• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 3

(опубликовано 110 новостей)
ПОЗИТИВНЫЙ    ПЛАЧ о  ТУРАХ
Исчезновение тура в Европе совпало с христианизацией. Так же как язычники, уходящие от новой веры в глухие места, туры хоронились «по украинам», жили «отай» в дебрях Белоруссии, Польши и Литвы, которая последней в западной Европе приняла христианство в конце 14 века. В русском эпосе имеется группа текстов, в которых прослеживается связь «темы тура» с Польшей и уходом христианства из Киева.

Категория: Этнография

 
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ  ДУНАЙ
Около двухсот лет тому назад учёными было замечено, что в устном народном творчестве славян, в том числе и русских, украинцев, белорусов часто упоминается река Дунай, территориально далёкая от мест расселения основного массива восточных славян. Распространена эта особенность славянского фольклора повсеместно, где-то больше, где-то меньше; найти её можно в каждом календарном периоде: зимой - в колядках, святочных играх, весной в хороводных играх, песнях волочебников и толоки, в гаданиях, летом в купальских песнях, осенью в играх на посиделках.

Категория: Этнография

 
Зеленин Д.К. (собир.) - Великорусские сказки Пермской губернии [1991]
Сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», составленный на основе полевых экспедиций советским этнографом, фольклористом и диалектологом Д. К. Зелениным (1878—1954) — уникальный памятник отечественной культуры, который содержит наиболее ранние точные записи сказок с сюжетами, не уступающими собранию А. Н. Афанасьева. В книгу вошли сказки о животных, волшебные сказки, легендарные, новеллистические, сказки об одураченном чёрте, а также сказки-анекдоты.

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
СЛАВЯНСКИЙ КОД СТРЕЛЫ
Мне почти ничего не известно о реальных стрелах. Но я знаю фольклор, некоторые жанры которого буквально наполнены стрельбой из лука, например, былины; в заговорах много стрел, и это не лёгкие стрелки Амура, это мощный огненный обстрел предметов страсти; в мифологических и юнацких песнях южных славян вилы отлично владеют луком и стрелами, как и поляницы нашего эпоса; мало того, в одной из былин упоминается старушка знахарка умеющая использовать при случае боевое стрелковое оружие.

Категория: Этнография

 
Белорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии
В первой половине XIX и начале XX столетий в Северной Беларуси были записаны варианты довольно оригинального этногонического предания, неизвестного ни восточнославянским, ни балтским соседям белорусов. Особый интерес представляет вариант предания, записанный в 1925 г. в среде белорусов Латгалии и опубликованный в рижской газете «Голос белоруса».

Категория: Этнография

 
Славянский эротический фольклор: БАЙКИ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО
Составлено по мотивам сборника «Македонские эротические сказки» С-П 2007.

Категория: Этнография

 
ГДЕ КОЗА РОГОМ...
Сказки - осколки мифологической картины мира, если выстроить их в определённом порядке, то можно получить новую для нас реальность, возможно, именно ту, которую имели в виду наши предки, сложившие эти истории.

Категория: Этнография

 
«ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ» В АРЕАЛЕ КРИВИЧЕЙ
Этнографы отмечают: «Весенние заклички – один из самых мощных календарно-музыкальных жанров на Смоленщине. Трудно назвать другую традицию, где жанр весенних закличек был бы так же развит»

Категория: Этнография   Теги: Праздники

 
Опыт проведения праздника ЛЕЛИ 22 апреля
Являясь сторонником идеи о необходимости массового отправления языческих обрядов и праздников, и, следовательно, обеспечения доступности их для стариков и детей, я посчитала своим долгом максимально приблизить отправление обряда почитания славянской богини Лели к месту своего проживания. И хотя среди нас ни детей, ни пенсионеров не случилось, начало всё-таки было положено.

Категория: Этнография   Теги: Праздники

 

Историко-этнографическое исследование

Описание элементов женского крестьянского костюма села Ружное Карачевского уезда Орловской губернии и его история (рубаха, понёва, завеска, головной убор, украшения, пояса, обувь).
читать полностью
скачать

Категория: Этнография

 
Отношение к беременной в народной традиции
Издревле на Руси особо почитались Боги – покровители рода и домашнего очага. Такое трепетное почитание этих божеств было тесно связано с условиями и образом жизни наших предков. Вы, разумеется, знаете, что современная наука подтверждает мудрость народных традиций и опыта народно-бытовой медицины и педагогики. Вы слышали, что все, что происходит с беременной женщиной и вокруг нее, отражается на внутриутробном развитии будущего ребенка.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 11 и 12, последняя
В волшебных сказках имеется два вида указателей с надписями: камень и столб (иногда — дерево). Информация на них бывает разного рода, иногда типа современных объявлений о пропаже: «Тово же дни на кажном столбе подписи пошли: "Хто найдёт царъску дочерь, то получаёт полцарства..."» (Зеленин Д. К. № 105), или гостиничных вывесок: «У моря стоит терем, у этого терема столб стоит, на столбе надпись: "Три ночи ночевать!"»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10
«Иди же, — говорит, — и посмотри за печь: она (баба) сидит у ткацкого станка и войско ткёт. На этот бок челнок кинет — люлька и бердак, на тот бок кинет — войско и казак»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 9
Чаще всего фразу «фу-фу-фу, русским духом пахнет» произносит Яга. В.Я.Пропп в начале ХХ века выдвинул предположение о том, что Яга слепа, а потому пользуется обонянием. Однако, восточнославянские сказки не дают повода утверждать, что Баба-Яга слепа. Она не труп и она не «вынюхивает» героя. В этом вопросе Пропп ошибался.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 8
В моём личном словаре Калинов мост олицетворяет связь, соединение разъятого пути. Это пересечение реки и дороги — перекрёсток стихий земли и воды. Так как мост хоть и имеет опоры на земле, но всё же находится в воздухе — третьей стихии, то ощущается нехватка четвёртой — огня, и если река под ним — огненная, то Калинов мост это точка где пересекаются все 4 стихии, это точка Силы, место сакральное.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 7
Проанализировав сборники сказок (А. Н. Афанасьева, Т. В. Зуева), можно обнаружить, что в сказках существуют как бы два вида живой и мёртвой воды. Один вид применяется для срастания разрозненных членов и оживления (о нём мы уже говорили), то есть вид наиболее фантастический. А другой вид — более реальный, добывается героем в комплексе с молодильными (вариант: одномесячными, то есть молодыми) яблоками в огороженном саду у девицы-богатырши, для того, чтобы вылечить глаза и омолодить отца или мать. В этом случае вода может находиться не в источнике, а уже налитая в тару (кувшинчик под подушкой сонной красавицы).

Категория: Этнография

 
Не житье а Масленица!
Зашумел последними злыми вьюгами март, прозванный в народе свистуном-березором. Еще скована земля ледяным панцирем, еще покрывают поля снежные скатерти, но уже носится во влажном воздухе предчувствие весны, которая собирается с силами, чтобы дать царству сна решительное сражение.

Категория: Этнография   Теги: Праздники   Автор: Миловский

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 5,6
В древности многие племена, в том числе и индоевропейские, частенько рубили головы врагам и вывешивали их напоказ для острастки недругов. Например, у греков классического периода скульптурное украшение над входом в дом в виде головы Медузы Горгоны было отголоском обычая, существовавшего в архаический период, когда над дверью прикрепляли настоящую отрубленную голову врага.

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 4
Обретение невест залётными женихами не всегда происходило так полюбовно, как в сказке «Марья Моревна» (см. главу 2). В украинской сказке «Иван царевич и красная девица — Ясная Зарница» чёрный Ворон из Чёрного царства — уносит замужнюю царицу, мать троих сыновей. Дети идут искать её, и младший встречает в горах у моря трёх девиц в трёх царствах, каждая из которых заявляет: «Это ж мой батька (Ворон)»

Категория: Этнография

 
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 3
В восточнославянской сказке «Марья Моревна» замечательно отражены взаимные обмены разных этносов женихами и невестами: Умирают отец и мать, перед смертью родители обязывают сына Ивана отдать трёх сестёр при первом же сватовстве (видимо, потому, что невесты-сироты имели мало шансов на брак). «Вдруг находит туча чёрная, встаёт гроза страшная...» — это с шумовыми эффектами прилетают последовательно Сокол, Орёл и Ворон (иногда — кто-либо один, или просто Вихорь) с однотипными просьбами: «прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом».

Категория: Этнография