Что такое русская народная песня

Что такое русская народная песня

Горький М. «В людях» ярко описывает ощущения мальчишки от казачьего пения. Думаю, многим из нас, кто вживую слышал настоящее хоровое народное пение (особенно в первые разы), знакомы эти ощущения: трансовость, пребывание в ином пространстве-времени, святость.

Казаки казались иными, чем солдаты, не потому, что они ловко ездили на лошадях и были красивее одеты, — они иначе говорили, пели другие песни и прекрасно плясали. Бывало, по вечерам, вычистив лошадей, они соберутся в кружок около конюшен, и маленький рыжий казак, встряхнув вихрами, высоким голосом запоет, как медная труба; тихонько, напряженно вытягиваясь, заведет печальную песню про тихий Дон, синий Дунай.

Глаза у него закрыты, как закрывает их зорянка — птица, которая часто поет до того, что падает с ветки на землю мертвой, ворот рубахи казака расстегнут, видны ключицы, точно медные удила, и весь этот человек — литой, медный. Качаясь на тонких ногах, точно земля под ним волнуется, разводя руками, слепой и звонкий, он как бы переставал быть человеком, становился трубою горниста, свирелью пастуха. Иногда мне казалось, что он опрокинется, упадет спиною на землю и умрет, как зорянка, — потому что истратил на песню всю свою душу, всю ее силу.

Спрятав руки в карманы и за широкие спины, вокруг него венком стоят товарищи, строго смотрят на его медное лицо, следят за рукою, тихо плавающей в воздухе, и поют важно, спокойно, как в церкви на клиросе. Все они — бородатые и безбородые — были в эту минуту похожи на иконы: такие же грозные и отдаленные от людей.

Песня длинна, как большая дорога, она такая же ровная, широкая и мудрая; когда слушаешь ее, то забываешь — день на земле или ночь, мальчишка я или уже старик, забываешь всё! Замрут голоса певцов, — слышно, как вздыхают кони, тоскуя по приволью степей, как тихо и неустранимо двигается с поля осенняя ночь; а сердце растет и хочет разорваться от полноты каких-то необычных чувств и от великой, немой любви к людям, к земле.

Маленький медный казак казался мне не человеком, а чем-то более значительным — сказочным существом, лучше и выше всех людей. Я не мог говорить с ним; когда он спрашивал меня о чем-нибудь, я счастливо улыбался и молчал смущенно. Я готов был ходить за ним молча и покорно, как собака, только бы чаще видеть его, слышать, как он поет.



Алексей Максимович Горький — «Вопленница»


Ирина Андреевна Федосова

...Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях. Когда она запела "Соберитесь-ко, ребятушки, на зеленый луг" — по зале раздался странный звук — точно на кого-то тяжесть упала и страшно подавила его. Это вздохнул человек — ярославский купец Канин...

— Ты что?

— Хо-орошо! Так хорошо — слов нет! — ответил он, мотая головой и конфузливо стирая слезы с глаз. Ему под пятьдесят лет, — это фабрикант, солидный господин. Узнал свое, старое, брошенное, и расчувствовался старик.

Слов нет! Русский человек часто употребляет эти два слова, и в этом факте есть предупреждение нам. Он говорит: "Храните старую русскую песню: в ней есть слова для выражения невыносимого русского горя, того горя, от которого мы гибнем в кабаках, в декадентстве, в скептицизме и других смутах отчаяния". Русская песня — русская история, и безграмотная старуха Федосова, уместив в своей памяти 30000 стихов, понимает это гораздо лучше многих очень грамотных людей.

Что рукоделие, что песня — это молитва, способ общения с миром...


О важности пения для ребенка. Иван Александрович Ильин (1882-1954)



"Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе; оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект — в активную, текучую, творческую эмоцию: ребенок должен бессознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье — по-русски.

Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры — церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении."

(И. А. Ильин русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России. В 1922 г.был выслан из страны по указу Ленина на знаменитом «философском пароходе». )

"Мыслитель". Портрет профессора И. А. Ильина написанный Михаилом Нестеровым.



«...о чём поют "эти русские", зачем поют... »


Один немецкий солдат, которому удалось дожить до девяностых годов, часто вспоминал и рассказывал этот случай: Сталинград, лютая зима, битва за Волгу. Небольшая передышка перед очередным смертным боем, русские ни за что не подпускают фашистов к берегу Волги, все в окопах, готовятся к штурму. Атмосфера такая, что человек не способен описать происходящее там. Ночь. Вдруг - на какое-то время стало относительно тихо, даже жуткие звуки войны, как будто, исчезли: со стороны русских окопов услышали пение - начал один, сильный, немного охрипший голос, к нему присоединились ещё голоса, и ещё, и ещё... Они пели так - как поют в последний раз: с чувством, с надрывом, от всей Души, горько-сильно и безумно красиво....и страшно! Немецкие солдаты: фашисты и прочие унтер-офицеры - все молча слушали это отчаянное пение русских солдат, которым было что терять здесь, под Сталинградом. Они слушали и не понимали: о чём поют "эти русские", зачем поют... как в начале времён, что-ли....так безоглядно...словно, черпая силы из мелодии и слов той их песни!

Они слушали и, почти все из врагов, понимали - никогда "эти русские" не сдадутся! Так и вышло: потом атака была до жути кровавой - до последней черты, по словам того выжившего рассказчика - но к Волге враг не прошёл.

Тот немецкий солдат, уже после войны, старательно разыскивал ТУ ПЕСНЮ (запомнил навсегда мелодию!) и он её нашёл: казаки и солдаты русские пели тогда, перед смертным боем НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЁТ ВЕСНА, НЕ ДЛЯ МЕНЯ ДОН РАЗОЛЬЁТСЯ, И СЕРДЦЕ ДЕВИЧЬЕ ЗАБЬЕТСЯ, С ВОСТОРГОМ ЧУВСТВ, НЕ ДЛЯ МЕНЯ.

Не пустили врагов к Волге. Победили...высочайшей ценой - завоевали Победу!

* * *

Говоря о восприятии музыки, следует иметь в виду ее доступность для ребенка. Наиболее доступной формой музыкального общения между исполнителем и слушателем является народная песня.

Народ свои песни шлифует в продолжение столетий и доводит до высшей ступени искусства.

Вот почему, приучая ребенка слушать музыку, следует его прежде всего широко знакомить с народной песней, с фольклором, а заодно с народными музыкальными инструментами.

«Музыку создает народ, — говорил Глинка, — мы, композиторы, ее лишь аранжируем (обрабатываем)».


Почему наши родные пели песни за столом...



Пели за общим столом по праздникам. Первое ли мая, девятое ли, день рождения у кого или даже поминки. Всегда пели песни.

Сначала протяжные. "Ой, мороз, мороз" или "Из-за острова на стрежень". Начинала петь одна, самая активная. Начинала неожиданно, ни с того ни с сего. Но все этого ждали. Праздник ли, поминки ли - это был всего лишь повод петь нестройным, но громким хором.

Сначала пели одни женщины. Мужики еще стеснялись и выходили покурить в коридор или на улицу.

Но потом мужские басы и баритоны вливались в женские сопрано и получалось очень даже ничего.

Телевизоров еще не было, а у кого и были, то показывали строго по программе передач. Песни пели когда не показывали "Семнадцать мгновений весны" или "Тени исчезают в полдень" или "Вечный зов". В дни показа этих фильмов улицы пустели, праздники и похороны отменялись. А после исполнения протяжных песен наступала пора тогдашней эстрады. "Любовь - кольцо, а у кольца начала нет и нет конца", "Колеса диктуют вагонные" и, конечно же, "Там где клен шумит".

После клена полагалось как следует выпить, и начинались частушки. Причем самого вольного толка.

"Как часы переводили во Рязанской волости". Или "Мимо тещиного дома я без шуток не хожу".

Тут уж выходили в круг и начиналось соревнование. Кто кого перепоет. Это что-то типа батла сегодняшних рэперов. Зрители подбадривали аплодисментами и криками "Давай, Нюра, исчо". Что-то типа современных лайков.

Расходились далеко за полночь. Усталые, но довольные. Жили не очень богато, но делились кто чем может. И развлекались, как умели.

Ну не было у наших бабушек и мам Интернета. И хоум-видео тогда не было. Остались об этих песнях только воспоминания, но и они стираются очень и очень быстро.



Категория: Фолк музыка   Теги: Казачьи песни


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*