Поиск | Последние сообщения | RSS

Тайны русских сказок. Сокрытые знания предков о мире и жизни в русских сказках

dstim
22 мая 2012 15:01
Сообщение #1

Сообщений: 13
Регистрация: 7.05.2010
Мне показалось - что нижеприведенная статья достойна перепечатки в разделе "новости" (статья не моя). Источник статьи: http://manytexts.com/lazarevskie_chteniya/368-russkaya-skazka-relikty-drevnego-s
oznaniya-sohranennye-v-yazyke.html



РУССКАЯ СКАЗКА - РЕЛИКТЫ ДРЕВНЕГО СОЗНАНИЯ, СОХРАНЕННЫЕ В ЯЗЫКЕ


Каждый раз, когда читаете сказки своим детям, задумываетесь ли Вы над тем, что скрыто в текстах наших сказок? Или сказки для Вас - только традиционный способ обучить детей тому, «что такое хорошо и что такое плохо», или один из видов досуга? Когда-то и я так считала, пока.

В конце 80-х гг. ХХ в. в передаче «Клуб кинопутешественников» (надеюсь, что кто-то помнит эту телевизионную программу) ведущий Ю. А. Сенкевич брал интервью у одного астрофизика. И тема интервью была чрезвычайно необычной для рамок этой программы - русские сказки. Как оказалось, астрофизик поставил перед собой задачу выяснить по текстам русских сказок картину звездного неба, под которым жил наш народ в момент создания текстов сказок. Одно это уже заставляло остановиться перед экраном телевизора и послушать, потому что формат «астрофизика - русские сказки - история русского народа» меня тогда заинтриговал. Оказалось, что эта интрига сохранится на долгие годы, и я буду после этого заниматься сказками между делом все последующие годы.

К моему большому сожалению, фамилию того астрофизика память не сохранила, но запомнился полный текст сказки «Колобок», который этот ученый рассказал и дал собственную интерпретацию тексту этой сказки. Мне, студентке 3-го курса, тогда не знавшей, что когда-то я буду доктором наук и профессором и сказками займусь вплотную и буду читать о них спецкурс для студентов-филологов университета, интересно было услышать эту интерпретацию, потому что в это время я начала читать сказки своей дочке. И по мере того, как росла моя дочь, у меня накапливалась информация и собственное видение и истолкования многих наших народных сказок.

О чем ведает полная версия сказки «Колобок»? Основной текст сказки сохранен. В полном тексте этой сказки добавляется то, что Колобок, убегая от каждого из зверей (зайца, волка, медведя) терял по кусочку, по­тому что они успевали эти куски от него отхватить. Добежал до лисы уже огрызок Колобка. Лиса проглотила Колобок, подавилась им и выплюнула. Колобок, от радости крича, побежал к этим же зверям в обратном порядке, требуя отдать откушенное. И ему вернули все. Обратно на окошко к бабе и деду вернулся Колобок целым и невредимым.

Спрашивается, в чем мораль сказки? Наш великий русский поэт учил, что «в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В чем урок? А морали нет, даже не ищите. Сказка космогоническая, речь в ней идет о лунном затмении («луна, проглотившая огрызок Колобка» - это солнце, «поглотившее луну»). Звери - заяц, волк и медведь - это созвездия. Следуя через них, небесный спутник Земли придет к этому важному кос­мическому событию. Почему важен мотив откусывания кусочков от луны? И это объяснимо. Луна меняет свои фазы.

Наблюдая за движением этого ночного небесного светила, зная ключ к этой сказке, каждый мог прогнозировать это небесное явление. Объясните мне, почему именно эту сказку мы читаем первой своим детям? Почему лунное затмение так важно, что в такой простой форме, запоминаемой на всю жизнь (ведь текст сказки мы можем воспроизвести без особого труда даже в любом возрасте), взрослые рассказывают уже многие поколения этот небесный миф?

Среди русских сказок много таких, в которых фигурируют звери. Зодиак, известный нам из Древней Греции, говорит тоже о животных. Почему же мы отказываем себе, своему народу в том, что у нас тоже может быть свой - славянский - Зодиак? А он есть, думаю, астрономам и астрофизикам большого труда бы не составило восстановить картину нашего -славянского - звездного неба. И тогда все споры о том, «откуда есть пошла Земля Русская», были бы разрешены не очень простым, но посильным решением этого вопроса. Ведь наверняка сказки о животных говорят о каких-то небесных событиях («Рукавичка», «Теремок», «Лиса и петух» и пр.).

Есть еще одна сказка, которую мы читаем нашим детям обычно второй (после «Колобка»). Называется она «Курочка Ряба». В сказке тоже нет ни явной, ни скрытой морали. Она не учит ни добру, не дает никакого урока, ну разве что «не разводите мышей, где хранятся продукты» (но, согласитесь, это - надуманная мораль!). Ключевые слова в этой сказке: «Курочка Ряба», «золотое яйцо», «пробежавшая мышь», «дед и баба». Рассмотрим их подробнее.

Всем известно, что яйцо - символ мира. Разбитое яйцо - символ созданного мира1. Тем более что яйцо золотое - не простое! В финском эпосе «Калевала» говорится: «Из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный». Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо. Чистейшая космогония - наша сказка о Курочке...

Курочка Ряба - еще один символ. Рябая курица - не черная, ни белая, она - пестрая. Пестрота - символ хаоса, того мира, когда «свет не был отделен от тьмы» (как этот же процесс описывается в Библии). Так что гипотетический вопрос «Что было первое - курица или яйцо» наша сказка решает однозначно - курица была в начале. И именно эта курица символизирует хаос и начало нашего мира.

Еще один ключевой символ - пробежавшая мышь - совершенно неожиданно интерпретируется в «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера [6, с. 27]: «От мышь произведено мышина тропка "млечный путь"». То есть пробежавшая мышь - это обозначение этой ее тропки -Млечного пути. Скажите - неожиданный символ. И, главное, нами забытый!
Дед и баба фигурируют почти во всех русских сказках. Даже если они не очень важны в сюжете, в начале сказки они упоминаются почти в обязательном порядке. По всей очевидности, в нашей культуре когда-то существовала религия, подобная японскому синтоизму - культу предков2. Дед и баба - предки, их время относится к давней старине. Формула «жили-были» указывает на историческое время.

Дед и баба в сказке «Курочка Ряба» обозначают наших предков. Спрашивается, почему они рыдают, если цель - создание мира - была достигнута, пусть не ими, а мышью? От обиды или еще по другой причине? Думается, здесь указывается на то, что не ими мир создан, потому что мышь в русской лингвокультуре - это тоже символ предков (домашние мыши считаются духом дома1, поэтому в доме Бабы Яги живет именно мышь - помощница девочек, которые туда попали для прохождения обряда инициации). То есть наш мир создан предками наших предков (на это указывает опять же словарь Макса Фасмера [6, с. 27]: млечный путь - это «дорога, по которой душа отправляется на тот свет»; звезды в славянской культуре - это души тех, кто уже умер). Мышь - очень сложный символ нашей культуры.

Обращает на себя внимание знание, которое доносит нам эта русская сказка - что наш мир расположен в области Млечного Пути. Согласитесь, это знание о многом говорит.

Собираем сказку о курочке Рябе: мир был создан предками наших предков в области Млечного Пути. При этом курочка, обещавшая деду и бабе снести другое яичко - простое - не золотое, явно обманывает. Пест­рушки несут только красные/ желтые (золотые) яйца. И как много обрядов и традиций, связанных с крашением яиц в этот цвет в нашей культуре, которые мы до сих пор практикуем! То есть действие сохранилось, а причина этих действий нами уже успешно забыта. А жаль!

Наш язык доносит до нас многие удивительные знания, уже непонятные нашим детям, забытые и, тем не менее, востребованные современностью. Метафоры, которыми мы пользуемся, скажут очень многое при пристальном рассмотрении. И выводы о том, что скрывается за ними, подтверждаются сказками. Поговорим и об этом.

В русском языке есть два слова, которые изменили свое значение. Мы не замечаем, что состав этих слов показывает несколько иную картину мира, не ту, к которой мы сейчас привыкли. Эти слова - жениться и жених.

Жениться - брать жену. Жених - будущий муж. А теперь вглядитесь на корни этих слов. Корень на самом деле один - жен-. И кто же главный был в этом процессе создания семьи? Жена. В русских сказках девицы-красавицы сами выбирали себе мужа, а не наоборот (выйти замуж - описательное выражение этого ритуального действия появилось относительно недавно). Сейчас бы мы сказали, что девушка объявляла «кастинг», на который являлись все желающие поучаствовать в этом действе. При этом именно за ней давалось полцарства придачу. То есть государственная власть и имущество наследовались по женской линии.

Для сравнения: у германских народов королевич отыскивал будущую жену по странным для нас признакам. Ей предстояло поспать одну ночь на горошине, чтобы доказать свою изнеженность и способность таким образом быть королевой. Там - принцессы на горошине (т.е. изначальное воспитание телесной «хилости», изнеженности и неумения выполнять физическую работу (зачем ее выполнять, ведь на это же есть слуги) и было указанием на королевскую кровь). А эпитеты наших женских персонажей говорят совершенно об иных приоритетах, для них важны внешняя и внутренняя красота, высшая степень мудрости, умение и навыки рукоделия (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-Искусница, Варвара - Краса - длинная коса).

И «кастинг» проходил по одному сценарию: проверялась физическая мощь, пространственная ориентация (это только славянские женихи знают, куда идти, если их отправили туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что), смекалка или ум (когда женихам загадывались загадки; вспомните, как сложно иногда нам было эти загадки отгадать, когда мы читали сказки; зато хоть раз услышавший загадку и отгадку, понял алгоритм их создания; здесь явно идет речь о системе опознавания по признаку «свой-чужой»; чужой - носитель иной культуры - никогда не отгадает загадки и не получит нашего полцарства придачу).

И еще чуть-чуть о женихах. Слово жених происходит от жена. А вот та, кто ему предназначена - невеста. Почему она ему неизвестна (невеста = неизвестная), а она уже о нем знает, - знает, что будет ему женой?

Для этого нужно обратиться к метафорам, которыми описывается любовь в русском языке. Мужская любовь описывается метафорами войны: захватить чье-то сердце, пленить кого-то, взять в осаду чье-то сердце, метафорами захвата добычи (умыкнуть чье-то сердце) или метафорами охоты: охотник за женскими сердцами, охотиться за женскими сердцами. То есть любовь - жена - это добыча, захваченная в битвах, у ис­точника воды (колодца, реки, откуда умыкали будущих жен) и привезенная домой в качестве трофея, уворованного добра или как охотничья добыча. Не очень веселая была женская доля в то время.
А как описывается женская любовь? Расставить сети, попасться в чьи-то силки. Женщина добывала не только еду силками и сетями, т.е. мелкую дичь, птицу и рыбу1 она была способна добыть сама (хотя считает­ся, что мужчина - добытчик и кормилец - ведь это устойчивый стереотип в наше время), но и мужа такими способами. И самая интересная метафора -заарканить. Выходит в поле или степь женщина, видит - русый (свой, потому что слово, обозначающее национальность, произошло именно от этого признака: русый = светлый), вот он - жених. А он и не догадывается, что его уже заметили (поэтому и невеста = «неизвестная»). Она знает, что она главная, и арканит. Тоже способ поиска мужа. Нам говорят, что матриархата, может быть, и не было вовсе, но язык показывает иное: жениться -буквальное прочтение слова исключает главенствующую роль мужа, внутренняя форма слова: «жена за себя (берет мужа) = женить на себе».

И арканить можно только на открытом пространстве, в лесу сильно арканом не побросаешься. То есть наши предки жили на открытых пространствах. Может быть, не все. Потому что в русских сказках часто упо­минается дремучий лес.

Еще одна группа метафор любви в русском языке - магическая. Ср.: околдовать, очаровать, приворожить. Есть ли гендерная дифференциация в обозначении действия привлечения любви?

Он околдовал ее, она околдовала его - выражения допустимые. Она очаровала его, он ее очаровал - тоже вполне нормально звучит. Она его приворожила, он ее приворожил - тут уже не все так однозначно. Другими словами, колдовством занимались как женщины, так и мужчины. Они же использовали чары - чаши для магических манипуляций (отсюда глагол очаровать). А вот ворожбой занимались, скорее, женщины, чем мужчины (ворожея - ж. р., без эквивалента в м.р.; хотя при чтении лекции в Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков одна из преподавательниц этого вуза любезно мне указала, что существует слово ворожун, которое мне не было известно, и оно совсем не употребляется сейчас нашими современниками в России). Кроме того, слово гадалка (узнающая будущее) тоже не имеет эквивалента в форме м. р., т. е. знать будущее допустимо только для женщин. Так показывает язык.



1. Словарь русского языка XI - XVII вв. / ред. С. Г. Бархударов. Вып. 1.- М.: Наука, 1975.

2. Гамкрелидзе, Т. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры / Т. В. Гамкрелидзе, В. В. Иванов. - Благовещенск: БКГ им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - Ч. II. 1. - 420 с.

3. Гура, А. В. Мышь / А. В. Гура // Славянские древности: этнолингвист. слов. под ред. Н. И. Толстого. - М.: Междунар. отношения, 2004. - Т. III. - С. 347-349.

4. Русская мифология: энциклопедия ; сост., общ. ред. и предисл. Е. Мадлевская. -М.: ЭКСМО, СПб.: МИДГАРД, 2006. - 784 с.

5. Топоров, В. Н. Предыстория литературы у славян: опыт реконструкции. Введение к курсу истории славянских литератур / В. Н. Топоров. - М.: РГГУ, 1998. - 319 с.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - М.: Прогресс, 1987. - Т. III. - С. 27.

7. Feast, S. Vergleirfiendes \der gotisdien Spradie. Mit Einsdiluss des und sonstiger zerstreuter Ueberreste des Gotisden, 3. neubearb. u. verm. Aufl. [Text] / S. Feist. - Leiden: E. J. Brill, 1939.


Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор Пименова М. В.
Svetla-ya
16 июля 2012 13:04
Сообщение #2

Сообщений: 1
Регистрация: 29.05.2012
На мой взгляд, тема очень интересная. А что вы можете сказать по поводу другой, не менее грандиозной, чем "Курочка Ряба" сказки - "Репка"?
Димма
30 декабря 2019 12:40
Сообщение #3

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: dstim
Она очаровала его,


очаровать= пленить чарами очей. )
Говорит о том, что, в матриархальной древности, волхвование и магия были женским делом. )

Цитата: dstim
Еще одна группа метафор любви в русском языке - магическая.


Ещё, красная= красивая.
Была ассоциация именно красного цвета с красотой.
Потому и красна девица, и красно солнышко, даже если оно жёлтое. )

Цитата: dstim
А как описывается женская любовь? Расставить сети, попасться в чьи-то силки. Женщина добывала не только еду силками и сетями, т.е. мелкую дичь, птицу и рыбу1 она была способна добыть сама (хотя считает­ся, что мужчина - добытчик и кормилец - ведь это устойчивый стереотип в наше время), но и мужа такими способами. И самая интересная метафора -заарканить. Выходит в поле или степь женщина, видит - русый (свой, потому что слово, обозначающее национальность, произошло именно от этого признака: русый = светлый), вот он - жених.


Арканить в степи и рыбу ловить. )) Попробую представить картинку: )
Одесская степь много веков тому назад. )) Легкий морской бриз с Чёрного моря треплет русые волосы славянской девице, кто, искупавшись и скинув с плеча зеленый комок водоросли, шлепает мокрыми босыми пятками по южным чернозёмам. Вдыхает девица целебный курортный воздух, насыщенный солями йода и брома. Тимчаково-ковыльная степь поет ей свою песню голосом ветров. Притаились в тени ужи и полозы. )) И вот, наловив полные шаланды черноморской камбалы и тюльки, богатырь -девица начинает охоту на мужиков, заараканивая их, словно диких сайгаков. ))
Квака
1 января 2020 03:22
Сообщение #4

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Тут какие то лошадиные морды, какие то тайны выдают?! ai
Вкорень
1 января 2020 08:09
Сообщение #5

Сообщений: 1871
Регистрация: 10.05.2018
Не успел Новый год начаться, как уже забежал и на гадил. Что, боисся квакнуть не успеть или, может быть, сон алкоголика короток и тревожен?)))

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути
Квака
1 января 2020 10:04
Сообщение #6

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Старые рваные колготки проспались и заколготились по поводу моего клона...
Если лошадиная морда на аватаре (по умолчанию) начинает что то говорить, то почему бы над этим не поржать?

Звоню однокласснику... он женат на нашей однокласснице... все это было ночью, когда многие рожей в тарелку упали... вспоминаем минувшие (школьные) дни...
А ты помнишь... а ты помнишь... с некоторой грустью отвечаю, что наша Троица тогда была лучшей...
Знаете чем он меня Вдохновил?
Он сказал.... "Почему была?..."
Смешно... только сейчас в башку прилетело если составить из первых букв наших фамилий то получиться ФСК... но никто из нас к этой службе отношения не имел...
Как то один отучившийся у амеров маркетолог с тамошним дипломом... просто очаровал руководство своим дипломом и иносранными манерам... и таким образом стал моим наЩальником в компьютерной фирме... сказал "Дима, твоя беда в том, что ты слишком много думаешь!"
Через пол года он учил уму-разуму другую фирму, потом третью, потом... потом как то нашел меня... да не скрывался и не скрываюсь... "Человек умирает, когда перестает удивляться"... так он тогда удивил, спросив мое мнение по поводу Мегре и Анастасии...
Что ему на это ответил говорить не буду... не цензурно и запрещено Правилами сайта... но пошел он далеко свой Путь искать...
Димма
1 января 2020 12:37
Сообщение #7

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Вот интересная сказка: (потом попробую проанализировать. из сказок Афанасьева. Сохраняю язык оригинала, записана в Погаре Черниговской губернии, ныне-Брянская область).
https://ru.wikisource.org/wiki/Народные_русские_сказки_(Афанасьев)/Федор_Тугарин_и_Анастасия_Прекрасная
Фёдор Тугарин и Анастасия Прекрасная:
Жив сабе царь да царица, и быв у их адин сын па имени Федар, па празванию Тугарин, и три дачки́. Ти[2] мала, ти богата яны жили, во и умирають, да и приказують сыну свайму, штоб ён пааддавав сястёр сваих замуж за первых жанихов. Прашов год, як царь да царица памерли. Во в адин день схватилась буря, завеяв Ветяр — так што боже сохрани! Як толька Ветяр далятев да крыльца, и затихло все. Во Ветяр и кажа Федару Тугарину: «Аддай за мене старшаю сваю сястру, а як не аддаш, я тваю хату перевярну и тябе убью!» Ён вывев сястру на крыльцо: як ухватило яё, як заревло да загуло — не знать, куда яна и делась! На третий год Федар аддав такжа средняю сваю сястру в замужство Граду, а на четвертый и меньшую — Грому.
Пааддававши замуж сястёр, Федар Тугарин пашов странствавать. Ишов, ишов аж глядить: ляжить рать-сила пабитая. Ён и спрашивая: «А хто тутачка есть живый, скажи, хто пабив сюю рать?» Во абазвався адин голас и кажа: «Падай вады напиться». Ён падав; той раненый и гаво́ря: «Иди, папитай[3] у другой рати». Ён пашов и убачив другую рать-силу пабитую, спрасив у той, хто яё пабив. Тут голас сказав, штоб ён ишов дальше и спрасив у третьей. Як дайшов ён да етай рати и спрасив, тут голас сказав яму, што усе три рати пабедила Анастасия Прекрасная, а сама яна тяперь в шатре аддыхая. Федар паехав. Приехавши да шатра, привязав каня и, вашедши в палату, лёг сбоку. Анастасия Прекрасная праснулась и, разбудивши Тугарина, кажа: «А што, ти будим биться, ти мириться?» Ён кажа: «Кали наши кони стануть биться, тагда и мы будим». Во яны спустили сваих каней. Кони панюхались и стали лизать адин другого, а воупасли[4] начали пастись. Дак[5] Анастасия Прекрасная и кажа Федару Тугарину: «Будь ты мне муж, а я тябе жана». И, паседавши на каней, поехали дамов. Живуть сабе да паживають Федар и Анастасия, як галубки́.
Во раз Анастасии захателась паехать на ахоту; сабравшись, яна кажа мужу свайму: «Усюды[6] хади па майму дому, толька не иди туда, где дверь лычком завязана и глинаю залеплена!» Там висев Змей, який хатев силаю взять за сабе замуж Анастасию; яна яго пабедила и павесила за рябро. Як паехала Анастасия на ахоту, Федар усюды хадив, усё разглядав, а дале не втерпев и пашов, куда яму не вялела жана яго. Глядить, аж там висить Змей на ’дном[7] рябре. Убачивши Федара, ён кажа: «А, здрастуй, храбрый Федар Тугарин! Пасаби мини трошки[8]». Ён пасабив. «Ящё!» Ён и ящё. «Ящё!» Ён и ящё. Во Змей знявся с крюка, палятев да й кажа: «Спасиба ж тябе, я тябе в великой пригоде знадоблюсь». Пустивши Змея на волю, Федар адумавсь да и кажа: «Рассердится на мене тяперь жана!» Падумавши так, ён узяв да и пашов из жаниного дому.
Ишов Федар да ишов, глядить — аж стаить дом. Ён, падашовши к таму дому, приходя к дверям да кажа: «Господи Иисусе Христе, сыне божий, памилуй нас грешных!» Женский голас из светлицы яму атвечая: «Кали добрый — явися, а кали ледачий — прахом возьмися!» Федар вхо́дя в светлицу, глядь, аж там яго сястра. Убачивши брата, яна яму кажа: «Чаго ты, братику, пришов? Мой муж — Ветяр; будя беда!» А дале взяла яго да и схавала[9]. Во лятить Ветяр; улятевши в хату, кажа: «Фу, Русь-кость пахня!» Жонка яму гаво́ря: «Вы лятали па Руси и набрались русского духу!» А дале: «Што, — кажа, — якбы мой брат приехав?» — «А што ж, — кажа Ветяр, — мы б пили, ели да гуляли!» Яна кажа: «Я вам яго преставлю», — пашла и вывела брата. Ветяр, пабачивши Тугарина, став рад; стали пить, да гулять, да добры мысли мать; гуляли усю неделю. А дале Федар, папращавшись, пашов да другой сястры, што була замужем за Градом. Федар рассказував зятям сваим и сястрам, як ён нажив сабе жану да безумием патеряв. Ён знав, што Змей, як ён адпустив яго, схватил изненацку[10] Анастасию и унёс у сваю берлогу.
Пабывши у двух сястёр, Тугарин ишов да третьей. На дароге яго застигла ночь, а йон ящё не вышав из дремучаго лесу, па якому яму треба было идти. Ён падумав-падумав, да и аставсь начевать в лесу подле крыницы[11]. На другий день ён толька што праснувся, аж иде Анастасия Прекрасная па ваду́ в крыницу. Як пабачили яны адин другога — возрадувались. Яна рассказала яму, што Змей ухватив яё на ахоте и принёс яё в етат лес и што тут яны живуть. Пагаваривши, яны сели на каней да и давай утякать[12]. Як ета все тварилась, Змей, муж Анастасии, быв на ахоте; конь пад ним спаткнувся. Ён спрашивая яго: «Чаго ты спаткнувся, коню, мой милый?» — «Як же мини не спатыкаться, — кажа конь, — Анастасия утякла с Федаром Тугарином». — «Што ж, ти можем мы их дагнать?» — гаво́ря Змей. Конь кажа: «Можем пшаницы нажать, намалатить, паесть и дагнать». Ета все сделавши, паехали яны даганять Федара и Анастасию. Як толька Змей пабачив их, став кричать, штоб стали; а яны всё сабе едуть. Змей рассердився да як припудя[13] каня, и дагнав бегляцов, да и кажа Федару: «Я табе кричав, штоб ты астанавився; я б табе прастив. Ты мене не паслухав, так о́т табе!» Взяв да и убив Тугарина и, взявши Анастасию, паехав дамов.
Зятья Федаравы, узнавши, што Змей яго убив, палятели, дастали цялющей и живущей вады и, прилятевши, исцялили и аживили Тугарина. Аживши, Федар кажа зятям сваим: «Фу, как я заснув!» Яны кажуть яму: «Заснув бы навеки кали б не мы!» Ён их паблагадарив да и пашов изнов да крыницы, где бачив Анастасию. Глядить, аж яна иде па ваду́: як убачила Федара, возрадувалась. Во ён и став прасить яё, штоб яна выпытала у Змея: где можно дастать такога каня, штоб яд яго утекти, и где яго смерть? Анастасия абещала яму ета и, набравши вады, пашла дадому; а Змей быв на ахоте. Анастасия пашла дамов, пагаваривши с Федарам; а ён астався у крыницы дажидаться, што яму скажа яго любезная.
Во еде Змей з ахоты. Анастасия вышла яму навстречу, взяла каня за узду и увела в канюшню и, пришедши в хату, стала целавать и милавать Змея, а дале и кажа: «Який у вас коня скорый! Ти можна где-нибудь дастать такога другога каня, штоб ад вашего утёк?» Змей разнежився ад ла́сак Анастасии, бо яна яго никали не ласкала, савсем забывся да и признався на сваю беду. «Есть, — гаво́ря, — адна баба, у каторай двенадцать кабылиц, и як дастать ад тых кабылиц каня, то той майго перегоня; толька трудна дастать у той бабы, бо яна таго, хто сяго хоча, нанимая на три дни стярегти кабылиц, а як толька стораж засне (бо баба дае всякаму соннае зелье) — кабылицы утякуть. Во баба сама их найдя, а сторажу здяре з спины паласу́ да и прагоня». Анастасия, приласкавшись, гаво́ря Змею: «А где твая смерть? Ён кажа: «Есть на остраве камень, а в том камне заяц, а в том зайце вутка, а в той вутке яйцо, в том яйце жавток, а в том жавтке каменёк: то мая смерть!» Выпытавши всё ета, Анастасия пересказала Федару. Ён рассказав зятям; во яны палятели шукать[14] таго камня, а сам Тугарин пашов да бабы даставать каня.
Иде да иде Федар, аж вавки́[15] бьються за кости. Ён им падялив; яны яму паблагадарили и сказали, што будуть яму в великой пригоде. Иде Федар да иде, аж пчолы бьються за мед. Ён им падялив; яны яго паблагадарили и абещали то ж. Дале ён убачив, што раки бьются за икру. Ён им падялив; яны яму абещали то ж, што вавки́ и пчолы. Ишовши ти мала, ти багата, Федар прихо́дя к хате, а в той хате жила баба, у якой были двенадцать кабылиц. Вашо́вши у хату и паздаровавшись з бабою, Тугарин став яё прасить, штоб яна приняла яго стяречь кабылиц. Баба и кажа яму: «Што ж ты вазьмешь з мене?» Ён кажа: «Аднаго жеребчика». Баба кажа: «Кали устярежешь три дни, то до́бре!» Ён согласився.
На другий день Федар устав, умывся, богу памалився да и пагнав кабылиц на луг. Баба дала яму на снеданье пиражок, а в том пиражку соннае зельё. Тугарин, пригнавши кабылиц на луг, разпустив их пастись, а сам став ести пиражок, што дала яму баба. Як паеда́в ён таго пиражка, и заснув, и спав два дни, а кабылицы далеко парасходились. На третий день Федара штось[16] начало кусать; ён праснувся, глядить, аж то тые раки, што ён им икру падялив. Во яны и кажуть яму: «Вставай да шукай кабылиц, а то приде баба, буде тябе беда!» Ён стрепянувся да и хатев шукать кабылиц; глядить, аж тые вавки́, што ён им падялив кости, и тыя пчолы, што ён падялив им мед, жануть[17] кабылиц. Тугарин, пабачивши их, возрадувався, паблагадарив раков, пчол и вавко́в да и пагнав кабылиц дадому. Баба, убачивши, што Федар жане кабылиц, вышла яму навстречу да и кажа: «Счастлив жа ты, што устярег, а то была бы тябе беда!» А дале привяла яго у хату, дала яму есть, а сама пашла у канюшню да кабылиц. Федар ти ев, ти не ев, встав да и пашов и, пришовши да канюшни, так што баба яго не бачила, став падслуха́ть, што баба будя рабить. Яна взяла жалезный прут, стала бить кабылиц, приказывать, штоб усе яны дазавтра[18] привяли па жеребёнку, а самая лучшая штоб привяла каростливага, штоб Тугарин не узнав, где лучший. Ён, выслушавши все ета, пашов у хату и лёг спать.
Уставши назавтра рана, Федар став требовать у бабы платы; яна павяла яго в канюшню и паказывая жеребят, што ночью привяли кабылицы, да и кажа: «Выбирай любога!» Федар, узнавши таго канька, павёв[19]; во ён и кажа Тугарину чалавечаским голасам: «Дай мини три зари папастись на расе, тагда павядеш!» Федар сагласився. Як папасся той канёк день, став насить вполдерева, на другий день паверх дерева, на третий па паднебесью, да такий став красивый, што и узнать нельзя. Севши на таго каня, Федар паехав да зятьёв. Яны яму дали каменёк, што дастали на остраве.
Взявши яго, ён паехав в той лес, где жила Анастасия. Приехавши в лес, ён паехав и став дажидацца яё у крыницы. Ти мала, ти багата ждавши, глядить, аж Анастасия бяжить па ваду́. Ён яё узяв, пасадив на каня и як ударить яго па крутым бедрам, конь панёс паверх дерева. Змей, бывши на ахоте, убачив, што Анастасия утякая, ударив и свайго каня и палятев даганять; яго конь лятить паверх дерева да и кажа: «Дагнать мы дагоним, бо у Тугарина мой меньший брат, да Анастасии не атымеш!» Як толька Змей став даганять Тугарина, ён кинув каменёк и папав яму в лоб. Змей упав и прапав; а Федар Тугарин и Анастасия Прекрасная даехали благапалучна да свайго двара, стали жить да паживать да добры мысли мать, да и тяперь сабе живуть. Я у гостях у их быв, мед-вино пив; у роти не было́, а толька па бараде тякло.


Цитата: Квака
Если лошадиная морда на аватаре



А лягушачья морда на аватаре разве чем-то лучше?
Квака
1 января 2020 14:38
Сообщение #8

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Димма
А лягушачья морда на аватаре разве чем-то лучше?

ОнО не по умолчанию... первая была куда круче, но попросили заменить... и даже варианты прислали... выбрал Свой... меня давно утопили...
Вам хотюнится еще чего сказануть?
Димма
1 января 2020 15:03
Сообщение #9

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
некоторый анализ сказки:
Фёдор Тугарин


Тугра- персональный знак султанов, ханов, халифов, печать-подпись на документах.
************************************
Прашов год, як царь да царица памерли. Во в адин день схватилась буря, завеяв Ветяр — так што боже сохрани! Як толька Ветяр далятев да крыльца, и затихло все. Во Ветяр и кажа Федару Тугарину: «Аддай за мене старшаю сваю сястру, а як не аддаш, я тваю хату перевярну и тябе убью!» Ён вывев сястру на крыльцо: як ухватило яё, як заревло да загуло — не знать, куда яна и делась! На третий год Федар аддав такжа средняю сваю сястру в замужство Граду, а на четвертый и меньшую — Грому.


Был патриархальный культ богов Ветра, Грома и Дождя\Града, которым приносили человеческие жертвы (девицами). Считалось, что иначе не будет хорошей погоды и хорошего урожая.
Можно сравнить, как у древних греков Агамемнон приносил в жертву Артемиде свою дочь Ифигению, а также как дочь афинского царя Орифию отдали Борею, богу северного ветра.
*****************************************************************
Як дайшов ён да етай рати и спрасив, тут голас сказав яму, што усе три рати пабедила Анастасия Прекрасная, а сама яна тяперь в шатре аддыхая


Женщины были полководцами и начальниками. (а это уже матриархальный обычай)
А также воинами, наравне с мужчинами, словно амазонки. )
********************************************************
Там висев Змей, який хатев силаю взять за сабе замуж Анастасию; яна яго пабедила и павесила за рябро.


Похожий сюжет- в германской Песни о Нибелунгах, где исландская королева Брунгильда в первую брачную ночь отметелила мужа, короля бургундов Гунтера, и повесила его на крюк.
Лонгин
1 января 2020 15:42
Сообщение #10

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Димма
Женщины были полководцами и начальниками.

С чаго ты ета узяв? Ёна ж у адзыночку тры рати паклала, бэз усяких палков и падручных.
Цитата: Димма
А также воинами, наравне с мужчинами

Ага у Пушкина яё сястрица Шамаханская тожа мячом дзве армеи парубила на друзки.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 16:33
Сообщение #11

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
С чаго ты ета узяв?


Если у вас есть другие версии- пишите. Почитаю.

Ещё немного поанализирую:
На другий день ён толька што праснувся, аж иде Анастасия Прекрасная па ваду́ в крыницу.


Ходить за водой - раньше считалось "женским" делом.
Как и вообще, все работы делились на мужские и женские.
*************************************************************
Женский голас из светлицы яму атвечая: «Кали добрый — явися, а кали ледачий — прахом возьмися!»


Прах кремированных предков держали под порогом дома, в роли духа-хранителя дома.
Плохого человека духи должны были не пустить в дом. )
*********************************************************************
Яна рассказала яму, што Змей ухватив яё на ахоте и принёс яё в етат лес и што тут яны живуть.


1. Был обычай похищения женщин (умыкания невест). Как на охоте, так и во время женских купаний в лесу(умыкание у воды), так и во время женских хождений за водой по хозяйству.
2. Был культ змей, связанный с хтоническим божеством плодородия.
Змея- производное от земля.
Квака
1 января 2020 17:29
Сообщение #12

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Димма
Ходить за водой - раньше считалось "женским" делом.

Не за водой, а поводу...
Аки посуху...
Вкорень
1 января 2020 17:36
Сообщение #13

Сообщений: 1871
Регистрация: 10.05.2018
Тайны русских сказок

Цитата: Квака
Не за водой, а поводу...


Не по воду, а в поводу. Да еще и забратанным, чтобы управлять было легче и не кусался, если что. da

Опохмелился, Митрич, Митяй, Димон и прочее? Тогда скажи: а почему на Руси стока Лжедимитриев развелось, и сколько их было всего? Предупреждаю сразу, заглянешь в Вику -все равно соврешь, дубина стоеросовая.

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути
Квака
1 января 2020 17:46
Сообщение #14

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Дык Джел(д)аев и Джед(л)алок тут уже... стаями ходили...
могет кто в Вику это тут и нарисует... накарандашит, разбирая чертежей почерк...
Лонгин
1 января 2020 18:20
Сообщение #15

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Димма
другие версии

Ты сначала свою "версию" обоснуй. В повествовании у нее нет никакого воинства в подчинении. И никакого упоминания о ее воинском звании.

Цитата: Димма
Прах кремированных предков держали под порогом дома, в роли духа-хранителя дома.
Плохого человека духи должны были не пустить в дом. )

Есть какие либо источники, говорящие о таком обычае у славян? Или мы наблюдаем неправильное понимание текста ввиду оторванности читателя от жизни?
Сестра замужем за ветром. Это его предки прахом стали или она прах своих приперла с родины?

Цитата: Димма
Был обычай похищения женщин

Для всего обычай нужен?) Обычаев угонять скот, жечь дома и насиловать женщин не было часом?

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 18:37
Сообщение #16

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
Ты сначала свою "версию" обоснуй. В повествовании у нее нет никакого воинства в подчинении.


В повествовании также и не сказано, что она единолично три рати победила, равно и не сказано, что у неё нет в подчинении войска.
Цитата: тут голас сказав яму, што усе три рати пабедила Анастасия Прекрасная,

Так что, какие варианты тут возможны по логике вещей:
1вариант) Победила в роли воеводы, главы войска.
2вариант) Победила в одиночку, самостоятельно.
Лонгин
1 января 2020 18:44
Сообщение #17

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Димма
1вариант) Победила в роли воеводы, главы войска.

Для этого надо бы хоть одно упоминание о войске. Его в шатер охрана привела или он просто зашел?
Или может она армию отослала, а сама посреди степи палатку поставила?
"Прекрасная" это подходящий титул для воительницы?
Завязывай уже.

Елена Прекрасная, не бывшая ни воительницей ни начальницей, загубившая великий город Иллион и угробившая кучу воинов из двух великих армий ни о чем не говорит?

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Квака
1 января 2020 18:56
Сообщение #18

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Лонгин,
Може удавлю его на корню, ты мне грехи отпустишь... копье затупилось?
Лонгин
1 января 2020 19:15
Сообщение #19

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Квака,
О себе позаботься.
Копье - оружие судьбы и милосердия. Ему еще мучиться и мучиться.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 19:16
Сообщение #20

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
Для этого надо бы хоть одно упоминание о войске.


С какой стати "надо"? Вовсе не обязательно.
Как и, например, если генерал Витгенштейн в 1812 победил французскую рать при Клястицах,
совсем не обязательно уточнять, что у него было войско. Это подразумевается само собой.
******************************************************
Цитата: Лонгин
"Прекрасная" это подходящий титул для воительницы?


Думаю, вполне подходящий, нормальный.
Не считаю, что воительница обязательно должна быть некрасивой.

Цитата: Лонгин
Есть какие либо источники, говорящие о таком обычае у славян?


Про культ предков и традицию хоронить под порогом- можете почитать тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Культ_предков

Цитата: Лонгин
Для всего обычай нужен?)


В религиозной жизни (как языческой, так и христианской)- для всего нужен обычай.
И все поступки оцениваются именно с такой колокольни:
что по канонам религии - то нормально, что не по канонам- то и преступление.

Цитата: Лонгин
Елена Прекрасная,


Елена Прекрасная тут ни при чём.
Тут про Анастасию.
Лонгин
1 января 2020 20:00
Сообщение #21

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: Димма
если генерал
то
Цитата: Димма
подразумевается


Цитата: Димма
что по канонам религии - то нормально, что не по канонам- то и преступление.

А Змей - религиозный язычник и никаких преступлений совершить не может? И уж если украл девицу и насильно ее удерживает, то это обычай такой?
А Федор выходит преступник, раз ее украл у обычайного мужа? Или обычай экспроприации экспроприаторов тоже был?

Цитата: Димма
Про культ предков и традицию хоронить под порогом

А не потрудишься найти ссылку на научные описания этого обычая? Пока что я вижу локализованные в Полесье захоронения некрещенных младенцев под порогом и где попало, и попытки обоснования суеверий, через изобретение "языческих обычаев", которые массово копипастятся и из-за многочисленности вследствие этого, попали в вику..

Цитата: Димма
Елена Прекрасная тут ни при чём.
Тут про Анастасию.

Да ну прям таки?)))
А очевидное сходство с "Золотым петушком" и далее с Илиадой типа совсем не заметно?)))
Это про конкретную историческую полководицу рассказ? Её именно звали "Прекрасная"? Это слово в сказке вообще не имеет никакого самостоятельного значения?))

"Анастасия Прекрасная" упоминается в двух сказках. Вторая - "Три царства - медное, серебряное и золотое"
Там чистая "Илиада".))
в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.
Сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю большой сын:
- Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку.

Начальница правда, но нифига не воительница, а жертва похищения, как и в первом случае.))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 20:59
Сообщение #22

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
А Змей - религиозный язычник и никаких преступлений совершить не может? И уж если украл девицу и насильно ее удерживает, то это обычай такой?А Федор выходит преступник, раз ее украл у обычайного мужа? Или обычай экспроприации экспроприаторов тоже был?


Сначала обратимся к системе ценностей рассказчика: человек 19 века из Черниговской губернии-
вероятно, это христианин, но одновременно помнящий и соблюдающий и разные языческие традиции.
Древнее понятие о справедливости- это право сильного и двойные стандарты. Если захватили землю у соседнего народа (или захватили женщину в жены)- это считалось героизмом и подвигом, если, наоборот, чужой народ захватил часть вашей земли или ваших женщин - это считалось преступлением. Змей- это языческое хтоническое божество (причем не только у славян, но и у многих других народов).
Змей может быть жестоким, а может быть и добрым. Змею приносили человеческие жертвы, чтобы земля была плодородна. Ну а в христианстве образ Змея был демонизирован.
Лонгин
1 января 2020 21:17
Сообщение #23

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Димма,
Не пытайся запутать ситуацию.) Кто преступник - Змей или Федор? Был обычай похищения женщин или он нафиг был не нужен, поскольку для народа женщины это по-любому преступление, то-есть нарушение обычая?)))

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 21:32
Сообщение #24

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
Был обычай похищения женщин


Конечно, был. Как в форме "умыкания невест", так и в форме военной добычи.
И не только у славян, но и у разных других народов. У тех же кавказцев.
******************************************************
Цитата: Лонгин
Кто преступник - Змей или Федор?


В этой сказке, Змей изображен антигероем- преступником, а Федор изображен положительным героем.
Интересная сказка и для изучения в рамках психологических архетипов Карла Юнга.
Лонгин
1 января 2020 22:14
Сообщение #25

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Димма,
То-есть
1. Змей действовал не по обычаю, а тупо совершил преступление.
2. Федор действовал не по обычаю, а тупо пресекал преступление.
3. Похищение чужой жены в этой сказке не является признаком существования у славян обычая похищения невест.
4. Наличие обычая похищения невест на Кавказе, не подразумевает наличие такого обычая у славян.
5. Твое утверждение о существовании у славян такого обычая, является необоснованным.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Димма
1 января 2020 22:21
Сообщение #26

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
5. Твое утверждение о существовании у славян такого обычая, является необоснованным.


О как. ) Ну тогда докажите, что такого обычая не было. )
Квака
1 января 2020 23:43
Сообщение #27

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Димма
О как. ) Ну тогда докажите, что такого обычая не было. )

Иди чайник новый приобрети...
Лон tanc
Лонгин
1 января 2020 23:51
Сообщение #28

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Димма,
Ага, как только ты докажешь, что не было обычая тёщ дарить.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Квака
2 января 2020 00:14
Сообщение #29

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
А где есть консерватория, где учат лабать на бабалайках...
Лонгин
2 января 2020 00:27
Сообщение #30

Сообщений: 6962
Регистрация: 19.04.2012
Квака,
У Зюганова спроси. Бабалайка есть музыкальный предмет большевиков.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Квака
2 января 2020 00:37
Сообщение #31

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Лонгин,
Хоть и гулькают (бродят по Европе) в голове всякие призраки... но у него спрашивать не буду... потому, что не Ведает, что мне ответить...
К стати... в на Фуях знают кто такой Зюганов???
Ну будем посмотреть на новый путь буквой зю...
Nord
2 января 2020 07:27
Сообщение #32

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
2. Был культ змей, связанный с хтоническим божеством плодородия.
Змея- производное от земля.

У кривичей был культ змеи - точнее мирового змея. Мировой змей (Чернитра, Юша, Йесса) - божество из стана Чернобога, никак не связанное с культом плодородия.
Квака
2 января 2020 08:08
Сообщение #33

Сообщений: 12416
Регистрация: 23.07.2011
Цитата: Димма
усе три рати

Рать это что такое? Численность, вооружение... Все это просто считается. Вот древний город обнесенный забором (крепостной стеной) вокруг него посад где тоже кто то живет. В случае опасности за забором укрывается все население. Теперь прикинем площади окруженные забором и сколько там людей может укрыться... готовить себе есть, где то спать... справлять какие то нужды... это же не консервная банка... да и для того чтобы помахаться место нужно... "дайте мне место подраться".
Не факт, что все жители в совершенстве владеют оружием и тактикой боя...
Были княжеские дружины... так вот они не пахали и не сеяли, а занимались боевой подготовкой.
И это уже очень хорошо, что у какого то князя была дружина человек двести. Двести опытных воев тогда не всякий князь себе позволить мог. Фиг больше вооружишь и прокормишь... ополчение? ну да... стенка с кулаками против лучников, копейщиков и мечей... все прям поголовно стрелки и фехтовальщики... только из лука научиться стрелять нормально (чтоб попадать куда надо) несколько лет надо и постоянно поддерживать форму.
Какие нафиг рати!
С колокольни машем разгоняя облака.
Лапочка Блюхер невинно пострадал... На Хасане сколько полегло. У него солдаты стрелять не умели... кое как штык могли примыкать... а вот лопатой и тяпкой на его огородах или топором на строительстве загородных дач и охотничьих домиков... эт да...
Димма
2 января 2020 10:34
Сообщение #34

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Лонгин
Там чистая "Илиада".))


Чистая? ) О как интересно.
Ну тогда поведайте, кто в этой славянской сказке в роли Ахилла, Гектора, Приама, Кассандры , итд. )))
****************************************************
Цитата: Nord
У кривичей был культ змеи -


Культ змеи был и у скифов, и у германцев, и у славян, и у греков, и у африканцев йоруба, и у китайцев, и ещё много у кого. У славян пояс (важный ритуальный элемент одежды)- змеиный символ-оберег.

Цитата: Квака
Рать это что такое? Численность, вооружение... Все это просто считается. Вот древний город обнесенный забором (крепостной стеной) вокруг него посад где тоже кто то живет.


Рать= войско. )Не обязательно город. Деревню тоже окружали деревянным частоколом, равно и крупный населенный пункт типа Новгорода. Вообще, на Руси вплоть до 14 века все укрепления были деревянные. Даже Новгородский Кремль стал каменным только в 14 веке. Причем настолько часто этот деревянный тын был распространен, что скандинавы звали Русь Гардариком. Гард- любое огороженное место. Даже кладбище. На датском языке кладбище зовется киркегард ("церковная ограда"), в старину кладбища строились непременно при церквях.
Nord
2 января 2020 10:53
Сообщение #35

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Культ змеи был и у скифов

под вопросом
Цитата: Димма
и у славян

почитали(знали онем) змея Юшу(Яшу) восточные славяне. Поляки поклонялись змею по похожему имени Йесса. В храме Ретра есть артефакты с мировым змеем Чернитрой.
По аналогии - мировой змей присутствовал и у кельтов и у германоскандинавов. Персонаж отрицательный т.е. не созидатель, а разрушитель.
Димма
2 января 2020 11:03
Сообщение #36

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Nord
Персонаж отрицательный т.е. не созидатель, а разрушитель.


Змея- древнейшее языческое хтоническое божество, важнейшее, дающее плодородие, изначально- положительное. Отрицательным Змей стал только в христианскую эпоху, когда стали демонизировать всё языческое.(отсюда и библейский Змей-Искуситель). У древних греков Змей тоже высоко чтился (мировой Змей Офион- первый владыка Олимпа. Первый афинский царь Эрихфоний- сын богини земли Геи, получеловек- полузмей. ) Есть и образ критской богини со змеями. Есть и скифская богиня Апи со змеиными ногами.
Nord
2 января 2020 11:12
Сообщение #37

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Змея- древнейшее языческое хтоническое божество, важнейшее, дающее плодородие, изначально- положительное.

Безосновательно. нужен источник - славянский, германоскандинавский, кельтский, финноугорский, скифский, персидский, индийский.

Цитата: Димма
Отрицательным Змей стал только в христианскую эпоху, когда стали демонизировать всё языческое.(отсюда и библейский Змей-Искуситель).

Нет. В языческую - Перун (или Тара) сражался с Мировым Змеем. В храме Ретра есть артефакты змея с пометкой: черн(церн). т.е. в стане Чернобога. Скандинавский Тор сражался с змеем Ёрмугандом. Также кельтский Таранис сражался с мировым змеем.
Димма
2 января 2020 11:47
Сообщение #38

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Nord
под вопросом


Есть скифская змееногая богиня Апи, хтоническое божество плодородия:
Апи
************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************
Цитата: Nord
В языческую - Перун (или Тара) сражался с Мировым Змеем.


Перун- это патриархальное божество позднего язычества.
А во времена матриархата были другие боги, женские.
Змея- одно из главных божеств матриархата, олицетворение матери-земли, плодородия.
Nord
2 января 2020 11:50
Сообщение #39

Сообщений: 1258
Регистрация: 31.07.2019
Цитата: Димма
Есть скифская змееногая богиня Апи, хтоническое божество плодородия:

Уже обращал твое внимание на детали, еще раз напишу и спрошу: где ты увидел змей? Где их головы?
то что ты считаешь змеинным телом-хвостом - заканичваются цветочками. нет аналогии со змеей.
Димма
2 января 2020 11:52
Сообщение #40

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
*****************************************
Цитата: Nord
В языческую - Перун (или Тара) сражался с Мировым Змеем.


Да конечно. Это олицетворение победы патриархата над матриархатом.
Новых богов над старыми. В свою очередь, в христианскую эпоху это сменилось образом св.Георгия Победоносца, поражающего змея (на гербе Москвы). Здесь это уже символизирует победу христианства над язычеством.