольклористом" , он мне заявил, что мельница у славян была местом тёмным, там нежити собирались.
Я его спросила - от чего это он так решил. Он мне в ответ - А вы разве не знали. что мельницы на покойниках ставили, они под мельницу мертвецов закапывали!
Я чуть не упала))) Вот, что значит смотреть на всё с одной точки!

А на самом деле всё по другому - мельница была местом СВЕТЛЫМ, хоть иногда в заговорах её именуют ЧЁРНАЯ МЕЛЬНИЦА!!!
А мертвяка да закапывали, и правильно сказал мельница на МЕРТВЯКЕ СТАВИЛАСЬ!
ТОЛЬКО ТАК НАЗЫВАЕТСЯ БРЕВНО ПОВОРОТНОЕ!!!
Выкапывается яма, в земле, туда закапывается мылый сруб в него вставляется толстое бревно - МЕРТВЯК. на мертвяке на верху крепится платформа. на платформе рубится сруб - сама мельница. Нужно мельницу повернуть берём и поворачиваем. Только поворачиваем физически - делом, а у ЯГИ она поворачивалась словом.

И ТАК БАБА ЯГА ЖИЛА НА МЕЛЬНИЦЕ!!!!
ПОТОМУ В СКАЗКАХ УПОМИНАЕТСЯ, ЧТО ОНА ЗВЁЗДЫ МОЛОЛА)))
Посмотрите пожалуйста на первый рисунок, под цифрой 1 перед вам типичная изба Бабы Яги.))) Только лестницу можно убрать. Скорее всего она на ступе из трубы вылетала. А гости по бревну забирались приставному))) Старая мельница, крутится, вертится - это как раз про неё, крутилась именно мельница!

ЕЩЁ РАЗ - эта мельница русская!
Отличается от голландских именно тем, что может сама крутится!
В этой мельнице нет жерновов!!!!
В ней стоит бревно - толчея, на которой зубья!!!! Толкач муку покажет - это как раз про него))
Эти то зубья и "грызут" зерно - разминая его!
От того когда то русская мука и ценилась - из неё хлеб другой получался - вкуснее! Это так к слову, чтоб понятнее было, что за толчея такая и что за мертвяк!
Намного позже на такие мельницы были поставлены жернова.

Эта мельница сама как карусель крутилась! Воротилом поворачивали)))

НУ И РАЗ ТАКОЙ РАЗГОВОР ПОШЁЛ, СДЕЛАЮ ПОДАРОК - ЗАГОВОР НА ЧЁРНУЮ МЕЛЬНИЦУ - ДОМИК БАБЫ ЯГИ)))

«Зерно к зерну наливалося, колосилося, сжиналося, в ладонь собиралося. Делишь ты с людьми радости и горести.
Слёзоньки тобой заедают, зелено вино с тобой выпивают.
Было ты зерно золотым, стань ты зерно заговорным.
Забери к себе горе горькое, вобери в себя разоры и хворы, раздели беду да на зёрнышки, с моего сердца ретивого, да моей души, тела белого, с тела верного, с пути вольного.
Выйду я к Морю Окиану, к Острову Буяну, пойду не своими ногами, пойду своими словесами, на Стрибожию Чёрную Мельницу,
Ветровую отшельницу, скудельницу, судельницу.
Каруселью мельница вертится, ветрами, мертвяком крутится.
Водилом крылья поверну.
Толчея пошла, зубья шевеля.
Сброшу я с рук зерно, пусть зерно толкётся и трётся, зубьями перетирается.
В крупу, в муку обращается.
Ой ты матушка Чёрная мельница, ведовская отшельница, ты хранительница, повелительница.
Ты хранишь людские желания.
Ты скрепишь, поёшь в заклинании.
Я ложу в зерно всё отчаяние.
Разорви его, растолки его, разгрызи его, перетри его, обрати его.
Соберу муку по ветру пущу.
Ты лети мука, муку унеси.
Муку унеси, слёзы высуши.
Ветер подхватил, по ветру пустил.
Горе разметал и тоску забрал, беду разорвал»

ИЛИ ТАК: " Пойду я (имя) к мельнице ветряной, я на мельницу поднимусь, дядьке Стрибогу поклонюсь. Дядька Стрибог помоги лопасти мельницы раздуй-раскрути.
Брошу я (имя) зерна, пусть в муку все перемелется, все печали да кручины, да худые годины, да злые язычины прахом падут по ветру уйдут.
Я (имя) муку в горсть соберу, да по ветру на все 4 стороны пущу, ты дядька Стрибог муку подхвати да за черные горы, в болота гнилые отнеси, да там их положи, пусть там живут-поживают меня (имя) отныне не донимают. Да будет так!"

Автор Людмила Владимировна Машукова (Дьяченко)
https://vk.com/lutik67

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*