Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!
Димма | 21 августа 2022 16:17
Сообщение #1
|
Сообщений: 1567 Регистрация: 12.06.2019 |
Отголоски истории в сказках и поговорках. Примеры навскидку: ************ - избушка на курьих ножках. (у Бабы-Яги костяной ноги.) Славянские племена курганных культур соседствовали с финно-угорскими , у которых был похоронный обряд в виде домиков мёртвых. Домики строились подобно саамским лабазам с каркасом в виде цельных стволов деревьев с корнями (напоминавшие лапы курицы, отсюда дом на курьих ножках), получался классический "дом Бабы-Яги". В домик "загружался" умерший(-ая), вместе со всей посудой и инвентарем, для загробной жизни. "Жилая" часть дома строилась высоко от земли, чтобы не так-то просто было зверям туда влезть. Понятно, что увидев в лесу такое чудо с сюрпризом внутри, это могло шокировать славян, отсюда такие сказочные образы. ************ - сказочный эпизод изгнания в зимний лес. ("Морозко", "Сказка о царе Салтане", "о мёртвой царевне", "о том как стариков в лес увозили"). В глубокой древности в голодные годы тех, кого считали обузой в хозяйстве (старики или больные дети, а также нежеланные) отвозили в лес помирать, душили, топили, или иным способом умерщвляли. ****************** - поговорка "обмывать косточки кому-то" (сплетничать). В древности это понималось буквально, это не было метафорой. Был обряд вторичного перезахоронения. Праздновали тризну, выкапывали останки умершего предка (кости) и омывали их освященной водой или вином. А потом хоронили вновь. ****************** - эпизод похищения невесты-девственницы Кощеем (или драконом, иным антигероем), а потом её спасение героем. В древности был широко распространен обычай, когда нападали на соседний населённый пункт, убивали там всех мужиков, стариков, детей, женщин (кроме девственниц), а в качестве награбленной добычи забирали всех девиц, драгоценности, инвентарь. Собственно, даже в Ветхом Завете Библии упоминается один из таких случаев (Книга Числ), когда в захваченном поселении убиты все, кроме девственниц, уведенных в рабство. **************** - тридевятое царство. В древности был не только культ солнца, но и культ луны. Трижды по девять- это 27 (число дней лунного месяца), отсюда тридевятое лунное царство. Когда у славян появились лунные календари от новолуния до новолуния в 30 дней (такие были и у китайцев и у мусульман, и у многих других ), появилось понятие и о тридесятом царстве (трижды по десять). ********************* -похищение героем сорочки или пояса(кушака) купающихся волшебниц, дабы они исполнили его желание. В древности на повседневку ходили в сорочках (которые обязательно подпоясывались, замкнутый в круг пояс был как оберегом от колдовства, так и пережитком древнего культа змеи), но купались непременно голые. Без сорочки или пояса нельзя было вернуться в дом, а в одежде нельзя было войти в воду. ********************** - дым коромыслом, хоть топор вешай (о густом дыме). В древности в избах не было труб , и дым в такой курной (окуренной и согретой дымом) избе струился не вверх, а вбок, параллельно потолку, вытекая из дома или через дверь, или через узкие окна. Под потолком вешали и разный инвентарь, те же топоры. *************************** Образ Жар-Птицы: Огненная птица: жертвенная птица, сжигаемая перед алтарем языческого небесного божества. Золотая, связанная с культом солнца, огня и плодородия. Например, приносили в жертву куриц и горлиц (голубей). Жертвоприношения голубей подробно описаны в том же Ветхом Завете. Всё, что в сказках ворует Жар-птица- это тоже приносилось в жертву богам. Жертвовали богам часть урожая пшеницы или яблок, чтобы был хороший урожай того и другого.. ************ Выражение "дойти до ручки": Калачи делали с ручкой, подобно гире. Ручка калача была самой невкусной его частью, поэтому её часто выбрасывали. Но и на выброшенную ручку находились охотники — псы и голодающие бедняки. *********** Любопытная сказка: Ведьма и солнцева сестра. "В некотором царстве, далёком государстве, жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич, с роду немой. Было ему лет двенадцать, и пошёл он раз в конюшню к любимому своему конюху. Конюх этот сказывал ему завсегда сказки, и теперь Иван-царевич пришёл послушать от него сказочки, да не то услышал. — Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюдова куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться." Что можно сказать: сказка относительно новая, создана уже во времена "царевичей", то есть не раньше 16 века, но вспоминает куда более древние традиции, когда в древности в голодные годы съедали тех членов семьи, кого считали обузой в хозяйстве: как инвалидов, так и стариков, нетрудоспособных детей... |