• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Не житье а Масленица!

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 410 | Нет комментариев
Не житье а Масленица!
Зашумел последними злыми вьюгами март, прозванный в народе свистуном-березором. Еще скована земля ледяным панцирем, еще покрывают поля снежные скатерти, но уже носится во влажном воздухе предчувствие весны, которая собирается с силами, чтобы дать царству сна решительное сражение.
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 5,6

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 9 551 | 12 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Главы 5,6
В древности многие племена, в том числе и индоевропейские, частенько рубили головы врагам и вывешивали их напоказ для острастки недругов. Например, у греков классического периода скульптурное украшение над входом в дом в виде головы Медузы Горгоны было отголоском обычая, существовавшего в архаический период, когда над дверью прикрепляли настоящую отрубленную голову врага.
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 4

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 9 759 | 10 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 4
Обретение невест залётными женихами не всегда происходило так полюбовно, как в сказке «Марья Моревна» (см. главу 2). В украинской сказке «Иван царевич и красная девица — Ясная Зарница» чёрный Ворон из Чёрного царства — уносит замужнюю царицу, мать троих сыновей. Дети идут искать её, и младший встречает в горах у моря трёх девиц в трёх царствах, каждая из которых заявляет: «Это ж мой батька (Ворон)»
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 3

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 10 298 | 4 комментария
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 3
В восточнославянской сказке «Марья Моревна» замечательно отражены взаимные обмены разных этносов женихами и невестами: Умирают отец и мать, перед смертью родители обязывают сына Ивана отдать трёх сестёр при первом же сватовстве (видимо, потому, что невесты-сироты имели мало шансов на брак). «Вдруг находит туча чёрная, встаёт гроза страшная...» — это с шумовыми эффектами прилетают последовательно Сокол, Орёл и Ворон (иногда — кто-либо один, или просто Вихорь) с однотипными просьбами: «прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом».
 

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 2

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 10 269 | 17 комментариев
Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 2
Живая и мёртвая вода. Из современной физики известно, что можно выделить биологически активные элементы воды, как позитивные, так и негативные, однако в «чистом виде» такие воды в природе не встречаются. В сказках же идёт речь именно о естественных источниках, иногда это озёра, иногда колодцы, но чаще — два ручья, находящиеся недалеко друг от друга, но далеко от места жительства главного героя сказки, и преимущественно, у моря.
 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 13 025 | 31 комментарий
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
Пафос моей работы состоит в том, чтобы показать, что этнос Причерноморских индийцев оставил многочисленные следы в восточнославянском устном народном творчестве. Трубачёв в своей работе «Из балто-славянских этимологий: янтарь» (Этимология 1978. М., 1980. С. 3–18) привёл только один пример такого индо-славянского культурно-языкового контакта, отразившийся в фольклоре: камень Алатырь. С него и начнём.
 

Материалы этнографических экспедиций

Опубликовал: Validat0r, посмотрело: 6 406 | 1 комментарий
В собрании - материалы этнографических экспедиций за несколько десятилетий по всей стране и за ее пределами.

10 000 записей
Более 400 часов непрерывного звучания

Сказки, былины, былички, обряды, песни. Все то, что стало питательной средой для фольклорной среды нашего времени.

Здесь нет поставленных голосов, нет пересказчиков, нет домысливания. Качество магнитофонной ленты 50-летней давности и едва вытягиваемый старческими голосами мотив отпугнет меломана, но не остановит тех, кто привык видеть суть. Здесь - русская нация в ее первоисточнике.
 

Народные гадания в Зимние Святки

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 15 175 | 11 комментариев
Народные гадания в Зимние Святки
"Теперь, девки, и за гаданье можно взяться. У меня всё припасено," – сказала тётка Маланья. С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, покуда девушки делали круг из кучек зерна, положив в середину свои кольца.
 

Русские народные сказки: "Хрустальная гора"

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 12 850 | Нет комментариев
Русские народные сказки: "Хрустальная гора"
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына. Вот дети и говорят ему: «Милостивый государь батюшка! Благослови нас, мы на охоту поедем». Отец благословил, и они поехали в разные стороны.
 

К истории лаптя на Руси

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 19 753 | 1 комментарий
К истории лаптя на Руси
В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.
 

О живой и мёртвой воде

Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 19 490 | Нет комментариев
О живой и мёртвой воде
- Слушай, ворон воронович! - молвил серый волк. - Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевятьземель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды.
 

Обряд "Похороны стрелы"

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 8 859 | 2 комментария
Обряд "Похороны стрелы"
Архаичный обряд (защитная магия) сохранился в Ветковском районе Гомельской области. Обряд должен обезопасить деревню от молнии и поспособствовать здоровью и урожая. запись сделана 29 мая 2009г. в деревне Казацкие Болсуны.
 

«Фу, фу, фу!»: критика некоторых представлений о Бабе-Яге

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 16 104 | 6 комментариев
«Фу, фу, фу!»: критика некоторых представлений о Бабе-Яге
ХIХ век явил фольклористике блистательную плеяду учёных, совершивших прорыв в изучении, систематизации и популяризации устного народного творчества. Отдавая дань уважения собирателям фольклора предшествующих столетий, учёные ХХ века нашли в себе силы «отделить зёрна от плевел» и отвергнуть некоторые, весьма популярные прежде, истолкования фольклора, например, «мифологическую школу» и «метеорологическую теорию», ярчайшем представителем которых был гениальный собиратель народного творчества А. Н. Афанасьев.
 

Этой ночью прискачет Янис

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 988 | 2 комментария
Этой ночью прискачет Янис
Иван Купала (Янко Купала) — народный праздник летнего солнцестояния — известен под разными именами по всей Европе. Он продолжается два-три дня, достигая своей кульминации в ночь на 24 июня — самую короткую ночь года. В свое время церковь приурочила 24 июня ко дню Рождества Иоанна Крестителя. Эта уступка была продиктована необходимостью придать христианский оттенок древней традиции, с которой люди упорно не желали расставаться.
 

Поклонись березке

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 14 912 | Нет комментариев
Поклонись березке
Так бы сидел на лавке и слушал быстрый говорок Анны Андреевны Сазановой, крешневской старушки, заводилы всей деревни. Все она знает, все она помнит, все она умеет и успевает. Лето еще только-только начинается, никто из деревни и гриба не видел, а у нее полный кузовок березовиков — все ахают: когда успела в бор сходить — ведь не близко. А она смеется, маленькая, сухонькая, живая.
 

Славянский обрядовый "макияж"

Опубликовал: волхва Пятница, посмотрело: 20 764 | 3 комментария
Славянский обрядовый "макияж"
На протяжении многих веков образ русской красавицы определялся как «кровь с молоком», то есть белая кожа с румянцем в нужных местах (щёки, подбородок, мочки ушей — в зависимости от моды). Считается, что именно для достижения такого идеала русские женщины всех слоёв общества раскрашивали лица. В боярской среде отметил этот обычай Олеарий, посетив в XVII веке Россию.
 

Библиотечная серия - Миловский А.С. - Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках [1987, PDF, RUS]

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 9 246 | Нет комментариев
Библиотечная серия - Миловский А.С. - Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках [1987, PDF, RUS]
Рассказы о праздниках народов нашей страны — русских, украинцев, литовцев, латышей, молдаван, таджиков, даргинцев, манси, якутов.
 

Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится?

Опубликовал: Keen, посмотрело: 160 877 | 4 комментария
Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится?
Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким...
 

Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. - Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге [1985, PDF, RUS]

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 14 973 | Нет комментариев
Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. - Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге [1985, PDF, RUS]
В течение нескольких лет группа фольклористов — музыкантов и филологов под руководством известного фольклориста и писателя Дмитрия Балашова производила запись свадебного обряда в селах на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области. Зафиксирован весь ход русского свадебного обряда — и песенные тексты, и описание действия. Книга издается с приложением нот и иллюстраций.
 

Потанина Р.П. - Обрядовые песни русской свадьбы Сибири [1981, PDF, RUS]

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 363 | Нет комментариев
Потанина Р.П. - Обрядовые песни русской свадьбы Сибири [1981, PDF, RUS]
В публикацию включены лучшие свадебные обрядовые песни, записанные в Сибири в течение полутора веков. Все тексты размещены по обрядам в той последовательности, в какой они звучали на русской сибирской свадьбе. Каждый цикл песен открывается небольшим этнографическим очерком, вводящим в поэзию обряда. Комментарии к текстам и справочный аппарат содержат необходимые сведения о собирателях, исполнителях, географическом распространении песен, их библиографию.