• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 3

(опубликовано 107 новостей)
СЛАВЯНСКИЙ КОД СТРЕЛЫ
Мне почти ничего не известно о реальных стрелах. Но я знаю фольклор, некоторые жанры которого буквально наполнены стрельбой из лука, например, былины; в заговорах много стрел, и это не лёгкие стрелки Амура, это мощный огненный обстрел предметов страсти; в мифологических и юнацких песнях южных славян вилы отлично владеют луком и стрелами, как и поляницы нашего эпоса; мало того, в одной из былин упоминается старушка знахарка умеющая использовать при случае боевое стрелковое оружие.

Категория: Этнография

 
Белорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии
В первой половине XIX и начале XX столетий в Северной Беларуси были записаны варианты довольно оригинального этногонического предания, неизвестного ни восточнославянским, ни балтским соседям белорусов. Особый интерес представляет вариант предания, записанный в 1925 г. в среде белорусов Латгалии и опубликованный в рижской газете «Голос белоруса».

Категория: Этнография

 
Славянский эротический фольклор: БАЙКИ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО
Составлено по мотивам сборника «Македонские эротические сказки» С-П 2007.

Категория: Этнография

 
ГДЕ КОЗА РОГОМ...
Сказки - осколки мифологической картины мира, если выстроить их в определённом порядке, то можно получить новую для нас реальность, возможно, именно ту, которую имели в виду наши предки, сложившие эти истории.

Категория: Этнография

 
«ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ» В АРЕАЛЕ КРИВИЧЕЙ
Этнографы отмечают: «Весенние заклички – один из самых мощных календарно-музыкальных жанров на Смоленщине. Трудно назвать другую традицию, где жанр весенних закличек был бы так же развит»

Категория: Этнография   Теги: Праздники

 
Опыт проведения праздника ЛЕЛИ 22 апреля
Являясь сторонником идеи о необходимости массового отправления языческих обрядов и праздников, и, следовательно, обеспечения доступности их для стариков и детей, я посчитала своим долгом максимально приблизить отправление обряда почитания славянской богини Лели к месту своего проживания. И хотя среди нас ни детей, ни пенсионеров не случилось, начало всё-таки было положено.

Категория: Этнография   Теги: Праздники

 

Историко-этнографическое исследование

Описание элементов женского крестьянского костюма села Ружное Карачевского уезда Орловской губернии и его история (рубаха, понёва, завеска, головной убор, украшения, пояса, обувь).
читать полностью
скачать

Категория: Этнография

 
Отношение к беременной в народной традиции
Издревле на Руси особо почитались Боги – покровители рода и домашнего очага. Такое трепетное почитание этих божеств было тесно связано с условиями и образом жизни наших предков. Вы, разумеется, знаете, что современная наука подтверждает мудрость народных традиций и опыта народно-бытовой медицины и педагогики. Вы слышали, что все, что происходит с беременной женщиной и вокруг нее, отражается на внутриутробном развитии будущего ребенка.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 11 и 12, последняя
В волшебных сказках имеется два вида указателей с надписями: камень и столб (иногда — дерево). Информация на них бывает разного рода, иногда типа современных объявлений о пропаже: «Тово же дни на кажном столбе подписи пошли: "Хто найдёт царъску дочерь, то получаёт полцарства..."» (Зеленин Д. К. № 105), или гостиничных вывесок: «У моря стоит терем, у этого терема столб стоит, на столбе надпись: "Три ночи ночевать!"»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10
«Иди же, — говорит, — и посмотри за печь: она (баба) сидит у ткацкого станка и войско ткёт. На этот бок челнок кинет — люлька и бердак, на тот бок кинет — войско и казак»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 9
Чаще всего фразу «фу-фу-фу, русским духом пахнет» произносит Яга. В.Я.Пропп в начале ХХ века выдвинул предположение о том, что Яга слепа, а потому пользуется обонянием. Однако, восточнославянские сказки не дают повода утверждать, что Баба-Яга слепа. Она не труп и она не «вынюхивает» героя. В этом вопросе Пропп ошибался.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 8
В моём личном словаре Калинов мост олицетворяет связь, соединение разъятого пути. Это пересечение реки и дороги — перекрёсток стихий земли и воды. Так как мост хоть и имеет опоры на земле, но всё же находится в воздухе — третьей стихии, то ощущается нехватка четвёртой — огня, и если река под ним — огненная, то Калинов мост это точка где пересекаются все 4 стихии, это точка Силы, место сакральное.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 7
Проанализировав сборники сказок (А. Н. Афанасьева, Т. В. Зуева), можно обнаружить, что в сказках существуют как бы два вида живой и мёртвой воды. Один вид применяется для срастания разрозненных членов и оживления (о нём мы уже говорили), то есть вид наиболее фантастический. А другой вид — более реальный, добывается героем в комплексе с молодильными (вариант: одномесячными, то есть молодыми) яблоками в огороженном саду у девицы-богатырши, для того, чтобы вылечить глаза и омолодить отца или мать. В этом случае вода может находиться не в источнике, а уже налитая в тару (кувшинчик под подушкой сонной красавицы).

Категория: Этнография

 
Не житье а Масленица!
Зашумел последними злыми вьюгами март, прозванный в народе свистуном-березором. Еще скована земля ледяным панцирем, еще покрывают поля снежные скатерти, но уже носится во влажном воздухе предчувствие весны, которая собирается с силами, чтобы дать царству сна решительное сражение.

Категория: Этнография   Теги: Праздники   Автор: Миловский

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 5,6
В древности многие племена, в том числе и индоевропейские, частенько рубили головы врагам и вывешивали их напоказ для острастки недругов. Например, у греков классического периода скульптурное украшение над входом в дом в виде головы Медузы Горгоны было отголоском обычая, существовавшего в архаический период, когда над дверью прикрепляли настоящую отрубленную голову врага.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 4
Обретение невест залётными женихами не всегда происходило так полюбовно, как в сказке «Марья Моревна» (см. главу 2). В украинской сказке «Иван царевич и красная девица — Ясная Зарница» чёрный Ворон из Чёрного царства — уносит замужнюю царицу, мать троих сыновей. Дети идут искать её, и младший встречает в горах у моря трёх девиц в трёх царствах, каждая из которых заявляет: «Это ж мой батька (Ворон)»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 3
В восточнославянской сказке «Марья Моревна» замечательно отражены взаимные обмены разных этносов женихами и невестами: Умирают отец и мать, перед смертью родители обязывают сына Ивана отдать трёх сестёр при первом же сватовстве (видимо, потому, что невесты-сироты имели мало шансов на брак). «Вдруг находит туча чёрная, встаёт гроза страшная...» — это с шумовыми эффектами прилетают последовательно Сокол, Орёл и Ворон (иногда — кто-либо один, или просто Вихорь) с однотипными просьбами: «прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом».

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 2
Живая и мёртвая вода. Из современной физики известно, что можно выделить биологически активные элементы воды, как позитивные, так и негативные, однако в «чистом виде» такие воды в природе не встречаются. В сказках же идёт речь именно о естественных источниках, иногда это озёра, иногда колодцы, но чаще — два ручья, находящиеся недалеко друг от друга, но далеко от места жительства главного героя сказки, и преимущественно, у моря.

Категория: Этнография

 
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
Пафос моей работы состоит в том, чтобы показать, что этнос Причерноморских индийцев оставил многочисленные следы в восточнославянском устном народном творчестве. Трубачёв в своей работе «Из балто-славянских этимологий: янтарь» (Этимология 1978. М., 1980. С. 3–18) привёл только один пример такого индо-славянского культурно-языкового контакта, отразившийся в фольклоре: камень Алатырь. С него и начнём.

Категория: Этнография

 
В собрании - материалы этнографических экспедиций за несколько десятилетий по всей стране и за ее пределами.

10 000 записей
Более 400 часов непрерывного звучания

Сказки, былины, былички, обряды, песни. Все то, что стало питательной средой для фольклорной среды нашего времени.

Здесь нет поставленных голосов, нет пересказчиков, нет домысливания. Качество магнитофонной ленты 50-летней давности и едва вытягиваемый старческими голосами мотив отпугнет меломана, но не остановит тех, кто привык видеть суть. Здесь - русская нация в ее первоисточнике.

Категория: Этнография