Ох, эко сердце. Устьянские песни. Архангельская область [1984]

Ох, эко сердце. Устьянские песни. Архангельская область [1984]

Ох, эко сердце

УСТЬЯНСКИЕ ПЕСНИ

Архангельская область


Сторона 1
1. Ох, эко сердце — 5.02
2. На родимой-то на сторонушке—2.57
3. Что же ты, черемушка — 2.47
4. Ох, было непошто с домику сыматься—2.57
5. Не во ельничке было, во березничке — 5.33 (лирические песни)

Фольклорный ансамбль деревни Михалево Устьянского района Архангельской области


Сторона 2
6. Эко серцико мое—2.40
7. Ты не стой-ко, верба, над водой — 2.10
8. Во женском монастыре — 3.22
9. Ох, здравствуй, милая хорошая моя—2.59
10. Ой, поедемте-ко, братцы, кататься — 3.38
11. Что пошел-то ли да пошел — 2.07
12. Не во ельничке было, во березничке—1.54
13. Ой да непошто было с домику сыматься—2.53 (лирические песни)

Фольклорный ансамбль деревни Кузоверская Устьянского района Архангельской области


Планомерная и последовательная работа, проводимая фольклорными экспедициями Ленинградской консерватории по изучению песенной культуры в районах русского Севера, из года в год открывает все новые бесценные памятники творчества народа. Подлинным событием в музыкальной фольклористике стало знакомство с песенными традициями, издавна бытующими в селах и деревнях по реке Устье — правому притоку Ваги (Устьянский район Архангельской области).

Центральное место в песенной культуре на Устье занимают лирические песни. По богатству и разнообразию сюжетно-тематических и музыкально-стилевых групп они представляют собой своеобразную антологию жанра. В репертуаре устьянских мастеров пения мы встречаем песни, ведущие свое начало от ранних пластов музыкального фольклора,— круг песен «девьей» лирики, «молодецкого» цикла, баллады, а также песни, возникшие в поздний период жизни фольклорных традиций (XIX век). Редкие по красоте и силе музыкально-поэтических образов устьянские песни выделяются ярким своеобразием строя песенной речи, особенностями голосоведения, тембровой характеристичностью.

На Устье знают, любят и умеют петь старинные песни. Истинными заповедниками народной музыкальной культуры стали такие песенные центры, как Чадрома и Красный Бор, Березняк и Строевское, Бестужевские Починки, деревни Лихачевского сельсовета—Бритвино и Михалево. Слава о мастерстве устьянских песельниц выходит далеко за пределы района. О них знают на Двине и Ваге, на Сухоне и даже на Пинеге.

В 1979—1980 годах два коллектива — из деревень Кузоверской Строевского сельсовета и Михалево Лихачевского сельсовета — приняли участие в музыкально-этнографических концертах, состоявшихся в Ленинградском Доме композиторов . Концертные программы коллективов были записаны на Ленинградском радио. Эти записи и легли в основу предлагаемой грампластинки. Исключительная ценность записей как музыкально-этнографических материалов, имеющих документальный характер, не снижается некоторой технической шероховатостью исполнения в непривычных для певиц условиях работы в студии.

В составе фольклорного ансамбля деревни Михалево выступали А. А. Акишина (р. 1915), П. Н. Мымрина (р. 1918), М. Л. Абрамова (р. 1914), Н. Н. Илатовская (р. 1916), М. Г, Платовская (р. 1911). Песни деревни Кузоверской звучали в исполнении М. Е. Захаровой (р. 1921), Е. П. Фоминой (р. 1904), А. В. Молчановой (р. 1906), И. А. Ерофеевой (р. 1921).

Эти фольклорные ансамбли представляют самостоятельные певческие «школы» устьянской традиции. Для исполнительского стиля ансамбля из деревни Михалево характерна мягкая манера звуковедёния, «выровненное» (по сравнению с пением других верхнеустьянских коллективов) интонирование в рамках специфических ладовых систем, характерных для раннелирического слоя песен («Ох, эко сердце»—№ 1, «На родимой-то на сторонушке» — № 2). Для михалевских певиц построение художественного образа песни связано с подчеркнуто внимательной передачей поэтического текста. Детализация образно-смыслового содержания текста особенно заметна в зачинах песен. Такое отношение к поэтическому содержанию, по-видимому, сказалось на том, что репертуар михалевского коллектива образует небольшой круг излюбленных сюжетов, таких, например, как «Что же ты, черемушка» (№ 3), «Ох, было непошто с домику сыматься» (№ 4) и ряд других. С большим настроением ансамбль исполняет известную балладу о жене-злодейке «Не во ельничке было, во березничке» (№ 5).

Фольклорный ансамбль деревни Кузоверской — один из наиболее ярких исполнительских коллективов на Устье. Кузоверские певицы владеют традиционным для Устьи репертуаром практически в полном его объеме. Наряду с широко представленной «девьей» лирикой («Ты не стой-ко, верба, над водой» — № 7, «Во женском монастыре» — № 8 и многие другие) значительное место в их репертуаре занимают песни «молодецкого» цикла («Ой, поедемте-ко, братцы, кататься» — № 10, «Что пошел-то ли да пошел» — № 11 и другие). Огромный диапазон памяти певиц сочетается с высоким исполнительским мастерством - индивидуальным и ансамблевым. Яркое, насыщенное обертонами звучание, узорчатое голосоведение, активная ритмика внутрислоговых распевов создают неповторимый характер музыкального произнесения песенного текста. Певицы тонко чувствуют и передают особенности стилистики песен женских и молодецких: собранное, «прижатое» интонирование в узкообъемных ладах, отличающее женские песни, и открытое, на большом дыхании исполнение молодецких песен.

Важной чертой стиля устьянских песен, которая находит отражение в особенностях ансамблевого пения — в распределении голосов в хоровой партитуре, в незначительной дифференцированности их функций (один из голосов выделяется лишь в песенном зачине), является преобладающее значение унисона. Опора на унисон — конструктивная основа многоголосия не только устьянских песен, но и песен ряда других севернорусских традиций: важских, двинских, пинежских и других.

Особенности местных певческих «школ» на Устье, черты их своеобразия удобно проследить при сопоставлении одних и тех же песен в исполнении различных фольклорных коллективов. Представленные на грампластинке песни «Ох, эко сердце» (№ 1, б), «Ох, было непошто с домику сыматься» (№ 4, 13), «Не во ельничке было, во березничке» (№ 5, 12), а также песни «Что же ты, черемушка» (№ 3) и «Ты не стой-ко, верба, над водой» (№ 7), имеющие общий для них сюжет о «дочке-пташечке», в полной мере позволяют оценить богатство устьянской песенной культуры, неисчерпаемую творческую фантазию, силу музыкально-поэтического дарования устьянских песельниц—скромных тружеников русской деревни.

Песни в исполнении михалевских и кузоверских певиц, составившие настоящую подборку,— лишь малая часть одной из замечательных песенных традиций русского Севера. Желающие глубже познакомиться с народно-песенной культурой на Устье могут обратиться к двум выпускам сборника «Устьянские песни» (составители: А. Мехнецов, Ю. Марченко, Е. Мельник, выпуск 1—2, Ленинград, 1983—1984), в которых опубликовано в общей сложности 110 песен. В их числе представлены и песни, записанные на предлагаемой грампластинке.

Вся работа по подготовке и проведению записи была осуществлена сотрудниками и студентами Ленинградской консерватории под руководством автора аннотации.

А. Мехнецов


Категория: Фолк музыка   Теги: Русский Север   Автор: Мехнецов Анатолий Михайлович


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*