Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!

Форум Тема Всего Автор
Русь языческая Скрытые ведические знания или потерянные 497 Лонгин
Русь языческая Календарная датировка праздников! 18 Димма
Русь языческая Нижегородское славянское объединение 47 Вкорень
История СССР При СССР не давали возможности нашему государству быть демократической страной, инициативам не рады 0 Andreika
Вопросы других религий Древние верования, мифы и легенды народов Мира 118 Вкорень
История СССР В стране что то происходит ежедневно 6 836 sb_

Поиск | Последние сообщения | RSS

Кродирование и Культ Предков. Традиция и современность

ЛеснаЯ
5 ноября 2011 20:57
Сообщение #1

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Делать ссылок на источники не буду, поскольку информация надёргана отовсюду, понемногу и в разное время. Есть фактологические ошибки , - правьте. Уж христианство постаралось наложить свой отпечаток и здесь.
_____________________________

В Славянской традиции похорон существовало Кродирование. Ритуал Кродирования — это процедура, при которой на окраине леса из бревен и сухой соломы собиралась “Крода” (постамент из бревен высотой от 2-х до 5-ти метров). На Кроду возлагали тело умершего и поджигали. В момент горения вокруг водили хороводы, призывали в Богам и предкам с просьбами принять Душу в мир Правный, в Мир Богов и Первопредков. Взывали к Богине Смерти Маре и Богине Карне, которые провожали умершего в последний путь.

Такая Крода способна сжечь дотла все, включая и кости. Пепел рассеивали по ветру, передавая его в лоно священного ветра Свентовида, тем самым, ускоряя путь души от Мира Срединного (нашего) в Мир Верхний. А для памяти ставили на капище семейном, или в изгородь у дома столб-изваяние с ликом умершего, ибо теперь он как хранитель рода, будет охранять ныне живущих. В случае, если кости не сгорели полностью, их уже можно закопать в землю, души в ней уже нет, ибо она взошла вместе с дымом костра в небо. Кости после этого собирали и особым образом хоронили. А чаще всего – брали землю с пепелища и почитали её как память об умерших, схоронив на погосте.

Смерть не была чем-то траурным, а придавали огню умерших с чувством радости и счастья, за того, кто восходит вверх по ступеням своего развития. Славяне считали, что смерть прекрасна, ибо сам смысл смерти состоит в переходе в Вышний Мир Богов.

Славянский Культ Предков включал в себя поминальные дни, обряды поминовения, ритуалы проводов в иной мир и встреч душ предков.

Согласно славянским канонам, 1 марта были празднования в честь мёртвых, а посвящены они были богине Зимы и Смерти – Морене. Проводился обряд на рассвете, и назывался он «тризна». Вначале сжигали чучело суровой богини, что символизировало уход зимы и возрождение природы, то есть победу жизни над смертью. Как ни странным может показаться в наше время, но это был самый настоящий пир, но – в честь усопших! Древние славяне-язычники приносили на могилы еду-питьё, крашеные яйца, и, конечно же, причитали по дорогим ушедшим людям, вспоминали их добрыми словами, просили охранять живых. Поминовения были приурочены и к Масленице, и к другим славянским торжествам.

Остановимся на самом ярком поминальном обряде – «Дедах». Русскими он почти забыт, но его помнят и отмечают в Украине и Белоруссии и по сей день. До введения христианства этот обряд проводился на протяжении 10-14 дней, но главное поминовение всегда должно приходиться на субботу. Позже он изменил своё первоначальное название и стал называться «родительские субботы». Если обратить внимание на название, то можно подумать, что чествовали только усопших мужчин. Однако это не так: были и «Бабы», проводившиеся в пятницу, и «Дети» - в четверг. В эти дни было принято нести на могилу обязательно горячую пищу – считалось, что души насыщаются паром и запахом аппетитной еды. На импровизированном столе раскладывали приборы в большем количестве, чем для собравшихся – остальные были для предков.

Начинался обряд в сумеречное время, при зажжённых свечах, а в некоторых районах – и при кострах. Перед началом трапезы всех умерших выкликали поимённо, после чего полагалось некоторое время помолчать, отойдя в сторонку. Но основное празднество проводилось дома, после посещения погоста. А начиналось оно с того, что глава семейства торжественно приглашал усопших к столу примерно такими словами: «Святые Деды, идите к нам! Ешьте то, что Бог послал».

Конечно, не обходилось без напитков – это были, в основном, хмельной мёд или бражка. В некоторых местностях часть алкоголя выливали за окно или под стол, – таким образом, потчевали ушедших. То же самое относилось и к продуктам – иногда вставляли ложку в миску с едой и оставляли всё на подоконнике или во дворе. Недоеденное также оставляли на ночь – а вдруг душа захочет ночью поесть - или просто клали остатки пищи под любое дерево.

«Деды» проходили в строгой, приличествующей случаю обстановке. Никаких песен, частых отлучек, тем более, баек. Ножи отсутствовали, впрочем, как и вилки. Прекрасно понимая, что мир мёртвых и мир живых разделены непроницаемой стеной, хозяева не позволяли, при всём уважении к усопшим, им надолго задерживаться в доме. Провожали «гостей» особым ритуалом, огнём и водой запечатывая вход.

В эти поминальные дни нельзя было выполнять работы по хозяйству, исключение составляло лишь приготовление пищи. Особый запрет накладывался на действия, связанные с шитьём, а также на интимную жизнь. Считалось, что ребёнок, зачатый в эти дни, будет страдать разного рода патологиями. Не допускалось в период повсеместных поминок и вступление в брак. По мнению предков, все эти действия тревожат души мёртвых, не давая возможности защищать оставшихся на земле.

__________________
В больше степени мне интересны эти традиции в современном преломлении. И первый вопрос: от властей нагоняя и санкций не будет за кродирование родственников?

И ещё: насколько важно соблюдать обряды, не пропускать празднества (Радогощь, Деды, к примеру), посвящённые предкам? Как я могу судить, если человек (муж и жена) родил детей, заботится, воспитывает их, - это самое дорогое и важное, что он может принести в качестве «требы» Роду. Пожалуй, и вообще единственное. Тогда что такое «обрядовость»? Своего рода творчество? Индивидуальное творчество, которое стало общей традицией (внешней формой), своего рода одёжей, костюмом на карнавале, в мистерии? Но это ведь не суть. В такой одёже душевно и весело можно провести время с сородичами, но если нет содержания (духовная суть), - т.е. семьи своей, - то получается мыльный пузырь. Для себя я развожу понятия "духовной традиции" и "душевной обрядовости". Истина, наверное, в том, чтобы объединить одно с другим.






--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Stanislaw
5 ноября 2011 21:44
Сообщение #2

Сообщений: 830
Регистрация: 25.01.2011
Цитата: ЛеснаЯ
Остановимся на самом ярком поминальном обряде
Дзяды в Беларуси отмечают несколько раз в году, главные - весной (перед масленницей) и осенью. Сейчас дзяды также связывают и с Радаўніцай, кстати этот праздник (да, всётаки "Свята" лучше звучит) сохранился только в Беларуси, где является наиболее почитаемым из всех, связанных с Предками. Попы активно из года в год вмешиваются в проведение его, обзывая "истинно христианским", а такой элемент свята как катание крашенных яиц по могиле, раскладывание еды на рушниках, застеленных на могиле - языческими пережитками. Ну, люди не особо ведутся - память Предков, видимо, сильнее. Хотя "стол" на могиле не накрывают да водки всё больше "кушают"...

Цитата: ЛеснаЯ
глава семейства торжественно приглашал усопших к столу примерно такими словами:

Сьвятыя Дзяды, просім за пачэсны стол! (пачэсны - почётный)
Димма
13 июня 2019 18:33
Сообщение #3

Сообщений: 1334
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: ЛеснаЯ
В Славянской традиции похорон существовало Кродирование.



Археологами установлено, что у разных славянских племен были абсолютно разные похоронные обряды.
Разные обряды- следствие разных религий. Единого обряда не было для Пскова, Киева и полабских славян.
НОРАЯНА
13 июня 2019 22:24
Сообщение #4

Сообщений: 922
Регистрация: 30.10.2011
Цитата: ЛеснаЯ
». Вначале сжигали чучело суровой богини,


Так и хочется сказать, что сами вы чучело, ну вы хоть посмотрите, что такое чучело, ё маё.
Сжигали сделанный своими руками Образ Марёны, ну чистый сатанинский обряд. Вообще то на проводы Марёны на костёр возлагался символ её, за зиму изношенного покрова, т.е шубы, накидки ит.д., а в замен, в знак благодарности на требный уже огонь возлагался новый образ, символ покрова, который можно самому сшить, купить и вышить руны Марёны, это так, кратенько.

--------------------
Мудрость измеряется Любовью.
Мне на своем стоять твердо, крепко, ничего не бояться.
Вкорень
13 июня 2019 22:25
Сообщение #5

Сообщений: 1068
Регистрация: 10.05.2018
Димма,

Прикинь, разные похоронные обряды - следствие разных уровней развития тех или иных человеческих сообществ, разности среды, а значит, и возможностей (и потребностей) условий их выживания уже в те времена, когда никаких религий не было.))))

Нуууу, сам посуди, на каком костре можно было сжигать своих покойников там, где никаких "дров" для этого. На костер для приготовления пищи и согреться (в степи ночами сааавсем не жарко бывает, однако, слыхал, чай? А, можа, и не понаслышке знаешь? da ) и то... как-нибудь...

Мне интересно: как думаешь, когда тот или иной народ "в поход ломанулся" в поисках лучшей доли, это как-то влияло на его самооценку, самосознание, самоосознание, самоназвание и само пере именование, наконец, или как? ai Если как, то как? bm

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути
НОРАЯНА
13 июня 2019 22:50
Сообщение #6

Сообщений: 922
Регистрация: 30.10.2011
Цитата: ЛеснаЯ
И первый вопрос: от властей нагоняя и санкций не будет за кродирование родственников?


Так ипо ныне существует " Обряд отпускания Живы" после 9 дней. И никаких притеснений, можно и без кроды и уж точно без попов.

--------------------
Мудрость измеряется Любовью.
Мне на своем стоять твердо, крепко, ничего не бояться.
Димма
13 июня 2019 22:56
Сообщение #7

Сообщений: 1334
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Вкорень
Прикинь, разные похоронные обряды - следствие разных уровней развития тех или иных человеческих сообществ, разности среды, а значит, и возможностей (и потребностей) условий их выживания уже в те времена, когда никаких религий не было.))))


Да, конечно. )) Тем не менее, когда на Руси утвердилось православие, то и обряд похоронный тоже стал справляться по единому христианскому стандарту, от Белого моря и до Чёрного. ))
А до этого что было: в Псковской области была языческая культура псковских длинных курганов 5-11 вв.. А на Правобережной Украине - Лука-Райковецкая культура 7-10вв., там поначалу хоронили в бескурганных могильниках.. ))
********************************************************
Цитата: Вкорень
Мне интересно: как думаешь, когда тот или иной народ "в поход ломанулся" в поисках лучшей доли, это как-то влияло на его самооценку, самосознание, самоосознание, самоназвание и само пере именование, наконец, или как? Если как, то как?


Конечно, влияло. ) Одни народности мигрировали морем (как предки кривичей), а другие- сушей (предки древлян и вятичей). Моряки считали себя более "развитой" цивилизацией, чем сухопутные, также, антагонизм был между земледельческими и скотоводческими племенами, каждое племя считало свою жизнь лучше, а также свою религию. )) Появлялась и военная гордыня у тех народов, кому удалось больше успехов долбиться в ратном деле. )