Вдоль по улице пройду (Народные исполнители Репьевского р-на Воронежской области) [2003]

Вдоль по улице пройду (Народные исполнители Репьевского р-на Воронежской области) [2003]

Исполнитель: Народные исполнители Репьевского р-на Воронежской области
Альбом: Вдоль по улице пройду
Год: 2003
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 160 кбит/сек
Размер архива: 58 мБ

Вдоль по улице пройду
поют народные исполнители
Репьевского района Воронежской области

Фольклорный ансамбль села Россошь
1. Вдоль но улице пройду - протяжная песня 2.40
2. Полюбил парень девчонку - протяжная песня 2.19
3. В нас у лесе на поляне - весновая песня 1.51
4. Повозник кудрявый - свадебная песня (увозят невесту) 2. 05
5. Ой, ще это за богатые за сваты - свадебная (выкуп приданого) 0.59
6. Уж ты воля, ты неволя - протяжная песня 2.58
7. Увоймала девчоночка с собой парня ночевать - протяжная 2.40
8. Я па жердочке шла - плясовая песня 1.15
9. Как у батюшки только у родимого - протяжная песня 1.39

Фольклорный ансамбль села Россошки
10. Тут-то нам попити - свадебная песня (на застолье) 1.50
11. Ох, воля, а ты волюшка - свадебная песня (на девишнике, с плачем матери и невесты) 2.13
12. Ох, поедешь ты, мое дитятко ко двору - свадебная песня 1.58
13. Сказали: дружка стар-стареня - свадебная, корильная дружке 1.08
14. Ой, вы, дружки - побирушки - свадебная, корильная дружкам 0.45
15. Затрубили трубушки рано по заре - свадебная, при повивании невесты 1.53
16. В саду первое яблочко - свадебная, величают молодых 2.27
17. Во полюшке огни горят усе терновые - свадебная песня, катаются по селу 1.45
18. Семик-Троица, богородица - хороводная песня, на Троицу 2.43
19. Кого нету, того дюже жалко - протяжная песня 2.51

Фольклорный ансамбль села Бутырки
20. Ох, ты, Доня-раздуняша - плясовая песня 2.37
21. Вы лугу, лугу зеленом - хороводная песня 2.16
22. Во субботу день ненастный - протяжная песня 2.43
23. В нас по горам, горам - хороводная песня 1.31
24. Как у нашей у Дуняши - плясовая песня 2.41


Территория современного Репьёвского района - это север-запад Воронежской области. С середины XVII века здесь появились первые переселенцы - русские и украинцы, стремительно стали образовываться и расти сёла и слободы вокруг речушек Скупая Потудань и Девица - правобережных притоков Дона.

Богатыми песенными традициями славятся русские сёла Репьёвского района, которые сохранили и сберегли до наших дней уникальные образцы свадебных, календарных, протяжных, плясовых песен. По репертуару и по музыкальной лексике в Репьёвском районе бытует два музыкальных диалекта. Один относится к песенному стилю воронсжско-белгородского пограничья (Россошь, Бутырки, Усть-Муравлянка), другой охватывает сёла в бассейне реки Девица (Россошки, Новосолдатка, Краснолипье, Истобное). Но даже в пределах одного музыкального диалекта в каждом селе песни приобретают свой неповторимый облик.

С 1989 года кафедра музыкальной фольклористики Воронежской государственной академии искусств проводит музыкально-этнографические экспедиции в Репьёвский район по программе сплошного обследования. Мы успели записать для будущих поколений бесценные репортажи о старинной свадьбе, календарных обычаях, старинном быте, а главное более тысячи песен, многие из которых уже расшифрованы, йотированы и ждут своей публикации.

В диск вошли записи 1995-98 гг., сделанные как в студийных (Россошь, Россошки), так и полевых условиях (Бутырки).

Огромная благодарность и низкий поклон исполнителям за любовь к традиционной русской песне, за то, что они щедро делились своими знаниями, мастерством, мудростью со студентами, открывали им целесообразность, красоту, одухотворенность русского фольклора. Крепкого Вам здоровья и долгих лет жизни!

Галина Сысоева,
профессор, зав кафедрой музыкальной фольклористики ВГАИ,
заслуженный деятель искусств РФ.



ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ СЕЛА РОССОШЬ РЕПЬЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Село Россошь Репьевского района Воронежской области было основано у слияния рек Потудань и Скупая Потудань (правых притоков Дона) в конце XVII века государственными и помещичьими крестьянами, в том числе переселенцами из Рязанской губернии и из городов-крепостей с Белгородской черты. Местные жители называют себя щекунами из-за особенностей говора, в котором звук «ч» произносится как «щ» (к примеру, говорится шапощка вместо «шапочка», щё вместо «что»).


Фольклорный ансамбль из с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 1988 г.
Исполнители: На переднем плане – руководитель и запевала Терехова Ольга Андреевна (1936 г.р.)

Музыкально-фольклорная традиция села относится к одному из самых ярких южнорусских песенных стилей воронежско-белгородского пограничья. Здесь ярко проявляются локальные черты: доминирующее положение широкораспевной протяжной песни в системе жанров, типологическое родство свадебных и плясовых песен, определенный набор ритмических и мелодических форм напевов. Кроме общих признаков локального песенного стиля в селе есть и свои, уникальные черты, проявляющиеся в традиционном костюме и обрядовой системе, в песенном репертуаре и исполнительской манере.

На примере этого села можно увидеть, как изменился на протяжении XX века традиционный костюм: здесь вместо поневы женщины стали носить красную шерстяную юбку в клетку (изначально только девичью). На традиционных конопляных рубахах с прямыми поликами (плечевыми вставками) старинная черная вышивка счетной гладью была заменена на красно-черные цветочные орнаменты крестом, на голове стали носить красный платок, фартуки (завески) черного цвета пришли на смену разноцветным. Старинные рубахи и поневы села можно теперь увидеть только в музеях, например, в коллекции Богучарского частного музея традиционных костюмов и кукол.

В календарном обрядовом комплексе совершенно не сохранились святочные величально-поздравительные песни, зато, как и повсюду в воронежско-белгородском пограничье, развиты троицкие обряды, а среди песен выделяются так называемые весновые, то есть сезонно приуроченные песни.

К местным особенностям можно отнести обычай варить бéлище, который существовал до середины ХХ века. Так называли большой сельский сход накануне Троицы у реки, где по случаю окончания беления холстов устраивали совместный обед: на костре готовили пшенную кашу-сливанку, яичницу, после чего пели и плясали.

В традиционной свадьбе есть признаки соседней традиции — Хохольского и Нижнедевицкого районов, — поскольку в венчальный день свадьбу в Россоши гуляли «на два стола»: невестины гости — у жениха, жениховы — у невесты.

Свадебные песни села Россошь отличаются многообразием сюжетов и структурных форм, что вызвано смешением переселенческих традиций. Здесь записано около 30 свадебных песен. Они распределены по всему свадебному действу, точечно прикреплены к определенным моментам, во многих случаях комментируя ту или иную обрядовую ситуацию. Большинство свадебных песен относится к довенечной части обряда, они исполнялись на запое, девишнике, утром свадебного дня: «Зеленая, зеленая дуброва», «Заиграло сине море, взыграло», «Взвеселила наша Аннушка два дома», «Зиму-лето сосенушка была зелена». Эти песни близки хороводным благодаря так называемому «алилёшному» рефрену: «Ой лёли, алилей лёли». Особую группу составляют прощальные песни, которые звучали от лица невесты или её подруг: «Затрубили трубушки», «Сосна моя, сосенка». К редким местным формам относится песня, которую исполняли при обряжении невесты: «У ладо! На море галка купалася!». Как и в соседних селах, выкуп и увоз невесты сопровождался припевками на политекстовый напев: «Дружко-богатина, купи у нас косу», «Повозник кудрявый, молодой, кучерявый». Величальных песен в селе записано мало.


Народные исполнители из с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. в традиционных костюмах. Фото Д. Польсен. 1994 г.
Экспедиция Воронежского государственного института искусств и университета г. Прово ( штат ЮТА, США). Личный архив Г.Я. Сысоевой
На переднем плане – руководитель и запевала Терехова Ольга Андреевна (1936 г.р.)

Центральное место в песенной традиции занимают протяжные песни, которые в конце 80-х годов XX века составляли более половины репертуара. Они представлены тремя стилевыми пластами. Первый — ранний — охватывает сезонно приуроченные, так называемые весновые протяжные песни, среди них «Ковылушка-травушка», «Вы кустики ракитовые», «То-то тошно» и др. Они воплощаются в гетерофонной фактуре, узкообъемных звукорядах, имеют большой орнаментированный запев и короткий хоровой подхват.

Второй слой — традиционные неприуроченные лирические песни, исполняемые в двухголосной фактуре с сольным подголоском. Основная мелодия в них помещается в нижнем голосе и представлена гетерофонным пучком голосов. Эта группа напевов относится к широкораспевным протяжным песням и характеризуется обилием больших слоговых распевов, вокализированных вставок и дополнительных построений, которые являются типовыми музыкальными построениями и повторяются во многих песнях. К таким песням относятся «Вдоль по улице пройду», «Села девка, посидела», «Полюбил парень девчонку», «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать».

Третий пласт протяжных песен можно определить как позднетрадиционный, их характеризует опора на тонально-гармоническую систему. Это песни «Как у батюшки у родимого», «Ой, виттиль гора», «Воспой, воспой, в садику соловьюшка», «Чего, соловейка, смутен-невесел».

Плясовые и хороводные песни занимают периферийное место в системе жанров музыкального фольклора и не имеют устойчивой хореографии. Медленные хороводные песни — «Как пошла наша Матрена во чисто поле гулять», «Уж ты, зимушка-зима», «Тут-то нам попити» и др. — исполняются малораспевно. В этих песнях на связь с хороводным жанром указывает «алилешный» припев. Излюбленные плясовые песни — «Я по жердочке шла», «Не летай, соловей, мимо горенки моей», «Усе гости по лавочкам сидят».

Поскольку село Россошь находится на окраине выделенной территории воронежско-белгородского пограничья и соседствует с хохольско-нижнедевицкой зоной Воронежской области, в его традиции слабеют признаки одного музыкального диалекта и появляются признаки другого. Так, например, в Россоши не зафиксирована пляска пересек, столь характерная для традиций воронежско-белгородского пограничья, и связанные с ней музыкальные формы, зато, к примеру, в свадьбе выявлены необычные ритмические формы с тернарным соотношением слоговых времен, в целом не типичные для этой зоны.


Терехова Евдокия Степановна (1924 г.р.) - народная исполнительница и запевала старинных песен с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. в традиционном костюме.

Песенная традиция сохранялась в Россоши благодаря тому, что в селе при клубе существовал фольклорный ансамбль, сохраняющий и популяризирующий свои старинные песни. Он прославился после поездки в Москву в 1975 году по приглашению Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР для многомикрофонной записи. Позже эти записи были расшифрованы Е.С. Кустовским и подготовлены к изданию Е.В. Гиппиусом, но так и не были изданы, однако копии рукописи разошлись по стране. Ансамбль принимал участие во многих фестивалях в Воронеже, Белгороде, Пензе, снимался на центральном и местном телевидении, участвовал в 1994 году в съемках американского документального фильма «Россия. Спрятанная память» («Russia. Hidden memory». USA, 1995). В последнее время ансамбль практически не выступает, так как с уходом опытных пожилых мастеров пения, резко сократился численный состав ансамбля, а также песенный репертуар. Традиция в полной мере не воспринята молодым поколением, воспроизводятся в предельно упрощенном виде лишь несколько самых простых песен.


Категория: Фолк музыка   Автор: Сысоева Галина


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*