• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница

Перуница » Этнография » Страница 6

(опубликовано 114 новостей)

Невольное детство

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 7 223 | 2 комментария
Невольное детство
Известная народная певица раскрывает в своих воспоминаниях образным народным языком живые картины русской деревни в предреволюционную пору, в эпоху коллективизации и колхозов, во время Великой отечественной войны и в послевоенные годы. Прилагается компакт-диск с записями её песен.
 

Музыкальные инструменты на Руси (Поветкин В. И.)

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 26 347 | 1 комментарий
Музыкальные инструменты на Руси (Поветкин В. И.)
В танцах, песнях, инструментальной музыке человек издавна утверждал право на жизнь. Наравне с другой деятельностью, наполняя мир звуками, он осваивал, творил и обновлял его.
 

Словарь древне-русских личных собственных имён. Тупиков Н.М.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 621 | 1 комментарий
Словарь древне-русских личных собственных имён. Тупиков Н.М.
Настоящая работа Н.М. Тупикова не доведена до конца, разобраны не все источники. Встречаются в ней неточности. Но, несмотря на это, это один из немногих обзорных трудов, по которым, во-первых, можно попытаться восстановить свою родословную, во-вторых, в нем проведена любопытная схема этапов двойного употребления имен у русских, мирского и церковного и их взаимоотношение между собой.
 

МУЖЧИНА В КРУГУ СВОИХ ЖЕН (Многоженство на Русском Севере) Мороз А.Б.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 21 400 | 16 комментариев
МУЖЧИНА В КРУГУ СВОИХ ЖЕН (Многоженство на Русском Севере) Мороз А.Б.
В Каргопольском р-не Архангельской обл. во время одной из экспедиций нам пришлось услышать рассказ о мужчине, у которого было одновременно несколько жен. В ходе разговора стало ясно, что дело происходило сравнительно недавно, что он не был мусульманином и был совершенно местным человеком. Дальнейшие расспросы жителей Каргополья дали неожиданный результат: в каждом селе, где бывала наша экспедиция (все цитируемые материалы записаны в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.) и задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере. Сведения из других источников нам, к сожалению, неизвестны, и все
 

Беломорскiя былины

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 786 | 2 комментария
Беломорскiя былины
Крюкова, Аграфена Матвеевна [28.VI(10)VII.1855, дер.Чваньга, Терский берег Белого моря, - 27.IV.1921, дер.Верхняя Золотица, Зимний Берег] – русская народная сказительница. Родилась в семье рыбака. Вышла замуж в деревню Верхняя Золотица, мать М.С.Крюковой. В эпическом репертуаре Крюковой отражены две местные традиции – терская и зимнезолотицкая. Крюкова училась былинам главным образом у матери и дяди, затем у свекра Василия Крюкова. Наделенная даром импровизации и творческой самостоятельностью, Крюкова вносила изменения в усвоенные сюжеты и перекладывала в былины сказки и исторические песни. Обширный эпический репертуар Крюковой (64 текста былин, баллад, исторических песен и духовных стихов) был записан в 1900-е годы А.В.Марковым. Исполнение Крюковой отличалось простотой и выразительностью.
 

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 40 626 | 3 комментария
Музыкальные инструменты в зеркале русских былин
Если обратиться не к словесной, а к звуковой ткани русских былин, то она предстанет перед нами довольно насыщенной и насыщенной, прежде всего, гусельным звоном и гудением гудков. На первый взгляд партитура русской былины это партитура двух музыкальных инструментов: щипковых гуслей и смычковых гудков, в которой тема гуслей и гусельной игры является, к тому же, доминирующей. Но это только на первый взгляд.
 

Каменев С.С. Тридевять сестер

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 136 | 1 комментарий
Каменев С.С. Тридевять сестер
О древнерусских вилах сохранилось очень мало сведений. В основном это всевозможные поучения против язычества, некоторая переводная литература. Фактически, всё что о них известно "умещаеться" в одной цитате. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (XI в.): "верующих в вил которых числом тридевять сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур режут."
 

Г. П. Дурасов ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОМАШНИМ СКОТОВОДСТВОМ, НА КАРГОПОЛЬЕ

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 043 | Нет комментариев
Г. П. Дурасов     ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОМАШНИМ СКОТОВОДСТВОМ, НА КАРГОПОЛЬЕ
Обряды, связанные с обиходом домашнего скота, были широко распространены в российской деревне, но наиболее характерны для Русского Севера и Сибири. Они представляют собой комплекс заговоров и магических действий с целью уберечь от гибели домашний скот. В наше время во многих местностях Архангельской области обряды эти почти бесследно исчезли, и немногие из местных жителей помнят лишь отдельные заговоры и обрядовые действия.
 

Н. И. Гаген-Торн. Магическое значение волос и головного убора

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 20 910 | Нет комментариев
Н. И. Гаген-Торн. Магическое значение волос и головного убора
Нина Ивановна Гаген-Торн (1900-1986гг.) – русский этнограф, родилась в семье врача, обрусевшего шведа Ивана Эдуардовича Гаген-Торна (по материалам Википедии). Предложенная статья о магическом значении волос довольно часто цитируется современными этнографами. Все рассуждения Н.И. Гаген-Торн строятся из посыла, что волосы обладают некоей магической силой, часто определяемой как силой плодородия (Человек – это Поле, Волосы – растения на нем), а также вместилищем «души».
 

Русский Север. Этническая история и народная культура. XII-XX века

Опубликовал: grumdas, посмотрело: 12 151 | Нет комментариев
Русский Север. Этническая история и народная культура. XII-XX века
Монография представляет собой исследование по этнографии северорусского населения. В ней рассматриваются вопросы этнокультурного развития Русского Севера, начиная с периода его славянского освоения и заканчивания последними десятилетиями XX века.
 

Упыри из истории народных верований

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 21 300 | 5 комментариев
Упыри из истории народных верований
Цель настоящей заметки — сообщить читателю некоторые исторические сведения об упырях, т. е. такие сведения, которые относятся к известному времени и месту и даже к определенному лицу. Но, разумеется, в этом случае нельзя обойтись без указания на общие представления народа об упырях.
 

Внутреннее убранство русской избы

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 138 933 | 5 комментариев
Внутреннее убранство русской избы
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики.
 

Двучленные славянские имена. Боромир Боровчак (Польша)

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 13 896 | 10 комментариев
Двучленные славянские имена. Боромир Боровчак (Польша)
Моя статья - об исчезающих двучленных старославянских именах. Почему Старославянских? Потому что ученые в Польше, например профессор Малец из Института польского языка Польской Академии Наук в Кракове, и в Югославии, например профессор Циркович из Университета в Новом Саде, согласны в том, что именно двучленные имена являются наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней славянской общности и ее элитам.
 

Религиозное значение избы славянина

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 091 | 5 комментариев
Религиозное значение избы славянина
Славянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьёю, только разросшеюся, проходила вся его жизнь, со всем её обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования.