Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!
Квака | 18 ноября 2019 15:36
Сообщение #41
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
|
Димма | 18 ноября 2019 15:51
Сообщение #42
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Квака, С помощью белых квадратов (см. карту) Липкинг показал расселение скифов Юхновской культуры по берегам реки Сейм Комментарий: это подмена понятий. Юхновская культура НЕ принадлежит скифам. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юхновская_культура |
Квака | 18 ноября 2019 16:07
Сообщение #43
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма Юхновская культура НЕ принадлежит скифам. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юхновская_культура Опять Вика... А Вика это научное издание? В Курске два музея. Один Краеведческий, другой Исторический (между ними естественно войнушка... кто круче)... но и там и там не только кости из захоронений представлены, а и артефакты скифского происхождения из городищ и поселений... Копай вместе с Викой под Питером... Позволь своими глазами увидеть, что на моей земле делается, а не Вику слушать... |
Димма | 18 ноября 2019 16:15
Сообщение #44
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Квака а и артефакты скифского происхождения из городищ и поселений... Если в Карпатах находят клады древнеримских монет и амфор, это же не значит, что Львовская область входила в Римскую империю. Аналогично и с Курской областью: если нашли скифскую вещь, это же совсем не доказывает того, что там скифы жили. Наторговали, вот и появилась иностранная вещь. |
Квака | 18 ноября 2019 16:25
Сообщение #45
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма Если в Карпатах находят клады древнеримских монет и амфор, это же не значит, что Львовская область входила в Римскую империю. Аналогично и с Курской областью: если нашли скифскую вещь, это же совсем не доказывает того, что там скифы жили. Наторговали, вот и появилась иностранная вещь. И много в Карпатах таких кладов нашли? Наторговали говоришь? Очень интересный момент... торгонули так хорошо, что скифы следы меди и прочего литья и обработки металлов оставили... в том числе золота и серебра... |
Димма | 18 ноября 2019 16:30
Сообщение #46
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Квака И много в Карпатах таких кладов нашли? Много. Например, возьмём культуру карпатских курганов 2-5 веков. О ней можешь в той же вики со всеми ссылками на источники почитать о том, что: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_карпатских_курганов На широкие торговые связи, в основном с восточными римскими провинциями, указывают многочисленные находки античных амфор, римских монет, а также импортной стеклянной посуды. При этом заметь, что Украина никогда не входила в состав Римской империи или Византии. Но римские клады с амфорами в Карпатах находят. Ты удивлен этому? ) |
Квака | 18 ноября 2019 16:38
Сообщение #47
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма римские клады с амфорами в Карпатах находят. Ты удивлен этому? Совсем не удивлен, а следы металлургии и гончарного производства находят? Цитата: Димма Украина никогда не входила в состав Римской империи или Византии. А Карпаты когда вошли в состав Украины? в V-м веке до н.э.? |
Димма | 18 ноября 2019 17:07
Сообщение #48
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Квака Совсем не удивлен, а следы металлургии и гончарного производства находят? Конечно находят. А что, разве думаешь что культуры железного века существовали без железа? )) Или разве полагаешь, что в Карпатских горах до Киевской Руси не было кузнецов и гончаров? ) Цитата: Квака А Карпаты когда вошли в состав Украины? 1939. |
Квака | 18 ноября 2019 21:34
Сообщение #49
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма Или разве полагаешь, что в Карпатских горах до Киевской Руси не было кузнецов и гончаров? Полагаю, что скифских находок там тоже дофига в местных музеях представлено... |
Nord | 19 ноября 2019 08:58
Сообщение #50
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма Юхновская культура НЕ принадлежит скифам. не надо быть таким категоричным из твоей ссылки открываем про будинов и читаем.... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в войне против Дария, вторгшегося в пределы Скифии (VI век до н. э.). Вопрос знатокам - на каком языке и какой письменностью написаны фразы на этой монете? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Odessa_numismatic_museum_photo_04.jpg |
Димма | 19 ноября 2019 10:10
Сообщение #51
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Nord Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в войне против Дария, вторгшегося в пределы Скифии (VI век до н. э.). По мнению Б. А. Рыбакова, будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. https://ru.wikipedia.org/wiki/Будины Цитата: Nord Вопрос знатокам - на каком языке и какой письменностью написаны фразы на этой монете? На греческом языке, греческим алфавитом. Там справа даже видны слова "василеосс.." Василевсом в той же Византии звали императоров. |
Квака | 19 ноября 2019 10:28
Сообщение #52
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма "василеосс.." Уж то Велес? Цитата: Димма По мнению Б. А. Рыбакова, будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. Придерживаешься мнений или научных доказательств? "Не радуйтесь высоким ценам на нефть. Не уповайте только на силу русского оружия. Без силы духа, без силы нового мирового проекта для всех и для каждого — это всё не более значимо, чем зерно, плодородная пойма, громадная армия и большое население Египта времён конца Нового Царства." Кто прочел, тот знает откуда это... Ключики даны... замочки к ним каждому самому искать придется... и есть такая штука "минный защитник"... ... отмычками не получится... |
Димма | 19 ноября 2019 10:30
Сообщение #53
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Квака Уж то Велес? Не видишь разницы между греческим словом βᾰσῐλέως= василевс, басилей (переводится "император") и Велесом? ))) |
Квака | 19 ноября 2019 10:41
Сообщение #54
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Димма, Василиск как будет по... древнеКарпатски? |
Димма | 19 ноября 2019 10:50
Сообщение #55
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Квака Димма,Василиск как будет по... древнеКарпатски? Не знаю. Но определённо, древние карпатцы не использовали бы греческий алфавит. ) |
Квака | 19 ноября 2019 11:11
Сообщение #56
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Димма древние карпатцы не использовали бы греческий алфавит. Там был такой то другой? |
Лонгин | 19 ноября 2019 11:12
Сообщение #57
|
![]() Сообщений: 6962 Регистрация: 19.04.2012 |
Второе слово - Савромат - имя этого базилевса. На другой стороне - пленение лани Гераклом, с которым себя ассоциировал царь. Есть монеты с другими подвигами. Монет Боспорского царства дохренища. Уже причерноморских греков в скифо-славяне записываем?)) ** велес, василиск, нефть, мины... на начало шизофазии похоже. -------------------- Слабость - это то, что вы считаете своей силой. |
Квака | 19 ноября 2019 11:26
Сообщение #58
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Лонгин скифо-славяне записываем ![]() А куда их записать... Ну давай в скифо-сарматы укров определим... |
Nord | 19 ноября 2019 11:26
Сообщение #59
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма По мнению Б. А. Рыбакова, будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. https://ru.wikipedia.org/wiki/Будины Так эта строка стоит ниже той, которую я привел в пример)) Зря ты начал цитировать Рыбакова. он в своей научной работе на нескольких страницах прадоподобно доказывает родство славян от скифов, что для тебя является полнейшей чушью, потому что скифы у тебя говорят на иранском языке. а раз на иранском - значит по-твоему индо-европеец не может понять иранца т.к. по твоему следовательно диметрально противоположные языки - скифский(иранский) и славянский(индо-европейский). Отсюда для тебя следует, что не могут являтся славяне потомками скифов(хотя даже в греческих летописях написано. что славяне от скифов). Ты откуда такой историк? у тебя есть своя какая-то логика или ты верхушек просто нахватался? Цитата: Димма На греческом языке, греческим алфавитом. Там справа даже видны слова "василеосс.." Василевсом в той же Византии звали императоров. я прочитал по-русски: Василевс Сауроматов. мне все понятно т.е. для славянина этот язык понятен. Допустим надписи на греческом языке и греческим алфавитом. Но ты же утверждал, что у скифов-сарматов не было письменности, их язык иранского происхождения и он непонятен славянам. Но как видишь - это все не так. И письменность есть и язык понятен. Так кто звиздит? |
Димма | 19 ноября 2019 11:48
Сообщение #60
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Nord Но ты же утверждал, что у скифов-сарматов не было письменности, их язык иранского происхождения и он непонятен славянам. Но как видишь - это все не так. Так это монета Боспорского царства, а не скифско-сарматская. Боспорское царство (часть Крыма и Северного Причерноморья)- это эллинистическое царство, основанное греческими переселенцами. Греки сюда попали морским путем, на кораблях. А среди боспорских царей четверо носили имя Савромат. ************************************************ Цитата: Nord скифский(иранский) и славянский(индо-европейский) Не. )Путаешь языковые семьи и группы. ) Индоевропейская языковая семья- это большая семья, куда входят множество языковых групп: славянская, иранская, кельтская, балтская, индоарийская, и др. В составе славянской группы- русский, польский , болгарский и другие языки. В балтской группе- латышский, литовский, прусский языки. В иранской- персидский, таджикский, осетинский, скифский, сарматский. В индоарийской- хинди, бенгальский, маратхский, итд. |
Nord | 19 ноября 2019 12:00
Сообщение #61
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма Так это монета Боспорского царства, а не скифско-сарматская. Боспорское царство (часть Крыма и Северного Причерноморья)- это эллинистическое царство, основанное греческими переселенцами. Греки сюда попали морским путем, на кораблях. А среди боспорских царей четверо носили имя Савромат. Че ты лепишь горбатого - это то и так понятно. чья монета - вон вики почитай хотя бы про савроматов-сарматов. ты логику отсутствия письменности и непонятности языка докажи - знаток кривой https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B |
Димма | 19 ноября 2019 12:06
Сообщение #62
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Nord чья монета - вон вики почитай хотя бы про савроматов-сарматов. А что, если греческий царь взял имя Савромат , то, по-твоему он непременно должен быть сарматом по национальности? )) А если в наше время русская семья назовет сына Германом, подобно герою из пушкинской "Пиковой Дамы", то он будет германской национальности, или как? )) А если англичанин или американец назовет сына Франком (Франк Синатра), то он будет франком(французом)? |
Nord | 19 ноября 2019 12:13
Сообщение #63
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма Не. )Путаешь языковые семьи и группы. ) Индоевропейская языковая семья- это большая семья, куда входят множество языковых групп: Не отмазывайся. конкретно посути: иранец-арий- скиф не может понять славянина? Из самой 1 ссылки по теме(надеюсь умеешь читать по-английски), словарь скифских слов: Мед - Маду Мать- Мату Нава- новый Гасти - Гость Хварс -хорошо(вспоминаем Хорса) Продолжать можно и далее. Почти то же самое, что и санскрит. Налицо одни и те же корни Цитата: Димма А что, если греческий царь взял имя Савромат , то, по-твоему он непременно должен быть сарматом по национальности? )) не отмазывайся. по ссылке - там все написано логично. а не твои бредовые фантазии |
Димма | 19 ноября 2019 12:26
Сообщение #64
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Nord Не отмазывайся. конкретно посути: иранец не может понять славянина? А ты уверен, что славянские и иранские языки взаимопонимаемы без переводчика? Тогда скажи , о чём тут поёт Фарзонаи Хуршед на таджикском языке: |
Nord | 19 ноября 2019 12:30
Сообщение #65
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма А ты уверен, что славянские и иранские языки взаимопонимаемы без переводчика? тема о скифах(иранская группа языков) и о родстве со славянами(славянская группа). я привел пример из скифского языка - очень похожи слова на славянские. мне твои современные таджики - не нужны. не надо подменять понятия. тема о древних скифах. |
Лонгин | 19 ноября 2019 12:43
Сообщение #66
|
![]() Сообщений: 6962 Регистрация: 19.04.2012 |
http://kladina.narod.ru/dremin/dremin.htm Приложение А - скифский словарь Абаева.) Там больше четырех слов.))) Ну прям славянский язык до горя.)) Примерно как и английский - "революшн", "комьюнизм", "совьет"...))) -------------------- Слабость - это то, что вы считаете своей силой. |
Димма | 19 ноября 2019 12:49
Сообщение #67
|
![]() Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Цитата: Nord тема о скифах(иранская группа языков) и о родстве со славянами(славянская группа). Таджики родственны скифам, у таджиков тоже язык иранской группы. А у славян- славянская группа. ) |
Nord | 19 ноября 2019 13:01
Сообщение #68
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Димма Таджики родственны скифам, у таджиков тоже язык иранской группы. А у славян- славянская группа. ) тема о древних временах. о скифах. их язык (скифский иранской группы) похож на славянский см. примеры выше. Так что правы и древние греки и Орбини и наш уважаемый Рыбаков, которые утверждали о родстве скифов со славянами-венедами Цитата: Лонгин Ну прям славянский язык до горя.)) ну так еще и будины есть с Юхновской культурой - их не только к скифам относят, но и к славянам. вот оно - звено. |
Вкорень | 19 ноября 2019 20:46
Сообщение #69
|
![]() Сообщений: 1872 Регистрация: 10.05.2018 |
Цитата: Nord о скифах. Ну, и кто же такие эти самые скифы? Можно по подробнее, общего развития для, так сказать??? И о сарматах пару фраз, пожалуйста. Хотя бы на уровне их названия (и самоназвания). -------------------- По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути |
Nord | 20 ноября 2019 09:54
Сообщение #70
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Вкорень Ну, и кто же такие эти самые скифы? Можно по подробнее, общего развития для, так сказать??? И о сарматах пару фраз, пожалуйста. Хотя бы на уровне их названия (и самоназвания). http://ru-sled.ru/istoki-slavyanskoj-kultury/ |
Вкорень | 20 ноября 2019 15:10
Сообщение #71
|
![]() Сообщений: 1872 Регистрация: 10.05.2018 |
Nord, Да я от тебя хочу услышать хоть что-нибудь внятное.Как там у тебя -" я жду"? Вот и я хочу от тебя услышать, ждец. Или, ждун? Как тебе больше нравится?) Ты ссылаешься на Ломоносова и Татищева, а ни у того и ни другого таких вещей нет! Ты визжишь про Афанасьева, а сам ты что читал у Афанасьева? Ты зацепил Рыбакова? Цитируй Рыбакова! Не ссылайся на то, что ты наскреб в подобных же тебе сайтах, а цитируй!!! Докажи, что те, на чьи имена ты ссылаешься, именно так, как хочешь ты, и говорили. Чего же проще? -------------------- По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути |
Nord | 20 ноября 2019 16:28
Сообщение #72
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Вкорень Ты зацепил Рыбакова? Цитируй Рыбакова! Не ссылайся на то, что ты наскреб в подобных же тебе сайтах, а цитируй!!! Докажи, что те, на чьи имена ты ссылаешься, именно так, как хочешь ты, и говорили. Чего же проще? читай по ссылке выше. главы из книги Рыбакова. цитируй тебе еще - обойдешься |
Вкорень | 20 ноября 2019 16:46
Сообщение #73
|
![]() Сообщений: 1872 Регистрация: 10.05.2018 |
Nord, Ты, щень, обойдись. Пустышка.)) -------------------- По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути |
Nord | 29 января 2020 09:52
Сообщение #74
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитаты о скифах из труда Афанасева: 1.том Еще у скифов луна была почитаема сестрою и супругою бога солнца (Svalius) и называлась тем же именем, какое придавалось и солнцу, только с женским окончанием – Vaitashura (vaita – охота, пастбище, и shurus – быстрый, то же что народное русское сур ; vaitashurus – охотник). Этим названием скифский бог солнца роднится с греческим сребролуким Аполлоном, а богиня луны с его сестрою – Артемидою (Дианою) . По свидетельству Геродота, скифы (родство которых с германскими и славянскими племенами, после исследований Бергманна, почти несомненно) признавали Апию (землю) женою Дива (неба), и первую почитали великою матерью, а последнего отцом богов и людей. Лонгобарды и другие немецкие племена, по словам Тацита, чтили Нерту, как мать-землю: «Nerthum, id est Terram matrem colunt». Богиня lordh (erde, гот. airpa, др.-вер.-нем. erda, англос. eordhe, др.-сев. iord, греч. έρα; Nerthus, гот. Nairthus, др.-сев. Niordhr) – супруга Одина, владыки бурных гроз. Литовцы называют землю mahte, mahmina – мать. Скифскому Диву придавался эпитет Pirchunis – слово, в котором исследователи подозревают связь с именем Перуна; Зевс и Юпитер в мифологии греков и римлян по преимуществу выступают, как боги-громовержцы; ибо в явлениях небесных ничто так сильно не поражало воображения древнего человека, как громозвучная, молниеносная гроза. Потому и наш Сварог в Ипатьевской летописи сближается с громовником Гефестом: «И бысть по погоне и по разделеньи язык поча царьствовати первое Местром (Менее) от рода Хамова, по нем Еремия (Гермес), по нем Феоста, иже и Зварога (вар. Соварога) нарекоша егуптяне... Тъи же Феоста закон устави женам за един муж посягати... сего ради прозва-ша и бог Сварог (в греч. тексте Малалы: τον δέ αυτον `Ηφαιοτον θεόν εχάλουν.)». От того же корня sur произошли: греч: ήλιος, лат. sol, готск. sauil, фр. soleil, литов. saule, наше солонь (солнце), в которых буква l по известному грамматическому закону сменила звук r, остающийся в снк. suris, suryas, греч. δειριος, δειρ, лат. sirius; иногда обе эти буквы опускаются, откуда образовалась другая санскр. форма sunas, sunus, готск. sunna, sunno, нем. sonne. В связи с этими данными слово «svarga» употреблялось и в смысле прозвания Солнца, как светлого, блестящего бога, шествующего по небесному своду По скифскому преданию, от Солнца (Targitavus — блестящий диск) родилось три сына, и между ними один назывался князь Щит (Hieipoksais) . В старинной русской сказке о богатыре Еруслане выведен на сцену вольный царь Огненный Щит, выезжающий на восьминогом коне, подобно скандинавскому Одину, у которого был превосходный конь Слейпнир о восьми ногах. Вот это замечательное предание: во время отсутствия Еруслана пришел в его родную землю враг, разорил города, взял в плен отца Ерусланова и двенадцать других богатырей, выколол им глаза и посадил в темницу. Когда Еруслан узнал о таком несчастии, он поехал за тихие воды, за теплые моря — к вольному царю Огненному Щиту и Пламенному Копию. Царь этот, по свидетельству сказки, ни в огне не горит, ни в воде не тонет; он испу(110)скает из себя пламя и пожигает своих врагов. На картине, оттиснутой в лубочном издании сказки, вольный царь изображен на коне; голова его увенчана короною, в руках — круглый щит, подобно солнцу испускающий во все стороны огненные лучи, и копье, на острие которого горит пламя. На пути Еруслан достал себе славный, богатырский меч, тем мечом рассек вольного царя надвое, вспорол у него могучую грудь и вынул желчь; совершивши подвиг, он возвращается назад, мажет добытою желчью слепые глаза своему отцу и его двенадцати богатырям — и они тотчас же прозревают . Все эти сказочные подробности не оставляют ни малейшего сомнения, что под именем вольного царя выведено здесь древнее божество грозового, облачного неба, тождественное с греческим Зевсом и немецким Одином; живет он за теплыми морями = дождевыми тучами, молния — его пламенное копье, а солнце — его огненный щит. Скифский Targitavus (бог Солнце) был искусный стрелок, и один из сыновей его назывался Arpo-ksais= князь Стрела. Греческий Аполлон носил за плечами серебряный лук и пускал смертоносные стрелы; уже в детстве он поразил дракона (мрак) стрелами, полученными от Вулкана; его гневу приписывалась моровая язва: в знойную пору лета (в песьи дни) он натягивал свой лук, слал губительные удары — и жертвы падали за жертвами . По преданию, засвидетельствованному Геродотом, в числе других божественных атрибутов, чтимых скифами, была и золотая секира, упавшая с неба. Скифы чтили своего молниеносного Дива (Pirchunis) под символом старого железного меча, воткнутого в землю перед судьею, — что напоминает «меч, карающий кривду» чешской песни о Любушином суде . Об аланах говорит Марцелин, что они, подобно римлянам, чтили своего Марса под тем же символом . По свидетельству Эдды, у Фрейра был сияющий меч; а финны дают своему громовнику меч с огненным лезвием: стоит только махнуть им, как тотчас же заблестит яркая молния. «Укко, близкий сосед громовых туч! — взывает в Калевале Винунен, — дай мне свой огненный меч, чтобы я мог наказать обидчика». К этому богу обращался и Вейнемейнен с просьбою прогнать могучим, искрометным мечом губительные болезни, насланные владычицей Похъиолы . Русские предания наделяют пламенным мечом Илью-пророка, на которого перенесено в христианскую эпоху древнее поклонение Перуну. скифы считали северные страны неудобными для странствований, потому что они покрыты перьями; По рассказу Геродота, скифы-земледельцы вели свое происхождение от младшего Солнцева сына, по Имени Kola— ksais= князь колесницы (коло— повозка на колесах); в следующей главе мы увидим, что бог-громовник, по народным преданиям, разъезжает по небу в колеснице и стуком ее колес производит громы. Только один Kola-ksais и умел владеть плугом, сделанным из горящего золота, который вместе с золотым ярмом упал с неба, — тогда как два старшие его брата, взявшись за этот плуг, обожгли себе руки: как воины (князь-Щит и князь-Стрела), они не знали тайны земледелия. Ради того Kola-ksais сделался царем над скифами, а плуг — символом царственной власти. Такое важное значение приписывалось плугу у всех древнейших народов. В старинном французском романе король Hugon свое-ручно пашет золотым плугом . Как скифы верили, что плуг и ярмо были брошены им с неба верховным божеством, так болгарское предание говорит, что Дедо-Господь научил людей орать и ткать , а украинские поселяне убеждены, что сам Бог дал Адаму плуг, а Еве кужелку, когда высылал их из рая . В малорусской щедривке Господь представляется возделывающим ниву: В поли-поли плужок ходить, За тим плужком Господь; Матерь Божа jисти носить: «Оры, сыну, довгу ниву, (286) В стране, лежащей на северо-запад от истоков Днестра, жил народ невры. За сто лет до похода Дария против скифов они вынуждены были змеями, частию расплодившимися в их краю, частию пришедшими из северных пустынь, оставить свои прежние жилища и искать приюта у соседнего и родственного племени — будинов. «Нравы их, замечает Геродот, несколько похожи на скифские; людей этих почитают чародеями, и точно, жившие в Скифии рассказывают, что каждый из невров раз в году оборачивается на несколько дней в волка и потом снова принимает свой обыкновенный (380) образ». У скифов солнце представлялось светлым конем, который быстро пробегает небесные пространства, разливая из своих глаз, ноздрей, с блестящей гривы и такого же хвоста свет и тепло. — Лет. рус. лит. кн., 1,133,141. |
Nord | 30 января 2020 09:54
Сообщение #75
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Афанасьев. "Поэтические воозрения славян на природу" ... о Скифах 2 том. ...Скифское божество огня и домашнего крова Tabiti происходит от санскр. tap (tapati) — urere, calefacere (зенд. tap — тоже, tafnu — urens, перс. taftan — сожигать, tapîdan, tabîdan — теплеть, лат. tepeo, греч. τάπτω - сожигать мертвых, анг¬лос. thefian — разгорячаться, ирл. tebhot — жар, тепло, слав. топить, теплый = топ-лый); от того же корня тап (скиф. таб), топ образовалось и русс. изба, у Иоанна эк¬зарха болгарского истба, в Несторовой летоп. истьба, истопка, чешс. gistba, gizdba, пол. izdebka, винд. jispa, луж. jspa, spa4. Старинная форма «истопка» (= истопа, истопник, истопить) доныне употребительна в различных областных 4 Пикте, II, 507; Архив ист.-юрид. свед., I, ст. Бусл., 41; П. С. Р. Л., I, 24. У скифов очагом служили два или три камня, которые они, кочуя с места на место, всюду возили с собою, и этот подвижной очаг имел такое же священное значение, как и у народов классических; он почитался защитником домашнего крова, семьи, рода и целого племени; именем Tabiti назывался и род, живущий сообща, нераздельно, и весь скифский народ. Верховный владыка — царь или князь скифов в отношении к подвластному ему народу являлся отцом среди огромного семейства, а принадлежащий ему очаг был общим божеством для всего племени; потому клятва царским очагом была у скифов самою торжественною и великою, как у греков клятва Гестией, а у римлян — Вестою1. Нарушивший ее был преступником против самого божества Табити, и, по народному убеждению (как свидетельствует Геродот), царь, а с ним, разумеется, — и все его подданные несли на себе тяжкую ответственность за такое преступление до тех пор, пока не был отыскан и подвергнут наказанию виновный2. То же воззрение, расширившее культ домашнему очагу до пределов народного союза, было присуще и германскому племени, как очевидно из указанного Бергманном сближения скифского Tab(v)iti (огонь, очаг, семья, племя) с кельт. teuta и готск. thioth, theuth — племя, сканд. thiodh и др.-вер.-нем. diot (= deut-sch) — народ3. У древних литовцев в каждой избе был свой священный огонь, постоянно поддерживаемый в охрану от всяких бед; но кроме того были и места общественно¬го его чествования. Так святость места Ромова основывалась на уважении народа к неугасимому огню, который горел там при неусыпном надзоре жрецов, обязанных поддерживать его дубовыми ветвями и обрубками из священной рощи. Когда пруссы подчинились владычеству крестоносцев, в собственной Литве образовался отдельный религиозный центр с своим общественным огнем (Зничем), который пылал в храме, построенном в Вильне, и был погашен только с принятием христианства4. Согласно с указанными верованиями, огонь сделался знамением всякого радостного события в семейной, общинной и государственной жизни, что видим еще теперь в возжжении иллюминационных огней в дни семейных торжеств, народных побед и царских праздников. У скифов обязанности главных жрецов отправляли царь и племенные начальники, и потому на них падала ответственность за все бедствия, какие постигали народ; там, где власть переходила в руки царицы, она совершала и общественное богослужение, и при ней состояли девы, обязанные прислуживать при жертвенных обрядах4. Пример княгини Ольги и чешское предание о Любуше доказывают, что и в славянском мире в известных случаях старейшинство могло переходить на женщину, а вместе с ним переходили на нее и религиозные обязанности. В этом образовании княжеской и царской власти из власти древнего патриарха, представителя родственного союза и прародительского культа, кроется объяснение, почему с древнейших времен с саном верховного правителя соединялась идея таинственного освящения. Теперь путешественники удивляются гостеприимству дикарей Северной Америки и кавказских горцев, продолжающих жить в родовом быте, как прежде хвалили за то скифов4. в древне-немецком языке произошли производные, означающие страх, ужас, трепет (гот. agis, 6g, др.-вер.-нем. akiso, egiso, англос. egesa, сканд. oegja — terroriesse); слово oegir (объяснение см. в гл. XX) употреблялось и для обозначения моря1. Подобно тому, у скифов море носило мифологическое имя Thami-masadas — страшный, ужасный2. Легко подвижное, «вечношумное» море особенно поражало фантазию своими неистовыми, наводящими ужас волнениями; а картины морской бури неразлучны с представлением грозы и стремительных вихрей. Потому Один, воздыматель грозовых бурь, принимался вместе с тем и за владыку вод, равносильно¬го Нептуну (1, 162); финны дают громовнику Укко власть не только над тучами, но и водами: он вздымает волны и укрощает их по своему произволу3; наоборот, литовцы своему морскому богу (Дивевитис) приписывают власть над ветрами, и рыбаки, отправляясь на промыслы, молят его — да не попустит ветрам волновать море4. У Эгира есть жена по имени Рана (Rân); они обитают в море и имеют девять дочерей, именами которых Эдда обозначает воды и волны; светлые волосы и белые покрывала этих мифических дев суть поэтические представления белоснежной пены девяти морских валов и быстронесущихся потоков. Очевидно, ручьи и реки, которым в Германии большею частию присвояются названия женского рода, издревле стояли в том же родственном отношении к морскому божеству, в какое ставил их греческий миф к Океану5. Жертвоприношение сопровождалось пением обрядовых песен; козла резал старец, мясо его варили в котле, подобно тому, как это совершалось и у германских племен, и у скифов2. У литовцев жрец, заколая козла острым ножом, призывал на молящихся божие благословение; кровь собиралась в кувшин или чашу, и потом окроплялись ею люди, скот и самые жилища; мясо съедали при пении песен и игр на трубах, а что оставалось несъеденным, то зарывали в землю на распутии, чтобы ни один зверь не мог дотронуться до священной яствы3. Свиней до сих пор убивают к Рождественскому празднику с особенными обрядами (см. I, 400); убитого кабана окропляют чистою водою и окуривают, а кровью его брызгают на разведенный огонь; мясо съедается на праздниках, а кости зарываются в укромном месте. Бедные люди заменяют свинью годовалым поросенком. То же жертвенное приношение повторялось и при начале весны, в честь возрождающихся сил природы. В Черногорье к Светлому Христову Воскресению в каждом дворе откармливают борова, в пятницу на страстной неделе убивают его, а в субботу пекут целиком; если туша не помещается в домашней печи, то ее жарят в лесу. На Руси (преимущест¬венно между малороссами) на первый день Святой недели, вместе с куличом и пасхою, освящают и поросенка, с хреном в зубах, и барашка, сделанного из коровьего масла4. На Купалу, когда солнце склоняется к зиме, у литовцев (в честь Лады), ижорян и эстов существовал обычай сожигать на костре белого петуха; а чехи позд¬нею осенью (16 октября, в день св. Галла) режут петуха в ознаменование того, что лето уже миновало5. Черные и белые петухи и куры служили у литовцев самою обыкновенною жертвою богам6. По внутренностям жертвенных животных гадали о будущих урожаях и погоде; так, по селезенке кабана, убитого на Коляду, делаются заключения о том, какова будет зима — холодная или с оттепелями; по зернам, найденным в зобу гуся, зарезанного 24-го ноября, предсказывают: какой именно хлеб уродится в будущее лето7. Гадание по крови и пеплу, о котором упоминает Дитмар, вероятно, совершалось по крови и сгоревшим остаткам жертвенных животных. Прокопий также свидетельствует, что славяне делали предсказания по жертвам, т. е. по их признакам судили об урожаях, об исходе задуманного предприятия и т. п. Наравне с другими народами: греками, римлянами, кельтами, скифами, германцами и литовцами, славяне приносили и человеческие жертвы1. «Привожаху сыны своя и дыцери, говорит Нестор, и жряху бесом»: отсюда некоторые исследователи заключают, что у славян было в обычае отдавать в жертву богам своих собственных детей; другие же видят в приведенных словах не более как указание, что при жертвенных обрядах присутствовали и домочадцы — сыновья и дочери. Это свидетельство Нестора в Переяславском летописце передано в выражениях, не допускающих сомнения; исчислив кумиры, летописец прибавляет: «и жряху им, и приношаху сыны своя и дщери и даяху на жртву бесом»2. Другое свидетельство находим в известном рассказе Несторовой летописи о первьи христианских мучениках: «иде Володимер (983 года) на ятвяги, и победи ятвяги и взя землю их. И иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и боляре: мечем жребий на отрока и девицю (вар. на отрокы и на девици); на него же падеть, того зарежем богом. Бяше варяг един... пришел из грек, держаше веру хрестеяньску, и бе у него сын красен лицем и душею, на сего паде жребий по зависти дьяволи... Реша пришедше послании к нему: яко паде жребий на сын твой, изволиша бо и бози собе, да створим потребу богом». — «Не суть то бози, но древо! — отвечал варяг, — не дам сына своего бесом». Посланные поведали о том людям; «они же вземше оружье, поидоша на-нь(на варяга) и розяша двор... и посекоша сени под нима, и тако побиша я»3. Митрополит Иларион (XI стол. ), противополагая водворенное св. Владимиром христианство старому язычеству, замечает: «уже не идолослужители зовемся — христианами... уже не закалаем бесом друг друга, но Христос за ны закалаем бывает»4. У поляков, по словам Длугоша, в жертву богам приносились люди, взятые в плен на войне. О прибалтийских славянах говорит Дитмар: «страшный гнев богов смягчается кровью людей и животных», и Гельмольд, по свидетельству которого в жертву приносили христиан, и кровь их, как врагов народной славянской религии, была особенно приятна и усладительна для богов; выбор лиц, предаваемых закланию, определялся жребием. Святовиту такая жертва была приносима ежегодно, и обряд совершался жрецом. Гельмольд, Адам Бременский и другие немецкие летописцы приводят несколько случаев принесения человеческих жертв славянами5. Всматриваясь в приведенные свидетельства, мы выводим следующие заключения: во-первых, в жертву богам приносились пленники. То же встречаем и у других народов. У скифов, говорит Геродот, во время важных народных празднеств были избираемы на жертвенное заклание не только животные, но и люди, обыкновенно пленники; некоторая часть крови убитого примешивалась к яствам, изготовляемым для религиозного пиршества, почему греческие историки почитали их людоедами6. По свидетельству Тацита, в Британии алтари орошались кровию воинов, захваченных в плен, и по внутренностям их трупов язычники вопрошали богов о грядущих событиях. Во время борьбы с крестоносцами литовцы мучили и умерщвляли христианских пленников перед своими идолами. В глазах язычника враги известного племени были вместе с тем и врагами его прародительских пенатов, разорителями их священных пристанищ — родовых очагов, и охраняемых ими полей и рощ; вторгаясь в чужие владения, внося в них убийства, грабежи и пожары, они святотатственно нарушали неприкосновенность границ, и потому жертвенное заклание пленников было приятно мстительному чувству национальных богов. Прибавим к этому, что боги бурь и гроз представлялись могучими воинами, которые неустанно сражаются с толпами демонов и поражают их молниеносными стрелами, что тем же богам предки наши приписывали непосредственное участие в своих собственных битвах с враждебными народами; отбитое у врагов оружие и часть военной добычи были приносимы в дар богам-победителям; точно так же на долю их доставалась и часть пленных: сгорая на жертвенных кострах, они легкими тенями возносились в заоблачные страны и вступали в служебную свиту небесных владык (сравни предания о сожжении мертвых)1. Принесение в жертву христиан по преимуществу относится ко времени ожесточенной борьбы между славянами-язычниками и их христианскими просветителями, стремившимися, вместе с старинными верованиями славян, сокрушить и их политическую самостоятельность. Во-вторых, человеческие жертвы были жертвы умилостивительные. При различных общественных бедствиях боги казались раздраженными людскими грехами, караю¬щими какое-либо нечестие, и только кровь преступника, его детей и родичей могла отклонить их праведный гнев. Таким образом, умилостивительная жертва получила характер казни, следующей за преступлением. Насилия крестоносцев нередко заставляли пруссов принимать крещение, но потом они снова возвращались к религии предков; для умилостивления богов, раздраженных их изменою, жрецы требовали, чтобы матери убивали своих новорожденных детей, что и было совершаемо с соблюдением священных обрядов2. По свидетельству Юлия Цезаря, галлы в случае важной опасности и повальных болезней приносили в жертву людей, уличенных в разбое, воровстве и других преступлениях, и только за неимением их убивали невинных3. Однажды, во время страшного голода, шведы предали в жертву Одину, как производителю жатв, короля своего Олафа (Olaf Tretelgia): будучи верховным представителем народа, король должен был собственною жизнию искупить грехи своих подданных и примирить их с божеством4. Греки прибегали к человеческим жертвам при солнечных затмениях, неурожаях, эпидемических болезнях и других народных бедствиях. Так как неурожаи, голод и моровая язва, по мнению язычников, большею частию были делом злых демонов и их слуг — чародеев и ведьм, то для отвращения подобных бед человеческие жертвы приносились подземным, демоническим божествам. Так, у германцев было в обычае во время моровой язвы закапывать в землю живых детей. 1 У скифов «из ста пленников избирался один; на него смотрели не только как на будущего служителя бога войны, которому он обрекался в жертву, но и как на посланника, имеющего передать ему мольбы и желания целого племени. Во время празднества, предшествующего жертвоприношению, обреченный пользовался всеми правами благородного и даже царя» (ibidem). от той же божественной четы громоносного Неба (Divus) и всё пита¬ющей Земли (Apia) вели свой род и племена скифские1. 1 Лет. рус. лит., кн. I, 134; D. Myth., 319. В числе народцев, входивших в состав скифского племени, встречаем: дервичей (derbikkas), которые напоминают наших деревлян¬от санскр. drû, слав. дьрево, греч. δρΰς — quercus; дуб же в славянских и греческих преданиях играет ту же роль, какую в скандинавских — мировая ясень2. По свидетельству Геродота, скифы верили, что боги, герои, все люди вообще и племена скифские в особенности происходили от верховного божества Неба (Дива = Зевса), которому они придавали эпитет papaios — слово, сближаемое Бергманном с rpeч. πάπας , арм. рар, славян, папа — отец, предок, родоначальник. По мнению германцев, бог Tuisko (Tivisko — сын Неба; tiv = Див) был отцом Манна, первого человека, и чрез него прародителем всего немецкого народа, что напоминает индийского Мана, который спасся от гибели во время потопа и стал родоначальником людского племени4. По скифскому преданию, Небо родило бога Солнце (Targitavus, Svalius), у которого было три сына: Щит, Стрела и Коло (колесо = воз и соха); эти три брата и почитались родоначальниками скифов — воинов, кочевников и пахарей. Согласно с этим, Слово о полку называет русичей внуками Дажьбога (солнца): «погибашеть жизнь Даждьбожа внука», «встала обида в силах Дажьбожа внука»1. Мы видели, что понятие о божественном предопределении (судьбе = Роде) старинный памятник связывает с богом-громовником, который, бросая с неба камни, творил из них людей; то же понятие соединяется и с солнцем, которому чехи дают название Деда-всеведа (см. гл. XXV). Имя деда присвояется славянами не только солнцу, но и божеству весенних гроз. В народных обрядовых песнях доныне повторяется воззва-ние: «ой Дид-Ладо!» Ладо соответствует немецкому Фрейру (I, 222); песни, сопровождаемые означенным воззванием, возглашаются при встрече весны (на Семик и Троицу), и в одной из них воспевается приготовление пива, т. е. того опьяняющего, бессмертного напитка, который заваривают небесные духи во время весенней грозы2. У западных славян было в обычае при начале весны, прогоняя Морену (Смерть, Зиму), носить дедка и петь в честь его обрядовые песни; о нем рассказывали, что дедко всю зиму сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные запасы, т. е. в зимний период времени он лишается своей производительной силы, успокаивается от своих обычных трудов и питает род людской старым хлебом3. С наступлением весны он выходит из заключения и начинает засевать землю и растить хлеба. У болгар4 существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля (см. I, 286—7). Украинские поговорки: «пищить, як дидько в градовий хмари», «жене, як дидько витри»5 свидетельствуют о связи дедка с тучами и ветрами. |
Квака | 30 января 2020 13:30
Сообщение #76
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Nord У скифов очагом служили два или три камня, которые они, кочуя с места на место, всюду возили с собою Как себе это представляешь? Сидя на конике тащить еще камушки, кочуя не весть куда... да еще с вынуждой в любой момент вступить в бой на незнакомой территории. А значит коник не только камушки должен тащить... Стебаюсь... В цирке не смеюсь... |
Nord | 30 января 2020 14:39
Сообщение #77
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Квака Как себе это представляешь? Из всего богатства материала - ты только это углядел?) типа все остальное - теперь даже читать незачем - кривда полнейшая Цитата: Квака Сидя на конике тащить еще камушки, кочуя не весть куда.. ты вспомни, как сам плиты от дольмена таскал по обрывам) На мои впросы - зачем? ты отвечал: надо. )) |
Квака | 30 января 2020 19:41
Сообщение #78
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Nord ты вспомни, как сам плиты от дольмена таскал по обрывам Ты же как Стоитель. |
Nord | 30 января 2020 19:48
Сообщение #79
|
![]() Сообщений: 1258 Регистрация: 31.07.2019 |
Цитата: Квака Ты же как Стоитель. да, я строитель. на такие вещи, как перевозка камушков(пару штук) не обращаю внимания, другое дело- дольмены;) |
Квака | 30 января 2020 22:10
Сообщение #80
|
![]() Сообщений: 12416 Регистрация: 23.07.2011 |
Цитата: Nord Цитата: Квака Ты же как Стоитель. да, я строитель. на такие вещи, как перевозка камушков(пару штук) не обращаю внимания, другое дело- дольмены;) Прикалываюсь, но ведь это чего то стоит... Или это от нефиг делать? |