Перуница

» » Способ "оживления" Святочной козы - реликт древнейшего скотоводства

Этнография » 

Способ "оживления" Святочной козы - реликт древнейшего скотоводства

Способ "оживления" Святочной козы - реликт древнейшего скотоводства

Пишу себе спокойно про обряд вождения козы на Святки, про сценку, в которой коза падает замертво, а её оживляют дуя под хвост, и вдруг обнаруживаю в журнале "Советская археология" № 3 за 1975 год вот такую статью:


Л. Л. ГАЛКИИ


ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СКОТОВОДОВ


Среди археологического материала скотоводческих и земледельческо-скотоводческих культур степной и лесостепной полосы СССР встречаются костяные изделия, назначение которых не получило достаточно обоснованной аргументации. Это длинные полые трубочки с заполированными концами, изготовленные из костей мелких рогатых животных или крупных птиц. Изделия эти напоминают свирели, но без игровых отверстий и мундштука.


Письменные источники и этнографические свидетельства убедительно говорят о том, что подобные археологические находки имеют прямое отношение к скотоводческому хозяйству. Первое письменное указание на назначение костяных полых трубочек мы находим у Геродота. Он пишет: «Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубочки в виде свирелей и вставляют их во влагалище кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц (рис. 2). Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается». Как считают сотрудники английского Королевского ветеринарного колледжа, занимавшиеся изучением получения молока первобытными народами, указанный способ доения настолько же древен, насколько уходит вглубь веков начало доместикации животных.



Этнографы отмечали его у народов Абиссинии, племен Галла, Сомали, Масаев, Готтентотов (Африка) (рис. 3) . Практика вдувания воздуха для доения во влагалище или прямую кишку животного известна в Азии у Боггара (Аравия), в горных районах Западного Китая. Применялась она и в некоторых районах Европы, в частности в Венгрии и Восточной Фран-ции . В России этот способ доения был зафиксирован у калмыков. П. С. Паллас писал: «Упрямых коров, которые не хотели давать молоко, калмыки могут принудить. Для этого они сзади насильно вгоняют внутрь вырезанный из дерева круглый гладкий Prof. Потом сильно вдувают воздух через Prof внутрь коровы. Этот способ называется вырывание моло-ка».


Советскому этнографу П. И. Каралькину удалось наблюдать названный способ доения у тувинских скотоводов, хотя они старательно избегают посвящать посторонних в этот окруженный таинственностью обряд, П. И. Каралькин видел, как «...в сарае корове связали передние ноги и «специалист» вдувал ей через половой орган воздух с помощью трубочки — полой овечьей кости длиной 7—8 см». П. И. Каралькину известен также случай, когда в одном из колхозов Тувы этот способ доения применили по отношению к большой группе яловых коров, которые после этого стали давать молоко.


Для нагнетания воздуха в половой орган животного применяли, как зафиксировано исследователями, не только костяную трубочку. Вдували воздух непосредственно губами (рис. 3), с помощью деревянных трубок, морских раковин . Исследователи утверждают, что наиболее характерен этот способ доения в культурах воинов-пастухов. Они также обращают внимание на ритуальную сторону этого способа доения, которая отмечена у некоторых пастушеских племен. Доение с помощью нагнетания воздуха в половой орган животного, как отмечено этнографами, совершалось, как правило, знахарями, колдунами, ибо считалось, что животное, отказавшееся давать молоко, заколдовано, его «сглазили».


Наиболее ранние археологические свидетельства указанного способа доения, как полагают, можно видеть на фризе из Урука. Здесь изображены сцены жизни храмового хозяйства, одна из которых, по мнению Аморозо и Джевеля, показывает момент доения с помощью вдувания воздуха . В одной из «молочных ферм» древней Нубии были найдены костяные трубочки, назначение которых, как считает Н. Я. Мерперт, может быть понятно только с учетом их использования названным выше образом .


При определении назначения костяных трубочек следует учитывать весь археологический комплекс, в котором они найдены. Это необходимо делать потому, что в некоторых археологических памятниках близкие по форме костяные трубочки служили игольниками. Такие игольники обычно находят в женских погребениях (рис. 3). В памятниках срубной культуры полые костяные трубочки с заполированными концами, употреблявшиеся, очевидно, древними скотоводами при доении, встречаются относительно часто. Их находят как на поселениях", так и в могильниках. В подавляющем большинстве случаев в могильниках костяные трубочки найдены в погребениях, которые чем-то отличаются от рядовых могил.


Так, в кургане у с. Черебеево Саратовской обл. полая костяная трубочка (рис. 1, 4) была обнаружена в основном захоронении. У с. Пиксяси Мордовской АССР такая же трубочка была найдена в могиле (рис. 1, 5), которая отличалась от других срубных погребений остатками обильной тризны. Интересен факт находки костяной трубочки в срубном погребении с трупосожжением (рис. 1, 6). Автор раскопок считает, что трупосожжение указывает на алакульское влияние.


Те отмеченные нами особенности, выделяющие погребения древних скотоводов, в которых найдены были костяные трубочки с заполированными концами, заставляют предполагать, что доением животных занимались колдуны. Особенно примечателен в этом отношении приведенный выше пример погребения с трупосожжением, поскольку из этнографических наблюдений известно, что наиболее сильным колдуном считается колдун — выходец из другого племени. Есть основание предполагать, что сожженный покойник был колдуном. Он сам или его предки происходили из другого племени. Находка же в его могиле костяной трубочки служит свидетельством, что одной из функций колдуна было умение восстанавливать с помощью магических и практических действий способность животного отдавать молоко.


Учитывая относительно широкое распространение находок рассматриваемых костяных трубочек в памятниках срубной культуры, можно говорить о молочном хозяйстве срубных племен. Известно, что отдельные элементы срубной культуры прослеживаются в культуре скифов. Многие исследователи считают, что скифы являются прямыми наследниками срубной культуры. Учитывая рассматриваемый нами археологический мате-риал, свидетельство Геродота о доении животных с помощью костяных трубочек, а также генетическое родство срубной и скифской культур, мы можем с большой долей вероятности назвать срубников, так же как и скифов, «млекоедами и доителями кобылиц».


Помимо срубных памятников подобные костяные трубочки известны в древнеямных и катакомбных памятниках. Интересно отметить, что в памятниках этих же культур находят глиняные воронки, связанные, по мнению некоторых авторов, с переработкой молока (рже. 1, 8).


Археологически эта традиция прослеживается и в послесрубное время в эпоху раннего железа в памятниках, где в той или иной степени наблюдается влияние срубной культуры, и где скотоводство было одним из основных видов хозяйственной деятельности. Трубчатая кость крупной птицы с заполированными концами известна из Трубчевского городища юхновской культуры (рис. 1, 10) . Подобные находки обнаружены и в других памятниках этой культуры (рис. 1, 11).


Доение с применением костяных трубочек было известно также скотоводам-савроматам. Об этом свидетельствует находка аналогичной трубочки из кости дрофы в одном из курганов Новокумакского курганного могильника (рис. 1, 12). В этом же могильнике в другом кургане был найден воронкообразный керамический предмет, который, очевидно, как и аналогичные находки в ямных и катакомбных памятниках, служил для нужд молочного хозяйства (рис. 1, 13).


Следует отметить, что на протяжении тысячелетий приспособление для доения животных указанным образом — костяная трубочка — остается неизменным. Длина таких изделий колеблется от 7—8 до 20—27 см. Концы их обязательно заполированы.


В современной научной животноводческой литературе отсутствует описание древнего способа доения и связанного с ним физиологического процесса. Однако рядом специалистов установлено, что существует тесная функциональная зависимость между молочной железой и половой системой животного. Очевидно, древние скотоводы рано подметили эту зависимость и сумели использовать ее в хозяйственных целях.

https://www.perunica.ru/etnos/9835-sposob-ozhivlenija-svjatochnoj-kozy-relikt-drevnejshego-skotovodstva.html  



+2


Категория: Этнография

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.