Перуница

» » Лужицкие сербы (сорбы): последний оплот славян на Западе // Столица лужицких сербов Баутцен (Будышин) / 1910 - 1920 [210 фото]

Славянская Германия » 

Лужицкие сербы (сорбы): последний оплот славян на Западе // Столица лужицких сербов Баутцен (Будышин) / 1910 - 1920 [210 фото]

Не каждый немец знает, что многие немецкие города, которые сегодня считаются исконно германскими, были основаны лужицкими сербами. Лейпциг, Цвиккау, Альтенбург, Дрезден назывались когда-то иначе – Липск, Цвиков, Старград, Дрезна.

Потомки лужицких сербов проживают в исторической области под названием Лужица. Верхняя Лужица относится к немецкой земле Брандебург, нижняя — к Саксонии. И там, и там лужичане имеют ограниченную культурно-территориальную автономию, действуют законы, содействующие сохранению их языка и культуры. Сами по себе лужицкие сербы официально признаются как одно из нескольких национальных меньшинств на территории ФРГ со всеми вытекающими правовыми особенностями. В Германии насчитывается около 60 тысяч лужичан. Безусловно, это гораздо меньше, чем было 150-200 лет назад, но их борьба за самосохранение заслуживает уважения. Лужицкие сербы являются сохранившимся не германизированным остатком полабско-балтийских славян.

Лужицкие сербы (сорбы): последний оплот славян на Западе // Столица лужицких сербов Баутцен (Будышин) / 1910 - 1920 [210 фото]

Полабы, полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany) — историографический термин, принятый для обозначения большой группы западнославянских племён, населявших приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали восток, север и северо-запад современной Германии, что составляет не менее трети её территории. Полабские славяне образовывали три племенных союза: лужичане (сербы, лужичане) на юге, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях и ободриты на северо-западе. Родственными им также являлись племена поморян, проживавшие по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, до реки Нотечи на юге. Немцы вплоть до 19 века называли славян вендами.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане. В современной Германии присутствует большое количество славянских топонимов. Также от полабских славян сохранилось множество славянских фамилий. К примеру, славянскими по происхождению являются многие немецкие фамилии, оканчивающиеся на «-ow» («-ов»), например Бюлов, Вирхов, Дмитров, Грабов, Модров.


Лужицкие сербы (сорбы) проживают на территории современной Германии с VI века. По письменным источникам известны с 631 года. С X века — в составе Германии. Закат самобытного лужицкого государства приходится на конец X века. К этому времени германские племена закрепились на севере Центральной Европы, огнем и мечом выжигая коренное население. Большинство славян в регионе уже подверглись истреблению либо в лучшем случае были ассимилированы захватчиками. В ходе германизации и христианизации сохранившие самобытность лужичане разделились на две небольших области, расположенные на востоке Германии.

Сложно сказать, каким именно образом лужицкие сербы смогли пронести свою славянскую культуру через ужасы и мрак европейских войн и христианизации. Ведь, как известно, остальные славянские племена Центральной Европы исчезли с ее карты, равно как и славяне Балтики — поглощенные немецкой экспансией. Тем не менее, лужичане буквально спасли практически все свои национальные особенности. До сих пор в использовании остались верхнелужицкий и нижнелужицкий языки, сохранившие почти первобытную архаичность и за это почитаемые языковедами. Большинство лужичан перешло в католичество или протестантизм, но, тем не менее, их уровень самосознания как нации существует и сейчас. Немцы никогда не относились к лужичанам как к самостоятельному этносу, обладавшему возможностью развивать свою культуру и язык. Как уже говорилось, насильственная христианизация этих племен, преимущественно языческих, прошла успешно.

Территория Верхней Лужицы с 1018 по 1032 год входила во владения Польши; с перерывами c XI по XIII век, и с 1319 по 1635 год — во владения Чехии. Территория Нижней Лужицы входила в состав Чехии с 1373 по 1635 год. К XV веку произошло разделение серболужицкой территории на Верхнюю (на земле племени мильчан) и Нижнюю (на земле племени лужичан) Лужицу. В Средние века лужицкие сербы были народом с неполной социальной структурой, занятым в основном земледелием; серболужицкое население городов (подградьев) обслуживало потребности немецкого бюргерства. В XIX веке в период «национального возрождения» возникло славянское самосознание. На начало 1940-х годов власти Германии планировали массовое переселение лужицких сербов как расово неполноценного элемента.Только полный разгром нацистской Германии Советским Союзом и приход Красной Армии спасли лужицких сербов от угрозы полного уничтожения. По словам одного из лидеров серболужицкого национального движения Павола Недо, сказанным им 27 апреля 1947 года, "Если бы не было Советской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовало бы и серболужицкого народа“. Не поддержав радикальных планов серболужицких политиков, направленных на присоединение Лужицы к Чехословакии и позже на создание независимого серболужицкого государства, СССР выступил за сохранение Лужицы в составе Германии при гарантии широких национальных прав серболужицкого населения. Во многом под давлением советских властей и при активном участии СЕПГ саксонский ландтаг принял в марте 1948 г. „Закон об охране прав серболужицкого населения“. Тем не менее, именно со стороны властей ГДР лужицкие сербы получили такую поддержку для развития своего языка и культуры, какой до этого они никогда не имели за все время своего более чем тысячелетнего пребывания в составе различных германских государств.

С. Д. Прямчук, российский исследователь истории и культуры серболужичан, представитель «Общества дружбы россиян с лужичанами-лужицкими сербами в Полабской Германии», замечает, что «с южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, создавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, создавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Радимичи и вятичи «пришли от ляхов».

Современная Лужицкая Сербия – это осколок некогда мощного славянского государства, граничившего на западе с немецкими государствами, а на востоке – с поляками и чехами, и включавшего в себя также целый кусок современной Польши. «Прийти от ляхов» как раз означало то, что лужицкие переселенцы двинулись в сторону Руси через Польшу. Попутно многие из них, особенно лужичане-католики, оседали на польской территории, меняя национальную идентификацию и превращаясь в поляков, но определенная часть продолжала считать себя серболужичанами, повторяя в чём-то судьбу своих родственников – кашубов, небольшого славянского этноса на севере Польши, в Кашубии, которые, подвергаясь польскому влиянию, отказывались долгое время менять свою национальную принадлежность. Но сегодня кашубы, в древности упорно воевавшие с поляками, практически полностью ополячились, т.к. этническая дистанция между кашубами и поляками чрезвычайно мала. Это не помешало полякам изгнать многих кашубов вместе с немецкими поселенцами за пределы Польши после Второй мировой войны. Из известных сегодня кашубов можно назвать польского премьера Дональда Туска.

История сербов-лужичан как никакого другого славянского народа полна пессимистических предсказаний о времени их окончательной германизации. В роли пророков-пессимистов выступали как немцы, так и представители славянских народов. Немецкое общественное мнение рассматривало лужицких сербов как нежизнеспособный анахронизм, дни которого сочтены. Так, во время реформации в Германии Мартин Лютер был против перевода церковной литературы на серболужицкий язык, объясняя это скорой и неизбежной ассимиляцией лужицких сербов. Убеждая лужицких сербов отказаться от идеи перевода Библии на родной язык, Лютер еще в XYI в. предсказывал, что „...через сто лет о лужицком языке не будет и помину."

Не было недостатка в мрачных прогнозах и со стороны славянских мыслителей. Ян Коллар, один из самых видных представителей и идеологов славянского возрождения, сравнивал судьбу Верхней и Нижней Лужицы с двумя маленькими лодочками, которые еще удерживаются на поверхности океана германизации, но судьба их предрешена. Сочувственно-пессимистическое отношение к будущему лужицких сербов высказывали и другие видные представители славянской научной и общественной мысли, в разное время побывавшие в Лужице, среди которых И.И. Срезневский, Л. Штур и другие. В.С. Тимковский, чиновник канцелярии Государственного секретаря Российской империи А.С.Шишкова, побывавший в Лужице в 1814 году, с грустью отмечал в своем путевом дневнике, что „...наречие сербо-вендское должно умереть и умрет.

В наши дни численность лужичан составляет всего 60 000, при этом не все из этих 60 000 владеют серболужицким языком. Многовековое соседство с германскими и скандинавскими народами – от немцев до датчан – способствовало ассимиляционным процессам, в силу которых предки некогда воинственного племени лужичан, с оружием в руках боровшихся за свою независимость с датскими и германскими рыцарями, помалу сдают позиции в тихой и неприметной «гуманитарной борьбе». Степень интеграции молодых лужичан в немецкое общество настолько высока, что практически все они с юных лет переходят на немецкий язык. К тому же, лужичане, как правило, лютеране и католики, т.е. принадлежат к основным религиозным конфессиям Германии, растворяясь в общей массе верующих.

Нельзя сказать, что сегодня немецкое правительство не заботится о сохранении лужицкой культуры. Слишком много страданий западному славянству принесли германцы, и официальные власти стараются загладить историческую вину. В Германии сразу несколько институтов и общественных организаций занимаются исследованиями истории и культуры лужицких сербов, изучением их языка и традиций. В местах компактного проживания представителей серболужицкой национальности все вывески двуязычны – на немецком и серболужицком языках. Имеется своё радио, литература, пресса. Но эти усилия не спасают лужичан от вымирания, и если в середине ХХ в. их насчитывалось более 150 000, то сегодня – не более чем 60 000!

После объединения Германии определенная напряженность в отношениях между немцами и лужицкими сербами продолжает иметь место. По словам представителей серболужицкой интеллигенции, ксенофобские и антисерболужицкие настроения части немецкого населения время от времени проявляются в сфере обслуживания и в бытовой сфере. Известны случаи, когда людей, общающихся между собой на серболужицком языке, отказывались обслуживать в ресторанах. Некоторые частные фирмы, принимая на работу лиц серболужицкой национальности, вносят в контракт с ними отдельный пункт, запрещающий общаться на родном языке в рабочее время. Принятые в 1992 г. конституции земель Саксония и Бранденбург содержат статьи, закрепляющие право лужицких сербов на сохранение своей национальной идентичности, поддержку языка и культуры, а также использование серболужицкого флага и герба.

Начатое немецкими властями сокращение серболужицких школ под формальным предлогом недостаточного количества учеников в серболужицких классах и их несоответствия требуемому минимуму вызывает растущее сопротивление серболужицкой общественности.

В наши дни на территории СНГ проживает немалое количество потомков лужичан, чьи предки много столетий назад двинулись через Польшу дальше на восток – в Литву, Белоруссию, Россию, на Украину. Подавляющее большинство из них уже считали себя к тому времени поляками, хотя были не более чем ополяченными серболужичанами. Со временем эти люди стали идентифицировать себя с литовцами, белорусами, русскими, украинцами. Так случилось с представителями фамилии Мень, Гулевич, Смоляр, Горчинский, Навка. Фамилия Гулевич считается теперь исконно белорусской, фамилия Смоляр – исконно украинской, фамилия Горчинский – исконно польской.

Автор гимна лужицких сербов и классик серболужицкой литературы Хандрий Зейлер (1804-1872), написал проникновенное стихотворение «Где серба родной край?», в котором вопрошал, где же родина сербов – в Пруссии ли, Литве ли, Чехии, Польше, на Балканах или в России (на всех этих территориях проживают сегодня потомки лужичан). В конце Х. Зейлер сам даёт ответ на свой вопрос, что родина сербов простирается от берегов Лабы (Эльбы) и Дуная до Чёрного моря и Камчатки. Судьба лужичан всегда волновала русских дипломатов, учёных и литераторов. Посол Российской империи в Константинополе Е. Новиков защитил по серболужицким языкам магистерскую диссертацию. Известный славист XІХ в. И. Срезневский изучению лужицких языков посвятил не один год. Историк А. И. Тургенев, путешествуя по Германии, писал родителям (цит. по С.Д. Прямчуку): «Для русского славянина Лужица и Поморяния должны быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же, в Лужице и Поморянии, всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужицких сербах, и кашубах – поморянах видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев»

Один из идеологов возрождения серболужицкого народа, Ян Смоляр, славянофил и поклонник России, предпринял в 1859 г. поездку в Петербург для встречи со своими русскими единомышленниками. Затем он побывал в России ещё дважды. Я. Смоляр от имени российского правительства был награждён орденом Святой Анны II степени за научные заслуги, и избран членом – корреспондентом Харьковского университета. Соратники Я. Смлояра тоже с надеждой смотрели на Российскую империю, видя в ней защитницу славянства.

На сегодня Россия – самая крупная славянская держава в мире, и ей было бы не к лицу отвернуться от немногочисленного славянского народа в далёкой Германии, тем более что в самой России проживает несколько тысяч потомков серболужичан. Хочется надеяться, что серболужицкий народ сумеет сохранить свой язык и свою культуру.


Несмотря на то, что лишь 5-10% сегодняшних жителей Баутцена относятся к национальному меньшинству лужицских сербов, город исторически по праву считается их политической и культурной столицей. Недаром у города есть второе, славянское название – Будышин или Будишин, а вторым официальным языком, помимо немецкого, является верхнелужицкий. Вплоть до XIX века оба названия – славянское и германское – употреблялись наравне, и лишь 3 июня 1868 года указом министерства Саксонии городу было присвоено официальное название Баутцен.

Лужицкие сербы поселились в регионе после 500 г. н. э., но в хрониках Будышин (точнее, крепость Ортенбург) впервые упоминается в 1002 году как civitas Budussin. К 1213 году относится получение первых городских привилегий. На протяжении своей истории город многократно сменял правителей: после завоевания польским князем Болеславом Храбрым в 1002 году находился в польском владычестве, с 1031 года перешел во владения Священной Римской империи, несколько раз оказывался в руках богемских королей, а один раз венгерского короля, пока наконец, согласно Пражскому миру 1635 года, вместе с маркграфством Верхней Лужиции не был передан Саксонии. В ходе Тридцатилетней войны город, многократно осаждаемый войсками Валленштейна, саксонцев и шведов, был практически полностью разрушен, отстройка уже ставшего саксонским города заняла около 200 лет. Облик знакомой нам старой части города соответствует эпохе после 1648 года.

Серьезно затронут был город и пожаром 1709 года − вторым крупным пожаром после поджога 1634 года. В 1813 году Наполеон провел под Баутценом одно из своих последних победоносных сражений. Впрочем, пострадали лишь окрестные деревни. А во время Второй мировой войны Баутцен был в очередной раз объявлен крепостью, и здесь велись бои с советско-польскими войсками, стоившие жизни тысячам солдат и сотням мирных жителей. Около 30% городских застроек были уничтожены.








































































































































































































































https://vk.com/wall-97220602_2822

https://www.perunica.ru/germany/9518-luzhickie-serby-sorby-posledniy-oplot-slavyan-na-zapade-stolica-luzhickih-serbov-bautcen-budyshin-1910-1920-210-foto.html  



+2


Лужицкие сербы (сорбы): последний оплот славян на Западе // Столица лужицких сербов Баутцен (Будышин) / 1910 - 1920 [210 фото]

Категория: Славянская Германия

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера