• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 3

(опубликовано 114 новостей)

Любовь или "сухота"

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 10 866 | 4 комментария
Любовь или "сухота"
Честно говоря, знакомство с любовными заговорами может не на шутку удивить нашего современника, привыкшего к совершенно другому отношению к этому «самому светлому чувству» ... В годы юности авторов была популярна песенка о том, что «жениться по любви не может ни один, ни один король». Совершенно так же обстояло в древней Руси, где князья «женили» своих сыновей на дочерях князей-союзников или «брали» соседскую княжну за своего сына. И это началось не при христианстве – «Олег привел Игорю жену из Плескова».
 

Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ПЁРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА-СОКОЛА

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 18 521 | 1 комментарий
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ПЁРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА-СОКОЛА
Был-жил старик со старухою. У них было три дочери; меньшая была такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Раз собрался старик в город на ярмарку и говорит: «Дочери мои любезные! Что вам надобно, приказывайте, — все искуплю на ярмарке». Старшая просит: «Купи мне, батюшка, новое платье». Середняя: «Купи мне, батюшка, шалевой платочек». А меньшая говорит: «Купи мне аленький цветочек».
 

Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 36 037 | 2 комментария
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
 

Русские народные сказки. Иван Быкович

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 9 622 | Нет комментариев
Русские народные сказки. Иван Быкович
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном. Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает; коли царица его скушает, сейчас может забеременеть. Просыпались царь с царицею, кликали к себе мамок и нянек, стали им рассказывать свой сон. Мамки и няньки так рассудили: что во сне привиделось, то и наяву может случиться.
 

ПОЗИТИВНЫЙ ПЛАЧ о ТУРАХ

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 18 274 | 7 комментариев
ПОЗИТИВНЫЙ    ПЛАЧ о  ТУРАХ
Исчезновение тура в Европе совпало с христианизацией. Так же как язычники, уходящие от новой веры в глухие места, туры хоронились «по украинам», жили «отай» в дебрях Белоруссии, Польши и Литвы, которая последней в западной Европе приняла христианство в конце 14 века. В русском эпосе имеется группа текстов, в которых прослеживается связь «темы тура» с Польшей и уходом христианства из Киева.
 

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДУНАЙ

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 26 968 | 14 комментариев
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ  ДУНАЙ
Около двухсот лет тому назад учёными было замечено, что в устном народном творчестве славян, в том числе и русских, украинцев, белорусов часто упоминается река Дунай, территориально далёкая от мест расселения основного массива восточных славян. Распространена эта особенность славянского фольклора повсеместно, где-то больше, где-то меньше; найти её можно в каждом календарном периоде: зимой - в колядках, святочных играх, весной в хороводных играх, песнях волочебников и толоки, в гаданиях, летом в купальских песнях, осенью в играх на посиделках.
 

Зеленин Д.К. (собир.) - Великорусские сказки Пермской губернии [1991]

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 10 013 | 1 комментарий
Зеленин Д.К. (собир.) - Великорусские сказки Пермской губернии [1991]
Сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», составленный на основе полевых экспедиций советским этнографом, фольклористом и диалектологом Д. К. Зелениным (1878—1954) — уникальный памятник отечественной культуры, который содержит наиболее ранние точные записи сказок с сюжетами, не уступающими собранию А. Н. Афанасьева. В книгу вошли сказки о животных, волшебные сказки, легендарные, новеллистические, сказки об одураченном чёрте, а также сказки-анекдоты.
 

СЛАВЯНСКИЙ КОД СТРЕЛЫ

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 25 826 | 6 комментариев
СЛАВЯНСКИЙ КОД СТРЕЛЫ
Мне почти ничего не известно о реальных стрелах. Но я знаю фольклор, некоторые жанры которого буквально наполнены стрельбой из лука, например, былины; в заговорах много стрел, и это не лёгкие стрелки Амура, это мощный огненный обстрел предметов страсти; в мифологических и юнацких песнях южных славян вилы отлично владеют луком и стрелами, как и поляницы нашего эпоса; мало того, в одной из былин упоминается старушка знахарка умеющая использовать при случае боевое стрелковое оружие.
 

Белорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии

Опубликовал: Stanislaw, посмотрело: 8 069 | 1 комментарий
Белорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии
В первой половине XIX и начале XX столетий в Северной Беларуси были записаны варианты довольно оригинального этногонического предания, неизвестного ни восточнославянским, ни балтским соседям белорусов. Особый интерес представляет вариант предания, записанный в 1925 г. в среде белорусов Латгалии и опубликованный в рижской газете «Голос белоруса».
 

ГДЕ КОЗА РОГОМ...

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 19 107 | 6 комментариев
ГДЕ КОЗА РОГОМ...
Сказки - осколки мифологической картины мира, если выстроить их в определённом порядке, то можно получить новую для нас реальность, возможно, именно ту, которую имели в виду наши предки, сложившие эти истории.
 

«ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ» В АРЕАЛЕ КРИВИЧЕЙ

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 14 278 | 26 комментариев
«ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ» В АРЕАЛЕ КРИВИЧЕЙ
Этнографы отмечают: «Весенние заклички – один из самых мощных календарно-музыкальных жанров на Смоленщине. Трудно назвать другую традицию, где жанр весенних закличек был бы так же развит»
 

Опыт проведения праздника ЛЕЛИ 22 апреля

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 7 965 | 29 комментариев
Опыт проведения праздника ЛЕЛИ 22 апреля
Являясь сторонником идеи о необходимости массового отправления языческих обрядов и праздников, и, следовательно, обеспечения доступности их для стариков и детей, я посчитала своим долгом максимально приблизить отправление обряда почитания славянской богини Лели к месту своего проживания. И хотя среди нас ни детей, ни пенсионеров не случилось, начало всё-таки было положено.
 

Замечательная учебная работа брянской лицеистки

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 4 402 | Нет комментариев

Историко-этнографическое исследование

Описание элементов женского крестьянского костюма села Ружное Карачевского уезда Орловской губернии и его история (рубаха, понёва, завеска, головной убор, украшения, пояса, обувь).
читать полностью
скачать
 

Отношение к беременной в народной традиции

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 16 159 | 1 комментарий
Отношение к беременной в народной традиции
Издревле на Руси особо почитались Боги – покровители рода и домашнего очага. Такое трепетное почитание этих божеств было тесно связано с условиями и образом жизни наших предков. Вы, разумеется, знаете, что современная наука подтверждает мудрость народных традиций и опыта народно-бытовой медицины и педагогики. Вы слышали, что все, что происходит с беременной женщиной и вокруг нее, отражается на внутриутробном развитии будущего ребенка.
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 11 и 12, последняя

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 15 175 | 8 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 11 и 12, последняя
В волшебных сказках имеется два вида указателей с надписями: камень и столб (иногда — дерево). Информация на них бывает разного рода, иногда типа современных объявлений о пропаже: «Тово же дни на кажном столбе подписи пошли: "Хто найдёт царъску дочерь, то получаёт полцарства..."» (Зеленин Д. К. № 105), или гостиничных вывесок: «У моря стоит терем, у этого терема столб стоит, на столбе надпись: "Три ночи ночевать!"»
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 10 658 | 15 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10
«Иди же, — говорит, — и посмотри за печь: она (баба) сидит у ткацкого станка и войско ткёт. На этот бок челнок кинет — люлька и бердак, на тот бок кинет — войско и казак»
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 9

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 10 926 | 3 комментария
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 9
Чаще всего фразу «фу-фу-фу, русским духом пахнет» произносит Яга. В.Я.Пропп в начале ХХ века выдвинул предположение о том, что Яга слепа, а потому пользуется обонянием. Однако, восточнославянские сказки не дают повода утверждать, что Баба-Яга слепа. Она не труп и она не «вынюхивает» героя. В этом вопросе Пропп ошибался.
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 8

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 17 578 | 5 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 8
В моём личном словаре Калинов мост олицетворяет связь, соединение разъятого пути. Это пересечение реки и дороги — перекрёсток стихий земли и воды. Так как мост хоть и имеет опоры на земле, но всё же находится в воздухе — третьей стихии, то ощущается нехватка четвёртой — огня, и если река под ним — огненная, то Калинов мост это точка где пересекаются все 4 стихии, это точка Силы, место сакральное.
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 7

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 8 715 | Нет комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 7
Проанализировав сборники сказок (А. Н. Афанасьева, Т. В. Зуева), можно обнаружить, что в сказках существуют как бы два вида живой и мёртвой воды. Один вид применяется для срастания разрозненных членов и оживления (о нём мы уже говорили), то есть вид наиболее фантастический. А другой вид — более реальный, добывается героем в комплексе с молодильными (вариант: одномесячными, то есть молодыми) яблоками в огороженном саду у девицы-богатырши, для того, чтобы вылечить глаза и омолодить отца или мать. В этом случае вода может находиться не в источнике, а уже налитая в тару (кувшинчик под подушкой сонной красавицы).