Поиск | Последние сообщения | RSS

Печка. И сопутствующий быт. ))

Димма
17 июня 2019 13:35
Сообщение #1

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Печка - важнейший атрибут жизни Руси, вокруг неё крутилась вся жизнь.
В печке готовили еду, на печке спали, и в печке и мылись. В условиях зимы, печка- единственный источник тепла, так что, жилое помещение состояло из единственной комнаты с единственной печкой, где жила многодетная семья (а временами и несколько семей разных поколений). Тесно, зато дружно. ))
Если делать дом с двумя комнатами, во второй не будет печки, и там зимой будет невозможно спать, замерзнешь, а делать две печи на 2 комнаты, это трудоемко и дорого, и так даже в 19 веке не строили, а в древности- и тем более.

Древнейшая форма славянской бани- это печка, в жерло которой влезали , и там грелись, мылись, парились вениками. Это отразилось и в ряде славянских языков. На польском языке, баня- "лазенка", на чешском- лазне, на украинском - лазня (влазня). Древнейший пример печки у славян- археологическая культура карпатских курганов (2-5 веков). Ивано-Франковская , Черновицкая, Сучавская области (Украина, Румыния), технология печки сходна с римской кирпичной печкой, и можно сделать вывод, что печку славяне научились делать у соседей из Римской империи.
При этом само жилище славян в то время ещё не было избушкой, и представляло собой квадратную землянку. )) Печную трубу вплоть до 11 века делать не умели, так что избушка топилась "по-черному", весь дым шел в помещение. И потолки были черны от сажи. )
))
По свидетельству этнографов, в Вологодской губернии даже в конце 19 веке были деревни, где мылись и парились вениками исключительно в домашней печке, и где кроме таких других бань не существовало. Процесс приготовления печки выглядел так: с утра греют в печи котелок с водой. ) Потом на дно печи стелют солому, чтобы сажей не испачкаться. Потом мужик или девушка раздевается в присутствии семьи, влазит в жерло печи, моющемуся подают деревянную шайку , котелок с водой, банный веник, закрывают заслонку, и там человек моется. )
Внутренний объём печи таков, что там только сидя можно мыться. Два взрослых человека могут свободно разместиться, но не больше. Стоять- не вместишься. Конечно, мыться в такой сидячей печной баньке не очень удобно, но зато она очень проста в приготовлении. А значит, была возможность мыться и соблюдать гигиену чаще, чем если бы пришлось топить обычную баню.

*********************
А ещё, печка и домашний алтарь (красный угол, впоследствии- православый киот с иконами)
располагались в противоположных углах жилища. )
vikont62
17 июня 2019 22:17
Сообщение #2

Сообщений: 1620
Регистрация: 12.06.2013
Аффтор, теперь расскажи - те, КАК с этим пережитком прошлого боролись апологеты нынешнего.))

--------------------
Когда борьба начинается внутри человека - значит он чего то стоит.
Роберт Браунинг.
Димма
17 июня 2019 22:46
Сообщение #3

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: vikont62
КАК с этим пережитком прошлого боролись апологеты нынешнего.))



Боролись с печкой? )) Или с кем? )))
vikont62
18 июня 2019 06:42
Сообщение #4

Сообщений: 1620
Регистрация: 12.06.2013
Цитата: Димма
Если делать дом с двумя комнатами, во второй не будет печки, и там зимой будет невозможно спать, замерзнешь, а делать две печи на 2 комнаты, это трудоемко и дорого, и так даже в 19 веке не строили, а в древности- и тем более.


Цитата: Димма
располагались в противоположных углах жилища. )


Маладец,подавай заявку на диссертацию ugar

--------------------
Когда борьба начинается внутри человека - значит он чего то стоит.
Роберт Браунинг.
Димма
18 июня 2019 07:39
Сообщение #5

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Вы не ответили на мой вопрос. )
Или хотите рассказ о том, как с обнажённой натурой в язычестве пыталась бороться православная церковь? )
Или рассказать о чём? ))

*********************************************
Противостояние язычества и христианства, 10-17 века. )
В радикальном средневековом христианстве даже мужское коллективное купание считалась "хамством", из библейской истории о том, как Ной проклял Хама за то, что тот увидел его голым. )) А если мужчина увидел голую женщину (не свою жену), это считалось несусветным позором. ))) На супружеские отношения были наложены ограничения: в постные дни- нельзя. Грех. )А постов- до 200 дней в году.)) Византия руками церкви пыталась утвердить на Руси свою трактовку православия. )) В Византии женщин держали в затворничестве, в гинекее (тереме), и никуда кроме церкви старались не выпускать из дома. ) Да и то, в сопровождении мужа или родителей. )) До брака- жила в тереме родителей, после брака- в тереме мужа. Сам брак был по расчету, по воле родителей. )) Женщинам всюду и везде предписывали носить платок, головной убор , а не только в церкви. Вдобавок, в Византии при гинекеях была широко распространены евнухи. )

Византийские традиции вступали в противоречие с той языческой жизнью, которой привыкла жить Русь. )) Поэтому, даже приняв христианство, славяне в душе продолжали оставаться язычниками и соблюдать многие языческие традиции. )))) Продолжали верить в магическую защитную силу круга, пережитки культа солнца. )) Поясом опоясывалась вкруг любая одежда (и женская и мужская и детская), носили и височные кольца на лбу, носили и гривну (женское украшение вкруг шеи), браслеты, кольца, перстни на всех пальцах. )) По курганным захоронениям видно, что девушки и на ногах тоже носили перстни. ))))
А на голове носили цветочные венки, венцы. )) Без нужды пояс не рекомендовалось снимать, и , если человек хулиганил или капризничал, иносказательно говорили что "он совсем распоясался", словно без пояса человек вёл себя неправильно, становился безумным и терял магическую защиту. )

При этом в славянских языческих традициях не было таких табу на наготу, как в средневековом христианстве. Раздеваться прямо в избе, мыться нагими в печи - считалось нормой. Мыться голыми в бане всей семьей, париться вениками- тоже было нормой. В рамках русского гостеприимства предоставлять гостям обед, баню и ночлег- тоже было нормой. Купаться нагими в речке или озере- тоже было нормой. В славянском фольклоре есть даже популярный сюжет, когда герой прячется и ждет, когда волшебницы разденутся догола и уйдут купаться, потом он похищает у одной из них пояс или сорочку, и взамен за возврат она ему вынуждена будет помогать. Выбегать нагишом из жаркой бани ополоснуться в реке или снегу, а потом обратно в баню- тоже было нормой даже в условиях города даже в 17 веке, это считалось позволительной публичной наготой. Как для мужчин, так и для женщин. ) Бытовые и жилищные условия тоже влияли на жизнь. Например, супружеские пары зимой могли ночевать только в единственном помещении у печки (на печке, полатях, лавках, даже на полу), где и остальные члены большой многодетной семьи ночуют. В сарай не пойдешь, там нет ни печки, и никакого другого отопления, и там замерзнешь. Так и спали муж с женой, так и ахались, не обращая внимания на то, что в паре метров другие члены семьи ночуют.. Как же так? А вот такая жизнь..