Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!


Поиск | Последние сообщения | RSS

Источники по славянской вере. Артефакты. Фольклор. Летописи.

Nord
26 января 2020 08:22
Сообщение #1

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Предлагаю выкладывать в этой теме выборочный материал по Вере Славян.
Из труда А.Н.Афанасьева "ПОЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН НА ПРИРОДУ
ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ПРЕДАНИЙ
И ВЕРОВАНИЙ В СВЯЗИ С МИФИЧЕСКИМИ СКАЗАНИЯМИ
ДРУГИХ РОДСТВЕННЫХ НАРОДОВ"

...отдаленные предки наши, круг понимания которых необходимо ограничивался внешнею, материальною стороною, все разнообразие естественных явлений разделили на две противоположные силы. У западных славян это двойственное воззрение на мир божий выразилось в поклонении Белбогу и Чернобогу, представителям света и тьмы, добра и зла. В хронике Гельмольда читаем: «est autem Slavorum mirabilis error, nam in conviviis et compotationibus suis pateram circumferunt, in quam conferunt non dicam consecrationes, sed execrationis verba, sub nomine deorum boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversamamalo dirigi profitentes; ideo etiam malum deum sua lingua dibol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, appelant» . Уцелевшие географические названия и народные предания свидетельствуют, что верование в Белбога и Чернобога было (48) некогда общим у всех славянских племен, в том числе и русских: Belbug — остров с монастырем на Реге (в Померании); Бялобоже и Бялобожница – в Польше; Белые боги – урочище у большой дороги от Москвы к Троице, не доезжая туда 15 верст; Троицко-Белбожский монастырь – в Костромск. эпархии; Чернобожье – в Порховском уезде, Чернобожна – в Буковине, Чернобожский городок – в Сербии; в земле лужичан, близь Будишина, есть гора Чернобог и недалеко от нее другая – Белбог, о которых сохранилось предание, как о местах языческого богослужения . В Бамберге был найден идол Чернобога, изображенного в виде зверя, с рунической надписью, начертанной так, как произносят славяне поморские: Царни бу; об этом открытии написал в свое время ученое исследование покойный Шафарик . Согласно с показанием Гельмольда, люнебурские славяне до позднейшей эпохи называли дьявола Чернобогом . По рассказу Густинской летописи (под 1070 годом), старинные волхвы были убеждены, что «два суть бози: един небесный, другой во аде» ; бессарабские переселенцы на вопрос: исповедуют ли они христианскую веру? отвечали: «мы поклоняемся истинному Господу нашему – белому Богу» , а на Украине уцелела клятва: «щоб тебе чоршй бог убив!» О древнем Белбоге доселе сохраняется живая память в белорусском предании о Белуне. Белун представляется старцем с длинною белою бородою, в белой одежде и с посохом в руках; он является только днем и путников, заблудившихся в дремучем лесу, выводит на настоящую дорогу; есть поговорка: «цёмна у лесе без Белуна». Его почитают подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун присутствует на нивах и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи, с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть себе нос; когда тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезает. Поговорка: «мусиц по-сябрывся (должно быть, подружился)'с'Белуном» употребляется в смысле: его посетило счастье . Это рассыпание Белуном богатств основывается на древнейшем представлении солнечного света золотом.
Филология превосходно подтверждает такой дуалистический взгляд славянских племен на явления природы. Слова, означающие свет, блеск и тепло, вместе с тем послужили и для выражения понятий блага, счастия, красоты, здоровья, богатства и плодородия; напротив, слова, означающие мрак и холод, объемлют собою понятия зла, несчастия, безобразия, болезни, нищеты и неурожая: а) прилагательное белый (Бел-бог) собственно значит: светлый, ясный. Сближая слово свет (syjet, swiat) с родственными формами индоевропейских языков, мы находим в санскрите cveta= белый, эпитет, придаваемый божеству солнца . При возведении живописующего признака, выразившегося в определенных звуках, до общего понятия о пред(49)мете, первоначальная изобразительность слова делается нечувствительною для слуха и потому подновляется обыкновенно эпитетом, который и остается за ним, как «постоянный». Такой эпитет находим мы в выражениях: белый свет и белый день; из них первое получило смысл вселенной, т. е. всего видимого, озаренного небесным светом; литов. swietas и др.-прус. switai также употребляются в обоих смыслах – и как мир, и как стихия света . Выражение, встречаемое в галицкой песне : белый месяц соответствует обыкновенной эпической форме: светел или ясный месяц; в заговорах упоминается бел-горюч камень алатырь; колесницу Солнца возили белые кони. Согласно с этим древним значением, с корнем бел = бил соединяется идея плодородия, изо-билия: у Нестора волхвы обвиняют жен, «яко си жито или обилье держат» . Опираясь на приведенные указания языка, приходим к заключению, что Белбог должен быть тождествен с Све(я)товитом, богом дневного и весеннего (= ясного) неба; без сомнения, первоначально это были только фонетически различные, но существенно равносильные прозвания одного и того же божества. В дальнейшем ходе развития за Световитом удержано древнейшее представление владыки неба, который не только блистает солнечным светом, но и творит весенние грозы, сражаясь с темными тучами; а с именем Белбога, кажется, по преимуществу сочеталось понятие дневного света = солнца. Такое положение подкрепляется известным в немецкой мифологии, соответственным славянскому Белбогу, названием: Baldag, Beldeg (сложное из бел и dag, dag, tag) – богом света, белого дня, сыном Одина. Я. Гримм намекает на связь этого названия с именем Baldr (англос. Bealdor, Baldor; его небесное жилище исполнено ослепительного блеска и не терпит ничего нечистого; ср. литов. baltas, лет. baits – белый, красивый =готск. balps; mare Balticum собственно «белое море») и указывает при этом, что у кельтов весенний, майский праздник назывался la bealtine или beihine, beltein; la день, teine, tine – огонь и Beal (Beil, Beui, Beli) – имя верховного божества света, др.-кельт. Belenus, Belinus, азиат. Belus, Bel, Bal Солнце уподоблялось блестящему венцу, короне на главе небесного бога (см. гл. V); оно называлось царем, властителем света и дня, и подобно тому как впоследствии в народном эпосе «красное солнышко» служило предикатом князю Владимиру, так в договоре Олега упоминаются светлые князи и в народе доселе говорится: белый царь, т. е. от небесного владыки эпитет переносится на земного. Точно так же англос. bealdor, baldor получило значение князя, короля, господина . Под влиянием воззрений, заставлявших в стихии света видеть высочайшее благо и красоту, выражения: «мой свет, светик» и «красное солнышко» стали ласкательными приветствиями.
b) Слова свет (светить) и свят (святить) филологически тождественны; по древнейшему убеждению святой (серб. свет. илл. svet, чешcк. swaty, пол. swiety, лит. szwentas, szwyntas, др.-прус. swints, летт. swehtas, зенд. cpenta) есть светлый, белый ; ибо самая стихия света есть божество, не терпяшее ничего темного, нечистого, в позднейшем смысле – греховного. Понятия светлого, благого божества и святости неразлучны, и последнее – прямой вывод из первого. Так от санскр. div – светить, блистать, играть лучами образовались греч. Ζευς (родит. Διός), лат. deus – бог, (50) divus – божественный, святой, dives – богатый, dies – день, сибир. дивно – много, изобильно, богато (сравни: сухмень – засуха, сушь – жаркое время и сухо – много, несметно), дивный – чудесный, славный, красивый; на то же совпадение понятий, какое встречаем в лат. deus и dives, указывает наше богатый, производное от бог ; слова «свет» и «день» сопровождаются у нас эпитетом божий, а «искра» называется святою: «свиту божого не видно», «свята искра» .
c) Красный первоначально означало: светлый, яркий, блестящий, огненный; прилагательное это стоит в родстве с словами: крес – огонь, кресины – время летнего поворота солнца, кресник – июнь месяц, когда этот поворот совершается. Как постоянный эпитет, подновляющий коренной смысл слов, принятых за названия небесных светил и солнечного сияния, прилагательное это употребляется в следующих эпических выражениях: красное солнце, красная зоря, красный день (ясный, солнечный день называется также украсливым, хорошая погода – украсливая), красный месяц, красная весна, красное лето, Красная Горка – весенний праздник, в поучении Мономаха «красный свет» ; светлая, с большими окнами изба называется красною (= светлицею) и окно со стеклами, в отличие от волокового, слывет красным. В Ярославск. губ. красить употребляется в смысле: светить, сиять: «по-глядзи-тко ты в восточную сторонушку, не красит ли красное солнышко?» От понятия о свете слово «красный» перешло к означению яркой краски, точно так, как прилагательное жаркий употребляется в областном языке в смысле: оранжевый, а в Пермской губ. ягода клюква, ради ее красного цвета, называется жаравихой. Восходящее солнце, озаряя своими лучами мир, дает возможность созерцать все его великолепие; теплые дни, приводимые весенним солнцем, согревают землю и наряжают ее, словно невесту, роскошными цветами и зеленью. Естественно, что с представлениями света и солнца должна была сочетаться идея красоты: прекрасный, красовитый, красовитушко – приветствие милому, любимому человеку; сравни: су грево – тихая, теплая погода и сугрёвушка – ласкательное название, даваемое женщине; о проясняющейся погоде в Архангельской губ. выражаются глаголом прохорашиваться, и наоборот, о нарядной девице песня говорит:

Убиралася, наряжалася,
До церкви пишла – як зоря зiйшла,
У церковь вжшла та-й засiяла.

Малорос. гарный – славный, хороший родственно с словами греть = гореть, серб. грjати (светить и согревать) . Следующие выражения указывают, что с стихией света соединялись и понятия о счастии и весельи: красоваться – жить в довольстве, весело, красная жизнь – счастливая, краситься – играть, гулять ; «быть на кресу» – торжествовать, получить желаемое.
d) Слово чистый однозначительно с «светлым» и также совмещает в себе понятия небесного сияния и святости: небо чистое, небо прочищается, облает, чисть – то же, что ясень (вёдро): «на небе такая чисть!» чистое злато и серебро (сравни: красное золото), Пречистая Дева; очищение было религиозным обрядом, состоявшим в прыганий чрез зажженные костры, в окуривании и омовении ключевой во(51)дою: огонь – символ небесной молнии, вода – символ дождя. Как весенняя гроза выводит из-за туч и туманов яркое солнце, прочищает небо, так действием огня и воды прогоняются от человека темные, враждебные, демонические силы; позднее обряд этот получил значение нравственного очищения от грехов (чистилище, очистительная молитва и присяга, чистота душевная). С отрицанием не – нечистый есть название дьявола; нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебного человеку; подобно тому и слово черный, противоположность которого «белому» так резко запечатлелась в предании о Чернобоге и Белбоге, употребляется как эпитет злых духов. В заговорах упоминаются «черные духи, нелюдимые» и творятся заклятия «от черных божиих людей» ; а Густинская летопись приводит показания старинных кудесников : «наши бози живут в безднах, видом черни, крилаты, з хвостами, летают под небо слушающе ваших богов». Сербск. поговорка: «ако je црн, ниjе ђаво» ; в словацкой песне: «ciemj certi»; самое слово черт (cert, cart) Колляр производит от «черный»: с приданием корню сег формующей буквы t образуется cert (cart=schwarz), а с приданием буквы n – cern (Cernbog, чернь) . В духовных сочинениях дьявол именуется «князем тьмы»; у немцев черт называется – der schwarze, др.-сак. mirki – tenebrosus (сравни с нашим мрак; «er was swarz als ein rabe» ). Народная загадка, означающая дым, уподобляет его черту: «чорт голенаст, выгибаться горазд» ; во многих преданиях рассказывается, как черти, превращаясь в тонкий дым, мгновенно исчезают: «бес же изыде аки тьма из сосуда» . За темнотою до сих пор удерживается в простонародье представление чего-то таинственно страшного; обычная заметка: «не к ночи будь сказано» есть род заклятия, чтобы неосторожно сказанное вечером слово не вызвало какой беды ; темною комнатой старые няни пугают детей; нечистые духи разгуливают по ночам и во мраке творят людям и животным зло, солнечных же лучей они боятся и тотчас разбегаются при утреннем рассвете . Темное царство демонов (=ад) представлялось на западе – там, где заходит солнце, где потухают его светлые лучи (см. гл. IV). Так как мрак скрывает все под своей непроницаемой пеленою, то злому духу приписываются свойства и названия укрывателя, таителя, хищника.
С светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле; народ называет хлеб – даром божиим; наше жито – по-польски zboze — одного корня с словами: живот (жизнь) и Жива – богиня весны. Слово о полку говорит о славянах, как о внуках солнца – Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большею частию в юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе. Напротив, с темною силою природы, с черными божествами было соединяемо все старое, безобразное, лукавое и злое; они враждебны жизни и ее нравственным основам. Черная душа означает человека бесчестного, криводушного; мрась – него(52)дяй) ; черный день – день бедствия, несчастия . Главным олицетворением нечистой силы была Мо(а)рена или Мо(а)рана от санскр. mri — умираю (польск. marzana, рус. смерть, лат. mors) – богиня смерти, зимы и ночи, имя, родственное с словами: мрак (= морок, мор – повальная болезнь, мора – тьма, марать, мары – носилки для покойников, мара – призрак, нечистый дух, мёрек или мерет — черт, мерещиться – темнеть, смеркаться, мерковать – ночевать, мёркоть – ночь, потемки, мерекать – мало знать, собственно: не распознавать за темнотою; сравни «темный человек»; помора – отрава, поморщина – большая смертность, смрад, смердеть, малор. хмара с постоянным эпитетом «черная» – туча, великор. хмара – густой туман, хмор, хмора – туманное, дождливое время, польск. chmura, и рус. смурый – темный, пасмурный) и мороз (=мраз, польск. marznac, чешск. mrznauti) . Краледворская рукопись сравнивает Смерть с ночью и зимою. Здесь кроется между прочим основание той тесной связи, в какую поставила народная фантазия болезни, особенно повальные, с нечистою силою, почему она олицетворяет их в безобразных, уродливых формах, и почему простолюдины до сих пор почитают недуги испорченностию, насланною при содействии злых духов, а животных, родившихся с каким-нибудь физическим недостатком, – порождением той же демонической силы. Между народными клятвами известны: «побiй тебе морока!», «щоб на тебе пришла чорна (вар. лиха) година!» Все чары, при совершении которых призываются злые духи, и собирание волшебных зелий, на пагубу людей и животных, совершаются в полночь. Ненавистница жизни, исконный враг праведных светлых богов, нечистая сила, по русскому поверью, не знает семейных уз, этих единственных форм, которые у племен патриархальных поддерживали и воспитывали нравственные отношения; она блуждает по свету, не имея мирного пристанища . Понятно, почему Чернобог, по свидетельству Гельмольда, отождествлялся с дьяволом; с именем его народные верования славян должны были сочетать представления ночи, зимы и потемняющих небо туч, с которыми сражается мол-ниеносный Перун.
Димма
26 января 2020 10:22
Сообщение #2

Сообщений: 1329
Регистрация: 12.06.2019
Основной источник по вере славян- это археология со всеми артефактами (также, она многое может рассказать о погребальных обрядах, устройствах жилищ, в том числе древнем фэн-шуе. Ведь давно замечено, что дома строились и люди хоронились не абы как и где, а в определенном месте, и с ориентацией по частям света). Вспомогательные источники - летописи, а также народные традиции нехристианского происхождения, обрядовые песни и фольклор. Дополнительные источники- похожие верования у соседних народов, у тех же балтов.

Цитата: Nord
Слова свет (светить) и свят (святить) филологически тождественны;


Это следствие культа солнца.
Квака
26 января 2020 10:30
Сообщение #3

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Лонгин
26 января 2020 15:07
Сообщение #4

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Nord
Малорос. гарный – славный, хороший родственно с словами греть = гореть, серб. грjати (светить и согревать) .

Сомнительная этимология. У тех же сербов аналогичное слово - ха́ран "благородный".
Где ха́ран, а где грjати.

Касательно дуализма вообще, то нет особых оснований кивать на истоки его в славянском язычестве. Само слово "бог"="дающий благо" со злом не совмещается.
Более вероятно происхождение дуализма из зороастризма, через манихейскую ересь, во времена, когда слово "бог" уже перестало быть светлым эпитетом.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
26 января 2020 17:12
Сообщение #5

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Трипольская культура. Территория Украины. Земледельцы.
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43926051923/Tripolskaya-kultura.?utm_referrer=mirtesen.ru
Свет/Тьма, Добро/Зло, Белбог/Чернобог

Лонгин
26 января 2020 19:24
Сообщение #6

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Сон это зло. Он ведь ночью. "Пашите негры - солнце еще высоко" - это добро.)
Дао (Путь) проявляющийся в виде Дэ (Блага) содержит в себе зло.))
Трипольцы изображают зло на сосудах, в которых продукты держат.)))
Воплощенное зло (ночь, зима, полная луна):
Источники по славянской вере.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Квака
26 января 2020 19:26
Сообщение #7

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Лонгин
Само слово "бог"="дающий благо" со злом не совмещается.

Как то так
Nord
26 января 2020 19:47
Сообщение #8

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Квака
Как то так

Т.е. злого Чернобога-Дьявола не было у славян? А были серые - от них все зло?

Цитата: Квака
Ноу комментс.
И что же такое потом и кровью стало?

Как славянину попасть в Небесный Ирий и не попасть в Пекло? Что есть негатив для славянина т.е. за какие поступки он может угодить в Пекло? Только нормально ответь, без выкрутасов.

Цитата: Лонгин
Само слово "бог"="дающий благо" со злом не совмещается.

у этого слова как минимум 10 трактовок.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3
Димма
26 января 2020 21:10
Сообщение #9

Сообщений: 1329
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Nord
Трипольская культура. Территория Украины. Земледельцы.


Трипольскую культуру не причислить к славянским.
Думаешь в 3000 году до Р.Х. уже были славянские языки? )
Nord
26 января 2020 21:37
Сообщение #10

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Трипольскую культуру не причислить к славянским.
Думаешь в 3000 году до Р.Х. уже были славянские языки? )

https://www.litmir.me/br/?b=85956&p=48 Про трипольскую культуру.
А.Б. Рыбаков "Язычество древних славян"
Димма
26 января 2020 22:33
Сообщение #11

Сообщений: 1329
Регистрация: 12.06.2019
Современная наука не разделяет мнения Рыбакова по трипольскому вопросу. )
Появление славян она датирует гораздо поздним временем (около 1400 до Р.Х.): разделение балтов и славян, фонетический закон Хирта.
Лонгин
26 января 2020 23:08
Сообщение #12

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Димма
Современная наука не разделяет мнения Рыбакова по трипольскому вопросу. )
Появление славян она датирует гораздо поздним временем

Ну так Рыбаков трипольцев к славянам и не причислял.
на материале северо-восточной окраины индоевропейской общности (которая, кстати сказать, оказалась впоследствии частью славянской прародины) – области трипольских энеолитических племен

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
27 января 2020 07:03
Сообщение #13

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Современная наука не разделяет мнения Рыбакова по трипольскому вопросу. )
Появление славян она датирует гораздо поздним временем (около 1400 до Р.Х.): разделение балтов и славян, фонетический закон Хирта.

Из труда Рыбакова "Язычество древних славян":
...Мировоззрение трипольских племен, кроме того, чрезвычайно важно для наших специальных целей изучения славянского язычества.
Большое количество восточнославянских этнографических параллелей в материальной культуре, в орнаментике, обрядах едва ли можно объяснить только одной конвергентностью земледельческого мышления.Взгляд на карту позднего триполья [87] убеждает нас в том, что почти вся срединная часть восточной половины славянской прародины (понимая под ней область тшинецкой культуры) была заселена на протяжении нескольких столетий носителями трипольскои культуры. Даже если допустить причастность трипольцев к индо-иранской ветви и уход их (или части их) к Пенджабу и Инду, то нельзя думать, что все земледельческое население Поднестровья и Среднего Поднепровья оказалось вовлеченным в колонизационный процесс.
Вполне возможно, что некоторая часть трипольских племен оказалась субстратом обособившихся праславян. Напомню тезис Б. В. Горнунга о том, что трипольцы входили в число языковых предков славян [88].
sb_
27 января 2020 07:07
Сообщение #14

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Лонгин
Само слово "бог"="дающий благо" со злом не совмещается.
Ага... спонсор
родственно иранскому baga и санскритскому bhagas — «податель благ». С другой стороны, оно тесно связано с достаточно древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение «богатство» — *bogatъ, *ubogъ, а через неё — с индоевропейской лексикой, обозначающей доля, делить, получать долю, наделять[29]. Мнение о заимствовании славянского слова из иранских языков не является общепризнанным.

зло/зело/add (en)/добавлять/Ад = это когда /благ/ слишком много?
https://youtu.be/hshlvj3xr7g?t=1724

---------
Котофей, 6 лет назад
Мудрец
Санскритское слово БХАГ! (БОГ) что означает - ПОДАТЕЛЬ БЛАГ или МИЛОСТИВЕЦ. Древние славяне разговаривали на санскрите.
Пошла писать губерния, в смысле. Можно, например - "податель милостыни" дальше развить. А в той же Японии не принято её подавать... и не потому что они такие злые.

Как там /благо/ понимается в исходном санскрите? Перенос современных смыслов на пра-понятия = "замыливание" и вообще cтирание/или целиком полная подмена первичных понятий за неимением контекстных и вообще источников, по которым можно было бы о них судить.

Например:
к индоевропейскому bhagas - податель благ, господин.[/b]
Переносим акцент на /господин/,
к индоевропейскому bhagas - господин, податель благ
Но тогда /податель благ/ - просто смысл/свойство господина, а не что-то с ними связанное само по себе. /Блага/ не при чём! Т.е. вообще не при чём (!) - не говоря уж про те, когда "всего и побольше" <= "подайте, податель".

/Господин/ - одновременно податель не только /благ/, но и пи...лей ai обязанностей и наказаний. Это подразумевается самим понятием. Но в формулировке - находится "за скобками". Если не так раскрыть скобки, то этот смысл просто вообще теряется, потому что был указан только через контекст, который мы отбросили за ненужностью... А упало, Б пропало - кто остался на трубе? Добрый Милостивец...
//А можно пойти в сторону, к смыслу "подателя" da Но "господин" - это вообще не "податель/Волшебная Лампа Аладдина" da Тут даже всё зависит от соцстроя, уклада: сложные отношения, от личностных до формальных. Но ет на земном простеньком уровне...

-------
Или

www.orthodic.org/ru/Д
добродушие Благосeрдіе
Тут (в ЦСЯ) вообще благо/="добро и только добро", т.е. дающий добро? А зла как бы и нет... Был форум, закрыт, православный, forum-slovo.ru. Али Полосин, представитель муслимов - писал грамотно и интересно насчёт переводов, (про -РА и т.д.). Дословно бы - там много. Теги типа /Бог - есть добро?/ - по текстам семитских религий.

--------
Но всё равно непонятно. Кроме тех текстов известно о ДУАЛИЗМЕ. И там, где есть сами слова/понятия ДОБРО и ЗЛО - то ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ именно дуализм (!). Т.е. в русском языке/ =в славянском пра-язычестве. Но где есть дуализм - то уже не может быть "подателя добра" просто по определению... ai da Или может?
Источники по славянской вере.Источники по славянской вере.Источники по славянской вере.
https://salik.biz/upload/000/u1/e/4/uroboros-drevnii-simvol-zhizni-i-smerti-photo-big.jpg
Источники по славянской вере.

Уроборос Кельтич, Уроборос Египтич, Уроборос Сансарич... Масонич, Арабич и Семитич. Или просто податель благ... он же Кадуцей... Всё просто и понятно ai da
Источники по славянской вере.
Nord
27 января 2020 07:22
Сообщение #15

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: sb_
Перенос современных смыслов на пра-понятия, стирание первичных понятий за неимением контекстных и вообще источников, по которым можно было бы о них судить

Вообще-то есть древнее слово: Бозе - оно в труде Афанасьева часто упоминается т.е. Бог от Бозе.

Цитата: Nord
По рассказу Густинской летописи (под 1070 годом), старинные волхвы были убеждены, что «два суть бози: един небесный, другой во аде»
14Ржев88
27 января 2020 07:29
Сообщение #16

Сообщений: 4177
Регистрация: 27.06.2011
Цитата: Nord
Вполне возможно, что некоторая часть трипольских племен оказалась субстратом обособившихся праславян. Напомню тезис Б. В. Горнунга о том, что трипольцы входили в число языковых предков славян

Собственно он и пишет что пришлые славяне ассимилировали оставшуюся часть трипольцев. Так сказать подмяли под себя и культурно растворили их в себе, вобрав незначительную часть культуры и лексики. А не то что трипольцы = славяне.
Цитата: Nord
Из труда Рыбакова

Да и к слову сей товарищ отнюдь не светоч и последний бастион истины. Многие его гипотезы так и остались неподтвержденными, плодом его личных воззрений(Род и рожанницы, праславяне скифы-сколоты и тд). Сам он серьёзных аргументов не привёл и был бит интеллектуальным столкновением коллег:)) Но свое место в истории археологии он занял, будучи самым доступным широким массам читателей.

--------------------
Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.©Hermann Hesse
Nord
27 января 2020 07:39
Сообщение #17

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: 14Ржев88
плодом его личных воззрений(Род и рожанницы, праславяне скифы-сколоты и тд

опиши более подробно - критику Рыбакова
по п.п.
1. Род и Рожаницы - указаны в летописях т.е. это явно не плод его воображения.
2. Праславяне - это скифы - так указано в летописях, например в греческих т.е. это тоже не его выдумка. И в труде Афанасьева очень много паралелей славян со скифами - даже указано, что Перун у славян от скифов(нигде такого ранее не встречал)
sb_
27 января 2020 08:32
Сообщение #18

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Nord
Бозе - оно в труде Афанасьева

сколенения какие-то https://derzhavarus.ru/bog-sklonenie.html
Лонгин
27 января 2020 08:43
Сообщение #19

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: sb_
И там, где есть сами слова/понятия ДОБРО и ЗЛО - то ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ именно дуализм (!). Т.е. в русском языке/ =в славянском пра-язычестве.

Нет, нифига не подразумевается. Нынешние абстрактные значения они получили уже после прихода христианства. Ранее означали не более, чем имущество, материальные блага и урон наносимый врагом, потери благ, соответственно. Эти значения, как устаревшие, сохранились в современном языке. Старые значения закрепились за словами "польза" и "вред". Можешь подставить их в любой старый текст, за исключением отдельных христианско-философских.
Уроборос - бесконечность, цикличность - не зло.
Правда он на Вритру похож, а с тем история мутная - сознательный антагонист он или слепая стихия.
Кадуцей - вообще ни разу не дуализм.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
27 января 2020 09:28
Сообщение #20

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Лонгин
Уроборос - бесконечность, цикличность - не зло.
Правда он на Вритру похож, а с тем история мутная - сознательный антагонист он или слепая стихия.

Вот как раз это не мутная история, а вполне внятная: черный мировой змей - это сила Тьмы, с которой сражается сила Света (Митра, Таранис, Перун, Тор и т.д.)

Цитата: sb_
сколенения какие-то https://derzhavarus.ru/bog-sklonenie.html

этож сайт инглингов))
Templier
27 января 2020 09:56
Сообщение #21

Сообщений: 396
Регистрация: 23.02.2014
Цитата: Лонгин
на Вритру похож, а с тем история мутная - сознательный антагонист он или слепая стихия

Можешь уточнить?
Цитата: Nord
это сила Тьмы, с которой сражается сила Света

с цикличностью, на протяжении, и для чего или кого... явно или навеяло...

--------------------
Правильно то, что меняет любые правила.
14Ржев88
27 января 2020 10:06
Сообщение #22

Сообщений: 4177
Регистрация: 27.06.2011
Цитата: Nord
1. Род и Рожаницы - указаны в летописях т.е. это явно не плод его воображения.

Документально Род известен только в России и только по одной категории источников — поучениям отцов православной церкви, направленным на искоренение суеверий, в том числе пережитков язычества.
Почти всегда он упоминается вместе с Рожаницами (XI— XVI вв.). Ни в ранних сообщениях византийцев, ни в сообщениях русской летописи, ни в сказках или песнях, ни в пословицах и поговорках этот персонаж не фигурирует.
Наделение Рода божественным статусом Рыбаков считает своим достижением и противопоставляет свою трактовку предшествующим скептическим взглядам, бытовавшим в конце XIX-начале XX вв. На деле его предтечами в этом вопросе являлись упомянутые исследователи — ранние представители мифологической школы, специальные статьи которых о Роде в труде Рыбакова не упоминаются (и, видимо, были ему неизвестны).

Цитата: Димма
Современная наука не разделяет мнения Рыбакова по трипольскому вопросу. )

Цитата: Лонгин
Ну так Рыбаков трипольцев к славянам и не причислял.

"Реконструкция этногенетической преемственности между племенами трипольской культуры и восточными славянами проводилась им в нарушение всех хорошо известных методических процедур. Проблема субстрата, соотношения субстрата с адстратом им вообще не ставилась - племена трипольской культуры, а заодно и скифы-сколоты были просто объявлены праславянами. Несмотря на попытки критики, эффект этой гиперавтохтонистской гипотезы был налицо. Б. Рыбаков не только издал и переиздал свои сочинения на чрезвычайном для академического издательства "Наука" полиграфическом уровне, но и получил все мыслимые для советского археолога звания и награды."
.
Слaвянскaя государственность, по этой концепции, вызревала задолго до Киевской Руси, в зaрубинецкой и блестящей черняховской культурах. Она уходит корнями еще глубже, гораздо глубже — в глубины третьего тысячелетия до н.э., в трипольскую культуру.

Богатые сокровища кочевников и яркие, окрашенные римским влиянием культуры полей погребений Украины (относимые многими археологами к германским) он объявил раннеславянскими. Достоверно рaннеслaвянскaя культурa VIII-IX веков, известнaя только как «роменско-боршевская», Pыбaкову явно не нрaвилaсь: грубaя лепнaя керaмикa (это после черняховской, сделaнной нa круге!), почти нет оружия, умений. Эту культуру он большей чaстью просто игнорировaл.


Цитата: Nord
опиши более подробно - критику Рыбакова

Это очень большая тема, так как мифотворчество, лингвофрикия и избирательная слепота сопутствовали ему всегда.

--------------------
Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.©Hermann Hesse
sb_
27 января 2020 10:09
Сообщение #23

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Лонгин
Кадуцей - вообще ни разу не дуализм.

ну да, серпентарий
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадуцей

Цитата: Nord
этож сайт инглингов))

https://thequestion.ru/questions/46175/otkuda_poiavilos_vyrazhenie_pochit_v_boze_634cad5d

Цитата: Nord
черный мировой змей - это сила Тьмы, с которой сражается сила Света (Митра, Таранис, Перун, Тор и т.д.)

ну и кто победил?))
Лонгин
27 января 2020 10:15
Сообщение #24

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Templier,
Вритра характеризуется в «Ригведе» как дикий, хитрый зверь, растущий в темноте, «не-человек» и «не-бог»[1]. В его распоряжении находились гром, молния, град, туман[1]. Также ему принадлежали 99 крепостей, разрушенных Индрой, который убил и их хозяина[1]. Победа Индры над Вритрой рассматривается как космогонический акт перехода от хаоса к космосу[4].

Бессознательный хаос это не зло, а стихия.
Воды смешанные с землей это не зло, а сырьё.
Сознательная попытка вернуть космос к хаосу это уже зло. Но он этим как бы не занимался.
Поэтому я и сомневаюсь в тождественности Вритры и языческого Змея-антагониста.
Возможно хаос приобрел смысл зла в более поздних, упрощенных представлениях. К этому есть склонность у всех - хтонические существа стали антагонистами Олимпийцев в Элладе, хаотический, стихийный, пустынный Сет - в Египте.
То же с Уроборосом. Он скорее всего имел Вритру прототипом, но и соответственно не унаследовал "зло", которого и не было. Унаследовал только величину-всеобъемлющесть и стал олицетворять бесконечно-цикличность, которых тоже не было.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
sb_
27 января 2020 10:18
Сообщение #25

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Лонгин
Ранее означали не более, чем имущество, материальные блага и урон наносимый врагом

то было БАРАХЛО санскр bharas)) ворох-борох

/добро и зло/ могли ai при христианах /опоганить/ и/или до них опошлить
Лонгин
27 января 2020 10:31
Сообщение #26

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: sb_
виРА

Компенсация урона это и не барахло и не ущерб.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
sb_
27 января 2020 10:34
Сообщение #27

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Лонгин
Компенсация урона

ет не урон ет vira = мущщина)) санскр

ВиРАГ
Лонгин
27 января 2020 10:41
Сообщение #28

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: sb_
или до них опошлить

Так крепко опошлить, что вообще перестать употреблять?) Ну-ну.)

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
27 января 2020 11:25
Сообщение #29

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: 14Ржев88
Это очень большая тема, так как мифотворчество, лингвофрикия и избирательная слепота сопутствовали ему всегда.

Тогда перечисли своих научных авторитетов. Мне просто интересно. А то что-то на инглингов похоже - у нас есть то - чего нет у вас и мы вам это не покажем) Афанасьев и Рыбаков - это признанные авторитеты, как среди родноверов-славянистов, так и для представителей науки.

Цитата: sb_
ну и кто победил?))

Окончательно никто не может победить - ни божество из стана Белбога - ни божество из стана Чернобога.
Вечная борьба. В каком-то промежутке времени побеждают силы Тьмы, а в другом - силы Света.
Ночь Сварога/День Сварога.

Цитата: Templier
с цикличностью, на протяжении, и для чего или кого... явно или навеяло...
Лонгин
27 января 2020 11:44
Сообщение #30

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Nord
никто не может победить

Признание равенства сил света и тьмы это манихейство, а не солнцепоклонничество.))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
27 января 2020 11:51
Сообщение #31

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: sb_
Уроборос Кельтич, Уроборос Египтич, Уроборос Сансарич... Масонич, Арабич и Семитич. Или просто податель благ... он же Кадуцей... Всё просто и понятно

Еще одного тебе в коллекцию) Один или Митра.
Источники по славянской вере.

Цитата: Лонгин
а не солнцепоклонничество.))

Солнцепоклонники - на стороне сил Света т.е. Солнца. Луннопоклонники - на стороне сил Тьмы т.е. Луны, которая связана с влиянием Венеры-Люцифера.
Есть смешанные культы: солнечно-лунные, например Христианство (Евангелие - в основе солнечный культ, Ветхий Завет - в основе лунный культ)
sb_
27 января 2020 12:34
Сообщение #32

Сообщений: 5287
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: Лонгин
Так крепко опошлить, что вообще перестать употреблять?) Ну-ну.)

Что попу добро - то язычнику barahlo da

Выходит, то, в чём обвиняют язычников - наоборот, возникло в эпоху христианства ai ?! И более глубокие корни имеет и в самом православии "битва": Нил Сорский vs Иосиф Волцкий. С победой барахла над добром...

В язычестве было отгорожено: добро - одно слово, вещи - другое?!
----
В смысле, видимо - языческий русский /добрый конь, молодец etc/ имел в виду начинку, воплощение, а просто barah - нечто другое. Cлилось позже.

Война культур сохранилась в презрительном тоне? Barah - ворох вещей, что тут ОСОБО презирать-то? Почему тогда - презрение в русском, яркое? Но чтоб проверить - нужно узнать - есть ли аналог там, где христианства не было.
Димма
27 января 2020 12:43
Сообщение #33

Сообщений: 1329
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Nord
научных авторитетов.


Один из крупнейших авторитетов мировой археологии- это Мари́я Ги́мбутас (Гимбутас — фамилия мужа; правильно — Мари́я Гимбуте́не, лит. Marija Gimbutienė, англ. Marija Gimbutas, в девичестве Мария Бируте Алсейкайте, лит. Marija Birutė Alseikaitė, 23 января 1921, Вильно, Срединная Литва — 2 февраля 1994, Лос-Анджелес, США) — американский археолог и культуролог литовского происхождения, одна из крупнейших и самых спорных фигур индоевропеистики, с именем которой связывают выдвижение «курганной гипотезы» происхождения индоевропейцев. Гимбутас — автор 23 монографий, в том числе таких обобщающих исследований, как «Балты» (1963) и «Славяне» (1971)[2]. В археологии была новатором, сочетала собственно археологические изыскания с глубокими познаниями в индоевропейской лингвистике. Внесла значительный вклад в изучение древнейшей истории индоевропейских народов и, в частности, славян.
В 1956 году Мария Гимбутас выступила с курганной гипотезой, которая произвела переворот в индоевропеистике. Прародину индоевропейцев она искала в степях Южной России и степной зоне Украины (ямная культура). Пыталась выявить археологические свидетельства вторжения степняков-индоевропейцев в Западную Европу («курганизация»). Джозеф Кэмпбелл сравнил значение её ранних трудов для индоевропеистики со значением расшифровки Розеттского камня для египтологии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимбутас,_Мария
Nord
27 января 2020 12:55
Сообщение #34

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Один из крупнейших авторитетов мировой археологии- это Мари́я Ги́мбутас

читал, у меня есть её книга. никто не отрицает её вклада именно по археологии. Так в чем её трактовка истории славян противоречит Рыбакову?

Цитата: 14Ржев88
"Реконструкция этногенетической преемственности между племенами трипольской культуры и восточными славянами проводилась им в нарушение всех хорошо известных методических процедур. Проблема субстрата, соотношения субстрата с адстратом им вообще не ставилась - племена трипольской культуры, а заодно и скифы-сколоты были просто объявлены праславянами. Несмотря на попытки критики, эффект этой гиперавтохтонистской гипотезы был налицо. Б. Рыбаков не только издал и переиздал свои сочинения на чрезвычайном для академического издательства "Наука" полиграфическом уровне, но и получил все мыслимые для советского археолога звания и награды."
.Слaвянскaя государственность, по этой концепции, вызревала задолго до Киевской Руси, в зaрубинецкой и блестящей черняховской культурах. Она уходит корнями еще глубже, гораздо глубже — в глубины третьего тысячелетия до н.э., в трипольскую культуру.
Богатые сокровища кочевников и яркие, окрашенные римским влиянием культуры полей погребений Украины (относимые многими археологами к германским) он объявил раннеславянскими. Достоверно рaннеслaвянскaя культурa VIII-IX веков, известнaя только как «роменско-боршевская», Pыбaкову явно не нрaвилaсь: грубaя лепнaя керaмикa (это после черняховской, сделaнной нa круге!), почти нет оружия, умений. Эту культуру он большей чaстью просто игнорировaл.

И что тут такого в "КОРНЕ МЕНЯЮЩЕГО ВСЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЛАВЯНАХ ПО РЫБАКОВУ"?)
Методические процедуры(не по методичке - сама методика может маразм еще тот) не соблюдал - ну надо же какой косяк))
Скифы - праславяне. Это сенсация что ли?)) Куча источников, в т.ч. и греческих.
грубая керамика славян - не озачает духовную бедность народа и "кривые неумелые руки", это может быть лишь каким-то эпизодом (например проигранной войной, вынужденным отступлением и т.д.)
Лонгин
27 января 2020 13:21
Сообщение #35

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Nord
смешанные культы: солнечно-лунные, например Христианство

Христианство декларирует неизбежную победу Добра, впрочем как и Ведизм. Оно не признает за злом, не то что равноценности, а даже "сущности". С твоей позиции - поклонники Тьмы ничем не хуже поклонников Света.))

Цитата: sb_
Выходит, то, в чём обвиняют язычников - наоборот, возникло в эпоху христианства ?!

Не возникло, а было осмыслено и сформулировано.) И язычников обвиняют не во зле, а в невежестве. Есть "добрые язычники". Но в силу невежества, они могут быть легко вовлечены во зло.
Яркий пример таких заблуждений выше:
Цитата: Nord
Окончательно никто не может победить - ни божество из стана Белбога - ни божество из стана Чернобога. Вечная борьба. В каком-то промежутке времени побеждают силы Тьмы


Цитата: sb_
Почему тогда - презрение в русском, яркое? Но чтоб проверить - нужно узнать - есть ли аналог там, где христианства не было.

Потому что это современный русский, христианской эпохи.)) Не было никакого презрения.))
связано с бо́рошень "домашняя утварь, пожитки, скарб"

На украинском (сохранившем архаизмы) - борошно - мукА, скарб - сокровище.
Исчезнувшее «борохъ» является производным от боръ «собранное, присвоенное; движимое имущество, ноша»

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Nord
27 января 2020 13:31
Сообщение #36

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Лонгин
С твоей позиции - поклонники Тьмы ничем не хуже поклонников Света.))

Поклонники Тьмы - попадают в Пекло, а поклонники Света - в Небесный Ирий.

Цитата: Лонгин
Но в силу невежества, они могут быть легко вовлечены во зло.

Зло - это жертвоприношения Богам живых существ+ многие статьи Уголовного кодекса.
Лонгин
27 января 2020 13:40
Сообщение #37

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Nord
Поклонники Тьмы - попадают в Пекло, а поклонники Света - в Небесный Ирий.

Почему тогда находятся те, кто выбирает Тьму?
Почему Тьма не обеспечивает своим сторонникам нормальную посмертную награду?

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
27 января 2020 13:43
Сообщение #38

Сообщений: 1329
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Nord
Поклонники Тьмы - попадают в Пекло, а поклонники Света - в Небесный Ирий.


А что, все те народы, кто мирно живут в рамках международного права, но чтут Луну больше , чем Солнце, разве попадут в Пекло? ) Для примера: в турецком языке огромное число имен с корнем Ай(=луна), в то время как с корнем гюнеш (солнце)- почти нет имён. Женские турецкие имена: Айнур (лунный свет), Айдан, Айбюке, Айгюль(лунная роза), Айсель, итд.. Мужские: Айберк (лунная молния), Айдемир, Айдын, Айваз, итд.
Nord
27 января 2020 13:45
Сообщение #39

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Лонгин
Почему тогда находятся те, кто выбирает Тьму?

Привлекает темная сторона силы. оккультизм. черная магия и т.д. есть же открытые сатанисты т.е. с осознанием того что делают и для каких сил. есть те, кто на кривом пути - т.е не Прави-Правды, а Криви-Кривды - тут может быть и не осознано т.е. зомби, не хватает знаний, нет силы воли, не различают добро и зло и т.д.

Цитата: Лонгин
Почему Тьма не обеспечивает своим сторонникам нормальную посмертную награду?

Может и обеспечивает https://insiderrevelations.ru/
Лонгин
27 января 2020 14:13
Сообщение #40

Сообщений: 6590
Регистрация: 19.04.2012
Имхо, всё сказано.))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.