Общая тема в фольклоре словенцев и новгородских словен

Общая тема в фольклоре словенцев и новгородских словен

В Словенских Альпах (область Гореньска) была записана народная песня о парне, который шел на приходской праздник, встретил на дороге говорящий череп который пнул ногою и вскорости юноша погиб:

Mrtvaška kost kaznuye objestneža

Fantič je hodil daleč v vas
Tjakaj čez britof žegnani.
Srečala ga je ena kost.
Fantič jo sune z nogo.
«Kaj me boč suval, fantič ti?
Kmalu boš ležal tudi ti! »
Komaj se je storil beli dan,
Fantič je bil na pare djan.
Stresla ga je huda mrzlca,
Ki se imenuje smrtnica (Slovenske ljudske pesmi. Ljubljana 2005, C. 108).


Мёртвая кость наказует обидчика

Мóлодец шёл издалёка в село
Праздник престольный встречать веселó.
Мёртвую кость повстречал на пути,
Отбросил ногою, чтоб дальше пройти.
«Что же меня ты пихнул, паренёк?
Так же ведь ляжешь, твой час недалёк!»
И не успел белый день пролететь
Лютым морозом повеяла смерть.
Недолго трясла парня стужа зелá
Кость присудила, смерть увела.

На территории племени новгородских словен, их потомки рассказывали похожую историю, произошедшую с Василием Буслаевичем во время его паломничества ко святым местам:

«…Пошол Василеи со дружиною,
И будет он в полгоры,
И на пути лежит пуста голова, человечья кость,
Пнул Василеи тое голову з дороги прочь,
Провещитца пуста голова:
– Гои еси ты, Василеи Буслаевичь!
К чему меня, голову, попиноваешь
И к чему побрасоваешь?
..Где лежит пуста голова,
Лежать будет и Васильевой голове! –
…Василеи тому не верует,
Стал со дружиною тешитца и забавлятися,
Поперек каменю поскаковати;
Захотелось Василью вдоль скакать,
Разбежался, скочил вдоль по каменю -
И не доскочил толко четверти
И тут убился под каменей.
Где лежит пуста голова,
Там Василья схоронили…».

Мы видим поразительное сходство – оба героя совершают дальнее путешествие, вызванное религиозными побуждениями; оба встречают на своём пути кость (мёртвую, человеческую), которую непочтительно пинают ногой; кость выражает неудовольствие и герои бесславно гибнут. Совпадают даже слова, используемые народом для описания события: и там и там герой кость пинает, череп грозит: «Лежать будет..» и «boš ležal». Отличия только в том, что словенец шел один, а новгородец с дружиной; и в виде смерти – словенец замёрз, а новгородец расшибся, однако у обоих смерть нелепая и трагическая.

Необходимо заметить, что в древности и в Средневековье войны и «моровые поветрия» оставляли на просторах Европы свой след - кости животных и людей можно было встретить буквально на каждом шагу. И эти два примера из фольклора родственных славянских народов, в которых наглядно показано что попирание умерших ногами наказуемо свыше, дают нам возможность выделить одну из составляющих славянского этноповедения – уважительное отношение к человеческим останкам, что было характерно не для всех европейских народов. Документальные источники свидетельствуют, что в 1055 году английские солдаты играли ногами в футбол черепами (впоследствии вместо черепа стали использовать надутый коровий желудок), скорее всего это была кельтская традиция, так как их пристрастие к манипулированию черепами отмечается у многих писателей древности.

Простое русское словосочетание «похоронить по-человечески» является ответом на вопрос, что же нужно было сделать нашим славянским героям, чтобы избегнуть преждевременной смерти? Это устойчивое словосочетание можно назвать частью славянских Вед, запрятанной в недрах лексики.


В наши дни такое славянское этноповедение, проявляет себя в самоорганизации и длительной работе многочисленных поисковых отрядов, участники которых ищут останки погибших воинов и достойно их перезахоранивают.


Категория: Этнография

<
  • 913 комментариев
  • 214 публикаций
20 марта 2013 11:43 | #1
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Нашла недавно интересные сведения: У русских вплоть до Великой Отечественной войны для игры в лапту использовали мяч, сделанный из поросячьих черепов: «…манинькава парасёнычка зарежут, …черипа два, ани небольшии чиряпа, …туды камушки паложут. Эти чиряпа-та вот так (соединят), а патом абашьют тряпками. И он, значит, и твёрдый и литит. И били вот так вот» («Лапта» Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Том 1, С646). Согласитесь, в моральном аспекте черепа людей и черепа поросячьи – две большие разницы.

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*