Поиск | Последние сообщения | RSS

Пермский звериный стиль. Выдержки из моей дипломной работы

Заряна
28 ноября 2013 07:28
Сообщение #1

Сообщений: 9
Регистрация: 16.11.2013
Понятие Пермского звериного стиля, на сегодняшний день, спорное. Сам термин «пермский звериный стиль» появляется в исследовательской литературе в XX веке, впервые – в работах Шмидта А.В.До сих пор ведется дискуссия о выделении пермского звериного стиля из общего Скифо – Сибирского мира звериных стилей.«пермский звериный стиль» будет применено и к предметам Ананьинской эпохи, авторы, указывающие на то, что ПЗС – это предметы с Гляденовского времени, фактически, оставляют дерево без корней. В искусстве металлической пластики ПЗС I - начала II тыс. н.э. зооморфные изображения, воспроизводящие в той или иной степени близости к натуре разные виды животных (травоядных, хищников, птиц, земноводных, насекомых) образуют два классификационных направления: простых и сложных зооморфным изображений.Антропоморфные изображения почти полностью повторяют классификацию зооморфных изображений: простые и сложные.
В искусстве металлической пластики выделяются зооантропоморфные и антропозооморфные изображения, воспроизводящие существ, соединяющих в себе признаки животного и человека.
Зооантропоморфные изображения при предварительной систематизации распадаются на три классификационных группы.
Сакральный смысл амулетов Пермского звериного стиля
В литературе исследователи объясняют смысловое содержание и назначение предметов пермского звериного стиля, привлекая мифы и обряды коми, удмуртов, саамов, тюрков, мордвы, марийцев, обских угров, урало-алтайских народов. В силу недостаточной изученности вопроса, к исследованию привлекаются данные этнографии, лингвистики, фольклористики, психологии и культурологии.
На основании археологических данных о человеческих жертвоприношениях на ранних костищах (Гремяча, Юго-Камск, Усть-Туй) и нахождением антропоморфных фигурок на раннем – Гляденовском костище можно сделать вывод о замене человеческих жертв . В данном случае ПЗС является вотивным предметом, вероятно, к ним же можно отнести изображения барана.
Сделаем вывод, самые первые простые зооморфные и антропоморфные изображения местного ПЗС характеризуются как заменители настоящих жертв и вместилище души (в частности волк являлся вместилищем темной души воина, об этом говорит Коренюк), изображением первопредка или духов, которым было посвящено жертвоприношение, при недостаточности жертвенных животных изображения также могли являться их заменителями. Часть предметов являлась принадлежностью костюма жрецов, фигурка – дух-помощник. Часть предметов ПЗС выступает идолами, эволюционировавшими в пластины (те же иконы) в следующие эпохи, которые прибивали или вешали на столб. Находки на селищах говорят о домашних святилищах, известных у обских угров. В состав домашнего святилища входят: фигуры духов-покровителей и их символика; подношения божествам; фигурки иттарма - временного вместилища души умерших родственников; свинцовые фигурки животных, атрибуты шамана и медвежьего праздника и др. Можно предположить, что с распадом рода на семьи домашние святилища являлись уменьшенными копиями родовых святилищ, что доказывает наши предположения, изложенные выше.
Являлся, одновременно, и иллюстрацией к мифам, об этом упоминает Оятева Е.И. и Новик Е.С. ПЗС – универсален в плане семантических нагрузок. Стоит понимать, что в одно изображение древним человеком вкладывалась не одна семантическая нагрузка. Предположим, фигурка коня одновременно может являться жертвой богу, указывать культ (Солнечный), следовательно, изображать духа и являться предметом поклонения, или просьбу животному – посреднику. Если мы обратимся к классификации Оятевой Е.И. то зооморфные простые изображения объемного литья (живого) выступали, скорее всего, вместилищем души, плоское литье (мертвое) изображало жертву или темную душу. Сложные зооморфные, по нашему мнению, можно отнести к развитию религиозных культов. Антропоморфные простые, как отмечает Оятева Е.В. приближены к натуре, изображали человека – жертву, существуют разновидности изображения: антропоморфное изображение с личиной (у хантов личина – дух-покровитель семьи), «половинники» - душа-тень (посвящение божеству), гиперболизация (просьба об увеличении возможностей данной части), наличие знаков-индексов (изображение знати, пола). Переходные формы: зооантропоморфное и антропоморфные изображения.
Таким образом, эволюция ПЗС показывает нам пути познания (развитие мышления – отделение своего «я» от мира природы) и мироотношения древнего человека, говорит о социальных процессах, происходивших в Ананьинскую и Гляденовскую эпоху.
Смысловая семантика ПЗС спорна.

http://www.perm-animal-style.ru/photo/goddess/
Босоголовый
28 ноября 2013 10:42
Сообщение #2

Сообщений: 2925
Регистрация: 24.08.2013
А сколько вообще , хотя бы примерно , богов ? И что это за "богиня на пауках" ? Трёхликая богиня за что отвечает(отвечала) ?

--------------------
"Эх, сменить бы ВАТНИК на пальто,
Да поесть в хорошем кабаке"

(с)