Поиск | Последние сообщения | RSS

Почему упал «протон-М». Проклятие инженера Мерфи: можно ли спастись от глупой ошибки, которая

VАRULV
29 июля 2013 00:12
Сообщение #1

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
http://www.computerra.ru/75872/proton-m/
Комиссия, которая искала причины аварии ракеты-носителя “Протон-М”, обнародовала результаты расследования. Как и подозревали специалисты, “Протон” и три спутника ГЛОНАСС, которые он вёз на орбиту, погубила нелепая ошибка, допущенная при сборке системы управления. Однако делать на основе этой информации далекоидущие пессимистичные выводы не стоит: всё не так просто, как кажется.
Квака
29 июля 2013 00:46
Сообщение #2

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Это не нелепая ошибка. Электроразьемы стыкуются без всяких усилий. Кто то прилагает значительные усилия препятствуя развертыванию нашей навигационной системы. Что то в статье не отмечено еще и то, что рухнувшая рядом со стартом ракета засрала все вокруг гептилом /Протон на гептиле/ и этот срач ох как долго придется убирать.
VАRULV
29 июля 2013 00:49
Сообщение #3

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Это не нелепая ошибка.

Да, автор явно преувеличил фактор случайности....
ну хотя бы ясно что там стряслось по официальной версии.
Уверен что найти того кто монтировал данный конкретный узел - не составит проблем, тогда станет понятна предыстория ошибки.
Квака
29 июля 2013 01:54
Сообщение #4

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
При сборке техники такого рода существует пооперационный контроль. Кто то затягивает гайку, кто то это контролирует и после выполнения каждой сборочной операции оба расписываются в специальном журнале. Всем все уже давно ясно. Вопрос в том, как это предотвратить
VАRULV
29 июля 2013 09:29
Сообщение #5

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Вопрос в том, как это предотвратить

Создать машину времени и обратно в СССР.
Или
Оживить мумию Сталина и избрать пожизненным вечным вождём.
а-лiс
2 августа 2013 04:03
Сообщение #6

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: Квака
Это не нелепая ошибка.
Это следствия развала прежней системы производства и воен.приёмки :
Цитата: Квака
При сборке техники такого рода существует пооперационный контроль. Кто то затягивает гайку, кто то это контролирует и после выполнения каждой сборочной операции оба расписываются в специальном журнале.
по всей видимости сейчас о подобной методике контроля речь вести не приходится....и те конструктора,что десятки лет назад проектировали "Протон",и в страшном сне не могли представить,что возможно сделать (и пропустить на тех.контроле) такую элементарную ошибку и поэтому не предусмотрели "жёсткую защиту от дурака",предполагая высокую квалификацию рабочих данной отрасли (если допустить "вмешательство иностранных агентов",то и тогда приходиться признать низкий уровень "выходного контроля" на производстве и нежелание модернизировать старые разработки под новые "стандарты" обеспечения надёжности(((

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Квака
2 августа 2013 04:35
Сообщение #7

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: а-лiс
тогда приходиться признать низкий уровень "выходного контроля" на производстве и нежелание модернизировать старые разработки под новые "стандарты" обеспечения надёжности

Не согласен. Не знаю, чего там в космической отрасли делается, но в авиапроме несмотря на период отсутствия "приемки" выходной контроль сохранялся на достаточно высоком уровне и модернизация велась постоянно. Квалифицированных кадров и сейчас достаточно. Преемственность сохраняется.
Не думаю, что на "Протоне- М" (модернизированном) стоит то же приборное оборудование что и в 2001 году. Это штучное, а не даже мелкосерийное производство.. Допускаю и диверсию и раздолбайство.. Но что то слишком много этого весьма дорогостоящего раздолбайства по сравнению с менее "холодными" ГОСТами авиапрома. Не имею в виду конечно установку на самолеты отработавших ресурс узлов. В ракетной технике повторного использования просто не может быть. А вобще хрен его знает.... может ща кто и собирает отработанные ступени, но не представляю что там после падения.... не помню точно с какой, но немалой высоты может остаться работоспособным
а-лiс
2 августа 2013 05:07
Сообщение #8

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: Квака
Не думаю, что на "Протоне- М" (модернизированном) стоит то же приборное оборудование что и в 2001 году.
тогда получается,что "модернизаторы" плохо отработали "защиту от дурака" и не продумали дублирование системы стабилизации полёта...

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Квака
2 августа 2013 08:54
Сообщение #9

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: а-лiс
тогда получается,что "модернизаторы" плохо отработали "защиту от дурака" и не продумали дублирование системы стабилизации полёта...

Мы еще забываем, что основные системы управления дублируются, а некоторые трижды. Во всяком случае в ракетной технике лет двадцать назад было так. Ладно перевернуть один датчик, а не несколько. Интересно, где это было сделано. На Хруничеве, где все изначально собирается и проверяется или в МИКе (Монтажно-испытательном корпусе ) Байконура, куда ракета доставляется с завода в разобранном виде ( в разобранном не до отдельных же датчиков), собирается и вновь неоднократно проверяется. Где же это "Штуцер" попутали и кому и куда его вставить надо?
а-лiс
2 августа 2013 17:42
Сообщение #10

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: VАRULV
Создать машину времени и обратно в СССР.
Или
Оживить мумию Сталина и избрать пожизненным вечным вождём.

Достаточно выбрать нормального "батьку",умеющего создать систему нетерпимости к бракоделам и разгильдяям по примеру братской Беларуси,где качество производимых товаров находится под контролем спец.органов :belar:

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Созерцатель
2 августа 2013 18:48
Сообщение #11

Сообщений: 183
Регистрация: 30.06.2013

Наверное, Квака, прав... :superstition:

--------------------
..."Люди не меняются... Меняется Время"... - Воланд
Квака
3 августа 2013 00:56
Сообщение #12

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Созерцатель
Наверное, Квака, прав...

Не совсем. Посмотрел тут внимательно статистику пусков. С 2001 года был произведен 71 запуск Протонов-М... елы палы... там каждый на орбиту вытаскивает порядка 20 тонн... из них 65 Успешных, 2 - Аварийных (на старте) 2- Неуспешных (носитель не вывел груз на заданную орбиту) и 2- Частично успешных (носитель справился, но чего то там недоделал полезный груз, связанный с третей ступенью). В общем то показатели сравнимы с более мелкими ракетами, а по тяжелым сравнивать ... да практически не с чем... никто столько не запускает.. Но все равно "Штуцер" кому то вставить надо за перевернутые датчики.
Еще бы разобраться чего это там в таком количестве выводится, а еще и Протоны-К летают в не меньшем числе, а судя по времени их появления и в большем... не говоря о средних и малых носителях
Варлев. Не проспи. Судя по весу и количеству на орбите танковая армия болтается. :da:
а-лiс
3 августа 2013 03:19
Сообщение #13

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: Квака
Еще бы разобраться чего это там в таком количестве выводится

Ракета-носитель тяжелого класса "Протон-М" с европейским спутником связи SES-6 стартовала с космодром Байконур, сообщил РИА Новости представитель Центра имени Хруничева (предприятие-изготовитель ракеты "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М").

"Запуск осуществлен в расчетное время — 13.18 мск. Отделение космического аппарата SES-6 от разгонного блока "Бриз-М" запланировано через 15,5 часов: в 04.49 мск вторника", — сказал собеседник агентства.

Заказчиком спутника выступает глобальный оператор спутниковой связи компания SES. Космический аппарат SES-6 массой около 6 тонн изготовила компания Astrium на базе платформы Eurostar 3000. SES-6 заменит спутник NSS-806 и обеспечит услуги непосредственного цифрового вещания на территорию Америки.

Контракт на запуск космического аппарата SES-6 с помощью ракеты-носителя "Протон-М" заключило российско-американское предприятие International Launch Services Inc. (ILS) и оператор спутниковой связи SES. Владельцем контрольного пакета акций компании ILS является Центр имени Хруничева.

Предыдущий спутник связи по заказу компании SES — космический аппарат SES-5 (первоначальное название Sirius-5) — был успешно запущен и выведен на орбиту с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М" в июле 2012 года.
http://oko-planet.su/science/sciencecosmos/190641-proton-m-s-evrosputnikom-svyaz
i-ses-6-startoval-s-baykonura.html

Лично у меня упоминание о "совместном российско-американском предприятии" вызывает нехорошие ассоциации с "агентами влияния" ЦРУ....и возникает подозрение,что не просто так американские спутники связи выводятся "Протоном-м" нормально,а российский ГЛОНАС периодически взрывается.... :jew:

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Квака
3 августа 2013 10:26
Сообщение #14

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
а-лiс,
Цитата: а-лiс
упоминание о "совместном российско-американском предприятии"

Тут скорее всего не в этом дело. Полезная нагрузка к самому РН не имеет никакого отношения. Это как телега к лошади. К сборке "лошадки" никто кроме "Штуцера" ("фолклерное" название З-да им. Хруничева) отношения не имеет. Если при сборке КА иностранные спецы и могут присутствовать, то при сборке РН на врядли. Доступ и в менее ответственные цеха иных предприятий строго ограничен и посторонних экскурсий в процессе сборки там не бывает. Там буквально "пылинки считают"
Количество успешных запусков Протон-М говорит о том, что конструкция отработана и вполне отвечает требованиям надежности. Система управления вполне зарекомендовала себя и на предшественнике Протоне-К.
Злосчастные датчики скорее всего стоят на третей ступени РН и работают на всех участках выведения. Их нет смысла ставить на сбрасываемые после выработки топлива ступени. Третья ступень имеет относительно небольшие габариты и вполне пригодна к транспортировке с завода на МИК космодрома в не разобранном виде.
Честно говоря не понимаю, а точнее не верю официальнойц версии о перевернутых датчиках и стыковке соединительных разъемов с "натягом" да таким, что на контактах найденных после падения имеются следы этого натяга.. По жизни мне приходилось стыковать хренову кучу различных разъемов. Не может быть там никакого натяга. Кроме того на некоторых разъемах имеются специальные ключи, которые позволяют стыковать их только к соответствующей ответной части и их даже молотком скорее расплющишь, чем состыкуешь. Сдается мне, что это дымовая завеса, прикрывающая истинные причины аварии.
Созерцатель
6 августа 2013 09:09
Сообщение #15

Сообщений: 183
Регистрация: 30.06.2013
Анекдот в тему -

— Я горжусь двумя великими людьми — Гагариным и Ньютоном. Один попытался сбежать с этой планеты, а второй доказал, что у первого ничего не выйдет...

--------------------
..."Люди не меняются... Меняется Время"... - Воланд
VАRULV
6 августа 2013 10:14
Сообщение #16

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: а-лiс
Достаточно выбрать нормального "батьку",умеющего создать систему нетерпимости к бракоделам

Ошибка системная: мало долбить бракоделов, там и образование и воспитание и экономика и всё-всё....
Батька тут не потянет, нужна фигура помасштабнее. Батька - это для станицы, а не для Империи...
Цитата: Квака
с "натягом" да таким, что на контактах найденных после падения имеются следы этого натяга..

Ваш опыт конечно бесценен, но трасологам и не с такими следами справляться приходилось на практике...
Квака
6 августа 2013 14:21
Сообщение #17

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
VАRULV,
не проти авторитета трасолоэгов и других экспертов, в том числе и криминалистов. ОКончательное решение выносится не ими не только в технике. А частенько просто не учитывается в силу каких то иных интересов.
VАRULV
7 августа 2013 00:10
Сообщение #18

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
ОКончательное решение выносится не ими не только в технике.

Какое решение? Если экспертиза делает однозначный вывод (а в трасологии или в дактилоскопии именно так) - то тут только одна дорога.
Квака
7 августа 2013 02:32
Сообщение #19

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
VАRULV,
Не, бывает и другая - улики подбрасывают, фальсифицируют и третья - они исчезают. Не сомневаюсь, что экспертиза может отличить контакт разъема вставленного нормально или "с натягом" от вырванного при падении РН. Не понимаю значение слова "с натягом". Для меня это звучит так же нелепо,как и "барражирование бронетехники". Это говорит о том, что солово запущено человеком, совершенно не понимающем о чем идет речь. Тем, кто только вилку в розетку дома втыкал. Там иногда натяг чувствуется, но это нормально для этого изделия. В общем акцент на натяг не понятен.
VАRULV
7 августа 2013 09:55
Сообщение #20

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Не понимаю значение слова "с натягом".

На стыковочных поверхностях трёх из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте.
где здесь натяг
Квака
7 августа 2013 17:56
Сообщение #21

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
VАRULV,
Установка с усилием, о которой говориться в статье это и есть натяг.Далее смотрим на фото датчиков. С двух сторон видны кольцевые электроразъемы. Они не только разного диаметра, но и по конструкции разные. (три и четыре группы контактов). Вот и не понимаю, как к ним можно было неправильно подключить ответные части кабелей, длина которых выверяется до миллиметров и никакой лишней длины, способной дотянуться до другой стороны датчика в случае его неправильной установки быть не может.
Якорень
7 августа 2013 18:52
Сообщение #22

Сообщений: 4381
Регистрация: 22.07.2012
Квака,

А скажите Вы мне по секрету, пожалуйста, прям здесь и прямо открыто: Вы всерьез пытаетесь что-то ему объяснить? Ведь он выпускнику МАИ объясняет и ОЧЧЧЕНЬ серьезно и надменно, что такое "натяг". Я в этой теме не писала, но смотрела. Вот и не удержалась.... :br:

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с пути!
VАRULV
7 августа 2013 19:05
Сообщение #23

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Далее смотрим на фото датчиков.

Смотрим:
http://www.zavod-zvezda.ru/produkciya.html
С какого перепугу вы взяли, что они разного диаметра и что они разные по конструкции?
На фото этого не видно. Но указано что форма цилиндрическая, а не коническая.
Там вообще фото двух различных моделей, вы только один торец видите у каждой модели. :lol: Значит сказать какие разъёмы на другом торце - не можете.
Цитата: Квака
Установка с усилием, о которой говориться в статье это и есть натяг.

Ну, теперь понимаете значение слова "натяг".
Квака
7 августа 2013 19:41
Сообщение #24

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Якорень,
Вполне серьезно провожу экспертизу способен ли он слышать кого либо кроме себя. Запустил же он зачем то эту тему. Может чего узнать желал. Увы. Запишите Варлев себе победу по очкам, раз тк нравится очки считать. Вы становитесь не интересным собеседником.
VАRULV
7 августа 2013 20:28
Сообщение #25

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Вполне серьезно провожу экспертизу

:ai:
Знаете, есть такой языческий древне-индейский Бог: ДАНУНАХ!
Так вот он мне подсказывает: Да ну нах!
Якорень
7 августа 2013 20:33
Сообщение #26

Сообщений: 4381
Регистрация: 22.07.2012
VАRULV,

А вот и ладненько...

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с пути!
VАRULV
8 августа 2013 14:00
Сообщение #27

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Квака, всё ещё жду ответа на пост 23....
Квака
8 августа 2013 14:27
Сообщение #28

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
VАRULV,
Интересна не форма, а содержание. В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО ОТНОШЕНИЮ К КОРОЕДИЦЕ
VАRULV
8 августа 2013 15:16
Сообщение #29

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: Квака
Интересна не форма, а содержание

Цитата: Квака
Установка с усилием, о которой говориться в статье это и есть натяг.Далее смотрим на фото датчиков. С двух сторон видны кольцевые электроразъемы. Они не только разного диаметра, но и по конструкции разные. (три и четыре группы контактов). Вот и не понимаю, как к ним можно было неправильно подключить ответные части кабелей, длина которых выверяется до миллиметров и никакой лишней длины, способной дотянуться до другой стороны датчика в случае его неправильной установки быть не может.
Цитата: VАRULV
Смотрим:
http://www.zavod-zvezda.ru/produkciya.html
С какого перепугу вы взяли, что они разного диаметра и что они разные по конструкции?
На фото этого не видно. Но указано что форма цилиндрическая, а не коническая.
Там вообще фото двух различных моделей, вы только один торец видите у каждой модели. :lol: Значит сказать какие разъёмы на другом торце - не можете.
а-лiс
8 августа 2013 18:39
Сообщение #30

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: VАRULV
С какого перепугу вы взяли, что они разного диаметра и что они разные по конструкции?
На фото этого не видно. Но указано что форма цилиндрическая, а не коническая.
Там вообще фото двух различных моделей, вы только один торец видите у каждой модели. lol Значит сказать какие разъёмы на другом торце - не можете.

По всей видимости наш уважаемый VАRULV в силу своей природной внушаемости и доверчивости к "официальным заявлениям" "имперских должностных лиц" даже и не пытался включить "центр критического анализа" в своём мозгу и рассмотреть версии неудачного пуска "протона",отличные от декларируемых теми,кто непосредственно и причастен к производству данного изделия.
Цитата: Квака
С двух сторон видны кольцевые электроразъемы. Они не только разного диаметра, но и по конструкции разные. (три и четыре группы контактов). Вот и не понимаю, как к ним можно было неправильно подключить ответные части кабелей, длина которых выверяется до миллиметров и никакой лишней длины, способной дотянуться до другой стороны датчика в случае его неправильной установки быть не может.

"Ответные части" оказывается,просто припаивались:



Вот этот самый ДУС - датчик угловой скорости в сборке, устанавливаемой на "Протоне". И он тут предусмотрительно перевернут. Но маркировку можно прочитать без труда - ЦЕ99-6СА.
А вовсе не ПВ-301, как нам впаривал начальник комиссии генерал Лопатин. И производится он не в Саратове, а на филиале ФГУП "НПЦВП" им. академика Пилюгина "Звезда" на чудесном острове Городомля посреди озера Селигер. Ну, может, не посреди, но все равно на Селигере. И выглядит этот датчик вот так. И это именно тот датчик, который штатно используется на "Протонах". И только на них, нигде больше

Вставить его в сборку задом наперед, как понимаете, невозможно. Он обязан быть контактами вперед, а не гладким задним местом. Теперь по поводу возможности его перевернуть. Не только любой слесарь, любой дурак понимает, что маркировка должна читаться нормально, а не кверху ногами. Опять же контакты паяются согласно обозначенным номера. и левая маленькая контактная колодка не заменит правую большую. Припаивается полтора десятка проводов. Монтажник (монтажница) не видел, что куда распаивает? На каждый проводок надета трубочка с номером контакта. И все потом прозванивается и проверяется.
И какие тут могут быть следы силового воздействия на посадочном месте. Тут на посадочное место садится кольцевая обечайка поперек корпуса прибора с отверстиями под крепёж. Ее отлично видно. Не думаю, что ее надо куда-то вбивать молотком. Просто винты заворачиваются и контрятся, чтобы не раскрутились от вибрации.
В общем, поздравляю генерала Лопатина соврамши. Датчик не тот, предприятие не то, явно не вписывается данный датчик в эксперимент с силовым воздействием. Выводы комиссии откровенно притянуты за уши. На уши навешано по килограмму лапши.
При этом комиссия не утверждает, что целых три датчика перевернули. Она скромно заявляет: ВОЗМОЖНО были перевернуты на 180 градусов. Но вслед за этим уже без обиняков утверждает, что все именно так и было, и виноватых сборщика, мастера и контролера ОТК уже назначили. И все СМИ это тупо повторяют.

http://www.ng.ru/blogs/myasnikov/vyvody-komissii-po-protonu-pozdravlyayu-grazhda
nin-sovramshi.php


Итак, что мы имеем сегодня из официальных источников?
Утверждения, что три датчика угловой скорости (ДУС) были перевернуты на 180 градусов, и из-за этого "ПРотон" мгновенно утратил ориентацию и рухнул. Виноват слесарь, забивший датчики молотком, поскольку неправильно они встать сами по себе не могут. И ударился в бега, следствие его найти не может.
Однако Центр им. Хруничева опровергает: «Следственные органы на предприятие не обращались. Поэтому утверждение, что кто-то скрывается от следователей и его местонахождение неизвестно, не соответствует действительности».
Ложь, на каждом шагу ложь.
Утверждается, что перевернуты были датчики угловой скорости ПВ-301. Но я уже писал, что ДУС на "Протоне-М" маркирован ЦЕ-99-6СА. На это многие обратили внимание, и даже возникла версия, что ЦЕ-99 находится внутри ПВ-301.
Но на одном из Интернет-порталов города Саратова обнаружилась интересная публикация, посвященная 55-летию полета первого спутника и саратовскому космическому предприятию НПО "Корпус". Читаем:
"Ныне вместо ракетоносителя «Протон-К» эксплуатируется ракета«Протон-М» с модернизированной ФГУП «НПЦАП им. академика Н.А.Пилюгина» системой управления. ПО «Корпус» изготавливает и поставляет заводу им. Хруничева(Москва) гироскопические приборы ПВ-300 и ПВ-301, обеспечивающих управляемый полёт этой ракеты".

Почему упал "протон-М"
Вот как выглядит ПВ-300. Под фотографией подпись: "ПВ-300 – трехосный гироскопический стабилизатор используется в
системах управления РН «Протон-М», «Ангара», «Морской старт» и др."
Это не ДУС, а гироскопический стабилизатор.
Но суть не в этом. Комиссия по расследованию выдала ложную причину аварии. Из возможных причин главная - утечка компонентов топлива и прогорание одного из двигателей. Но это слишком серьезно, может сорвать зарубежные контракты с последующими неустойками. И нам подкинули пустяковую причину- слесарь неправильно установил датчики. Вследствие этого дескать ракету начало закручивать и включилась программа увода "Протона" в сторону с последующим самоуничтожением.
Но датчик угловой скорости невозможно поставить наоборот, поэтому за ДУС выдали гироскопический стабилизатор. Все равно же никто ничего об этом не знает, ничего не понимает.
А вот мнение одного из создателей "Протона", почетного генерального конструктора и почетного гендиректора реутовского "НПО машиностроения", возглавлявшего эту организацию с 1984 по 2007 год Герберта Ефремова:
"Еще в середине 1980-х годов мы готовили фильм об истории «Протонов». Там есть кадры катастрофы «Протона» конца 1960-х — начала 1970-х годов. Они практически полностью повторяют кадры, которые все видели по телевизору 2 июля. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, как в факеле двигателей появляется рыжая полоса — это окислитель, азотная кислота. За всё время запусков «Протонов» первая ступень у них отказывала всего восемь раз. Очевидно, что отказал один из шести двигателей первой ступени. А почему он отказал, виновны человеческий фактор или техническая часть, это должны определить расшифровки телеметрии. В течение нескольких дней специалистам будет ясно, что произошло". Это из интервью "Известиям" сразу после аварии.

http://www.ng.ru/blogs/myasnikov/prodolzhaem-razbiratsya-s-oblomkami-protona-i-v
oroshit-gory-lzhi.php

Надо полагать, специалисты уже разобрались, а начальники решили, что правду говорить нецелесообразно. Это же придется на многие месяцы остановить запуски "Протонов". Выяснять, тот ли металл поставили, разбираться со сварными швами и комплексом предварительных испытаний. И при этом платить неустойку, ведь у нас две трети стартов "Протонов" - коммерческие, в интересах инозаказчика. Так что Рогозин, Поповкин и Лопатин будут настаивать на версии перевернутых датчиков, а все остальные им поддакивать. Накажут невиновных - слесаря, контролера ОТК, начальника цеха, зама по качеству и т.п.

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Квака
8 августа 2013 19:32
Сообщение #31

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
а-лiс,
Вот эта крайняя фотка с экрана телеканала Ц ЭТО ПОЛНЫЙ ЗВИЗДЕЦ. Обывателей впечатляет... это гастробайтеры в гараже лучше сделают. Соэгласен с тобой, но поймет ли Варлев...
VАRULV
8 августа 2013 22:31
Сообщение #32

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: а-лiс
и не пытался включить "центр критического анализа" в своём мозгу и рассмотреть версии неудачного пуска "протона"

Я выложил версию. Я искренне рад, что кто-то попытался осмысленно предложить альтернативу госверсии.
Поскольку госверсию с "Курском" считаю полным фуфлом, то склонен рассматривать все версии от государства критически. Я не озвучивал, насколько доверяю госверсии, я просто выложил то, что нашёл. Поэтому упрекать меня в отсутствии критичности - неверно. Квака предлоржил необоснованные домвслы, лис покопался в нете. Оба технари. Я - не технарь, но отделять зёрна от плевел - пипец как способен. Я склоняюсь в данном вопросе к позиции озвученной лисом.
Квака
8 августа 2013 23:01
Сообщение #33

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
VАRULV,
Госверсия с 'Курском' Ну наконец то мы хоть тут дружку поняли...
а-лiс
8 августа 2013 23:13
Сообщение #34

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: VАRULV
Я - не технарь, но отделять зёрна от плевел - пипец как способен.

Интересно мнение специалиста "государства и права" по поводу вот этой книги:http://yadi.sk/d/o9J2ySde7h_6j http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4500502
Почему упал "протон-М"
а именно по поводу новых данных археологических раскопок под Смоленском (одно из крупнейших вообще в Европе мест погребений скандинавов
как раз там и находится — в местечке Гнёздово под Смоленском.)
Ладогой,в Шестовицах: (стр 220)
Вот что обнаружили совсем недавно — в 2006 году — в одном из
таких погребальных комплексов у Шестовиц:
...вяму была впущена срубная конструкция, сложенная из брёвен,
диаметром 10—15 см «в обло» с остатком, причём концы нижних
венцов на несколько сантиметров вошли в стены погребальной ямы
и отпечатались в них.
Отметим: срубная конструкция могилы.
...всё, что сохранилось от самого умершего: остатки черепа...
в меховой шапке, украшенной сверху серебряным колпачком. В головах
покойного был положен длинный боевой железный нож-скрамасакс
с деревянной рукоятью, в украшенных роскошным прорезным орна­
ментом бронзовых ножнах, а у рукояти скрамасакса — парадный
точильный брусок-оселок с отверстием для привешивания к поясу.
...В юго-восточной части ямы (в ногах у хозяина) лежал на
животе с подогнутыми ногами, головой на северо-восток скелет
взнузданного коня. На черепе сохранилась кожаная узда, богато
украшенная десятками бронзовых бляшек различной формы, часть
которых, судя по всему, была инкрустирована серебряной прово­
локой, а во рту — железные удила.
В центре камеры расчищен достаточно большой (длина 102 см)
железный меч в истлевших деревянных ножнах, украшенный
бронзовым наконечником с изображением извивающегося дракона
в древнескандинавском стиле.
Справа (к востоку) от меча лежал
круглый деревянный щит, обтянутый какой-то богатой тканью,
от которого сохранились только следы да отпечаток многоцветной
позументной ленты на грунте...
В северной части камеры, на дне, лежало грудой несколько пред­
метов: кожаное седло, украшенное многочисленными бронзовыми
бляшками и решмами (бляшки-погремушки) с привешенными к нему
железными стременами с выгнутой подножкой; два плохо сохранив­
шихся железных котла (или котёл и сковорода под ним)...
...и большой ритон (сосуд для питья) из турьего рога, украшен­
ного по поверхности накладками из тонкого серебряного листа, а
по горловине — серебряной же пластиной, орнаментированной про­
стым прорезным орнаментом в виде «городков».
В северо-восточном углу камеры найден длинный железный на­
конечник копья, втулка которого была обтянута тонкой серебряной
пластиной: а на верхней части древка закреплено около десятка
обойм из такого же листового серебра. По-видимому, они служили
для закрепления на древке флажка или штандарта.
Не простой воин. Командир. Воевода..Это ведь воеводское дело —
под своим штандартом своих воев собирать и в бой вести. О том же
говорят и археологи, что вели раскопки, — В. Коваленко, А. Моця
и Ю. Сытый:
Кем же был этот воин из Шестовицы? Большинство пред­
метов говорят о его принадлежности к дружинному сословию,
причём, судя по богатству вооружения, к его верхушке, а наличие
в могиле турьих рогов-ритонов позволяют предполагать, что он
мог выполнять и жреческие функции. Однако такое сочетание
функций могло быть только у вождя-жреца («хёвдинга» сканди­
навской,мифологии), предводителя (или одного из предводителей)

и в Сарском под Ростовом (стр 324):
В интересной работе «Ростов: что выросло, то выросло» интерес­
ный исследователь Е. Арсюхин рассказывает:
В своё время Сарское поразило археологов... обилием скандинав­
ских находок. По числу северных вещей оно едва ли не соперничало с
городами в самой Скандинавии. Чтобы не быть голословным, сразу
приведу в качестве примера уникальный варяжский меч, обнаружен­
ный на Сарском еще в XIX веке.. .Нашли его с внешней стороны вала...
Меч хорошо сохранился — и клинок длиной почти метр, и, главное,
рукоять, на которой после расчистки обнаружилось латинское
клеймо «+LUNFECIT+» («Лун сделал»)Меч легко укладывается в принятую классификацию (тип Е)...
В Европе подобные мечи находят в слоях начала — середины
IX века. В это время, по нашему мнению, и работал мастер Лун.
А поскольку контекст находки именно этого меча уже непонятен,
можно предположить, что меч попал в Сарское городище не вХ,а
в IX веке. Помимо этого меча, на Сарском собрана представительная
коллекция других видов варяжского вооружения: ланцетовидные на­
конечники стрел, наконечник копья, топор, гшконечники пожен меча
и боевого ножа-скрамасакса. Эти вещи датируются по аналогиям
VIII—IX веками

Сарское городище лежит возле нынешнего Ростова Великого. По
данным археологов, оно основано около середины УШ века. С этим,
как водится у археологов, кое-кто спорит, но в данном случае важна
не датировка, а принадлежность. И вот тут интересно: тот, кто основал
Сарское, делал это по плану, отведя в ней место для военной
и для торговой части. И ряд характерных особенностей ставит это
поселение в один ряд со скандинавскими.

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
VАRULV
8 августа 2013 23:39
Сообщение #35

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: а-лiс
Интересно мнение специалиста "государства и права" по поводу вот этой книги

Я её не читал. Читать не собираюсь. По копипастам цитат (отобранных кем-то избирательно) мнение о книге составлять не рекомендую вообще.

Лично для меня "варяжский вопрос", хотя здесь судя по-всему не об этом, в принципе не существует.
Квака
9 августа 2013 10:48
Сообщение #36

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
а-лiс,
По поводу ПВ-300. Это не датчик, а гироагрегат. Штуки совершенно разные по назначению. Курское ПО "Прибор" выпускает подобные штуки для авиации. Никто никогда в законченном изделии ничего паять не будет. Согласен, что "закрутка' ракеты связана с работой ДУ (Двигательной установки), а не системы стабилизации. Конструкция ДУ Протона не позволяет системе стабилизации крутить такие виражи. Там нет подруливающих движков, как например на "Союзе"
Стабилизация осуществляется по трем параметрам Крен, Тангаж, Рысканье. По видио сложно судить, но на первый взгляд нарушение режима полета произошло по одному из параметров...тангажу или рысканью. На Протоне нет возможности управлять креном (Закрутка вдоль оси). Тангаж и Рысканье управляются изменением давления в камерах сгорания ДУ. Отказ одного из шести двигателей первой ступени скорее всего является причиной аварии. А возможно командой на его отключение - а вот это очень интересный вопрос. Что за программа и почему дала такую команду.
Железо - железом, но почему старт произошел на полсекунды раньше? Это очень много, когда счет идет на микросекунды.
а-лiс
10 августа 2013 00:50
Сообщение #37

Сообщений: 385
Регистрация: 14.05.2013
Цитата: Квака
По поводу ПВ-300. Это не датчик, а гироагрегат. Штуки совершенно разные по назначению.

Принцип работы одинаковый-гироскоп:

Почему упал "протон-М"

Малогабаритный поплавковый гироблок – ЦЕ99-6СА предназначен для использования в качестве чувствительного элемента измерителя угловой скорости.
Устанавливается на борт ракетоносителя (РН) «ПРОТОН-М».
http://zavod-zvezda.ru/produkciya.html
Раскручиваются (приводятся в действие) гироскопические приборы перед запуском и если бы кокой-либо из них работал изначально неправильно(был смонтирован "вверх ногами",то контрольная телеметрия это бы обязательно отметила.....
-----------------------------------------
http://news.ru.msn.com/ракета-протон-м-потерпела-аварию
Ракета-носитель "Протон-М" потерпела 2 июля на Байконуре аварию из-за неправильной установки трех из шести датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. Об этом сообщил сегодня журналистам председатель аварийной комиссии, замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин.

"Авария произошла из-за потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей", - сказал он. На 13-й секунде полета система управления ракеты-носителя зафиксировала предельное отклонение "Протона-М" от заданной траектории взлета и была дана команда "авария".

Лопатин отметил, что до момента падения ракеты аномальной работы других систем не наблюдалось. Несмотря на то, что двигатели ракеты на стартовом столе не набрали полную мощность, так как команда на старт прошла на 0,4 секунды раньше расчетного времени, потом двигатели работали штатно. Если бы не сбой в работе датчиков, "Протон-М" вывел бы спутники "Глонасс-М" на орбиту, подчеркнул он.

"Установлено, что при проведении запуска формирование команды "контакт-подъем" произошло на 0,4 секунды раньше, - сказал он. - Двигатели еще не вышли на основной режим тяги. Поэтому прошла команда отказа 1-го и 6-го двигателей". Ракета получила сигнал на уход от пускового стола. Через 10 секунд полета, когда двигатели стали работать нормально и набрали заданную тягу, прошла команда "прекратить увод". "Но на 13-й секунде система управления сформировала команду превышение предельных значений углов и прошла команда "авария", - проинформировал замглавы Роскосмоса.

Таким образом, "преждевременное формирование команды "контакт-подъем" не стало причиной неудачного запуска", уточнил он.

"Все функционировало штатно до 6,8 секунды от "контакта-подъема". Информация по показаниям приборов ракеты считывается три раза секунду. На 7-й секунде полета произошел расход по рысканию, это было следствием нарушения работы датчиков", - отметил он.
==================================
В "сухом остатке,откинув "мантру про датчики" имеем:
1) двигатели ракеты на стартовом столе не набрали полную мощность
2) прошла команда отказа 1-го и 6-го двигателей
3) ракета получила сигнал на уход от пускового стола
4) формирование команды "контакт-подъем" произошло на 0,4 секунды раньше
5) на 13-й секунде система управления сформировала команду превышение предельных значений углов и прошла команда "авария".......

==============================
Экс-руководитель «НПО машиностроения» Герберт Ефремов, участник создания первого «Протона», — о причинах аварии на Байконуре

Если вы посмотрите внимательно, то увидите, как в факеле двигателей появляется рыжая полоса — это окислитель, азотная кислота. За всё время запусков «Протонов» первая ступень у них отказывала всего восемь раз. Очевидно, что отказал один из шести двигателей первой ступени. А почему он отказал, виновны человеческий фактор или техническая часть, это должны определить расшифровки телеметрии..................
Если Роскосмос не организовал работу, не оплачивает ее как надо, где-то потеряли кадры, где-то потеряли технологию, где-то материалы заменили без подтверждения проверками, значит, и его вина есть. Но главная ответственность — на фирмах, которые проектируют и создают ракеты, с них спрос.

У нас уже не советская система, где всё было расписано, были строжайший контроль и регулярная оплата и молодежь шла в отрасль. Мы от этой системы отошли, двинулись в сторону рынка. Как в США — когда всё сделано частными фирмами. Boeing — частная фирма, Lockheed — частная, частные корабли уже летают и стыкуются с МКС.

Сейчас мы ни там, ни тут, и ничего у нас определенного нет. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, взявшийся за реформу отрасли, должен реорганизовывать всю систему, привести или к советскому варианту, или к рыночному. В промежутке будете получать бесконечные сбои.

— Но ведь и в советские времена были аварии, вы же сами об этом говорили.

— Были, но таких частых аварий не было. Они случались во время экспериментов, при освоении каких-то новых вещей.

— Нужно ли как-то менять систему финансирования отрасли?

— Сколько ты не собирай всех руководителей, если не будет рабочих — делать нечего. Должно быть нормальное финансирование рядового штата.

Нужно отчетливо видеть, куда идут деньги. Помните, был случай, когда на «Протон» поставили блоки буквально из какого-то сарая, кто-то за хорошую цену поставил дерьмо.

Или запускали «Союзом» спутник «Персона» — он работал 10 дней. Начали разбираться, а там комплектующие откуда-то из Индонезии или из Кореи, в их документации было написано, что при космических излучениях они проживут 10 суток, они столько и прожили. Вот и погубили 5 млрд рублей.

http://izvestia.ru/news/553052#ixzz2Zs569ufM

--------------------
Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.(с)
Квака
10 августа 2013 11:16
Сообщение #38

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
а-лiс,
Вот тут еще чего вижу. Кто то что то там сообщает журналистам, а те не вдаваясь в суть переиначивают на журналистский, ширпотребовский лад.
Из всего, что мы тут понаписали в теме у меня складывается такая картина.
При прохождении команд Зажигание (Предварительное, Промежуточное, Полное) зафиксирован отказ двигателей. Судя по рыжему следу в системе подачи компонентов топлива. Прохождение команды Контакт-подъем это освобождение ракеты от элементов крепления на стартовом столе. Т.е. ракета зависает, ее вес компенсируется тягой двигателей. Вот тут скорее всего и прошла команда Авария вслед за ней Увод от стартового стола. Стоимость и трудоемкость строительства стартового стола неизмеримо выше стоимости ракеты. Потеря например столов в процессе испытаний носителя Н1 привела к срыву нашей лунной программы. Сдается мне, что стол спасали. Это была бы очень тяжелая потеря.