Перуница

» » Традиционные песни казаков Кавказской Линии

Фолк музыка » 

Традиционные песни казаков Кавказской Линии

Традиционные песни казаков Кавказской Линии

Кавказская Линия - это полузабытое ныне название грандиозной цепи укреплённых казачьих поселений - станиц, тянувшейся от Азовского моря до моря Каспийского. Назначением её было - обеспечить беспрепятственное транспортное сообщение России со странами Закавказья и предотвращение вражеских набегов в ходе Русско-Турецких войн XVIII и Кавказской войны XIX вв.

Начало ей было положено в 1735 году основанием крепости Кизляр близ устья р. Терек. Годом позже была окончательно отвоевана у турок старинная крепость Азов в низовьях Дона. В 1761 г. основали крепость святого Дмитрия Ростовского там, где сейчас Ростов-на-Дону, а в 1763 г. крепость Моздок на Тереке. Пространство между этими опорным пунктами заселяли казачьими станицами, многие из которых тоже первоначально были крепостями – Георгиевская, Марьинская, Павловская.

Когда войны на Кавказе затихли, то Кавказскую Линию упразднили, а её станицы поделили между образованными в 1861 г. Кубанским и Терским казачьими войсками. Но главным в её почти вековой истории оказалось не столько военное назначение, сколько хозяйственное и культурное освоение богатейших территорий, ранее пустовавших из-за столетиями длившейся здесь тотальной войны всех против всех.

На Линии расположились станицы живших здесь с глубокой старины гребенских казаков, чьё происхождение загадочно, а внешний облик очень колоритен. Есть основания считать, что среди прочих здесь нашли свой дом бежавшие на Терек граждане Господина Великого Новгорода с Русскою Севера. Их потомками, возможно, являются жители нынешнего русского села Коктюбей в Дагестане. Сюда переселяли казаков с Волги и городовых казаков из Новохоперской крепости.

Несколькими волнами шло переселение донских и украинских казаков. В Кизляре и в станицах возле него (Александрийская, Красный восход) и сейчас живут казаки, предки которых пришли на реки Терек и Сулак с Дона ещё при Петре I во время его Персидского похода. Переселялись на Линию бывшие екатеринославские и азовские, а также уральские казаки. Жили компактными группами казаки из осетин, грузин и крещёных в Православие кабардинцев.

На Кавказ переводили из губерний российского Черноземья, именовавшихся однодворцами, потомков служилых людей, охранявших некогда русское пограничье, здесь селили отставных солдат, и сейчас существует целая станица Солдатская.

Станицы разрастались, иногда переходили с одного места на другое, более удобное для житья. Так из бывшей Павловской образовалось две станицы - Старо- и Ново- павловские, причем обе на новых местах. Нередко не боящиеся трудностей и опасностей крепкие хозяйственные казаки отселялись на отдельные хутора, из которых тоже со временем вырастали целые станицы.

Так казак Григорий Бакланов из Новотроицкой станицы положил начало новой станице, названной в честь него Баклановской.

Рядом с казаками в их станицах и в селах по соседству в больших количествах селились крестьяне из России и Украины. Десятки станиц, в их числе Новотроицкая в нынешнем Ставропольском крае и Шелковская в современной Чечне, были образованы при Николае I из бывших сел, а их обитатели стали казаками.

Случалось и наоборот, но многие жители бывших станиц, переименованных в села, и сейчас полтора столетия спустя помнят о своих казачьих корнях.

Некоторые станицы были относительно однородны в происхождении своих граждан. Так станицу Кавказскую заселили выходцы из донской казачьей станицы Романовской, а казачье население станицы Прохладной было полностью из украинцев. Павловскую, по преданию, основали бежавшие сюда после восстания Пугачева уральские казаки, но в дальнейшем заселяли в основном казаки и солдаты с Волги.

А вот в Архонскую станицу близ Владикавказа за 27 лет со времени её основания в 1838 г. переселили 214 семей из пяти разнохарактерных местностей, от Харьковской губернии на севере до Боржомского уезда в Грузии.

В Шелковской долгое время отдельно друг от друга жили гребенские казаки и казаки из грузии. В старинной Новогладковской станице жили отдельными слободами приверженцы старой веры гребенские казаки и переселенцы-малороссияне православного вероисповедания. Рядом с ними казанские татары-мусульмане из бывших дезертиров русской армии, женатые на чеченках и сами очеченившиеся за годы и десятилетия, проведенные в горных аулах. Их не только простили после капитуляции Шамиля, но и поверстали в казаки.

И хотя схожие условия жизни постепенно стирали различия между столь разнородными группами населения и у них вырабатывались общие черты, но в плавильный котел, где всё сварилось бы в однообразную массу, бывшая Кавказская Линия не превратилась.

В значительной степени из-за казачьего статуса большинства её обитателей. Казачество всегда было привержено традициям, испытывало повышенный интерес к собственным родовым корням, заботилось о сохранении своей культуры.

Одним из самых ярких и характерных её проявлений была и есть песенная культура казаков, которая в станицах бывшей Кавказской Линии представляет собой уникальное явление. Здесь сохранилось и дошло до наших дней во всем многообразии почти всё, что породило в этом отношении казачество России и Украины, и вообще население российского пограничья, начиная с былинных времен «старого казака» Ильи Муромца.

Владимир Новиков



Ой, орёл, ты орёл


Традиционные песни казаков Кавказской Линии Дагестана

Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографические ансамбли с. Коктюбей, ст. Александрийская, с. Красный восход (Дагестан)
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год: 2009
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 125 Мб

Содержание:

1. Вся духовная собранья 6:52
2. Прощай наша обитель святая 4:45
3. Братья мои, вы сёстры мои 3:05
4. Вот скоро настанет то праздник 4:46
5. Прилетел сокол 1:57
6. Ой, орел, ты орел молодой 4:26
7. Как при поле, при долине 2:37
8. Камыш-травка зеленеется 1:48
9. Ветер дует, дождь идет 1:18
10. Ай, во поле мой шатер 1:14
11. Эсминец на рейде у моря стоял 5:20
12. Калина с малиной рано расцвета 2:42
13. А чем я мужу не жена 2:30
14. Ой, вы, бабочки 1:16
15. Соловей кукушку уговаривал 6:13
16. Не бойся мальчишка 2:57
17. Ой, раненко, раненко во дворе 4:50

Общее время - 58:42


Состав фольклорно-этнографического ансамбля станицы Александрийская Кизлярского р-на Республики Дагестан:

Гурская Светлана Семеновна - 1948 г.р.
Северенко Раиса Кузьминична – 1939 г.р.
Копылова Галина Михайловна - 1940 г.р.
Такмакова Таисия Алексеевна - 1926 г.р.
Репкина Анастасия Осиповна - 1925 г.р.


Состав фольклорно-этнографического ансамбля с. Коктюбей Тарумовского р-на Республики Дагестан:

Редькина Нина Зиновеевна - 1935 г.р.
Редькина Мария Васильевна - 1940 г.р.
Сячина Мария Андреевна - 1937 г.р.
Коваленко Валерия Евгеньевна - 1934г.р.
Курбанова Прасковья Петровна - 1935 г.р.


Состав фольклорно-этнографического семейного ансамбля семьи Стаценко ст. Красный восход, Кизлярского р-на, Республики Дагестан:

Стаценко Иван Андреевич - 1929 г.р.
Стаценко Мария Григорьевна - 1930 г.р.
Стаценко Петр Иванович - 1954 г.р


Скачать:
https://yadi.sk/d/qj1tbW43VCQ9J



Оставляли мы станицу


Традиционные песни казаков Кавказской Линии станицы Старопавловская

Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографический ансамбль ст. Старопавловская, Кировский р-н, Ставропольский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год: 2009
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 245 Мб

Содержание:

1. Во пиру я была - свадебная 4:11
2. Ой, бочечка дубовая - лирическая 3:09
3. Чай пила и сладко ела - романс 6:37
4. Горе моё, горе - лирическая 6:36
5. Ой, как, братцы, надоела нам чужая сторона - протяжная (вариант 1) 3:14
6. Ой, как, братцы, надоела нам чужая сторона - протяжная (вариант 2) 3:14
7. Жил был Яшка у попа - шуточная 3:02
8. И кумушки пьют, голубушки пьют - свадебная 2:27
9. Как во поле, да полюшке - свадебная 3:03
10. Там под вишенкою - романс 3:58
11. На горе высокой два креста стоят - лирическая 7:01
12. Невинное сердечко - лирическая 3:48
13. Уж вы гости мои - шуточная 4:38
14. Ой, да как ходил, гулял - лирическая 3:08
15. Ой, да мил уехал - лирическая 5:24
16. Ой, да ты, змея - былинная песня 5:13
17. Ой, ты, роща - лирическая 3:18
18. А что это за верба - лирическая 2:54
19. Ой, на горе калина стояла - лирическая 2:54
20. Оставляли мы станицу - походная кавалерийская 3:42
21. По над лугом идет шлях-дороженька - историческая 4:49
22. Застольный тост - застольная 0:41
23. Шел я улком, переулком - свадебная шуточная 2:48
24. Уж ты, рюмка-чепурушка - свадебная застольная 1:37
25. Уж я пашенку пашу - свадебная 3:09
26. На горе стоял Шамиль - шуточная 3:43


Участники фольклорного коллектива станицы Старопавловская Кировского р-на Ставропольского края:

1. Беленко Валентина Васильевна - 1947 г.р.
2. Губина Лидия Федоровна - 1939 г.р.
3. Ильинова Тамара Георгиевна - 1937 г.р.
4. Клюева Лидия Александровна - 1940 г.р.
5. Наседко Надежда Тимофеевна- 1940 г.р.
6. Пелихова Клавдия Степановна- 1928 г.р.
7. Плетнева Лидия Петровна - 1940 г.р.
8. Форова Вера Павловна - 1941 г.р.
9. Шихалева Надежда Михайловна - 1936 г.р.


Общее время - 98:33


Музыкально-жанровая стилистика традиционных песен станицы Старопавловская Кировского р-на Ставропольского края.
Этнический состав населения станицы Старопавловской происходит в основом из Волгских казаков, которые сначала поселились на берегу р. Куры, а позже (в 1826 г.) переселились южнее на 20 км, на берег реки Малки. Постепенно в станицу переселяли жителей Харьковщины, Черниговщины, Полтавщины, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся украино-язычные песни в репертуаре фольклорного ансамбля станицы (Ой, чии то волы). Но всё же значительную часть репертуара составляют песни русского свадебного обряда (№ 1, 2, 22, 23, 24). А в свадебно-обрядовом цикле песен, связанных с опеванием невесты и коллективным причётом, можно услышать и тонкий (северный) подголосок. Другую не менее значительную часть репертуара ансамбля составляют казачьи песни: походно-кавалерийские (№ 19), военно-исторические (№ 20), лирические (№ 3, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18), шуточные(№ 6, 25).

Участники фольклорного коллектива станицы Старопавловская, несомненно, являются истинными и ревностными хранителями своей собственной песенно-обрядовой традиции, доставшейся и переданной им предками казаками.

Ю.Чирков
Скачать:
https://yadi.sk/d/_CG1Muq4VCQ65



Ой, да вы, кубанцы


Традиционные песни казаков Кавказской Линии хутора Кубанский

Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографический ансамбль хутора Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Качество: 320 кбит/с


CD1
1. Ой, да вы кубанцы - протяжная историческая
2. Ещё солнце не затмело - протяжная историческая
3. Звёздочка моя полуночная - протяжная историческая
4. Пиво пьяное - протяжная историческая
5. Вспомним, братцы мы кубанцы - протяжная историческая
6. Ой, Дуня, Дуня – плясовая
7. По стёжечки, по дорожечки - духовный стих
8. Проспали мы, продремали мы - духовный стих
9. Дай, кто б нам, братцы, сказал – историческая
10. Дай, ночь тёмная, угрюмая – лирическая
11. Дай, ветер с поля, дай ветер с моря – лирическая
12. Ой, в 65-м году объявил турок войну – историческая
13. Как мы вчёра гуляли – плясовая
14. Пейте, хлопцы, вы горилочку – свадебная
15. Шуры, буры поднимала – плясовая

CD2
1. Дай, чем полюшко изукрашено – баллада
2. Как ударил гром из тучи – протяжная историческая
3. То не пыль да Кура, она подымалася – протяжная историческая
4. Красота же ты моя, куда ты девалася – лирическая
5. Мы живём среди полей – лирическая
6. Ой, спасибо тому, кто хозяин во дому – свадебная величальная
7. Создал Господь небо и землю – духовный стих
8. Сижу я во рву, беседаю – духовный стих
9. Была во Польше, ничё не слыхать – баллада
10. Выйду, выйду на горенку – свадебная
11. Брага моя, брага медовая – свадебная
12. Вот тут нам попеть, тут нам погулять – свадебная
13. Как из вечеру дождь – лирическая
14. Задумала тёща зятей угощать – масленичная шуточная
15. Соловей мой, только соловей – плясовая

Участники фольклорного коллектива, принимавшие участие в записи дисков:

Темирова Любовь Константиновна – 1950 г. р.
Башарина Мария Герасимовна – 1955 г.р.
Астахова Антонина Алексеевна – 1953 г. р.
Астахова Полина Михайловна – 1954 г. р.
Степанова Татьяна Васильевна – 1947 г. р.
Луткова Антонина Васильевна – 1956 г. р.
Клочкова Валентина Васильевна – 1949 г. р.
Чиненова Анастасия Никитична



Песня является одной из самых ярких сторон любой народной традиции. С давних пор песня передавалась из уст в уста, из поколения в поколение в естественной среде своего бытования. Она сопровождала человека от рождения до смерти, вела его по всем главным жизненным вехам и звучала в разнообразнейших ситуациях повседневной жизни.

Народный ансамбль «Кубаночка» был основан в 1977 году Любовью Константиновной Темировой. Идея создания принадлежит педагогу краевого училища культуры Заре Николаевне Савиной.

На первую репетицию исполнительниц приглашали, обходя дворы известных «песенниц» хутора. Так набралось около 25-ти человек, среди которых - и старшие, и молодые.

Репертуар хора составляют подлинные образцы казачьих песен, унаследованные от отцов и дедов, и передающие из поколения в поколение все грани восприятия казаками своей истории, своей судьбы.

Песенная традиция хутора сложилась как из традиции собственно донской казачьей, так и из общерусской (сюжетные мотивы и мелодические обороты, звучащие в различных традициях России).

Обстоятельства жизни донских казаков, как военного сословия, отразились на жанровом составе их песенной традиции, а также и на особенностях исполнительского стиля. В соответствии с социальным распределением ролей между мужчиной и женщиной в казачьей общине песенный репертуар делится на две группы: песни внешнего быта - мужские, военно-походные, и песни внутреннего быта - женские лирические, обрядовые, плясовые. Истинно казачьими, определяющими «лицо» данной традиции, считаются песни мужской традиции. Это строевые и походные, протяжные лирические, в том числе с историческими и военно-бытовыми сюжетами, отражающие отношение казаков к критическим, поворотным событиям российской истории, к судьбе военного человека, ведущего походный образ жизни. Многие песни данной группы имеют полижанровую природу. Зачастую протяжная песня обнаруживает эпическую основу стиха, а присущее лирической песне поэтизированное описание природы и субъективное восприятие описываемых событий соседствует с сюжетными мотивами, аналогичными донским былинным песням. Например, лирические песни с историческим сюжетом: «Пива пьяная», «Дай кто бы нам, братцы, сказал», «То ни пыль та, Кура падымалася».

Именно преобладание распетых, протяжных форм, а также связь с глубинными пластами фольклора (особенно с эпосом) являются доминирующими стилевыми признаками песенной традиции хутора Кубанского.

Другая сторона традиции – песни, попавшие на Дон из различных русских традиций, а также песни, перенятые казаками в многочисленных походах. Это лирические, плясовые, шуточные, обрядовые календарные и свадебные, балладные и песни литературного происхождения, а также духовные песнопения, молитвы и псальмы.

Особого внимания заслуживают свадебные обрядовые песни, указывающие на связи с исконно русскими пластами народной песенной культуры. Это песни опевальные – «Красота же ты моя, куда ты девалася», а также величальные и плясовые «Задумала тёща зятей угощать».

Духовные стихи и псальмы в местных традициях имеют приуроченность к поминальной обрядности. В хуторе Кубанском бытуют духовные стихи с библейскими сюжетами и эпическими напевами «Создал Господь небо и землю», «Сижу я во рву, биседаю».

Современное состояние традиции характеризуется исполнением мужских песен женским составом. Подражая мужчинам, женщины переняли мужскую манеру пения, широкий певческий диапазон, насыщенность многоголосной фактуры, особая тембровая окраска верхнего голоса, композиционные особенности, связанные с глубиной дыхания. Таковы песни: «Ой, да вы кубанцы», «В 65-м году объявил турок войну» и другие.

Исполнительницы ансамбля бережно и осознанно сохраняют именно свою песенную традицию, которую, как они сами рассказывают, их предки принесли с Дона. Редко где сегодня можно зафиксировать такой развитый лирический цикл, который жив еще в памяти ансамбля. Всё, что приходило в традицию из вне не смешивалось со своим собственным наследием, продолжая существовать параллельно.

Многих участниц ансамбля связывают кровные узы. Зачастую молодое поколение перенимало от старших те песни, которые могли уже никогда не услышать в быту. С этой точки зрения, существование народного хора, с одной стороны способствует развитию традиции, с другой - играет важную роль в её сохранении.

Записи для данных дисков были сделаны во время проведения в Санкт-Петербурге III Всероссийского фестиваля казачьих традиций «Слава казачья», участником которого был ансамбль «Кубаночка» (ноябрь 2007 года).

Анастасия Демидова
Скачать:
https://yadi.sk/d/XNJvpAMSfphhmg



Оседлаю я коня


Традиционные песни казаков Кавказской Линии станицы Баклановская

Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Народные исполнители станицы Баклановская, Изобильненский р-н. Ставропольский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Качество: 320 кбит/с
Размер: 208 Mb

Содержание:

1. Христос с учениками
2. Мимо Раю
3. Вниз по матушке по Волге
4. Ва лугах было всё то во лужочку
5. Выйду я на горушку
6. Горы закавказские
7. Да кукушачка, моя душачка
8. Для каво любовь отрада
9. Долина моя была долинушка
10. Из под тучки чёрный дым
11. Лезгинки
12. На родимую сторонку
13. Оседлаю я ж коня
14. Ой чии то волы
15. Ой младенький
16. Осенние ночи
17. Чарочка моя
18. Гости милые
19. Полно вам снежочки
20. По-над лесом
21. Да посеяли девки лён
22. Проснётся день красы моей
23. Раз пропала ершова голова
24. Усе утушки, усе серые
25. Уж рюмочка-чепурушка
26. Туман яром
27. Не заря моя зорюшка


Музыкально-жанровая стилистика традиционных песен станицы Баклановская, Изобильненский р-н. Ставропольский край.
Основная часть репертуара народных исполнительниц станицы Баклановской составляют лирические песни, где верхний подголосок звучит в очень высокой тиссетуре, взяв на себя функцию ведущего, которому подчиняются все остальные голоса. Несмотря на двухголосное (в основном) исполнение, обилие кварто-квинтовых интервалов говорит о том, что совсем ещё недавно (предыдущее поколение) песни звучали в трёхголосном гетерофонном варианте.

Ансамбль состоит из четырёх человек. Но тембральная особенность манеры исполнения народных певиц делает каждую песню монументальной, глубокой, придает ей неповторимый, присущий только для этой станицы, колорит, по своей глубине и мощи создает ощущение звучания целого хора. Верхний подголосок, который ведет Александра Яковлевна Жидкова, виртуозен, хрустально прозрачен и лёгок, неповторим.

Кроме того в репертуар баклановцев входят свадебно-обрядовые песни, календарнообрядовые, духовные и поминальные стихи, исторические, плясовые и шуточные песни.

Состав коллектива относительно молод: 1935, 1938, 1939, 1952 г.р., но при этом необходимо отметить потрясающую сохранность песенной традиции, которую они с трепетом и огромной любовью к своим родовым корням, донесли до нас, по возможности сохранив и не расплескав ни капли. Но если сегодня, не медля ни дня, ни минуты, ничего не предпринять для организации процесса передачи местной молодёжи песенной культуры казаков баклановцев, то в очень скором времени эти песни останутся только в записях.

Ю. Чирков
Скачать:
https://yadi.sk/d/OMN9fqcUefQzS

https://www.perunica.ru/folk/6731-oy-orel-ty-orel-2009.html  



+1


Категория: Фолк музыка   Теги: Казачьи песни

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.