• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 6

(опубликовано 110 новостей)
Беломорскiя былины
Крюкова, Аграфена Матвеевна [28.VI(10)VII.1855, дер.Чваньга, Терский берег Белого моря, - 27.IV.1921, дер.Верхняя Золотица, Зимний Берег] – русская народная сказительница. Родилась в семье рыбака. Вышла замуж в деревню Верхняя Золотица, мать М.С.Крюковой. В эпическом репертуаре Крюковой отражены две местные традиции – терская и зимнезолотицкая. Крюкова училась былинам главным образом у матери и дяди, затем у свекра Василия Крюкова. Наделенная даром импровизации и творческой самостоятельностью, Крюкова вносила изменения в усвоенные сюжеты и перекладывала в былины сказки и исторические песни. Обширный эпический репертуар Крюковой (64 текста былин, баллад, исторических песен и духовных стихов) был записан в 1900-е годы А.В.Марковым. Исполнение Крюковой отличалось простотой и выразительностью.

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
Музыкальные инструменты в зеркале русских былин
Если обратиться не к словесной, а к звуковой ткани русских былин, то она предстанет перед нами довольно насыщенной и насыщенной, прежде всего, гусельным звоном и гудением гудков. На первый взгляд партитура русской былины это партитура двух музыкальных инструментов: щипковых гуслей и смычковых гудков, в которой тема гуслей и гусельной игры является, к тому же, доминирующей. Но это только на первый взгляд.

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки, Гусли

 
Каменев С.С. Тридевять сестер
О древнерусских вилах сохранилось очень мало сведений. В основном это всевозможные поучения против язычества, некоторая переводная литература. Фактически, всё что о них известно "умещаеться" в одной цитате. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (XI в.): "верующих в вил которых числом тридевять сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур режут."

Категория: Этнография

 
Г. П. Дурасов     ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОМАШНИМ СКОТОВОДСТВОМ, НА КАРГОПОЛЬЕ
Обряды, связанные с обиходом домашнего скота, были широко распространены в российской деревне, но наиболее характерны для Русского Севера и Сибири. Они представляют собой комплекс заговоров и магических действий с целью уберечь от гибели домашний скот. В наше время во многих местностях Архангельской области обряды эти почти бесследно исчезли, и немногие из местных жителей помнят лишь отдельные заговоры и обрядовые действия.

Категория: Этнография   Автор: Дурасов Геннадий Петрович

 
Н. И. Гаген-Торн. Магическое значение волос и головного убора
Нина Ивановна Гаген-Торн (1900-1986гг.) – русский этнограф, родилась в семье врача, обрусевшего шведа Ивана Эдуардовича Гаген-Торна (по материалам Википедии). Предложенная статья о магическом значении волос довольно часто цитируется современными этнографами. Все рассуждения Н.И. Гаген-Торн строятся из посыла, что волосы обладают некоей магической силой, часто определяемой как силой плодородия (Человек – это Поле, Волосы – растения на нем), а также вместилищем «души».

Категория: Этнография   Теги: Уход за волосами   Автор: Гаген-Торн

 
Русский Север. Этническая история и народная культура. XII-XX века
Монография представляет собой исследование по этнографии северорусского населения. В ней рассматриваются вопросы этнокультурного развития Русского Севера, начиная с периода его славянского освоения и заканчивания последними десятилетиями XX века.

Категория: Этнография   Теги: Русский Север

 
Упыри из истории народных верований
Цель настоящей заметки — сообщить читателю некоторые исторические сведения об упырях, т. е. такие сведения, которые относятся к известному времени и месту и даже к определенному лицу. Но, разумеется, в этом случае нельзя обойтись без указания на общие представления народа об упырях.

Категория: Этнография

 
Внутреннее убранство русской избы
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики.

Категория: Этнография

 
Двучленные славянские имена. Боромир Боровчак (Польша)
Моя статья - об исчезающих двучленных старославянских именах. Почему Старославянских? Потому что ученые в Польше, например профессор Малец из Института польского языка Польской Академии Наук в Кракове, и в Югославии, например профессор Циркович из Университета в Новом Саде, согласны в том, что именно двучленные имена являются наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней славянской общности и ее элитам.

Категория: Этнография

 
Религиозное значение избы славянина
Славянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьёю, только разросшеюся, проходила вся его жизнь, со всем её обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования.

Категория: Этнография