• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 2

(опубликовано 107 новостей)
Пепел Косова в моё стучится сердце...
К 15-ти летию сербской трагедии. Старинная южнославянская песня о семье защитников Косова поля (в сокращении и обработке)

Категория: Этнография

 
Обряд «ПЕРЕПЕКАНИЯ» ребёнка: на лопату и в печь
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Категория: Этнография

 

Фрагменты древнеславянского обряда колядования.

Категория: Этнография   Теги: Беларусь   Автор: Юрий Выдронок

 
СЛАВЯНСИКИЙ СЛЕД В ФОЛЬКЛОРЕ ЦЫГАН
Речь пойдёт о песне «Солнце и Дана», которая записана у цыган «котляров» (кэлдэраров), до середины 19 века кочевавших на юго-востоке Европы, в том числе по территориям южных славян. Эта этническая группа отличается от прочих цыган тем, что основным источником их дохода с древности и до сих пор является кузнечное ремесло, изготовление и лужение котлов, скобяных изделий и их розничная разносная продажа. Пели и плясали кэлдэрары только для себя.

Категория: Этнография

 
ЯЗЫЧЕСТВО В СЛОВЕНИИ 19-ГО ВЕКА
В словенском селе Прелож (р-н Локвы) автор статьи, фрагментарно далее цитируемой, записал в 1966 году от своей прабабки Марии Бан-Фригльевой (1877 – 1967) описание языческого обряда, исчезнувшего в первой половине 19 века. На вопрос, откуда она о нем узнала, старушка дала недвусмысленный ответ: «Моя бабка была последней жрицей!» (Moja nona, bila je zadnja svečenica!). Перевод в целом в порядке, единственное спорное место отмечаю знаком вопроса.

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ, ЖАР-ПТИЦЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ
В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени Выслав Андронович. У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич. У того царя Выслава Андроновича был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше того не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица...

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки, Волк   Автор: Иван Билибин

 
ПОСИДЕЛКИ
Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. Владимир Даль описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Такая форма общения молодёжи была распространена практически по всей России и в разной местности назывались по-разному.

Категория: Этнография

 
А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. ОГОНЬ
В земном огне древнейшие арийские племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы: огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет насущную пищу, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные весенние дни и урожаи; и тот, и другие равно наказуют пожарами. Такое сходство их существенных признаков отразилось и в языке, и в мифе.

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки. Три царства — медное, серебряное и золотое
В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. Пошла царица с своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг поднялся сильный вихрь — что и боже мой! схватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился-закручинился и не ведает, как ему быть. Подросли царевичи он и говорит им: «Дети мои любезные! Кто из вас поедет — мать свою отыщет?»

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды
Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…

Категория: Этнография   Теги: Баня

 
Общая тема в фольклоре словенцев и новгородских словен
В Словенских Альпах (область Гореньска) была записана народная песня о парне, который шел на приходской праздник, встретил на дороге говорящий череп который пнул ногою и вскорости юноша погиб

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки   Автор: Иван Билибин

 
БАНЯ-БАЕНКА. О бане и баннике
Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал.

Категория: Этнография   Теги: Баня

 
Любовь или "сухота"
Честно говоря, знакомство с любовными заговорами может не на шутку удивить нашего современника, привыкшего к совершенно другому отношению к этому «самому светлому чувству» ... В годы юности авторов была популярна песенка о том, что «жениться по любви не может ни один, ни один король». Совершенно так же обстояло в древней Руси, где князья «женили» своих сыновей на дочерях князей-союзников или «брали» соседскую княжну за своего сына. И это началось не при христианстве – «Олег привел Игорю жену из Плескова».

Категория: Этнография   Автор: ladolado

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ПЁРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА-СОКОЛА
Был-жил старик со старухою. У них было три дочери; меньшая была такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Раз собрался старик в город на ярмарку и говорит: «Дочери мои любезные! Что вам надобно, приказывайте, — все искуплю на ярмарке». Старшая просит: «Купи мне, батюшка, новое платье». Середняя: «Купи мне, батюшка, шалевой платочек». А меньшая говорит: «Купи мне аленький цветочек».

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки   Автор: Иван Билибин

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки   Автор: Иван Билибин

 
Русские народные сказки. Иван Быкович
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном. Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает; коли царица его скушает, сейчас может забеременеть. Просыпались царь с царицею, кликали к себе мамок и нянек, стали им рассказывать свой сон. Мамки и няньки так рассудили: что во сне привиделось, то и наяву может случиться.

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
ПОЗИТИВНЫЙ    ПЛАЧ о  ТУРАХ
Исчезновение тура в Европе совпало с христианизацией. Так же как язычники, уходящие от новой веры в глухие места, туры хоронились «по украинам», жили «отай» в дебрях Белоруссии, Польши и Литвы, которая последней в западной Европе приняла христианство в конце 14 века. В русском эпосе имеется группа текстов, в которых прослеживается связь «темы тура» с Польшей и уходом христианства из Киева.

Категория: Этнография

 
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ  ДУНАЙ
Около двухсот лет тому назад учёными было замечено, что в устном народном творчестве славян, в том числе и русских, украинцев, белорусов часто упоминается река Дунай, территориально далёкая от мест расселения основного массива восточных славян. Распространена эта особенность славянского фольклора повсеместно, где-то больше, где-то меньше; найти её можно в каждом календарном периоде: зимой - в колядках, святочных играх, весной в хороводных играх, песнях волочебников и толоки, в гаданиях, летом в купальских песнях, осенью в играх на посиделках.

Категория: Этнография

 
Зеленин Д.К. (собир.) - Великорусские сказки Пермской губернии [1991]
Сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», составленный на основе полевых экспедиций советским этнографом, фольклористом и диалектологом Д. К. Зелениным (1878—1954) — уникальный памятник отечественной культуры, который содержит наиболее ранние точные записи сказок с сюжетами, не уступающими собранию А. Н. Афанасьева. В книгу вошли сказки о животных, волшебные сказки, легендарные, новеллистические, сказки об одураченном чёрте, а также сказки-анекдоты.

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки