Поиск | Последние сообщения | RSS

Отголоски истории в сказках и поговорках. Отголоски языческих традиций..

Димма
21 августа 2022 16:17
Сообщение #1

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Отголоски истории в сказках и поговорках.
Примеры навскидку:
************
- избушка на курьих ножках. (у Бабы-Яги костяной ноги.)
Славянские племена курганных культур соседствовали с финно-угорскими , у которых был похоронный обряд в виде домиков мёртвых.
Домики строились подобно саамским лабазам с каркасом в виде цельных стволов деревьев с корнями (напоминавшие лапы курицы, отсюда дом на курьих ножках), получался классический "дом Бабы-Яги". В домик "загружался" умерший(-ая), вместе со всей посудой и инвентарем, для загробной жизни. "Жилая" часть дома строилась высоко от земли, чтобы не так-то просто было зверям туда влезть. Понятно, что увидев в лесу такое чудо с сюрпризом внутри, это могло шокировать славян, отсюда такие сказочные образы.
************
- сказочный эпизод изгнания в зимний лес. ("Морозко", "Сказка о царе Салтане", "о мёртвой царевне", "о том как стариков в лес увозили").
В глубокой древности в голодные годы тех, кого считали обузой в хозяйстве (старики или больные дети, а также нежеланные) отвозили в лес помирать, душили, топили, или иным способом умерщвляли.
******************
- поговорка "обмывать косточки кому-то" (сплетничать).
В древности это понималось буквально, это не было метафорой. Был обряд вторичного перезахоронения. Праздновали тризну, выкапывали останки умершего предка (кости) и омывали их освященной водой или вином. А потом хоронили вновь.
******************
- эпизод похищения невесты-девственницы Кощеем (или драконом, иным антигероем), а потом её спасение героем.
В древности был широко распространен обычай, когда нападали на соседний населённый пункт, убивали там всех мужиков, стариков, детей, женщин (кроме девственниц), а в качестве награбленной добычи забирали всех девиц, драгоценности, инвентарь. Собственно, даже в Ветхом Завете Библии упоминается один из таких случаев (Книга Числ), когда в захваченном поселении убиты все, кроме девственниц, уведенных в рабство.
****************
- тридевятое царство.
В древности был не только культ солнца, но и культ луны. Трижды по девять- это 27 (число дней лунного месяца), отсюда тридевятое лунное царство. Когда у славян появились лунные календари от новолуния до новолуния в 30 дней (такие были и у китайцев и у мусульман, и у многих других ), появилось понятие и о тридесятом царстве (трижды по десять).
*********************
-похищение героем сорочки или пояса(кушака) купающихся волшебниц, дабы они исполнили его желание.
В древности на повседневку ходили в сорочках (которые обязательно подпоясывались, замкнутый в круг пояс был как оберегом от колдовства, так и пережитком древнего культа змеи), но купались непременно голые. Без сорочки или пояса нельзя было вернуться в дом, а в одежде нельзя было войти в воду.
**********************
- дым коромыслом, хоть топор вешай (о густом дыме).
В древности в избах не было труб , и дым в такой курной (окуренной и согретой дымом) избе струился не вверх, а вбок, параллельно потолку, вытекая из дома или через дверь, или через узкие окна. Под потолком вешали и разный инвентарь, те же топоры.
***************************
Образ Жар-Птицы:
Огненная птица: жертвенная птица, сжигаемая перед алтарем языческого небесного божества.
Золотая, связанная с культом солнца, огня и плодородия. Например, приносили в жертву куриц и горлиц (голубей). Жертвоприношения голубей подробно описаны в том же Ветхом Завете.
Всё, что в сказках ворует Жар-птица- это тоже приносилось в жертву богам.
Жертвовали богам часть урожая пшеницы или яблок, чтобы был хороший урожай того и другого..
************
Выражение "дойти до ручки":
Калачи делали с ручкой, подобно гире. Ручка калача была самой невкусной его частью, поэтому её часто выбрасывали. Но и на выброшенную ручку находились охотники — псы и голодающие бедняки.
***********
Любопытная сказка: Ведьма и солнцева сестра.
"В некотором царстве, далёком государстве, жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич, с роду немой. Было ему лет двенадцать, и пошёл он раз в конюшню к любимому своему конюху. Конюх этот сказывал ему завсегда сказки, и теперь Иван-царевич пришёл послушать от него сказочки, да не то услышал.
— Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюдова куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться."

Что можно сказать: сказка относительно новая, создана уже во времена "царевичей", то есть не раньше 16 века, но вспоминает куда более древние традиции, когда в древности в голодные годы съедали тех членов семьи, кого считали обузой в хозяйстве: как инвалидов, так и стариков, нетрудоспособных детей...