![Вдоль по улице пройду (Народные исполнители Репьевского р-на Воронежской области) [2003]](/uploads/posts/2012-01/1326047387_81d61b088b54.jpg)
Исполнитель: Народные исполнители Репьевского р-на Воронежской области
Альбом: Вдоль по улице пройду
Год: 2003
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 160 кбит/сек
Размер архива: 58 мБ
поют народные исполнители
Репьевского района Воронежской области
Фольклорный ансамбль села Россошь
1. Вдоль но улице пройду - протяжная песня 2.40
2. Полюбил парень девчонку - протяжная песня 2.19
3. В нас у лесе на поляне - весновая песня 1.51
4. Повозник кудрявый - свадебная песня (увозят невесту) 2. 05
5. Ой, ще это за богатые за сваты - свадебная (выкуп приданого) 0.59
6. Уж ты воля, ты неволя - протяжная песня 2.58
7. Увоймала девчоночка с собой парня ночевать - протяжная 2.40
8. Я па жердочке шла - плясовая песня 1.15
9. Как у батюшки только у родимого - протяжная песня 1.39
Фольклорный ансамбль села Россошки
10. Тут-то нам попити - свадебная песня (на застолье) 1.50
11. Ох, воля, а ты волюшка - свадебная песня (на девишнике, с плачем матери и невесты) 2.13
12. Ох, поедешь ты, мое дитятко ко двору - свадебная песня 1.58
13. Сказали: дружка стар-стареня - свадебная, корильная дружке 1.08
14. Ой, вы, дружки - побирушки - свадебная, корильная дружкам 0.45
15. Затрубили трубушки рано по заре - свадебная, при повивании невесты 1.53
16. В саду первое яблочко - свадебная, величают молодых 2.27
17. Во полюшке огни горят усе терновые - свадебная песня, катаются по селу 1.45
18. Семик-Троица, богородица - хороводная песня, на Троицу 2.43
19. Кого нету, того дюже жалко - протяжная песня 2.51
Фольклорный ансамбль села Бутырки
20. Ох, ты, Доня-раздуняша - плясовая песня 2.37
21. Вы лугу, лугу зеленом - хороводная песня 2.16
22. Во субботу день ненастный - протяжная песня 2.43
23. В нас по горам, горам - хороводная песня 1.31
24. Как у нашей у Дуняши - плясовая песня 2.41
Территория современного Репьёвского района - это север-запад Воронежской области. С середины XVII века здесь появились первые переселенцы - русские и украинцы, стремительно стали образовываться и расти сёла и слободы вокруг речушек Скупая Потудань и Девица - правобережных притоков Дона.
Богатыми песенными традициями славятся русские сёла Репьёвского района, которые сохранили и сберегли до наших дней уникальные образцы свадебных, календарных, протяжных, плясовых песен. По репертуару и по музыкальной лексике в Репьёвском районе бытует два музыкальных диалекта. Один относится к песенному стилю воронсжско-белгородского пограничья (Россошь, Бутырки, Усть-Муравлянка), другой охватывает сёла в бассейне реки Девица (Россошки, Новосолдатка, Краснолипье, Истобное). Но даже в пределах одного музыкального диалекта в каждом селе песни приобретают свой неповторимый облик.
С 1989 года кафедра музыкальной фольклористики Воронежской государственной академии искусств проводит музыкально-этнографические экспедиции в Репьёвский район по программе сплошного обследования. Мы успели записать для будущих поколений бесценные репортажи о старинной свадьбе, календарных обычаях, старинном быте, а главное более тысячи песен, многие из которых уже расшифрованы, йотированы и ждут своей публикации.
В диск вошли записи 1995-98 гг., сделанные как в студийных (Россошь, Россошки), так и полевых условиях (Бутырки).
Огромная благодарность и низкий поклон исполнителям за любовь к традиционной русской песне, за то, что они щедро делились своими знаниями, мастерством, мудростью со студентами, открывали им целесообразность, красоту, одухотворенность русского фольклора. Крепкого Вам здоровья и долгих лет жизни!
профессор, зав кафедрой музыкальной фольклористики ВГАИ,
заслуженный деятель искусств РФ.
ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ СЕЛА РОССОШЬ РЕПЬЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Село Россошь Репьевского района Воронежской области было основано у слияния рек Потудань и Скупая Потудань (правых притоков Дона) в конце XVII века государственными и помещичьими крестьянами, в том числе переселенцами из Рязанской губернии и из городов-крепостей с Белгородской черты. Местные жители называют себя щекунами из-за особенностей говора, в котором звук «ч» произносится как «щ» (к примеру, говорится шапощка вместо «шапочка», щё вместо «что»).

Фольклорный ансамбль из с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 1988 г.
Исполнители: На переднем плане – руководитель и запевала Терехова Ольга Андреевна (1936 г.р.)
Музыкально-фольклорная традиция села относится к одному из самых ярких южнорусских песенных стилей воронежско-белгородского пограничья. Здесь ярко проявляются локальные черты: доминирующее положение широкораспевной протяжной песни в системе жанров, типологическое родство свадебных и плясовых песен, определенный набор ритмических и мелодических форм напевов. Кроме общих признаков локального песенного стиля в селе есть и свои, уникальные черты, проявляющиеся в традиционном костюме и обрядовой системе, в песенном репертуаре и исполнительской манере.
На примере этого села можно увидеть, как изменился на протяжении XX века традиционный костюм: здесь вместо поневы женщины стали носить красную шерстяную юбку в клетку (изначально только девичью). На традиционных конопляных рубахах с прямыми поликами (плечевыми вставками) старинная черная вышивка счетной гладью была заменена на красно-черные цветочные орнаменты крестом, на голове стали носить красный платок, фартуки (завески) черного цвета пришли на смену разноцветным. Старинные рубахи и поневы села можно теперь увидеть только в музеях, например, в коллекции Богучарского частного музея традиционных костюмов и кукол.
В календарном обрядовом комплексе совершенно не сохранились святочные величально-поздравительные песни, зато, как и повсюду в воронежско-белгородском пограничье, развиты троицкие обряды, а среди песен выделяются так называемые весновые, то есть сезонно приуроченные песни.
К местным особенностям можно отнести обычай варить бéлище, который существовал до середины ХХ века. Так называли большой сельский сход накануне Троицы у реки, где по случаю окончания беления холстов устраивали совместный обед: на костре готовили пшенную кашу-сливанку, яичницу, после чего пели и плясали.
В традиционной свадьбе есть признаки соседней традиции — Хохольского и Нижнедевицкого районов, — поскольку в венчальный день свадьбу в Россоши гуляли «на два стола»: невестины гости — у жениха, жениховы — у невесты.
Свадебные песни села Россошь отличаются многообразием сюжетов и структурных форм, что вызвано смешением переселенческих традиций. Здесь записано около 30 свадебных песен. Они распределены по всему свадебному действу, точечно прикреплены к определенным моментам, во многих случаях комментируя ту или иную обрядовую ситуацию. Большинство свадебных песен относится к довенечной части обряда, они исполнялись на запое, девишнике, утром свадебного дня: «Зеленая, зеленая дуброва», «Заиграло сине море, взыграло», «Взвеселила наша Аннушка два дома», «Зиму-лето сосенушка была зелена». Эти песни близки хороводным благодаря так называемому «алилёшному» рефрену: «Ой лёли, алилей лёли». Особую группу составляют прощальные песни, которые звучали от лица невесты или её подруг: «Затрубили трубушки», «Сосна моя, сосенка». К редким местным формам относится песня, которую исполняли при обряжении невесты: «У ладо! На море галка купалася!». Как и в соседних селах, выкуп и увоз невесты сопровождался припевками на политекстовый напев: «Дружко-богатина, купи у нас косу», «Повозник кудрявый, молодой, кучерявый». Величальных песен в селе записано мало.

Народные исполнители из с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. в традиционных костюмах. Фото Д. Польсен. 1994 г.
Экспедиция Воронежского государственного института искусств и университета г. Прово ( штат ЮТА, США). Личный архив Г.Я. Сысоевой
На переднем плане – руководитель и запевала Терехова Ольга Андреевна (1936 г.р.)
Центральное место в песенной традиции занимают протяжные песни, которые в конце 80-х годов XX века составляли более половины репертуара. Они представлены тремя стилевыми пластами. Первый — ранний — охватывает сезонно приуроченные, так называемые весновые протяжные песни, среди них «Ковылушка-травушка», «Вы кустики ракитовые», «То-то тошно» и др. Они воплощаются в гетерофонной фактуре, узкообъемных звукорядах, имеют большой орнаментированный запев и короткий хоровой подхват.
Второй слой — традиционные неприуроченные лирические песни, исполняемые в двухголосной фактуре с сольным подголоском. Основная мелодия в них помещается в нижнем голосе и представлена гетерофонным пучком голосов. Эта группа напевов относится к широкораспевным протяжным песням и характеризуется обилием больших слоговых распевов, вокализированных вставок и дополнительных построений, которые являются типовыми музыкальными построениями и повторяются во многих песнях. К таким песням относятся «Вдоль по улице пройду», «Села девка, посидела», «Полюбил парень девчонку», «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать».
Третий пласт протяжных песен можно определить как позднетрадиционный, их характеризует опора на тонально-гармоническую систему. Это песни «Как у батюшки у родимого», «Ой, виттиль гора», «Воспой, воспой, в садику соловьюшка», «Чего, соловейка, смутен-невесел».
Плясовые и хороводные песни занимают периферийное место в системе жанров музыкального фольклора и не имеют устойчивой хореографии. Медленные хороводные песни — «Как пошла наша Матрена во чисто поле гулять», «Уж ты, зимушка-зима», «Тут-то нам попити» и др. — исполняются малораспевно. В этих песнях на связь с хороводным жанром указывает «алилешный» припев. Излюбленные плясовые песни — «Я по жердочке шла», «Не летай, соловей, мимо горенки моей», «Усе гости по лавочкам сидят».
Поскольку село Россошь находится на окраине выделенной территории воронежско-белгородского пограничья и соседствует с хохольско-нижнедевицкой зоной Воронежской области, в его традиции слабеют признаки одного музыкального диалекта и появляются признаки другого. Так, например, в Россоши не зафиксирована пляска пересек, столь характерная для традиций воронежско-белгородского пограничья, и связанные с ней музыкальные формы, зато, к примеру, в свадьбе выявлены необычные ритмические формы с тернарным соотношением слоговых времен, в целом не типичные для этой зоны.
Песенная традиция сохранялась в Россоши благодаря тому, что в селе при клубе существовал фольклорный ансамбль, сохраняющий и популяризирующий свои старинные песни. Он прославился после поездки в Москву в 1975 году по приглашению Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР для многомикрофонной записи. Позже эти записи были расшифрованы Е.С. Кустовским и подготовлены к изданию Е.В. Гиппиусом, но так и не были изданы, однако копии рукописи разошлись по стране. Ансамбль принимал участие во многих фестивалях в Воронеже, Белгороде, Пензе, снимался на центральном и местном телевидении, участвовал в 1994 году в съемках американского документального фильма «Россия. Спрятанная память» («Russia. Hidden memory». USA, 1995). В последнее время ансамбль практически не выступает, так как с уходом опытных пожилых мастеров пения, резко сократился численный состав ансамбля, а также песенный репертуар. Традиция в полной мере не воспринята молодым поколением, воспроизводятся в предельно упрощенном виде лишь несколько самых простых песен.