Денис Давыдов. Воин и поэт

Денис Давыдов. Воин и поэт

ДАВЫДОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ (1784 – 1839) - генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт «Пушкинской плеяды».

Родился 27 июля 1784 года в Москве, в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова, служившего под командованием А.В.Суворова. Значительная часть детских лет будущего героя прошла в военной обстановке в Малороссии и на Слобожанщине, где служил его отец, командовавший полтавским легкоконным полком. Однажды, когда мальчику было девять лет, к ним в гости приехал Суворов. Александр Васильевич, оглядев двух сыновей Василия Денисовича, сказал, что Денис «этот удалой, будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет». Эта встреча и слова великого полководца запомнились Денису на всю жизнь.

“Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека. Розга обратила его к миру и к учению.” Так было представлено сие событие в жизнеописание Дениса Давыдова, составленное якобы неким «сослуживцем» автора. Современники не сразу распознали в этой биографии остроумную и художественно яркую автобиографию. Итак, Денис Давыдов говорит о себе в третьем лице: «Его благословил великий Суворов: благословение это ринуло его в боевые случайности на полное тридцатилетие... Мир и спокойствие — и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете; но повеет войною — и он уже тут, торчит средь битв как казачья пика. Снова мир — и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты...»

В 1801 году Давыдов поступил на службу в гвардейский Кавалергардский полк и уже в следующем году произведён в корнеты, а в ноябре 1803-го – в поручики. Из-за сатирических стихов переведён из гвардии в Белорусский гусарский полк с присвоением звания ротмистр. С начала 1807 года Денис Давыдов в качестве адъютанта П.И.Багратиона участвует в военных действиях против Наполеона на территории Восточной Пруссии. За исключительную храбрость, проявленную в сражении при Прейсиш-Эйлау награждён орденом Святого Владимира IV степени.

Не имея природных данных кавалергарда (Денис был небольшого роста, а в полк обычно брали людей высоких и статных), он все же пробился в гвардию и стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка. “Привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою”, — писал “сослуживец”. Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго. Вольнолюбивый дух, независимость натуры, лютая ненависть к бездарным подхалимам и невежественным выскочками на всю жизнь обрекли его на недоверие со стороны властей.

Да еще проявилось немалое поэтическое дарование Дениса Васильевича, которое придало настроениями и мыслям острую, сатирическую, художественно яркую форму. За басню “Голова и Ноги” в 1803 году Давыдов был выдворен из гвардии и направлен под Киев в захолустье, в армейский гусарский полк. Спустя некоторое время он был прощен, но навсегда остался у правительства под подозрением. Даже боевая слава и партизанские успехи 1812 года и изменили этого отношения. Его обходили чинами, не торопились с наградами, а в 1814 году, присвоив генеральский чин, отобрали: дескать, ошибочка вышла. Правда, потом вернули, и в чине генерал-майора он вышел в отставку 1823 года, так и не примирившись душой с безобразиями, творимыми царской властью.

Напрасно думаете вы,
Чтобы гусар, питомец славы,
Любил лишь только бой кровавый
И был отступником любви.
Амур не вечно пастушком
В свирель без умолка играет:
Он часто, скучив посошком,
С гусарской саблею гуляет;
Он часто храбрости огонь
Любовным пламенем питает -
И тем милей бывает он!
Он часто с грозным барабаном
Мешает звук любовных слов;
Он так и нам под доломаном
Вселяет зверство и любовь.
В нас сердце не всегда желает
Услышать стон, увидеть бой...
Ах, часто и гусар вздыхает,
И в кивере его весной
Голубка гнездышко свивает...

Литературная известность поэта-гусара, бездумного храбреца и безудержного гуляки, как-то слилась с партизанской славой Давыдова и превратилась в своеобразную легенду — пожалуй, оправданную с точки зрения чисто поэтической, но не выдерживающую проверки биографией Дениса Васильевича. Даже «сослуживец» характеризует литературные занятия Давыдова в эмоционально-приподнятом тоне:

«Большая часть стихов его пахнет биваком. Они были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн; это пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов... Стихи эти были завербованы в некоторые московские типографии тем же средством, как некогда вербовали разного рода бродяг в гусарские полки: за шумными трапезами, за веселыми пирами, среди буйного разгула».

За примерами далеко ходить не надо:

“Стукнем чашу с чашей дружно,
Нынче пить еще досужно”…


или

“Ни полслова, дым столбом,
ни полслова, все мертвецки
пьют и преклонясь челом
засыпают молодецки”.

Или так:

“Ради бога, трубку дай
Ставь бутылки перед нами,
Всех наездников сзывай
Закрученными усами”…

Невольно складывается впечатление, что автор был неисправимым пьяницей и бесшабашным гулякой. Однако на сей счет имеется объективное свидетельство Вяземского: «Не лишним будет заметить, что певец вина и веселых попоек в этом отношении несколько поэтизировал. Радушный и приятный собутыльник, он на самом деле был довольно скромен и трезв. Он не оправдывал собою пословицы: пьян да умен, два угодья в нем. Умен он был, а пьяным не бывал». Столь же преувеличены были слухи о любовных победах Давыдова, хотя, как герой войны, человек обаятельный и остроумный, он в самом деле пользовался успехом у женщин (в него была влюблена, например, не слишком скрывая это, Ольга Сергеевна Пушкина).

Поэтический талант Дениса Давыдова почитали все: от признанных литераторов, до простых книгочеев. Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Языков и многие другие посвящали отважному партизану свои стихи. Пушкин, лично познакомившийся с гусарским поэтом зимой 1818-1819 года в Петербурге, через всю жизнь пронес восторженное увлечение “Денисом-храбрецом”. И даже всерьез утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости влиянию модных поэтов (Жуковского и Батюшкова) и “почувствовал возможность быть оригинальным”.

Я слушаю тебя и сердцем молодею,
Мне сладок жар твоих речей,
Печальный, снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней.
(А.С.Пушкин о Д.В.Давыдове)

Во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. в отряде Кульнева прошёл всю Финляндию до Улеаборга, занял с казаками остров Карлье и, возвратясь к авангарду, отступил по льду Ботнического залива. В 1809 г., во время русско-турецкой войны Давыдов состоял при князе Багратионе, командовавшем войсками в Молдавии, участвовал во взятии Мачина и Гирсово, в бою при Рассевате. Когда Багратион был сменен графом Каменским, поступил в авангард молдавской армии под начальство Кульнева, где, по его словам, «кончил курс аванпостной школы, начатой в Финляндии».


“Полковник Давыдов, прозванный черным капитанов, полковник русских ахтырских гусар. Первый офицер, который был отражен как партизан в кампании 1812 года. Он наводил ужас на общего врага по всей линии французской коммуникации под именем черного капитана. Владелец деревни Бородино, где разыгралось известное сражение. Также выдающийся поэт”.

В начале войны 1812 г. Давыдов в чине подполковника Ахтырского гусарского полка находился в авангардных войсках генерала Васильчикова. Когда Кутузов был назначен главнокомандующим, Давыдов, с разрешения Багратиона, явился к светлейшему князю и выпросил в своё командование партизанский отряд. После Бородинского сражения русская армия двинулась на Москву, а Давыдов с небольшим отрядом в 50 гусар и 80 казаков пошёл на запад, в тыл французской армии. Вскоре успехи его отряда привели к полномасштабному развёртыванию партизанского движения. В одной из первых же вылазок Давыдов умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, телегу с патронами и девять телег с провиантом. Его отряд за счёт крестьян и освобождённых пленных быстро разрастался.

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический1, Багратион великий?
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

Постоянно маневрируя и нападая, отряд Давыдова не давал покоя наполеоновской армии. Только в период с 2 сентября по 23 октября он пленил около 3 600 вражеских солдат и офицеров. Наполеон ненавидел Давыдова и приказал при аресте расстрелять его на месте. Французский губернатор Вязьмы направил для его поимки один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников при восьми обер-офицерах и одном штаб-офицере. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.

О милый друг, оставь угадывать других
Предмет, сомнительный для них,
Тех песней пламенных, в которых, восхищенный,
Я прославлял любовь, любовью распаленный!
Пусть ищут, для кого я в лиру ударял,
Когда поэтов в хоре
Российской Терпсихоре
Восторги посвящал!
Но ты не в заблужденья,
Кого в воображенья
Я розами венчал,
Чьи длинные ресницы
Звук стройныя цевницы
Потомству предавал!
И мне ли огнь желанья
В других воспламенять,
Мне ль нового искать
В любви очарованья?
Я страстен лишь тобой!..
Под именем другой
Тебя лишь славят струны,
И для тебя одной
Бросаю в вражий строй
Разящие перуны!
Восторгом упоен,
Века предупреждаю
И, миртом осенен,
Бессмертие вкушаю.

При отступлении французской армии Давыдов, совместно с другими партизанами продолжил преследование неприятеля. Отряд Давыдова вместе с отрядами Орлова-Денисова, Фигнера и Сеславина разгромил и пленил под Ляховым двухтысячную бригаду генерала Ожеро. Преследуя отступавшего врага, Давыдов разбил под г.Копысь трёхтысячное кавалерийское депо, рассеял большой французский отряд под Белыничами и, дойдя до Немана, занял Гродно. За кампанию 1812 года Давыдов был награждён орденами Св.Владимира 3-й степени и Св.Георгия 4-й степени.

Поведай подвиги усатого героя,
О муза, расскажи, как Кульнев воевал,
Как он среди снегов в рубашке кочевал
И в финском колпаке являлся среди боя.
Пускай услышит свет
Причуды Кульнева и гром его побед.

Румяный Левенгёльм на бой приготовлялся
И, завязав жабо, прическу поправлял,
Ниландский полк его на клячах выезжал,
За ним и корпус весь Клингспора пресмыкался;
О храбрые враги, куда стремитесь вы?
Отвага, говорят, ничто без головы.

Наш Кульнев до зари, как сокол, встрепенулся;
Он воинов своих ко славе торопил:
"Вставайте,- говорит,- вставайте, я проснулся!
С охотниками в бой! Бог храбрости и сил!
По чарке, да на конь, без холи и затеев;
Чем ближе, тем видней, тем легче бить злодеев!"
Всё вмиг воспрянуло, всё двинулось вперед...
О муза, расскажи торжественный поход!

Во время Заграничного похода русской армии Давыдов отличился в сражениях при Калише и Ла-Ротьере, вступив с передовым отрядом в Саксонию, захватил Дрезден. За героизм, проявленный Давыдовым при штурме Парижа, ему было присвоено звание генерал-майора. Слава о храбром русском герое гремела по всей Европе. Когда русские войска входили в какой-нибудь город, то все жители выходили на улицу и спрашивали о нём, чтобы его увидеть.

После войны Денис Давыдов продолжил службу в армии. Писал стихи и военно-исторические мемуары, переписывался с известнейшими писателями своей эпохи. Участвовал в Русско-Персидской войне 1826-1828 гг. и в подавлении Польского восстания 1830-1831гг. Был женат на Софье Николаевне Чирковой, от которой имел 9 детей. Последние годы жизни Д. В. Давыдов провел в принадлежавшем жене селе Верхняя Маза, где и скончался 22 апреля 1839 года на 55-м году жизни от апоплексического удара. Прах поэта был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.



Категория: Герои России

<
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
28 октября 2012 00:48 | #1
-1
  • Регистрация: 18.12.2010
 
Давыдов- русский говорите? А посмотрите на герб семьи Давыдовых( ДАВИДовых).
http://genotree.ru/fam_davidov.htm

* к сожалению не смог вставить картинку, уж не поленитесь сходите по ссылке.

<
  • 223 комментария
  • 10 публикаций
29 октября 2012 14:25 | #2
0
  • Регистрация: 8.06.2011
 
Цитата: Вятич43
Давыдовых( ДАВИДовых).

Уже и Дениса Давыдова в jew записать хотите? Кто следующий? Пушкин? Кутузов? Суворов? Ломоносов? А Ваша фамилия как? Иванов? Тогда вы тоже jew , потому что вы Иоаннов! Эти имена,конечно же, пришли из иврита, но это "русский вариант" имён. Давид переродился в Давыд, Иоанн переродился в Иван, Иосиф переродился в Осип, Мехиаель в Михаила, Авраам в Абрама, и др... Русские варианты этих имен присваивались гоям направо-налево, ибо на исконно-славянские имена почти никто не крестил. В Святцах 99% имён еврейского или греческого происхождения.
Теперь о гербе. А герб России XIX века видели? Он тоже масонский. Так что если предположить, что в материале по Вашей ссылке изложена правда, то нет ничего плохого в том, что род Давыдовых использовал масонский герб для своей семьи. Вся Россия была под похожим масонским гербом.

<
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
29 октября 2012 18:49 | #3
-1
  • Регистрация: 18.12.2010
 
Вряд ли этот герб именно масонский, но могендавиды на нём неспроста.
Пушкин русский? Сомневаюсь. Смуглая кожа и курчавые волосы, конечно вторичные признаки. Прочитайте стихи, написанные им 12 апреля 1821 года , во время его пребывания в Кишиневе:
Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону Бога-человека,
погибшего за мир земной,
тебя целую, Ангел мой.
А завтра, к вере Моисея
за поцелуй я не робея
готов, еврейка, приступить -
и даже то тебе вручить,
чем можно верного Еврея
от православных отличить.
Имён ещё латинских много и арабские есть. Русских раз-два и обчёлся.
Герб России 19 века видел и даже несколько штук(4 или 5).

<
  • 13 комментариев
  • 3 публикации
29 октября 2012 23:21 | #4
0
  • Регистрация: 29.03.2010
 
Люблю Давыдова - я родом из Ахтырки! da Денис Васильевич командовал полком, который первым прошел по Елисейским полям. Настоящий Русский Солдат!

<
  • 223 комментария
  • 10 публикаций
30 октября 2012 09:46 | #5
0
  • Регистрация: 8.06.2011
 
Цитата: Вятич43
но могендавиды на нём неспроста.

Это магендавиды? Тогда это - дьявольские пентаграммы, и рисовал их точно сатанист:


А ещё на гербе есть полумесяцы. Всё, значит Давыдовы ещё и мусульмане вдобавок.
Цитата: Вятич43
Пушкин русский? Сомневаюсь

Пушкин - потомок Ганнибала, арапа Петра великого. А они


Так что чисто русским Пушкин не был. Но и евреем не был. jew уже всех готовы себе присвоить. Давыдов, Пушкин. Кто следующий?

<
  • 95 комментариев
  • 5 публикаций
3 ноября 2012 14:16 | #6
-1
  • Регистрация: 6.11.2010
 
http://www.sojuzrus.lt/rarog/stihi/379-maloizvestnyy-aspushkin.html
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/945
http://www.pravda.ru/culture/culturalhistory/seminarssymposia/11-02-2003/36822-4
/


Александр Сергеевич, который наше всё - маленькая чёрная кучерявая негра?
я плакаю горько, что вы, милые мне собеседники, имея доступ в интернет, позволяете себе пользоваться старыми знаниями, которые нам очинь навязчиво вбивают в голову.
пичалька

<
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
12 ноября 2013 13:20 | #7
0
  • Регистрация: 19.11.2010
 
Знатный род казаков-дворян, заслуживших потомственное дворянство доблестной службой и храбростью в боях с врагами России - род Денисовых. Родоначальником рода считается Денис-Батырь Ильич, казак станицы Пятиизбянской. Был женат на дочери Степана Разина, которая, по легенде, в мужской одежде встречала Петра I, представившись атаманом, в то время как муж прятался. Из других источников известно, что он был не только храбрый и умный воин, но и пройдоха. Писали, что он был неоднократно порот казаками за разного рода проделки. Опасаясь очередного наказания, он прятался от царя. Тем не менее, он сопровождал Петра Великого под Азов, где оказал ему какие-то очень ценные услуги. Второй женой ДенисаБатыря была некая Макарьевна, и все его потомки считали, что их род пошел именно от нее. Однако не исключено, что Денисовы просто скрывали свое родство со знаменитым мятежным атаманом.

В 18, 19 веках жили и действовали восемь генералов Денисовых, находившихся в родственной связи. Все они были рождены в станице Пятиизбянской: Денисов Андриан Карпович, его брат Денисов 4-й Логин Карпович, генерал-майор, участник суворовских походов, Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-1814; их отец Денисов Карп Петрович, два брата отца, граф Федор и Тимофей Петровичи Денисовы. Двоюродные братья А.К. Денисова: Василий Тимофеевич Денисов 7-й, генерал-майор, участник взятия Гамбурга в 1813 г., и Петр Тимофеевич Денисов 8-й, участник многих походов и войн, с 1811 в отставке, с 1812 г. начальник Хоперского сыскного начальства. Его младший брат, Иван Тимофеевич Денисов, также был сыскным начальником округа из 26 донских казачьих станиц. Восьмым генерал-майором среди Денисовых был Тихон Иванович.

Ныне прямые потомки и носители фамилии Денисовых являются подданными Бельгии и Франции, принадлежат римско-католическому вероисповеданию и не поддерживают отношений с русской эмиграцией. Более подробно о Денисовых можно прочитать на сайте http://www.kalachnadonu.ru/content/proiskhozhdenie-kazachego-gorodka-pyat-izb#co
mment-820


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*