Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!


Поиск | Последние сообщения | RSS

Призрак колядного приговора

этнокирш
4 августа 2017 18:57
Сообщение #1

Сообщений: 5
Регистрация: 4.08.2017
Буду благодарен, если подскажете источник (вкл. номер страницы) следующего текста:
"Овсень, куда едешь? Мосты мостить! Кому ездить? Коляде государю! На чем ему ездить? На солнечной свинке! Чем погонять? Поросенком!"
У Сахарова и др. его не нашел. А в других отсутствует и Коляда, и свинка.
Смотрится новоделом.
sb_
4 августа 2017 19:59
Сообщение #2

Сообщений: 6106
Регистрация: 2.02.2014
язычник...)) тут редкий гость

Русские народные песни. / Сост. и вводн. тексты В. В. Варгановой. - М.: Правда, 1988. - 576 с.
http://gorenka.org/index.php/7376-russkie-narodnye-pesni?limitstart=&showall=1

https://www.biblio.gs/book/167094-Russkie-Narodnye-Pesni

http://gubkniga.ucoz.ru/publ/narodnaja_kultura/34-3

тираж 200 000, СССР, номер страницы ... (Воронеж)
Лонгин
4 августа 2017 20:13
Сообщение #3

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: этнокирш
Смотрится новоделом.

Ну так редкое ли дело? Вброшено в 2002 без всяких ссылок, явными сочинителями.
Коляда вроде как раньше Овсеня. Не поздно мосты мостить собрался?
Мосты это лед? А не замощены ли они уже давным-давно?
А Коляда точно мужского пола?)))

Цитата: sb_
номер страницы

Да, номер страницы?)
По первой ссылке страницы-то нету точно.)))

Текст наличествует в викитеке, но по ссылке имеем лишь вариант, который похоже послужил базой для творческой фантазии.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
sb_
4 августа 2017 20:30
Сообщение #4

Сообщений: 6106
Регистрация: 2.02.2014
так я и дал ссылку на библиотеку

или вон продают в Москве http://www.libex.ru/detail/book115983.html

тут щёлкай-не щёлкай клавишами... Когда ещё начинал всё это смотреть, тоже сам что-то искал... одну книгу - нашли в Америке (!) При американском одном университете хранится архив вывезенных из России книг по русской культуре, причём большой и разных, редких. Они его на каких-то там началах оцифровывают и создали общедоступный сайт. Оцифровали, естественно - только они. Русские эмигранты, видимо.

В 88-м это ещё не новодел, фольклор. До эпохи сайтов.
Лонгин
4 августа 2017 20:46
Сообщение #5

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Вот еще вариант той же песни, встречающийся в литературе:
В бору, у бору Там стоит сосна, Всего вышинее, Всего зеленее. Таусень, таусень! Ребята, ребята, Бёрите-ко топоры, Рубите-ко сосну! Таусень, таусень! Рубите-ко сосну, Колите-ко доски! Таусень, таусень! Мостите-ко мост-от! "Кому этот мост-от?" - "Петру, Василью". Таусень, таусень! "Петру, Василью! Чего им возить-то?" - "Туши да уши, Поросят да гусят, Девяносто утят!" Таусень, таусень! *** Таусень!


Когда его, в ряде других, показали некоему Мирославу, вбрасывателю "свинки", он ответил так:
У меня пока только один контраргумент: Овсень приходит прежде Рождества (Коляды). Но, в принципе, солнце рождается на несколько дней раньше, чем этот праздник отмечают, поэтому Овсень может быть синонимом Коляды...

Он уверен, что Овсень раньше Коляды. Интересно, на чем основывается эта уверенность?

Цитата: sb_
это ещё не новодел

А с чего ты взял, что там есть такие строчки?))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
sb_
4 августа 2017 21:02
Сообщение #6

Сообщений: 6106
Регистрация: 2.02.2014
интуиция ai
Лонгин
4 августа 2017 21:09
Сообщение #7

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
sb_,
Да ну?)) Ну ежели найдется книжка - померяемся интуициями.)))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
sb_
4 августа 2017 23:04
Сообщение #8

Сообщений: 6106
Регистрация: 2.02.2014
её купить дешевле, чем пролистать... по почте, вон - приобрети) штук десять. И до пенсии можно читать.

Частушки. В деревне, в далёком детстве - мы чем-то подобным занимались, в слова какие-то игрались. Тоже стишки, полусамодельные. Времени хватало)) по-любому какие-то паузы в процессе дня образуются, мобильников не было, другого ничего тоже

Такие куплеты - не проблема. И никакого новодела: слова народные. Ходьба языком. Туда пару километров, сюда пару километров, ноги идут, а за ними язык чешет. Получается язычество.

Тонны язычества... только разливай. И на шашлыки никуда не нужно ехать))
этнокирш
5 августа 2017 09:16
Сообщение #9

Сообщений: 5
Регистрация: 4.08.2017
sb_,
Спасибо за ссылки. Видимо, это явный новодел, т.к. этнографы и лингвисты типа Топорова давно бы расстащили на цитаты. Но автор-фантазер, как это ни удивительно, опирается подсознательно(?) на семантику коляда=свинья из других достоверных источников: болгары, белорусы. Аусень - это к весне, а она была и в сентябре=осень, и в марте=весна. Т.е. Аусень может предшествовать и следовать за Колядой. Весной у белорусов голова свиньи в тесте называлась Аусень.

Василий - начало января. Т.е. Таусень шел вместе с Колядой. Коляда - это не бог.
Иногда в гости к российским язычникам муторно заходить.
Выдуманные боги, к тому же начинают лить муть из суперновых переводов ВК, про русов-ариев и т.п.
этнокирш
7 августа 2017 14:09
Сообщение #10

Сообщений: 5
Регистрация: 4.08.2017
Лонгин,
Также благодарю за ответ. Встречный вопрос: Мостят мост именно Таусеню (см. песни из Сахарова №64: Кому-ж, кому ехать по тому мосточку? Ехать там Овсеню, Новому году). Но у вас Петру, Василю. Так может это тот Петр из "Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля"?
Т.е. (старый) урожай=Петр и Новый год=Василь переезжали по мосту, держа в руках порося? Ср. рус. диал. колёда, болг. коледник, коладник , блр. каляда все со значением ʻсвиньяʼ.
Лонгин
7 августа 2017 14:43
Сообщение #11

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
этнокирш,
У меня возник вариант, что Овсень/Баусень/Таусень - искаженное ритуальное обсевание/посевание/засевание.)

К свинье вопросов нет. Праздничная пища. А Василий стал ее покровителем, видимо именно по той причине, что на его день ею и лакомились.

С Петром сложнее. Есть, конечно, 1 января св. Петр Пелопонесский, но он явно не одного "калибра" с Василием.

Именно поэтому признаю Ваш вариант (благодарность летнему Петру), не лишенным вероятности.

От себя могу предложить еще одну версию: Петр - ключник не только рая, но и времен года. В данном случае, он нужен для исполнения функций Януса.)

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
этнокирш
7 августа 2017 16:22
Сообщение #12

Сообщений: 5
Регистрация: 4.08.2017
Лонгин,
По ключнику не скажу, надо-ть подумать. Зато все прояснилось с "колядой государем" и поездкой на свинье.
В гугль-букс есть книга В.И. Чичерова "Зимний период русского народного земледельческого календаря", 2013. См. стр. 146-148. На свинье в одной из песенок-колядок ехал как раз Василий, но не Кесаретский, а тот Василь, в дом которого сунулись колядовать. И песня не дохристианская, а переделка из свадебных овсеней. Т.е. шутили как могли на Рождество.

А вот тут запущу громадный камень в огород всяких новоязов и нововолхвов. Не может быть в этом тексте "Коляды государя" как древнего божка. При государе всегда следовало имя хозяина дома, до которого пришли! А далее следовала просьба Государю-хозяину: Дайте нам кишку с локоть, Чтоб семерым не слопать.
Лонгин
7 августа 2017 16:29
Сообщение #13

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
этнокирш,
Действительно.) "Пане-господарю" традиционное обращение в украинских колядках.))

Цитата: этнокирш
Василий, но не Кесаретский

В исходнике, вполне возможно, что и он.) И надо еще разобраться откуда взялся Санта-Хрякус Пратчетта.)

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.