![По-над садом, садом дорожка лежала (Поют народные исполнители Курской и Белгородской обл.) [2007]](/uploads/posts/2012-02/1329507561_ea9b096d974f.jpg)
Альбом: По-над садом, садом дорожка лежала (Поют народные исполнители Курской и Белгородской обл.)
Год: 2007
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 130 Мб
Поют народные исполнители с. Плёхово Суджанского р-на Курской обл.
1. Да по улице, улице – протяжная
2. Зацветала у лузе лоза – протяжная
3. Давно, давно, я у батюшки была – масленичная
4. Ой, что это за дивица – масленичная
5. Да Доня, Доня белая – постовая
6. Ой да закипучий да ключ белый да колодезь – постовая
7. Ох, да что ты, добрый молодец, смутен-невесел – протяжная
8. Ой, да соловеюшка, братцы, соловей – протяжная
9. Под лесом, под лесом, да под лесом, под темным – плясовая
10. Да приехал да миленький с поля – протяжная
11. Ой на Дону, на Доночку – плясовая
12. Воин, воин, Алексеюшка – свадебная
13. Ох, из-под тучи синяя туча с дождем шла – свадебная
14. На дворе вечерея – свадебная
15. Да за речками огни горят да всё терновые – свадебная
16. Сизенький да касатенький селезень – свадебная
17. А в садику да в зеленому виноград – свадебная
Фольклорный ансамбль с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл.
18. Ох, аленький мой цветок – хороводная
19. Ой, новая колясочка по полю бежит - припевки на календарный (весенний) напев
20. Да не дело было, Марьюшка, не дело – свадебная
21. Чей-то конь по улице проехал – свадебная
22. По серебрянному блюдечку – свадебная
23. Спасибо хозяину – величальная
24. По-над садом, садом, дорожка лежала – протяжная
25. Ой, калинушка, малинушка, лазоревый цвет – троицкая
26. У нас нынче да худые времена – плясовая
27. Сидела Катюша поздно вечером одна – протяжная
28. Эх, груша ты моя зелёная, кудрявая – протяжная
29. Я в куме была – плясовая
30. Тара, тара, нам домой пора – свадебная
31. Страдал масляну только святую – припевки
32. Заиграла балалайка - частушки под балалайку
Исполнители:
Село Плехово (№№ 1-17): Басова Т.Т. (1935 г.р.), Моторыкина Е.И. (1930 пр.), Моторыкина А.П. (1931 пр.), Ламанова М.А. (1931 г.р.). Село Фощеватово (№№ 18 - 32): Скуридина И.П. (1967 г.р.), Стародубцева П.Т. (1930 г.р.), Бекетова В.К. (1930 г.р.), Ватутин В.К. (1931 пр.), ХаустоваВ.Т. (1931 г.р.), Постникова О.Д. (1952 г.р.), ШенцеваТ.Т. (1928 г.р.).
Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств ВЫПУСК 10
Народные песни села Плехово Суджанского района Курской области и села Фощеватово Волоконовского района Белгородской области
Народные песни сел Плехово и Фощеватово были записаны в 2000 году в студийных условиях во время приезда этнографических ансамблей в Воронеж на ежегодный осенний фольклорный фестиваль «На Казанскую». Оба села относятся к южнорусской региональной традиции, но каждое из них представляет ее по-разному и знаменито уникальными местными особенностями.
Село Плехово является центром локальной песенной традиции Курского Попселья (от названия реки Псёл). Наибольший научный и художественный интерес и восхищение вызывают импровизации исполнителей в так называемых постовых и некоторых свадебных обрядовых песнях в четырехзвучном целотоновом ладу, который придает напевам неповторимый ладовый колорит (№№ 5, 6, 12). Самый распространенный жанр - хороводно-плясовые песни в подвижном темпе (местное название-карагодные, №№ 9, 11), близкими к ним в стилистическом отношении оказываются здесь и свадебные песни (№№ 13, 15-17), и календарные песни (№ 4). Своеобразие местной традиции определяется также плясовыми наигрышами в исполнении инструментального ансамбля, куда входят обычно скрипка, балалайка, кугиклы, гармошка (на диске не представлены). Протяжных песен в репертуаре сравнительно мало, они малораспевны, в некоторых чувствуется влияние соседней украинской песенной культуры (№ 10).
Исполнители села Фощеватово представляют локальную песенную традицию среднего Приосколья в Белгородской области (от названия реки Оскол). Здесь сложилась уникальная традиция двухорного исполнения свадебных напевов (№№ 20, 21). Особенное место в традиции занимают припевки, в которых напев выполняет обрядовые функции и закрепляется за календарными (сезонными) сроками или свадебными обрядами, а тексты могут быть разными, не складывающимися в единую сюжетную линию (№ 31). Один и тот же напев может выступать и как календарный, и как свадебный (№№ 19, 30). Коллективная пляска не очень характерна для традиции и скромна по формам движения, поэтому в плясовых песнях, как правило, песенное лирическое начало доминирует над стихией пляски. Протяжные песни имеют позднетрадиционную стилистику: мелодии в широкообъемных звукорядах, обилие октавных узлов в двухголосной фактуре. Большое распространение имеет балалайка (№32), в прежние времена в селе были мастера их изготовления, существовали балалаечные ансамбли.
Диск издан при поддержке фонда «Русское исполнительское искусство»
профессор Воронежской государственной академии искусств