ПОЗИТИВНЫЙ ПЛАЧ о ТУРАХ

ПОЗИТИВНЫЙ    ПЛАЧ о  ТУРАХ
Тур «Bos primigenius» novozemelets.livejournal.com


1. ТУРЫ И ЯЗЫЧЕСТВО

Исчезновение тура в Европе совпало с христианизацией. Так же как язычники, уходящие от новой веры в глухие места, туры хоронились «по украинам», жили «отай» в дебрях Белоруссии, Польши и Литвы, которая последней в западной Европе приняла христианство в конце 14 века. В русском эпосе имеется группа текстов, в которых прослеживается связь «темы тура» с Польшей и уходом христианства из Киева. В большинстве вариантов былины «Туры», последние прибегают под стены Киева из Шахова-Ляхова, то есть с польских территорий:

«А-й от Шахова было вплоть до Ляхова
Ишше шли бы, прошли да два гнедых тура…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 2.С-П. 2003. № 237 «Васька-пьяница и царь Баканище», С.197).

«Были мы, матушка, во Шахови,
Во Шахови были да во Ляхови;
Во полноць де прошли да стольней Киев-град…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 1.С-П. 2002. №105. «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С.317-318).


Тур на гербе Каунаса, Литва, герб восстановлен по образцам 15 века в 1995г.


В вариантах былины туры водятся на острове Буян:

«Плыли туры да на Боян-остров.
Настрецю турам да им туриця шла…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 1.С-П. 2002. №105. «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С.317-318).

Если понимать Буян как остров Руян, то этот текст не противоречит «ляховинскому» варианту, так как земли западных славян, в том числе и Руян на Руси назывались обобщённо землёй Ляховинской. Напомню, что язычество на Руяне сохранялось до 12 века.

В старину одним из путей из «ляховинских» земель в Киев лежал через Туровское княжество, входившее в состав Киевской Руси, затем оно обособилось, c начала 14 века это княжество входило в Великое княжество Литовское, тогда ещё языческое, а с 16 по 18 век принадлежало Польше. По письменному свидетельству заядлого охотника Владимира Мономаха (12 век), там было много зверя, в том числе и туров. Этнограф Супинский зафиксировал в окрестностях Турова девичьи головные уборы с большими «турьими» рогами из соломы и ткани (Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси». М. 1988. С.537).

Городище древнего Турова и археологический музей. Туров, Житковичский район, Гомельская область.

В былинах рассказывается о том, что турёныши видели как Богородица добровольно уходит из Киева, заявляя «Не бывать тебе, вера, да на святой Руси!»:

«Туры»
«Вы туры, вы туры да маленьки детоцки!
Уж вы где вы, туры, да были-ходили?» -
«Уж мы были туры да на святой Руси». –
«Уж вы що, туры, там видели?» -

«Уж мы видели, туры, стену городОвую,
Уж мы видели, туры, башню наугольнюю;
И-за той стены из городовыя
Выходила девица-душа красная,

Выносила она книга Евангелиё
Да копала она книгу во сырую во землю,
Она плакала над книгою, уливаласе:
«Не бывать тебе, книга, да на святой Руси,

Не видат(ь) тебе, книга, свету белого,
Свету белого да сонця красного!»» -

«Ох вы, глупыя туры, туры да неразумныя!
Не башня стояла да наугольняя, -
Стояла тут церковь соборная;

Да не девиця выходила, не красная, -
Выходила запрестольня Богородиця;
Да не книгу копала да не Евангельё, -
Да копала она веру христианскую;

Она плакала над верой да уливаласе:
«Не бывать тебе, вера, да на святой Руси!

Не видать тебе, вера, свету белого,
Свету белого да сонця красного,
Сонця красного да зори утрянной,
Зори утрянной – поздо вечерьние!»» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 1.С-П. 2002. № 33 «Туры», С. 146-147).

Иногда подобные тексты, распространённые в Западном Поморье и казачьих областях, служили началом былин о нашествии Кудреванко-царя, редко – Батыги. Автор примечания к былине считает, что этот замечательный сюжет всего лишь «Обособившийся запев былины «Василий Игнатьевич и Батыга»; …Эпический запев, предвещающий нашествие татар на Киев, поморы обычно переосмысляли, воспринимая его как символическую картину крушения истинной веры» (Там же, С. 659).


Памятник туру, Эстония (На мой взгляд морда гаяла с рогами тура)

Но позвольте, ни в одном варианте былин этого типа враги (Кудреванко или Батыга) не покоряют Киев и никакого «крушения веры» в Киеве не происходит, то есть Богородица слёзы льёт напрасно и пророчество её неверно. И вообще, почему она так расстраивается, ведь в реальности православная вера мало пострадала от 300-летнего нашествия – в это время было построено большое количество христианских храмов, что говорит о лояльности Орды к РПЦ.

С другой стороны, в письменных источниках, описывающих христианизацию народов, мы часто встречаем сообщения аналогичные данному былинному тексту. В них сами христиане (проповедники и служители построенных церквей) заявляют, что данный народ ещё не готов к принятию «истинной веры» и добровольно покидают территорию. Например, в «Житии св. епископа Аманда», 7 век:

«Когда же святой муж (епископ Аманд) …услышал, что славяне, вовлеченные в черезмерное заблуждение,…он переправился через Дунай и, обходя эти же места…проповедовал язычникам Евангелие Христово. А когда лишь немногие из них возродились во Христе, он, видя, что плод для него ещё совсем не созрел…вновь возвратился к своим овцам…» (Свод древнейших сведений о славянах. Том 2. М.1995. С. 407). Опять же в примечаниях находим: «Мотивы «несозревшего плода», неготовности языческого народа к принятию христианства, бесплодности миссии и вынужденного отъезда «мужа Божьего» в другие края встречаются в церковной литературе 7-8 веков нередко (ср.Ion. I. 4; II. 9, c. 160, 246-247; Beda Venerabilis V. 9, c. 298; Vita Willibrordi I. 9, c. 123-124)» (Там же, с. 408).

На этом фоне былина «Туры» выглядит не «обособившимся», а отдельным, самодостаточным текстом, отражающим историческую обстановку длительной христианизации Древней Руси, которая началась задолго до 988 года и происходила «с переменным успехом», текст, в котором всё описывается вполне «в духе времени» и к которому впоследствии присоединялись «с неполной стыковкой» тексты о нападении врагов на Киев.

Вернёмся к турам. В Польше последнее стадо было взято под охрану закона и туры жили как парковые животные в королевских угодьях. В 1599 году в королевском лесу в 50 км от Варшавы еще обитало маленькое стадо туров — 24 особи. К 1602 году в этом стаде осталось всего 4 зверя, а в 1627 году погиб последний тур на Земле. Он погиб в лесах недалеко от Якторова из-за болезни, которая затронула маленькую генетически слабую и изолированную популяцию последних животных этого рода. Эта смерть не осталась незамеченной: в Польше поставлен памятник последнему туру.


Памятник последнему туру. Польша.

Однако этот памятник не единственный: «тема ТУРА» бережно сохранена славянским фольклором. Туры упоминаются в былинах, загадках, поговорках, игрищах, присутствуют в обрядах в виде оберегов, масок, головных уборов, ими называются части интерьера избы.

В традиционном календаре славян «тема тура» присутствует с зимы до весны.
В Коляду:

Синопсис: «…на тых же своих законопротивных соборищах (на Рождество) и некоего Тура-сатану и прочия богомерзкия скареды измышляющее воспоминают» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 3. М. 1995, С.366).


«Тур-сатана»

«На Палессi на Каляды сустракалася маска тура, у iншых месцах – быка (каровы). Яна имела рогi. Чалавек хавауся пад тканiнай, что прымацоувалася да маскi» (Т.I. Кухаронак «Маскi у каляндарнай абраднасцi беларусау». Мiнск 2001. С. 25).

Стретенье:
«В старину у сербов совершался обряд, тождественный по значению с нашим ряженьем (хождением окрутников). Наряжались трое: чоpoje, вила и турица. Чоpoje (?) одевался в косматую одежду, увешанную лосьими (лисьими?) и другими звериными хвостами, на лицо накладывал маску («образину»), а в руках держал зелёную ветвь или пучок цветов. Вила являлась в белом женском платье…Тому, кто представлял турицу, приделывалась на длинной косматой шее конская голова… ноги у турицы были косматые и внизу походили на птичьи… впервые они совершали обход на Стретенье, и потом – на всякий праздник до великого поста; «први дан су пролазили и кроз саборну цркву» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 3. М. 1995, С.83).

Нас не должна смущать сербская турица с конской головой и птичьими ногами – искажение образа конкретного зверя в ритуальных игрищах явление довольно частое. Например, известный населению Балкан верблюд изображался ряженными так же с большими искажениями («камел»). А на вопрос почему их верблюд на верблюда не похож, участники обряда отвечали, что «надо делать так, чтобы было смешно». Смех, как известно, является защитой от злых сил. Несоответствие между названием персонажа (маски) и его внешним видом вызывает смех, а так же говорит о знании зрителей истинного вида изображаемого животного.


Кукерская маска, Болгария. В обряде кукеры бодают бесплодных женщин


На Масленицу:
«В Словакии одной из самых распространённых масленичных масок был туронь (turon). Его представляли двое мужчин, стоявших друг за другом, второй держал руки на плечах первого. Оба они были закрыты грубой холстиной, к которой впереди была пришита голова вола с колокольчиком. Туронь в сопровождении двух других юношей ходил от дома к дому и валялся на навозной куче. Что якобы способствовало хорошему урожаю, а затем один из сопровождающих туроня его убивал» (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977. С.223).

Упоминание о навозе и вождении быка-тура свидетельствует о языческом обряде, берущем начало в индоевропейской древности. Многие индийские ритуалы проводились на коровьем навозе: «Умирающего клали на землю, обмазанную коровьим навозом и посыпанную священной травой и зёрнами сезама…» (Р.Б.Пандей «Древнеиндийские домашние обряды», М.1982, С.294). В индийском ритуале очищения после похорон находим: «Совершающий обряд пусть первым коснёться камня (то есть земли)… Затем, встав встав в северо-восточной стороне, пока они обходят вокруг с огнём, БЫЧЬИМ НАВОЗОМ и совершают непрерывное возлияние воды, произнося три стиха (Ригведы)…, пусть он бормочет: «Они обвели корову вокруг» (Ригведа, Х, 155, 5). Считают, что рыжий бык должен быть обведён вокруг» (Р.Б.Пандей «Древнеиндийские домашние обряды», М.1982, С.290). Молодые туры и турицы как раз и были рыжими, гнедыми. То есть в дни весеннего равноденствия в Словакии так же как и в ведической Индии в обрядах очищения было в обыкновении водить рыжего «быка», который касался земли и навоза, а затем очищенный туронь приносился в жертву, что, несомненно, было угодно языческим Богам, которые реагировали созданием доброго урожая.


Ряженые туронем

«Самыми распространёнными масленичными ряжеными в Словении …были коренты или куренты. Главный элемент костюма курента…- шапка – маска…Верхняя часть шапки …с …двумя коровьими рогами, или палочками, украшенными пучками перьев и лентами…Отдельные ряженые в маскарадных процессиях изображали животных:…лошадь, осла, медведя, волка, ТУРА…» (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977. С.246).


Курент. Детский рисунок, Словения


Весенние праздники:
«Народные песни, которые поются при встрече весны, вспоминают Тура – удалого молодца и соединяют его имя с другими прозваниями Перуна: «ой, Тур – Дид-Ладо!» …Ипатьевская летопись упоминает Турову божницу» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 1. М. 1995, С.339).

К сожалению Афанасьев не приводит этих песен целиком, нет их и в многочисленных фольклорных публикациях последних 150 лет. Но у нас нет оснований полагать, что таких песен не было. Заметим, что в приведённом рефрене весенних песен упомянут не зверь, но человек с именем Тур. Это имя было довольно распространённым у славян и других европейцев: «…бе бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою Полотьске, а Туръ Турове, от него же и туровци прозвашася» (ПВЛ под 980 годом). В Устюжском летописном своде, составленном в XVI веке, Тур назван братом Рогволода..

«В Галиции Турицы празднуют в начале мая или на зелёной неделе» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 1. М. 1995, С.340).



Русалии:
«Спустя десять дней после вознесения, чехи и словаки праздновали летнице…, у словаков называвшиеся также турице (turice), русадла…Это был зелёный праздник; все дома украшались ветками деревьев…» Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977. С.234).


Кукеры

«Туриная тема» оставила свой след не только в ритуальном ряженье, но и в нарядах:
«В бывшей Калужской губернии у девушек в конце 19 века существовал праздничный головной убор с огромными рогами. Священники не пускали таких «рогатых» невест в церковь» (Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси». М. 1988. С.537). Выше уже упоминались «рога» девушек в окрестностях Турова, рогатые кички носили в Тамбовской, Рязанской областях и девушки казаков-некрасовцев. Однако не все рогатые головные уборы изображали турьи рога, иногда они были явно козьи.


Невеста казаков-некрасовцев в старинной рогатой кичке. Скорее «коза», чем «турица»



Казачка-некрасовка в «турьих рогах»

Чем же это животное было так интересно и дорого сердцу славянина? Почему именно туров исчезнувших около 400 лет тому назад, до сих пор помнят люди и восхищаются ими, а не, например, зубрами, здравствующих по сей день? Что бы ответить на этот вопрос необходимо понять, чем собственно эти два родственных вида быков отличаются друг от друга.

Вопрос не праздный - уже в 19 веке начинается путаница, В.Даль пишет в своём словаре «Живого великорусского языка»: «ТУРЪ стар. дикий бык, ныне зубр…» (В. Даль. Толковый словарь…Том 4. М. 1995. С. 444). Или: «ЗУБР…вид дикого быка с косматой шеей…Нет сомненья, что это наш древний гнедой тур…(Там же. Том 1, С.695). И вслед за ним вот уже более ста лет многие путают этих очень разных животных.


Тур на гербе Каунаса, 15век.



Зубр на гербе Каунаса, Литва, 1935 год.

И если Далю это простительно – в его время большинству россиян не были доступны наскальные изображения туров, не была изучена его биология на основе археологических находок, из диких быков европейцы в большинстве своём зримо наблюдали только родственных зубров и бизонов, и не очень-то прислушивались к сведениям устного народного творчества. В наше же время каждый человек уважающий Предков должен понимать, о каком животном идёт речь. Многочисленные статьи, в интернете рассказывающие о ТУРАХ, их сакральности в культуре славян, иллюстрируемые изображениями ЗУБРОВ недопустимы.


2. ОТЛИЧИЯ ТУРА ОТ ЗУБРА


Наскальное изображение тура

Если говорить в наибольшей степени схематично и упрощённо, быки туры и зубры, разняться так же как отличаются друг от друга представители рода кошачьих тигр и лев. Как лев гривастый, косматый, а тигр гладок и полосат; так и зубр – косматый бородач, а тур гладкий и с полосой по хребту.
Но самое главное отличие это рога и посадка головы. У зубров и бизонов рога относительно короткие, у туров же рога крупнее и длиннее и направлены вперёд. Посадка головы у зубров низкая, а у туров была высокой, что делало их похожими на родственных быкам антилоп (ныне антилоп учёные относят к роду быков).


Зубр



Бизон


К сожалению, на сегодняшний день в интернете нет изображения реконструкции тура полностью соответствующего облику этого удивительно красивого животного. Все картинки имеют тот или иной изъян, так что реальный вид тура будем создавать методом аналогий и «от противного».


Рисунок тура. По мнению специалистов рога «правильные», напоминающие красивым изгибом лиру, а «фигура» и морда «не те». У туров принципиально другая форма черепа по сравнению с любыми породами домашней коровы: он длинный и узкий без перегиба от морды ко лбу (лоб как бы вдавлен) и более четко выражено развитие плечевого пояса по сравнению с заднем (Зоологический форум).


лира. Согласно мифу, была изобретена Гермесом. Для ее изготовления он использовал рога антилопы.



Наскальный рисунок тура с лирообразными рогами

Почти все породы крупного рогатого скота выведены людьми от туров. На сегодняшний день несколько домашних пород быков наиболее напоминают их:


Например, серая украинская порода быков. С турами не совпадает окрас, короткие ноги и многое другое. Зато впечатление на зрителя оказывает такое же.



Ватусси, в отличие от туров у этой породы слишком длинные рога и направлены они более в стороны, а не вперёд, форма головы похожа на туриную. Окрас ватусси в целом совпадает с окрасом туриц и турёнышей. А вот взрослые туры были буро-чёрными со светлой полосой вдоль хребта.



Испанский бык, более других сохранивших черты туров. Окрас приблизительно совпадает с окрасом самцов туров, рога направлены вперёд, но они меньше, чем рога тура.

Обратите внимание на белые губы домашних пород (см. фото выше), эта особенность скота отмечена русским фольклором: «Тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа», «Бык тупогуб, у быка губа тупа » (В. Даль. Толковый словарь, том 4. М. 1995. С. 443). По Далю «тупой – противоположно острый, отрубистый в конце…». Эти скороговорки о тупых и белых бычьих губах меня с детства удивляли. Губа как губа, у людей, например, губы совсем плоские, чего к быку то придираться? Теперь то я понимаю: смотря с чем сравнивать. Народная мудрость сравнивала домашнего быка с диким его предком – туром, морда которого была более вытянута, более острая, эту особенность обнаруживают сохранившиеся черепа туров.

Интересно, что выражение «тупорылый», то есть такой же, как домашний бык, означает «глупый», может быть, и здесь мы видим отголосок сравнивания умственных способностей домашних быков с дикими турами? Тем более, что подобные примеры понижения «интеллекта» есть в зоологии: дикие бараны и овцы умны и смелы, а глупость одомашненных стала «притчей во языцах».

Вероятно, у туров губы были не белые, а соответствующие окрасу всего животного, по крайней мере, так они описываются в былинах:

«Тут ишли где туры да одинаковы,
Одинаковы туры шли – да одногнедые,
Одногнедые туры шли да златорогие…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 3.С-П. 2003. № 363 «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С. 319).

«А и выбегала-то турица одношорстная,
А и одношорстная туриця она была, однопарная,
А и как рога были у турицы-то золочёныя…» (Былины М.С.Крюковой, том второй. М.1941. «Туры, малы детоцьки». С.148).
«Однопарная» означает «одинаковая», а «одношерстная» - «без пестрины» (Там же, словарь местных и малопонятных слов с. 776).

Этот «упор», подчёркивание «одношерстности», «одногнедости» туров в славянском фольклоре совсем не случаен, и очень важен. В описаниях ведических ритуалов находим то же самое: «(И ведут) животное, «сопровождающее» (покойного), - корову или козу ОДНОГО ЦВЕТА. (Р.Б.Пандей «Древнеиндийские домашние обряды», М.1982, С.284). То есть животное без пятен считалось более пригодным для участия в ритуале, более близким к Богам и Предкам, более священным.

В былинах и песнях устойчивым эпитетом туров является описание их сплошного окраса:

«Гнеды турышша» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 2.С-П. 2003. № 270 «Васька-пьяница и Курган-царь», С. 305).

«А тут таковой Всеславьевич
Обернулся гнедым туром-золотые рога…» (Былины. М. 1988. «Волх Всеславьевич», С. 31).

«Из далеча чиста поля,
Из раздолья широкова
Как бы гнедого тура
Привезли убитова...» (С.Н.Азбелев «Ранний фольклор о Ермаке Тимофеевиче». В сборнике «Русский фольклор» ХХХ Материалы и исследования. С.118).


Тур на гербе города Турка, Карпаты, Львовская область, Украина. У тура правильные лирообразные рога, но направлены они не вперёд, как у тура, а вверх

По Далю «гнедой» - тёмнорыжей масти. Но зоологи утверждают, что тёмно рыжими были только самки и молодые животные! Следовательно, в фольклоре речь идёт о молодых особах, которых сравнивали с гнедыми турами. В одной из древнейших былин «Волх всё Славьевич» об этом говориться прямо:

«А и будет Волх десяти годов,
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
…Обертываться гнедым туром - золотые рога» (Былины. М. 1988. №2. С.29).

В одной из былин находим хорошо развитые плечи тура:

« Обвернулась Маринка серой ласточкою,
…Села-ли Добрыне (которого она превратила в тура) на могучи плеча…» («Добрыня Никитич и Алёша Попович», М. 1974. №26 «Добрыня и Маринка», С.157).

Несмотря на «могучи плеча», тур был гораздо стройнее других быков (бизонов, зубров, волов, яков)
но не уступал по размерам самым крупнейшим.

Итак, вы представляете: мощный зверь с мускулистым, стройным телом высотой в холке до двух метров и массой до тонны. Ноги длиннее, чем у других быков. Брутально поднятый плечевой пояс, высоко посаженная (по сравнению с зубром) узкая голова увенчаная длинными острыми рогами направленными вперёд и в стороны с красивым лирообразным изгибом. Никаких провисов шкуры под шеей (как у буйволов). Окраска взрослых самцов буро-черная, с узким светлым «ремнём» вдоль спины, а самок и молодых животных —сплошная буро-красная ( Боголюбский С. Н., Происхождение и преобразование домашних животных, М., 1959; Zeuner F. E., A history of domesticated animals, L., [1963]).

Грациозный, могучий тур внешне отличался от «шкафообразного» лохматого зубра как человек современного вида от неандертальца!

Примерно так по цвету выглядел взрослый тур, но рога у этого быка не лирообразны, морда, «фигура» и ноги не такие как у тура

Области обитания у зубров с турами были разные. Хотя последние туры доживали свои дни в лесах, ранее эти быки держались в основном в лесостепи, а нередко заходили и в степи. В леса же они, вероятно, откочёвывали только зимой. Зубры же жили в лесах постоянно. Питались туры травой, побегами и листьями деревьев и кустарников. Гон приходился у них на осень, а телята появлялись весной. Жили небольшими группами или в одиночку, а на зиму объединялись в более крупные стада. Естественных врагов у туров было мало: эти сильные и агрессивные животные легко справлялись с любым хищником, кроме человека, конечно...

В фантастическом рассказе «Буй-Тур, Яр-Тур» описывается встреча зубра и тура: «… навстречу зубру, отпихнув нас крутым боком, пронеслась рыжевато-бурая туша. Чудовищный бык двигался стремительно и плавно, как дельфин в океане... Стал перед шерстистой глыбой, выставив неимоверной длины рога, и замычал - утробно, гулко, звучно. То был Всеволод. Зубр не проявил ответного азарта. Коротко взмыкнул в ответ, копнул землю разок другой и удалился с небрежной миной победителя в рестлинге» (Мудрая Татьяна Алексеевна http://samlib.ru/m/mudrowa_t_a/).


3. О НОРОВЕ ТУРИНОМ

О характере туров можно судить по глаголам, однокоренным слову «тур»: «Турить… и турять…, турнуть…туривать (тамб. кстр. влгд) гнать или сгонять, шугать, пугать и прогонять. Тури его со двора! Турить гурт. Придёт пора – турнёт курносая со двора! …Туренье, турка действие по глаголу. Задали им турку, турнули с острасткой…Туркий – спешный, скорый, проворный, быстрый…Время турко бежит. Туркой парень. Туразить кого – гонять, ловить, травить, догонять или гнаться с шумом, криком. За селом волка туразят! ТурОвить – торопить, понукать, погонять, понуждать. ТурОветь или турАть, туровать – заботиться, пещись (печься) о чём. Туровый – скорый, быстрый, прыткий, бойкий, успешный. А ну-тка, тУрово! Скорее, живее. Тур-турить (вят.) гнать, спешить. (В.Даль. Том 4. С.443-444).


Тур туразит стаю волков

В русском эпосе мы встречаем описание именно такого поведения туров. Например, они заботливые, пекутся о своём потомстве и родителях:

«Здравствуй, турица, родная матушка!» -
«Здравствуйте, туры, малы деточки!
Где вы ходили, где вы бегали?»… (Былины. М. 1988. №38 «Василий Игнатьевич и Батыга», С. 266).

Или:
«Уш вы з(д)растуйте, деточьки родимые!
Уш вы где-ка, туры, были, где вы побыли?
Говорят тут туры да златорогие:
«Уш ты здрастуй, наша матушка родимая,
Уш ты та ж турица златорогая…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 3.С-П. 2003. № 369 «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С. 361).

В былине М. Крюковой «Туры, малы детоцьки» эта забота и опека выражена наиболее полно (на две страницы, потому сокращаю): турица встречает старшего сына-тура, которого не видела три года сообщает ему о том, что у неё родились два турёныша – его младшие брат и сестра, что они потерялись и она волнуется не съели ли их волки или медведи. Турица и тур бегут искать «малых детоцек», находят; турёшыши «убоялись» взрослого тура, их старшего брата; турица знакомит родственников, они здороваются; старшие расспрашивают младших о том, где они провели ночь, внимательно выслушивают малышей и помогают им правильно истолковать увиденное ночью странное поведение Богородицы (Былины М.С.Крюковой. Том второй. М.1941. №74, С. 148-149).

Туры в былинах и песнях чаще всего являются не в одиночку, а гуртом различной численности:

«Туманы затуманились:
Не видно было во поле
Тура с турицею…» (Величание свахи. «Обрядовая поэзия. Книга 2» М.1997. № № 524, 525 . С. 313, 314).

«Настрецю турам да им туриця шла…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 1.С-П. 2002. №105. «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С.317-318).

В момент рождения Волха случилось землетрясение: «сколыбалася Мать Сыра Земля, туры да олени за горы пошли».

« - Подико-ты, Добрынюшка, ко морю ко Турецкому,
Где ходят там гуляют девять туров,
Поди-ко ты, Добрынюшка, десятыим туром» («Добрыня Никитич и Алёша Попович», М. 1974. №26 «Добрыня и Маринка», С.156).

«Повёрнула Добрыню гнедым туром и спустила в чисто поле. Там было у ей тридцать деветь туров повёрнуто, а этот – сороковый» («Добрыня Никитич и Алёша Попович», М. 1974. №29 «Добрыня и Маринка», С.165).


От топота копыт пыль по полю летит…

Стада туров преодолевая большие расстояния находятся в постоянном в движении, они «туряться», они «туркие», скорые, быстрые:

«Из-под той белой березы кудреватыя,…
Шли-выбегали четыре тура…
Побежали туры прочь от Киева…» (Былины. М. 1988. №38 «Василий Игнатьевич и Батыга», С. 266).

Туры наших былин так же «прытки» как антилопы:

(Волх) «Обернулся гнедым туром – золотые рога,
…Он первый скок за целу версту скочил,
А другой скок не могли найти…» (Былины. М. 1988, №2 «Волх Всеславьевич», С. 31).

То же находим и в «подозрительной» Краледворской рукописи, однако если она и имеет автора, то он был хорошо знаком с фольклором:
«Tu Vratislau jak tur jari scoci» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. М. 1995. С. 339).

Добрыня, обращённый в тура Маринкой, в полном соответствии с вышеприведённым списком однокоренных глаголов «успешно шугал, пугал и гонял» всех на своём пути:

«А пошел же он (Добрыня) туром да златорогим.
Увидал он тут стадо да гусиноё…
Притоптал же всех гусей да до единого…

Он приходит тур во стадо во овечье,
Притоптал же всех овец да до единою…
….
Ко тому было ко скоту ко рогатому,
Притоптал же всех коров да до единою…(надеюсь коровам это пошло на пользу)
...
Находил же стадо он конное…
Разгонял же всех коней да по чисту полю…( Былины. М. 1988, №8 «Добрыня и Маринка», С. 56-57).

И это не художественное преувеличение. Есть письменное свидетельство очевидца агрессивного поведения тура из 12 века. В «Поучении Владимира Мономаха» князь описывает разные случаи своей жизни, в том числе: «Два тура метали меня рогами вместе с конём…» (Литература Древней Руси. Хрестоматия. М. 1990, С. 119).

На этом фоне становиться понятным, почему в одной из русских сказок напористый «король королецкий», грозящий царю Петру «всю ево землю испройду, ево в полон возьму и ево жену изнасильничаю» обозван сказителем «туром турецким» (Д.К.Зеленин «Великорусские сказки Вятской губернии». С-П. 2002. № 100 «Богатыри: Алеша Попович и Никита Добрынич» (так!), С. 313). Ныне характеру туров наиболее соответствуют чёрные быки, участвующие в корриде.
Выше мы уже приводили цитату Пандея о роли рыжей коровы в очистительных ритуалах. Она служила даром брахману за проведение похорон по обычаям Предков. А вот в самих похоронах жертвенным животным служила черная корова, причём она должна была быть бесплодной и злой (Р.Б.Пандей «Древнеиндийские домашние обряды», М.1982, С.295). Если эту схему использовать применительно к туру, то мы увидим, что для обрядов очистительных, взывающих к жизни можно было бы использовать молодых туров и туриц рыжей масти, а в обрядах, относящихся к смерти, применимы были бы взрослые, старые самцы туров – чёрные и злые. Почему я допускаю такую замену? Потому что в ритуалах индийцев домашняя корова служила заменой священной дикой антилопе.

В древнеиндийских источниках мы находим сообщение о том, что земля, подходящая для проживания арийских племён та, в которой водиться чёрная антилопа, «пригодная для жертвоприношений». Выше вскользь замечалось, что туры силуэтом и рогами более были похожи на некоторых антилоп, чем на домашних или других диких быков. Так же, как и у туров, у черных антилоп самцы были чёрные, а самки и молодые самцы красно-коричневого либо тёмно-коричневого цвета (ВикипедиЯ). Однако современные черные антилопы водятся в Африке, какие «черные антилопы» имелись в виду в древних индийских источниках, неизвестно. Возможно, это нильгау, в Индии они считаются близкими родичами коровы и священными животными.


Антилопы нильгау. «Фигура» почти как у тура

Как известно, древняя «классификация» животных не совпадала с современной. Например, зверя Шарабха, который по описаниям и этимологии имени, несомненно, был лосем, индийцы по каким-то своим соображениям называли «козлоподобный». А один из видов козла, водящийся на Кавказе называется туром, видимо за красоту, мощь и рога.


Тур кавказский

Возможно, что арии, разойдясь по планете, руководствуясь древними описаниями священных быков, принимали за них наиболее подходящих животных новых территорий; так нильгау заменили туров, в древности широко распространённых по планете, но не в Индии.


Бордовым цветом обозначена былая область распространения туров

Помня об этих различиях в классификации животных, не стоит смешивать весь фольклорный материал о быках и о турах: иногда быки мыслились отдельно от туров, иногда замещали друг друга. В славянской традиции по многим признакам домашние быки скорее относятся к Велесу, а дикие туры к Перуну.


Песнь домашнего гаяла

Звуки, издаваемые турами, вероятно, отличались от мычания домашних быков, были более «звериными». Вот как они описываются в «Задонщине» (14 век):

«Не тури возрыкали у Дону великаго на поле Куликове» (Литература Древней Руси. Хрестоматия. М. 1990, С. 215). Впрочем, в белорусском фольклоре домашние коровы тоже «рыкают».

В былине «Туры, малы детоцьки» турица призывает своих потерявшихся турёнышей громким криком:
«А и закричала тут турица-та одношорстная…
«А и где вы, туры, вы, туры, малы деточки?»
А и услыхали тут-то ведь и малы, малы туры-ти,
Э и прибегали тут и малы, ведь и малые турёныши» (Былины М.С.Крюковой. Том второй. М. 1941. №74. С. 149).

В русской загадке отмечается необычный для остальных быков звук, издаваемый туром:

Тур ходит по горам, турица – по долам, тур свистнет, турица мигнет (Гром и молния). Согласитесь, звук грома трудно назвать «свистом», следовательно, свистел реальный тур, с которым по другим признакам сравнивается гром. Каким был этот «свист» остаётся загадкой.

Что бы мои предположения не казались беспочвенными отмечу что быки других пород имеют весьма необычные голоса: «…остается упомянуть о голосе, который тоже как раз под стать странной наружности яка: это — не блеяние овцы, не мычанье быка, не ржание лошади, а нечто вроде хрюканья свиньи, но глуше и однообразнее его» (Брем «Жизнь животных»). А один из видов антилоп то ли копытами, то ли рогами издаёт трудноописуемые звуки.


Фото с обряда. Тур свистнет, турица мигнет…

Мощные звуки издаваемые быками турами имитировались в обрядах специальными приспособлениями, которые назывались «буга» (бык), «бухай» (бугай). Они изготовлялись из ёмкостей (бочка, ведро) с пропущенным пучком конских волос. При натягивании и верчении пучка «инструмент» издавал жуткий рёв (Из личной беседы с мастером, делавшим ремонт моей квартиры, уроженцем Молдавии, который в юности изготовлял такие «буги» с товарищами для колядования).

Бухай - односторонний фрикционный барабан. http://musicabo.narod.ru/.


Подобные конструкции были распространены во многих странах. Инструмент издает низкие «бухающие» звуки, которые почти неотличимы от крика Водяного быка, ночной болотной птицы, которую на Украине называют также «бугай». Очевидно, что эта птица названа по месту обитания (вода) и издаваемым звукам, похожими на бычьи. Этот рёв быка с болот отсылает нас к распространенному фольклорному мотиву волшебных быков, выходящих из вод и уводящих за собой в водоёмы стада домашних коров. Возможно, и здесь мы имеем «туриный» след – реальные туры легко скрещивались с коровами, а из былин мы знаем, что туры хорошо плавают:

«Плыли туры да на Боян-остров…» (А.Д.Григорьев «Архангельские былины и исторические песни. Том 1.С-П. 2002. №105. «Васька-пьяница и Кудреванко-царь», С.317-318).

Интересно, что некоторые водоёмы носят «туриные» имена: « Именем тура народ окрестил многие географические местности; особенно любопытны следующие названия озёр: Волотур, …Турово, Тур-озеро… (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 1. М. 1995, С.339). Вероятно, в этих озёрах любили понежиться туры.

По свидетельству очевидцев, звуки, издаваемые «бугой» были ужасны. Слушать и издавать их могли только храбрые люди, такие, как туры:

«храбор бо бе (Роман Мстиславич Галицкий), яко и тур» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. М. 1995. С. 339. Ипатьевская летопись, 13 век).

Именно в связи с такими качествами туров как храбрость, напористость, успешность в сочетании с заботливостью о «своих» и, в том числе, хорошо развитым «командным голосом», на Руси наиболее выдающиеся воины величались турами.


4. ТУРЫ – ВОИНЫ РУСИ

Самое позднее сравнение воина с туром находим в потрясающей народной песне-плаче на смерть донского атамана Михаила Черкашенина, который погиб, обороняя Псков в конце 16 века (Ливонская война):

«Из далеча чиста поля,
Из раздолья широкова
Как бы гнедова тура
Привезли убитова,

Атамана польскова (то есть воевавшего в Поле - южнорусских степях),
Атамана польскова,
А по имени Михайла Черкашенина.

А птицы-ластицы
Круг гнезда убиваются –
Еще плачут малы ево дети
Над белым телом.

С высокова терема
Зазрила молодая жена,
А плачет-убивается
Над ево белым телом.

Скрозь слезы свои
Она едва слово промолвила,
Жалобно причитаючи
Ко ево белу телу:

«Казачья вольная
Поздорову приехали,
Тебя, света моего,
Привезли убитова…» (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. 1977. С.ё195).

Про храбрость Черкашенина складывались легенды. Считалось, что он заговорен от пуль, летописец отметил, что атаман заговаривал вражеские ядра и знал дату своей смерти. Одного из сыновей Черкашенина пленили и казнили крымские татары. Атаман отомстил: «Зачем ты казнил сына Мишки Черкашенина? Теперь у меня донские казаки за сына Мишки Азов взяли, лучших людей из Азова побрали…да шурина моего…» - писал с досадой турецкий султан крымскому хану»» (С.Н.Азбелев «Ранний фольклор о Ермаке Тимофеевиче». В сборнике «Русский фольклор» ХХХ Материалы и исследования. С.118).

То есть с туром сравнивается человек отчаянно храбрый, любящий свою семью и любимый своими близкими, мстящий за посягательство на них, владеющий боевой магией, прозорливец. Конечно – христианин, но с явно языческим мировоззрением.


Золотой тур из Майкопского кургана Ошад. IV тыс. до н. э.

Заглядывая далее, вглубь времён, следующее сравнение русских воинов с турами находим в «Задонщине», литературном произведении 14 века: «…Не тури возгремели на поле Куликове побежени у Дону великого…То ведь не туры побиты у Дона Великого, а посечены князья русские, и бояре, и воеводы…» (Литература Древней Руси. М. 1990. С.222).

Дмитрий Донской там же сравнивается с туром: «И начал тогда князь великий наступать. ...Ветер ревёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича…уже встал тур на бой!» (Литература Древней Руси. Хрестоматия. М.1990. «Задонщина». С.224).

Заметим, что помимо воинских подвигов, Дмитрий Донской славен ещё и тем, что 22 года провел в счастливом браке которому «земля Русская была рада» с Евдокией, дочерью Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия. У Дмитрия Донского и Евдокии было двенадцать детей.

Выше мы уже приводили цитату из Ипатьевской летописи, составленной предположительно в 13 веке, в которой Галицкий Великий князь сравнивается с туром:

«храбор бо бе яко и тур» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. М. 1995. С. 339).
По свидетельству Татищева, Роман был невысок постом, но широк в плечах, силен и красив лицом, глаза и волосы имел черные, … и нрав горячий. Во гневе начинал заикаться. Любил веселиться с боярами, но никогда не пил чрезмерно, любил жен, но не слушался их (Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г).

В 12 веке написано «Слова о полку Игореве…», в котором мы впервые встречаем словосочетания «буй тур» и «яр тур», применяемые к воинам. Но не все храбрые ратоборцы в «Слове…» имеют такие величания. Они называются «соколами» иногда «буями», например, Рюрик, Давыд, Роман, Мстислав и сам Игорь- главный герой поэмы. И только брат Игоря Всеволод величается «буй туром», «яр туром». Князь на брани в первых рядах, и только о нём говориться, что он бьётся не чувствуя ранений, в полном отрешении от всего, кроме сражения:

«Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь воинов стрелами, гремишь по шлемам…Яр-Тур Всеволод! Какая рана удержит…того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!» (Повести Древней Руси. М. 2002. «Слово о походе Игоревом». С.306).

Отметим, что и в этом примере упоминается «милая жена», то есть полноценные семейные отношения князя, от которых он в запале боя может абстрагироваться, так же как и от физической боли. Вспомним вышеприведённое: «ТурОветь или турАть, туровать – заботиться, пещись (печься) о чём. Туровый – скорый, быстрый, …, бойкий, успешный». И Всеволод и, и Дмитрий Донской и Михаил Черкашенин именно такие, и туры тоже.

Но самое древнее сравнение воина -славянина с быком, правда не туром, на мой взгляд содержится в «Так называемой хронике Фредегара», в которой автор рассказывает об образовании державы Само (7 век) и приводит воинский термин, который более нигде не встречается и ныне считается «тёмным»:

«В год 40-й царствования Хлотаря человек по имени Само … отправился торговать к славянам, прозываемым винидами. Славяне уже начали восставать против аваров, прозываемых гуннами, и царя их хагана. Виниды уже издавна были «БЕФУЛЬКАМИ» гуннов, ибо когда гунны шли в поход против кагого-либо народа, гунны, собрав своё войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. Если они оказывались в состоянии победить, тогда гунны подходили, чтобы захватить добычу. Если же винидов одолевали, то, поддержанные гуннами, они вновь обретали силы. «БЕФУЛЬКАМИ» потому называли их гунны, что они впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию». И далее идёт рассказ о сожительстве авар со славянками на «зимних квартирах», нежелании кочевников признавать прижитых детей (Свод древнейших письменных известий о славянах. Том 2 (7-9 вв.) С.367).

В комментариях к тексту находим: «Вслед за другими переводчиками мы оставляем этот уникальный…термин (бефульки) без перевода, так как его происхождение и значение не ясны. Вероятнее всего, он восходит к славянскому *byvolci, «погонщики буйволов», «волопасы»…Хронист же переосмыслил непонятное для него славянское слово или как латинское Bi(s) +*fulka, « имеющие двойную опору»…, или как лат.-герм. bi(s)+*fulka , «двойное войско» …Быть может, в глазах аваров славяне были лишь «волопасами», поскольку считались вспомогательным отрядом, обслугой, не игравшей роли в войне (там же, с. 380).

Самое интересное, что все приблизительные переводы, скорее всего где-то рядом с истиной, но вот их интерпретация, на мой взгляд, не верна. И славяне и гунны (авары) были хорошими воинами, «работали в смычке», они несомненно применяли в боях различные тактики, и ничего унизительного в «вспомогательных отрядах», «двойных войсках», и даже «буйволах» Из дальнейшего текста хроники ясно, что славяне восстали против авар из-за несправедливого дележа воинской добычи и не признания аварами детей, рождённых от славянок, то есть причина конфликта в финансовых и семейных отношениях не устраивавших славянских воинов. Здесь мы опять встречаем свидетельство заботы воинов о своих семьях.

Попробуем разобраться, кто такие «бефульки». "Так называли их гунны», но внятного перевода нет. В то же время мы знаем, что и у гунн и у авар были в ходу некоторые славянские слова, так что возможно, что и рассматриваемое слово есть перевод со славянского, используемого гуннами, на франкский (латино-германский). Искать ныне не понятный смысл воинского термина, объединяющего в одном слове «быков» и «двойное войско» мы будем в воинской культуре прошлых времён, она достаточно хорошо освещена источниками относительно германцев.

О «двойной линией боя» узнаём от Тацита, в 31 главе труда «Германия» (начало 2 в. Н.э.) римский писатель пишет: «…самые смелые… Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали ПЕРЕДНЮЮ ЛИНИЮ» (ВикипедиЯ). То есть линей было по крайней мере две и первую составляли самые ярые воины, что вполне логично и ни в коем случае не унизительно, а скорее почётно.

По поводу воинов - «быков» информацию можно найти у Снорри Стурлусона, в «Круге земном» (12 век) он пишет: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой С МЕДВЕДЯМИ И БЫКАМИ. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка» (ВикипедиЯ).

То есть берсерки сравнивались не только с медведями, но и с быками! Само слово «берсерк» образовано от старонорвежского «berserkr», что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; -serkr означает «шкура», «шёлк» (ткань)). Форма «берсерк» возникла как заимствование из английского «berserk» - «неистовый, яростный» (ВикипедиЯ).

Берсерки: бык и медведь, полуголый и в шкуре медведя. Бронзовая пластинка VIII века. Торслунда, о. Эланд, Швеция

Из древних письменных источников мы знаем, что и славянские воины яростно сражались в первых рядах «без рубашек», что говорит нам об общей воинской культуре родственных народов. Но есть и нюансы. Если германские особо буйные воины назывались берсерками, и в 12 веке «сравнивались силой с медведями и быками», то у русских в то же самое время и позже, вплоть до 16 века, мы находим сравнение отдельных доблестных воинов только с диким быком – туром.

Ратное поведение князей-туров Всеволода, Романа, Дмитрия и тура-атамана Черкашенина, описано в истчниках в полном соответствии с характеристикой быков «бефульков» «Хроники Фредегара» и берсерков - быков и медведей, которые выходили на «первую линию» сражения, «… отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли» (ВикипедиЯ).

Однако все эти примеры сравнения воинов с быками-турами (кроме первого) – книжные, авторские. Но это не означает того, что данная метафора не народного происхождения. Известно, что «Слово …» насквозь пронизано фольклором, а «Задонщина» подражает «Слову…», так что вероятность народного происхождения сравнения воинов с турами в них велико. И вряд ли в 16 веке казаки, создатели песни об атамане Черкашенине, в которой он сравнивается с туром, были знакомы со «Словом…», найденном в одном из монастырей на два века позже.

Но вот интересный факт: ни один из богатырей русского эпоса не назван туром в связи с воинской храбростью. В туров превращаются Волх и Добрыня, но это никак не связано с битвами. Воин – волшебник Волх сам оборачивается туром для быстрого забега в нужный город; Добрыню заколдовывает злая Маринка и пускает в чисто поле на пастьбу с другими турами.

То есть вырисовывается такая картина: храбрых воинов много, но только некоторые из них называются турами. Очевидно, что у них должно быть что-то общее, должен быть какой-то признак, по которому эти воины выделены в отдельную малочисленную группу величаемых турами. И такой признак нашёлся, но он был весьма неожиданным. Изучив биографии князей Всеволода, Романа, Дмитрия и атамана Черкашенина могу сказать со всей определённостью – единственное, что объединяет ВСЕХ этих людей, кроме личного мужества и любви к отечеству, это то, что они были счастливы в браке, любили и заботились о своей семье.

Парадоксально, но богатыри русского эпоса почти все либо не женаты, либо женаты неудачно: Добрыня на киевской гулящей колдунье Маринке, которую он, в конце концов, убил, Потык - на лиходейке заманившей его в могилу, Дунай на задиристой иностранке, брак с которой привёл к самоубийству. Многодетный отец Илья Муромец приживал детей от «военно-полевых жён» и ни одного из них не воспитывал сам, одного из них собственноручно, хотя и за дело, убил; Дунай убил беременную близнецами жену. Почти все богатыри очень уважали «начальство» (Владимира «Красно Солнышко») и защищали не семью, а государство.

Я думаю, что богатыри, не смотря на то, что они храбрые воины, не величаются турами в связи с неустроенностью своей личной жизни. Помните цитату из старого советского фильма, сказанную в связи с нерешительностью героя в отношениях с любимой женщиной: «хороший мужик, но не орёл!» Так и былинные богатыри «хорошие воины, но не туры».


На фоне вышеизложенного можно предположить, что в воинской культуре славян и Руси с древнейших времён были выработаны «неписаные» критерии «идеального воина», в соответствии с которыми его можно было назвать туром: самозабвенная, яростная храбрость в бою, преданная любовь к семье, роду. И создатели дошедших до нас былин это хорошо понимали. Если у воина не было семьи или он нерадиво к ней относился, его не сравнивали с туром. Эти высокоморальные критерии образовались в до государственный, языческий период истории славян и дожили на Руси до 16 века.


5. ЗОЛОТЫЕ РОГА


В большинстве былин с упоминанием туров, «Маринка», «Туры, малы деточки», «Васька- пьяница и Батыга», упоминаются их «золотые рога» (см. выше). Разумеется, первое, что приходит в голову- это метафора. Однако озаботившись проверить цвет рогов тура (а вдруг???) я обнаружила: « Высоконогий, мускулистый, с прямой спиной и высоко посаженной головой на мощной шее, с острыми и длинными СВЕТЛЫМИ рогами, тур был необычайно красив...» http://dic.academic.ru/.Подсемейство Быки (Bovinae).

На не должно смущать то, что светлые рога туров назывались золотыми – это «общее место» нашего фольклора: у «светлого месяца» рога тоже «золотые».

Итак, турьи рога были замечательны по прочности, форме, величине и окраске, что и побудило людей к использованию их в быту и ритуалах:

«По свидетельству Саксона Грамматика (12 век), арконский идол Свентовита держал в правой руке турий рог, который ежегодно наполнялся вином…(по уровню которого делались предсказания, а затем)…Окончив речь, жрец осушал рог за один раз, наполнял его снова и вставлял в руку идола» (Славянские древности. Этноглингвистический словарь. Том 4. М. 2009. С437).

«Наливал сам (Владимир) чару зелена вина…
И турий рог мёду сладкого в полтретья ведра.
Принимал Казаренин единой рукой
А и выпил единым духом
И турий рог мёду сладкого» (Былины. М. 1988. №41 «Михайло Казаренин», С.286).


В кургане Черная могила в Чернигове в конце XIX столетия нашли два турьих рога. Один из них длиной 54 см украшен пышным растительным орнаментом, другой длиной 68 см фигурами зверей, птиц и людей. Эти рисунки нанесены на серебряные пластины, которыми украшены оба рога… Когда рог был новым, он, очевидно, производил впечатление, схожее с тем, которое рождают у нас драгоценные золотые ткани… Второй рог из Черной могилы украшен только растительным орнаментом… Плавно текущие стебли с листьями воспринимаются как кусок драгоценной золотой ткани, обвившей устье рога (А.Иванова. art.mirtesen.ru). На самих рогах также был выгравирован орнамент.


Турьи рога из Чёрной могилы, Чернигов, Украина. Храняться в Москве

У одного рога острый конец отсутствует, то есть можно предположить, что он служил не для питья, а был музыкальным инструментом, таким, какие описываются в нашем фольклоре:

«Приехал (Казак-Горемыка) в ево (Царя) зелёные луга, роскинул шатёр…Увидали ево вояки енералы, богатыри, затрубили в рок: «Невежа, вон убирась! А если сильный богатырь, в бой выезжай!» Он не убираёччя…Доезжает (дочь царя) до етова (Казака-Горемыки). Тожо в БОГАТЫРСКИЙ РОК ТРУБИТ» » (Д.К.Зеленин «Великорусские сказки Вятской губернии». С-П. 2002. № 28 «Казак-Горемыка», С.142, 143). Конечно, «богатырский рок» мог быть только турьим.


Последняя битва Святослава. Картина А.Клименко


Сакральнось и социальная значимость турьих рогов была настолько велика, что и после богатырских времён боевые и питьевые рога, правда уже не диких древних туров, продолжают изготовлять и использовать люди.


Питейные рога 17 века, Дания

Символика больших и крепких турьих рогов использовалась в заговорах от мужского бессилия:

«…У меня, раба Божия (имя рек), стали 70 жил и одна жила…стали лучше старого, хоробрее прежнего, что ТУРЕЙ РОГ, что еловый сук, толь бы тот раб Божий (имя рек) пылок и ярок на женскую похоть, на полое место…» (Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М. 1992. Репринт 1880.С. 368).


Рог охотничий, резной, Венгрия http://kentauris.livejournal.com/670278.html



В конце 19-го, начале 20-го веков крестьяне Русского севера использовали коровьи рога «под табак» (П.С. Ефименко «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии». М. 2009, С.324). И этот факт наводит на мысль, что до табака рога, в том числе и турьи, наполненные волшебными травами могли применяться для магического окуривания.

Младенцев выкармливали молоком из «рожка» - коровьего рога, у которого отпиливали кончик и к отверстию привязывали выделанную кожу - сосок коровы.

Так же рога использовались в качестве медицинских банок: « …обыкновенно банки эти состоят из концов воловьих рогов…» (П.С. Ефименко «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии». М. 2009, С.493).


6. ТУРЫ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ

В описаниях древнерусских ладей, встречающихся в фольклорных текстах типа «Сокол-корабль», «Здунай» или «Три окуня златопёрые», находим сравнение с туром:

«На том было Соколе-корабле…
Нос, корма – по-туриному,
Бока взведены по-звериному…» (Былины. М. 1988. №45 «Соловей Будимирович», С. 317).


Нос, корма – по-туриному…


Или наоборот:

«У корабля бока сведены по-туриному,
Нос, корма – по звериному…» (П.С. Ефименко «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии». М. 2009, С.375).

Сравнение с туром здесь используется для описания высоко поднятых носа и кормы корабля, на которых вырезались или вывешивались головы животных. Вспомним, что у туров голова была действительно высоко посаженная голова по сравнению с другими быками, но это выяснилось наукой при исследовании ископаемых скелетов туров только недавно. А народная мудрость (фольклор) знала и говорила об этом миру в течение многих столетий.


Остов ладьи. shkolazhizni.ru

Бока корабля сведённые «по-туриному» и «по-звериному» говорят о сходстве остова корабля с остовом (позвоночником и рёбрами) крутобокого быка-тура.


Остов быка

Вероятно сама идея создания «рёбер», киля и обшивки корабля родилась в глубокой древности во время разделки туш именно быков, так как по сравнению с другими животными у быков наиболее скруглено – широкая грудная клетка, копирование которой в кораблестроении придавало кораблю остойчивость.


7. ТУРЫ В АРХИТЕКТУРЕ

Туром, турком называли на русском Севере печной столб, основание (нога) которого расписывалась пёстро красками. От того в песне: туру ногу пишет (В.Даль). Печной столб подпирал потолочные балки, то есть ТУР являлся опорой крыши дома.


Печной столб (тур) с конскими консолями подпирает потолочные балки (верхний левый угол) сайт Новое старое Деревянная архитектура.

«Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня» (сайт Русская изба).

Вполне логично, что для «опоры большого груза» использовать символику могучего тура. Возможно, что два «коника» печного столба это поздний перенос названий других деталей избы с «конскими» названиями на два выступающих рога столба-тура.


Реконструкция печного столба (фото с сайта «Новое старое»)

Здесь столб оформлен головами коней, но судя по названию «тур», «турок», такие столбы могли украшаться не только конскими головами, но и мощными рогами, что делало их похожими на туров.


Череп тура

В одном варианте былины «Добрыня и Маринка» упоминается печной столб в связи с турами и колдовством:

«Пришла (мать Добрыни, обращённого в тура) к Маринке, села на печной столб и постукиват этой клюкой (сорока пуд). – «Эх, Маринка, злая безбожнича! Зачем же ты обернула Добрыню гнедым туром? То я тебя саму оберну кобылой водовозной…» («Добрыня Никитич и Алёша Попович», М. 1974. №29 «Добрыня и Маринка», С.165). Помогло.

Столбы подобные печным воздвигались и внутри церквей, однако там их широко разведённые навершия («руки», головы коней, рога туров) не несли никакой реальной нагрузки, а были только декоративным что позволяет предположить, что этот архитектурный элемент перенесён в христианские храмы с более ранних культовых построек, в которых столбы- туры были не только функциональны, но служили объектом почитания и были «местом Силы». Только в этом случае понятно, почему мать Добрыни, вовсе не колдунья, спасая своего сына, сев на печной столб, грозит обидчице превращением её в животное.


Столбы с руками (конями, драконами). Ленинградская область, село Согиницы, кон. 17 в. Легко представить на столбах турьи головы увенченные могучими рогами.



8. ПОПЫТКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТУРОВ

В начале ХХ века зоологи братья Хек, в Берлинском и Мюнхенском зоопарках параллельно начали работы по восстановлению дикого тура для нужд III рейха. Немцы пытались воссоздать европейского дикого быка, который тесно связан с немецкой мифологией.

« Они исходили из того положения, что гены тура рассеяны среди его домашних потомков и для возрождения тура необходимо лишь снова собрать их воедино. Путем кропотливой селекционной работы с камаргским скотом, испанскими быками, английским парковым, корсиканским, венгерским степным, шотландским скотом и другими породами им удалось получить животных, внешне почти неотличимых от тура.

Быки имеют типичную черную окраску, характерные рога и светлый «ремень» по спине, коровы и телята — гнедые. То, что братья Хек смогли восстановить даже резкий половой диморфизм окраски, не имевшейся ни у одной из исходных пород, с несомненностью, свидетельствует о глубокой перестройке наследственного кода у полученного животного.


Вверху туры какие они должны быть, внизу восстановленные (Зоологический форум. Дикие быки)

Но восстановленный «тур» представляет собой лишь форму домашнего скота» http://dic.academic.ru/ Новая порода коров давала на 30% больше молока и вес животного в среднем на 150-200 кг был больше обычных коров. Помимо всего прочего, коровы отличались повышенной агрессивностью, видимо, поэтому разведение животных было приостановлено и сейчас в Германии животноводы сохраняют особей из коллекционных целей. На сегодняшний день коров "Хек" остались считанные единицы.

Проблема продолжает волновать общественность: «Генетического материала тура сегодня - ТОННЫ. Все полтора миллиарда домашних коров - это изуродованные искусственным отбором туры мелкой расы. Но вот по фенотипу... - среди всех пород домашнего скота ближе всего стоят лидийские боевые быки (те, что в корриде участвуют). У них и характер похож на тура...

И даже окраска бывает с диморфизмом. Но европейцы по не понятным причинам предпочитают работать с примитивными породами мясомолочного направления типа шотландской горной коровы, когда пытаются тура восстановить обратно-поглотительным срещиванием. Так они получат корову, которая может жевать ветки зимой и болотные тростники летом, но НИКОГДА не приблизятся к внешности тура...(Miracinonyx «зоологический форум).

Мечты о генетическом возрождении тура отражены в фантастическом рассказе Мудрой Татьяны Алексеевны «Яр-Тур, Буй-Тур», привожу отрывок из него:

«- Вот я и брожу по глухим лесным болотам со своими землекопами.
- Что, второго мамонтенка Диму ищешь? Или вторую алтайскую царицу?
- Обоих сразу, - смеялась жена.

И вот однажды... В одном из дальних болот Пущи, там называемом "Незнановом Роге" …было найдено два звериных тела. Разумеется, первыми к раздаче явились сотрудники Белорусского Государственного НИИ генетики… Тогда никто еще не дал прозвания нашим дорогим ископаемым. Это случилось позднее и не без помощи биологов, которые четко секли в родах, видах и расшифровке этих... как их... митохондриальных ДНК. Гигантская разновидность европейского тура. Bos Taurus Primagenius Rex…

…И вот года через два с половиной, как раз по весне, … игривый бычок окончательно превратился в существо, которое уж нипочем не дало бы покуситься на свою корону, выросшую в подобие этакой критской лиры. Из одного Сёвкина рога, кстати, можно было до смерти упоить не одного Владимира, но и всю княжескую дружину...

Тогда нашего ярого тура и его коровьих сверстниц запустили в лес - в самую густоту его родимой пущи - и оставили в покое.
- Вот увидишь, он никому на свете не позволит своих женщин за титьки дергать, - сказала Елена. - Это ручных зубрих можно подоить, будто простую корову.

… начались регулярные сводки с фронта: Всеволод и его гарем не пожелали кушать сено из стожков, как прочие твари. Щиплют озимую поросль, а из-под снега приноровились добывать корм рогом и копытом. Внутреннюю загородку Сёва разнес вдребезги и блюдет свой участок, совершая регулярные обходы…» ( http://samlib.ru/m/mudrowa_t_a/ ).

Нам остаётся надеяться…

Осень 2012. Т. Блинова.
(при копировании ссылка на автора обязательна).


Категория: Этнография

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
8 ноября 2012 08:37 | #1
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Дополнение к главе ТУРЫ-ВОИНЫ: Не знаю, можно ли считать это продолжением традиции, но с 18 века и по сей день в президентский полк (ранее в царский), можно вступить воинам только из полных семей и со славянской внешностью

--------------------

<
  • 291 комментарий
  • 7 публикаций
10 ноября 2012 09:43 | #2
0
  • Регистрация: 15.05.2011
 
образуя в сражении двойную боевую линию
сама по себе такая информация говорит уже хотя бы о том,что уже тогда имелось такое понятие как строевая подготовка.Только вот впереди разумнее ставить тех кто менее обучен.Тогда вторая более опытная линия уже с большей вероятностью разобьет измотанного противника.
Интересно;слово "турка"от слова "тур",а слово турок?
"король королецкий"однокоренные слова вроде как.,а вот "тур турецкий"?

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
5 марта 2014 10:04 | #3
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Вот нашла ещё: белорусском Полесье, в селе Симоновичи сохранилась песня в которой можно увидеть отражение того факта, что туры Полесской глуши в старину могли и в ворота усадеб ломиться:

«Ны тур в ворота торкае, мынэ молоду лякае.
Тож ны турыця рожкамы, той мий свёкорко з мiста йдэ,
В новы ворота торкае, мынэ молоду лякае»
(Климчук Ф.Д. «Песенная традиция западнополесского села Симоновичи» в сборнике «славянский и Балканский фольклор», М. 1978, №51, С. 211-212).

--------------------

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
6 марта 2014 16:28 | #4
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
В наших краях еще встречается слово вытурить, протурить, что означает прогнать.
Че то еще пришло в голову, что шахматная ладья еще неофициально именуется турой.

<
  • 24 комментария
  • 7 публикаций
7 марта 2014 02:52 | #5
0
  • Регистрация: 7.02.2014
 
тура это башня
например осадные башни на колёсах звались тура.

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
7 марта 2014 08:24 | #6
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Ян Митрич
осадные башни на колёсах звались тура.
))За напор, стройность и воинственность, как у настоящих туров, ясень пень)))

Нашла ещё свидетельство о том, что туры были заповедными животными:
В Рязанской области возле городов Сапожка и Ряжска есть лес, называемый Туровским. Существует легенда о том, что в этом лесу было много русалок и они «скакали на турах, и никакой князь не смел прикоснуться к тем турам» (Тульцева Л.А. «Рязанский месяцеслов…», Рязань, 2001, с. 181).

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
3 сентября 2014 23:12 | #7
+1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Характер зверя лучше всего известен охотникам. В западноукраинской колядке «гожый молодец» отправляется «за чорным туром, за грубым зверем» и добывает его, однако, после охоты «сив коничок из ног западае», а сам охотник «з страху вмлевае», и ему за перемогу трудностей и победу над «грубым» зверем достаётся слава (Народные песни Галицкой и Угорской Руси, часть II. Обрядные песни (собранные Я.Ф.Головацким), С. 67-68).

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*