Поиск | Последние сообщения | RSS

Ahnenerbe об Арконе и Ретре. Статья из оф. печатного органа Аненербе о славянских святилищах Аркона и Ретра

Kurt Eggers
29 сентября 2023 14:24
Сообщение #1

Сообщений: 3
Регистрация: 29.09.2023
Ahnenerbe, «Ретра и Аркона, два славянских святилища в Германии» (1936)

Уникальная заметка из официального печатного органа Аненербе о ранних поисках и раскопках древних славянских святилищ на северо-востоке Германии, где существовал культ бога войны Святовита.

Надо признать, что Аненербе и другие ведомства вели «академическую борьбу» с теми же поляками — те старались утвердить право на земли вплоть до Берлина, до Эльбы и Одера, уповая на их заселение славянами, а немцы же доказывали, что германцы являлись первыми поселенцами и оставили более ранний культурный слой. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, при национал-социалистическом режиме вовсе не скрывалось ни влияние славян на этногенез немецкого народа, ни само по себе происхождение культовых сооружений.

Источник:
Krueger Alb. G. ᛦ «Rethra und Arkona, die beiden slawischen Heiligtümer in Deutschland», официальный печатный орган Аненербе «Germanien: Monatshefte für Germanenkunde zur Erkenntnis deutschen Wesens» под кураторством Рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, выпуск №9, 1936 год.

https://telegra.ph/Ahnenerbe-Retra-i-Arkona-dva-slavyanskih-svyatilishcha-v-Germanii-1936-09-23
1

Этот отчет о двух раскопках Шухардта показывает, как лопатой можно справиться с порученной работой. Мы приводим рассказ автора, к сожалению, недавно умершего, без каких-либо существенных дополнений, но в примечании указываем на ошибку.
Господство славян в северо-восточной Германии продолжалось примерно с VII по XII век. До этого на протяжении 2000 лет здесь селились великие свевские народы, лангобарды и семноны, а дальше на север, на берегах Балтийского моря, поселились вандалы, бургунды и готы. От Эльбы до окрестностей Варшавы их следы отчетливо видны в курганах, лужицкой керамике и, местами, в великолепных жилищах. Когда основная часть этих германских народов окончательно повернула на Юг и население страны стало редеть, славяне двинулись с Востока. Не как завоеватели, а медленно и незаметно, как это у них заведено!

Наиболее примечательными памятниками этого славянского периода являются круглые валовые укрепления (нем. Wallbefestigungen), возвышающиеся во многих местах между Эльбой и Одером. Только в марке Бранденбург их насчитывается 400-500. Славянское происхождение этих стеновых укреплений было установлено ещё Рудольфом Вирховым. Но их значение долгое время оставалось спорным. В книге д-р Вербла (1887), посвященной этим валовым укреплениям, все они без исключения названы «святилищами». Во время ритуала, проводимого жрецами на алтаре в центре этих круглых валов, автор рассаживает участников церемонии вокруг стены, как будто в римском амфитеатре. Это несколько надуманное объяснение, тем более что во время раскопок никогда не удавалось даже приблизительно определить местоположение алтаря, который, несомненно, был бы сделан из камней. Такие раскопки требуют много времени и терпения, а также, как правило, приносят очень мало хороших результатов для коллекций. Обычно находят лишь несколько черепков.

Поскольку во всех существующих документах говорится о местах расположения храмов, ошибка, согласно которой эти круглые валы рассматриваются как места храмов, объяснима. Долгое время мнения колебались в разные стороны, пока Шухардту не удалось прояснить хотя бы основные вопросы. Он установил следующее:

1. Окружающая стена изначально не имела той округлой, мирной на вид формы, которую она имеет сегодня, а представляла собой настоящее военное укрепление из дерева и глины на каменном фундаменте. Так что сооружение соответствовало не святилищу, а настоящей крепости!

2. Внутреннее пространство, куда ведут только единственные ворота, имеет следы домов, которые всегда располагались вдоль стены, оставляя в центре свободное пространство – крепостной двор. Таким образом, эти славянские круговые валы, очевидно, являются остатками небольших усадеб, поскольку в таком виде мы встречаем их также у германских народов того времени в северо-западной Германии и Голландии, и которые, видоизмененные в ту или иную сторону, существовали на протяжении всего Средневековья! —

Однако, во всех славянских легендах упоминаются только два святилища: Ретра, которая, по-видимому, была общей святыней всех лютичей между Эльбой и Одером на протяжении многих веков, и Аркона на острове Рюген, вобравшая в себя то, что осталось от Ретры после того, как та пала жертвой христианства, надвигавшегося с юго-запада.

Ретра и Аркона были святыми местами, где правила не светская власть, а жречество. Оно высказывало пророчества, решало вопросы войны и мира и всегда получало самую драгоценную часть трофеев после победоносной войны!
Реконструкция храма Арконы

Храмы подробно описаны в древних источниках. Мы узнаем, что это были большие деревянные здания с огромной статуей главного бога посередине и рельефными изображениями других богов на стенах. В Арконе стоял образ Свентовита [иначе - Святовита, Световида, прим. NE] между четырех столбов за тканевым занавесом, а его ноги были глубоко укоренены в земле. Бог изображался с четырьмя головами, в знак того, что он мог видеть во все четыре стороны. В Ретре главного бога называли «Сварожич» («Suarosich»), как сына «Сварога» («Suarogs»), по традициям Руси, имя которого до сих пор сохранилось в мекленбургских и силезских словах «Swark» или «Schwark», что означает «грозовая туча»! В главном храме Штеттина, возвышавшемся на самой высокой точке города, находилось изображение бога «Dreikopf» («Триглав»). —

[Примечание автора: В действительности Swark - древнесаксонское слово и встречается уже в Гелианде; от него же происходит и biswerkan - "застилающий небеса" ("das Himmel verdüstern"). Возможно индоевропейское родство со славянским "Сварожич" ("Suarosicy").]

Аркона всегда была известна как древнее культовое место. Очень точное описание храма и его разрушения, как и всего культа Свентовита, дает датский историк Саксон Грамматик, который был свидетелем всего этого в окружении великого Вальдемара!

Северная оконечность Рюгена, простирающаяся на Восток небольшим треугольным мысом в сторону моря, отделена от материка высоким валом, высота которого сейчас составляет от 9 до 10 метров, и представляет собой укрепление в форме равнобедренного треугольника с площадью основания 190 метров. По сравнению с другими славянскими стенными укреплениями, высота которых в среднем не превышает 60-70 метров, эта протяженность действительно впечатляет! Но не в сравнении с другими древними постройками. Старые укрепления Семнона, так называемые «Römerschanze» под Потсдамом, представляют собой четвероугольник с глубокими поперечными линиями длиной в 250 метров. А городища саксов времен Карла I, например, Эресбург-ам-Димель (Eresburg am Diemel) и Хоэнзибург (Hohensyburg), и вовсе имеют длину сторон 1000 и 700 метров соответственно.
2

Благодаря своему живописному расположению, Аркона привлекала множество путешественников. Даже древние историки часто копали здесь землю и находили славянские черепки, древесный уголь и кости животных, которые затем благоговейно уносили домой как «остатки великих жертвенных праздников». Но как на самом деле выглядело святилище во время своего существования, оставалось только догадываться. Никто даже не верил в возможность когда-либо найти настоящие следы всего этого! Ведь все это, в конце концов, было просто деревом и должно было давно сгнить до основания.

Новый доисторический метод работы окончательно покончил с этим ложным убеждением. В ходе раскопок римско-германского пограничного вала «Лимес» («Limes») мы научились достоверно распознавать следы древних построек в верхнем слое грунта под землей. Каждый столб и каждая балка, вдавленные в почву, оставляют в ней полость, которая заполняется черной рыхлой землей, разлагающейся материей, которая и спустя тысячелетия хорошо видна в более светлом верхнем слове почвы.

Таким образом, удалось достаточно точно определить план крупных римских укреплений на Рейне (Neuß, Kanten) и на Липпе (Haltern, Oberaden) со всеми постройками. –

В свете этих результатов Шухардт в 1919 году, так сказать, в качестве прелюдии, более подробно исследовал круглые стены у Ритца (Reetz) в районе Арнсвальде (Arnswalde) и получил уже упомянутые результаты. Вместе со своим прекрасным другом, исследователем Вавилона Робертом Колдевеем (Robert Coldewey), и его сыном он в 1921 году приступил к открытию знаменитой Арконы. В своем докладе Прусской академии наук он говорит о нынешнем состоянии Арконы:

«Крепость сегодня представляет собой треугольник с вершиной, обращенной на Восток, и с основанием, смотрящим на Запад. Длина линии основания составляет впечатляющие 190 метров. Ширина с Востока на Запад составляет 125 метров. Вершина на Востоке представляет собой высокую ровную поверхность. От неё к Западу местность опускается на 6,5 м к крепостному валу. Площадь крепости находится на высоте 40 метров над уровнем Балтийского моря.

Обрушенные стены на восточном краю открывают в южной части голые меловые хребты внушительной формы. В северной части обрыв сначала менее крутой и становится отвесным только на последних 15 м. Здесь и сегодня течет источник, упомянутый Саксоном, который был заново пробурен двумя скважинами и обеспечивал водой небольшую колонию Арконы в период существования первого маяка.

Бывший внешний ров в стороне западной стены сегодня едва различим. Однако, вдоль стены внутри проходит широкая впадина, как это часто бывает в славянских крепостях, из которой была взята часть материала для возведения стены.»

Вот на этой-то местности и пришлось работать лопатой. Вскоре искатели наткнулись на культурный слой, и выяснилось, что «широкий пояс жилищ со стороны крепостного вала представлял собой крепость». Этот культурный слой, как это всегда бывает в подобных поселениях, можно было узнать по черному цвету почвы. В этом слое находились черепки, кости животных и так называемые «глинобитные стены» («Lehmstacken»), т.е. фрагменты стен из обожженной глины, замешанной с соломой. Время от времени появлялись мелкие железные изделия, такие как очень простой наконечник стрелы и многое другое. Но за все время раскопок не было обнаружено и следа какого-либо драгоценного металла. Это вполне объяснимо: разрушители проделали «тщательную работу». —

Теперь вырисовывалось представление о домах, в которых, вероятно, жили жрецы и временный гарнизон, иногда насчитывавший 300 человек. За ними шла широкая площадь, свободная от какого-либо культурного слоя. Это была площадь, где собирались толпы народа во время религиозных праздников, и, наконец, сам храм, узнаваемый по своеобразным дорожкам, которые тянулись на 20 метров с севера на юг, а затем под прямым углом поворачивали к востоку по обеим сторонам. Это было основание фасада храма, и при ближайшем рассмотрении его конструкция показала, что в некоторых местах он был очень толстым. Три или четыре слоя кремневых и гранитных камней размером с кулак располагались один над другим, а ширина этого слоя достигала двух метров. Теперь раскопки производились внутри храма, чтобы выяснить, можно ли найти и те четыре столба вокруг идола, о которых говорит Саксон.

Это действительно было так, причем в виде фундаментов, подобных тем, которые мы видели для внешних стен храма. Каменные набивки образовали для столбов квадратные поверхности со стороной 1,5 метра, которые, в свою очередь, образовали квадрат длиной 6,5 метра, находившийся на том же расстоянии в 1,5 метра от внешних стен храма. В этой внутренней площади, в Святая Святых, искали следы расположения образа Свентовита. Он также был обнаружен, но не в центре площади, а ближе к задней стене. Здесь стоял огромный деревянный идол Свентовита, глубоко вбитый в землю и зажатый камнями, так что при его разрушении, как сообщает Саксон, его ноги над землей пришлось прорубать кусками, в результате чего огромная статуя рухнула, проломив заднею стену. Сегодня он бы провалился в пропасть, потому что продолжающееся из года в год разрушение крутого берега уже достигло храма и задняя стена уже исчезла. Поэтому давно пора было провести расследование. Но теперь хотя бы можно установить план храма.

Раскопки в Арконе, очевидно, пришлось засыпать заново, как это всегда бывает в таких случаях, поскольку мы имеем дело не с неподвижными стенами, а выкопанный материал быстро выветривается и уносится ветром. Территория, где находился храм, была отмечена кольями, а на месте, где стоял образ, была установлена памятная доска с надписью: «Здесь стоял Свентовит в своем храме!»

Так, впервые на немецкой земле были заложены основы научной реконструкции древнеславянского храма. И каким величественным должно было являться это древнее святилище. Храм стоял на самой высокой точке крепости. От него местность плавно переходила в крепостной вал. С любой точки внутри было видно, как жрец, отчитав службу, выходил из храма с большим Божественным рогом в руке, как он наполнял его медом, выпивал одним махом, а затем обращался к народу, поучал, пророчествовал и воодушевлял его! –

Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы (камень сохранился в стене церкви села Альтенкирхен на острове Рюген)

Аркона пала от рук датских христиан в 1168 году как последний оплот славянства в Северной Германии. Ровно 100 лет продолжалось её господство в этом районе, унаследованное от древнего великого святилища, существовавшего на материке, в среде народов лютичей. И это была Ретра, на землях редарианцев [иначе - ратарей, прим. NE], в нынешнем Мекленбург-Стрелиц!

Ретра, как и позднее Аркона, была центром жреческого правления со знаменитым оракулом, который широко распространял свое влияние и управлял судьбами народов. Это был храм войны всех венедов, т.е. всех славянских народов между Эльбой и Одером. Их воинские знамена хранились в Ретре. Именно отсюда направлялась политическая жизнь страны, решались вопросы войны и мира. Не единожды здесь вспыхивали восстания славян против германского владычества, как, например, в 783 году, когда Мистив, князь ободритов, отправился мстить немцам, или в 1066 году, когда был взят и захвачен архиепископский замок Микилинбург, сам архиепископ Иоганн был взят в плен, доставлен в Ретру и принесен в жертву богу войны.

Нет, все великие бунты всеславянского племени начинались именно с Ретры!

—Но где же находилась эта знаменитая Ретра?

Уже в 1519 году один из профессоров университета Ростока начал поиски этого некогда столь могущественного святилища, название которого даже не сохранилось в стране и местонахождение которого было возвещено народными легендами. Хорошее описание внешнего вида Ретры дает Титмар Мерзебургский, плохое описание встречается у Адама Бременского. Учёные, как это обычно бывает, последовали за болтуном Адамом – и сбились с пути на 400 лет!

Титмар, умерший в 1017 году, был очень опытным человеком своего времени. Имея происхождение из графской семьи фон Вальбек-ан-дер-Аллер, он с детства был близок к славянам. Будучи епископом Мерзебургским, он должен был быть особенно хорошо осведомлен о миссионерской деятельности в славянских землях. А как друг императора Генриха II он принимал участие в нескольких военных походах против поляков, во время которых редарианцы выступали среди помогавших императору народов. В описании одного из таких походов Титмар, рассказывая о сторонников из числа славянских народов и их культе, время от времени упоминает крепость Ретра.

«Ретра», — говорит он, — «в краях редарианцев есть трехрогий замок (нем. ein dreihörniges Schloß), который на Востоке примыкает к озеру, а с Запада окружен могучим лесом. Из трех ворот самые маленькие обращены на Восток, к озеру.»

По словам Адама Бременского, замок со всех сторон был окружен водой, и только один вход вел к нему по деревянному мосту. Кроме того, в замке было девять ворот.

В науке полумеры обычно приносят вред. Отыскав хороший источник, следует постепенно черпать информацию только из него и отбросить все остальное. В то время как большинство людей, вслед за Адамом Бременским, представляли себе Ретру как остров, интерпретировали «trikornis» Титмара как три точки суши на нём и впоследствии тщетно искали древнее святилище во всех озерах Мекленбурга, Шухардт нашел другую и, как выяснилось позже, правильную интерпретацию описания Титмара: во времена Титмара «Urbs» означало укрепленный замок, а не город или район. И когда Титмар говорит о «трехрогом» замке, заключил Шухардт, «cornu» означает не что иное, как высокую башню над воротами. Ведь «tricornis» ни в классической, ни в древней латыни не означало «треугольный». Треугольник обозначался словом «triangulus», возможно, также «trigonus». В связи с этим Плиний иногда использовал термин «tricornis» по отношению к быкам, у которых было три рога. Поэтому Титмар, не лишенный проницательноcти, также использовал это выражение и для обозначения «трехбашенной крепости» (нем. «dreitürmige Burg»), которая, должно быть, издалека выглядела «трехрогой». –

"Трехрогая Ретра"

После того как Шухардту стал ясен внешний вид старого святилища, а также то, что замок располагался высоко и должен был быть хорошо виден издалека, он осмотрел все места в Мекленбурге, которые, по его мнению, могли претендовать на расположение замка, и, наконец, остановил свой выбор на так называемом «Шлоссберге» близ Фельдберга.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что гора с Востока примыкает к большому озеру Лузин (нем. Luziner See), а с Запада её до сих пор окаймляет полоса леса. Кроме того, он обнаружил, что верхняя плоская часть Шлоссберга, значительно превосходящая по размерам все другие славянские поселения, окружена кольцевой стеной, в которой сразу же можно было обнаружить двое ворот: одни с северной, а другие с южной, более узкой стороны. Третьи ворота он надеялся найти в ходе раскопок, тем более что сходство комплекса с Арконой было безошибочным.

Шлосберг близ Фельдберга

Шлосберг у озера Лузин

Раскопки начались в октябре 1922 года. В ходе раскопок действительно были обнаружены третьи недостающие ворота, которые показались ему поразительно большими. Они начинались у подножия крепостной возвышенности, тянулись вверх и заканчивались внутри крепости. Длина ворот составляла ровно 20 м, а ширина от 4 до 4,5 метров. Эти размеры удалось определить с большой точностью, так как фундамент был сложен из крупной гальки и сохранился на высоте одного метра.

При раскопках в этом месте пришлось копаться в черных, обугленных завалах толщиной в несколько метров, которые, несомненно, образовались в результате возгорания деревянной башни над воротами. Такие же черные обломки были обнаружены и у двух других ворот. Северные ворота были такими же широкими, как и западные, только не такими длинными, около 6-8 м. А вот восточные ворота дали неожиданный результат. Их длина составляла всего 5 м, а ширина - 1,45 м. Именно к этим воротам относятся слова Титмара:

«Tertia porta que minima est, orientem respicit et Tramitem ad mare iuxta positum monstrat!».

(«Третьи, самые маленькие ворота ведут на Восток и указывают путь к близлежащему озеру!»).

Поиски храмовой площадки оказались менее успешными. Ничего не удалось найти ни на южной возвышенности, самой высокой точке комплекса, ни на северной равнинной части. Но в центре комплекса, на линии от больших ворот, наконец, наткнулись на выровненную площадку, выложенную камнями. И можно смело предположить, что храм стоял именно здесь.

В славянских поселениях дома строятся вдоль валов, оставляя в середине, как уже отмечалось, свободное пространство. Так же было и на Шлосберге. Возле восточных и западных ворот были найдены хижины, два особенно больших дома. В любом случае, это остатки жилищ жрецов и помещений для стражи, а также, возможно, здесь хранились драгоценные храмовые сокровища, о которых особо упоминает Саксон Грамматик.

Верхняя крепость, Акрополь Ретры, имела длину 115 метров и ширину 45 метров. Она находилась на высоте 36 метров над уровнем озера Лузин, всего на несколько метров ниже, чем Аркона над уровнем Балтийского моря. Весь интерьер святилища и его поразительное сходство с Арконой особенно бросаются в глаза, если посмотреть на это место со стороны внешнего вала. Этот впечатляющий вал относительно хорошо сохранился. На стороне, обращенной к рву, в некоторых местах всё ещё можно найти каменную облицовку. На вершине вала наверняка стояла стена из дерева и глины, подобная той, что окружала Акрополь. Во внешней стене также есть трое ворот, которые примерно соответствуют воротам внутренней стены.

Пространство между двумя стенами комплекса Ретры соответствует праздничной площади в Арконе, только оно значительно больше. В Ретре могли собираться тысячи людей, и храм был виден с любой точки.

Ahnenerbe об Арконе и Ретре.

Ретра исчезла ровно на 100 лет раньше Арконы, как показали раскопки. До этого считалось, что годом падения Ретры был 1151 год. Найденные славянские черепки, время которых можно определить практически с такой же точностью, как и даты монет, относятся лишь к середине XI века. В это время (1068 г.) епископ Буркхард Хальберштадтский, будучи предводителем молодого Генриха IV, предпринял большой поход на славянские земли, ставшие враждебными из-за восстания около 1066 г., убийства епископа Иоганна и разрушения его замка Микилинбург.

Буркхард проник в корень зла и сжег Ретру дотла. Он вывел из святилища великого священного коня и вернулся на нём в Саксонию во главе своего войска, чтобы оскорбить языческую веру.

Это покорение Ретры имело решающее значение. С этого времени края редарианцев и толленских славян перестали входить в состав земель лютичей. Этот храм, разрушение которого согласно документам произошло около 1151 года, находился севернее, на другом берегу реки Пены в Лютцкове, в земле цирципанов [племя славян – прим. NE]. Оттон Бабенбергерский, совершавший миссионерские поездки к померанцам и лютичам в 1123/24 и 1128 годах, уже не знает ни Ретры, ни редарианцев, так же как не упоминаются они и в рассказах о крестовом походе саксов против славян в 1147 году. —

На севере, между Пеной и Балтикой, среди живших там цирципанов, предпринимались крестовые походы в 1151 г. Графом Адольфом Гольштейнским и Никлотом, ободритом, причем тогда они разрушили Гуцков, а не Ретру.

Лопата археолога разрешила эти древние исторические споры. Созданный им образ великих славянских святынь не только ясно вырисовывается перед нами, восхищает нас сам по себе, но и указывает нам путь к дальнейшим успешным исследованиям.
Ahnenerbe об Арконе и Ретре.

Ahnenerbe об Арконе и Ретре.

1
2
3
4
5