Забытый подвиг курсанта Павла Шклярука

Забытый подвиг курсанта Павла Шклярука

С давних времён мы интересуемся героическими поступками. Ещё в Древней Руси человеку, совершившему подвиг, посвящали былины, воздвигали памятники, навечно вписывали в историю. Рассказы о героях поднимали боевой дух воинов перед битвой, мотивировали ещё маленьких мальчишек стать такими же храбрыми и доблестными. В Саратове есть улицы, посвящённые героям Великой Отечественной войны, музеи, рассказывающие о великих сражениях. Но ведь героические поступки можно совершать и в мирное время. Об одном из подвигов мне и хочется напомнить. До недавнего времени я ни разу ни в местной печати, ни в школе не слышал о подвиге, который совершил мой ровесник почти полвека тому назад.


«Я падаю взрывчатым телом, а крыши согнулись и ждут.
Я, кажется, знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду...»
Ю. Визбор

Павел Шклярук был родом из Одессы, где занимался в авиационном клубе. Он имел разряд по планерному спорту, очень любил прыгать с парашютом и буквально бредил небом. Лётному мастерству Павел Шклярук учился в АВВАКУЛ(Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противоздушной обороны). После четвёртого семестра курсанты разъехались на полёты в свои полки. Кто уехал в Майком, кто - в Тихорецк, а Павел - в Саратов. Традиционно в начале лета для курсантов из Саратовского высшего военного училища лётчиков начинались учебные полёты.

Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.

- Земля, отказал двигатель!, - сообщил Павел

В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы


Земля: - Пятьдесят второй, высота?
Борт: - ... отказал двигатель!


Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.

Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…

- Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
- Садитесь. Садитесь...


Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.

В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:

-Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река.Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Тогда об этом много говорили и писали. В Одессе - во всех газетах. А вскоре в Журнале "Кругозор" была вставная пластинка-миньон с песней Ю.Визбора "...я кажется знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду...". В Одессе же именем Шклярука называли пионерские отряды...

Прошло без малого 46 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени ( сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак. Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком. Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.



Кирилл Балак


Категория: Герои России

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
26 июня 2016 14:50 | #1
+4
  • Регистрация: 26.06.2016
 
Возможно вам будет интересен тот факт, что моя мама - Каплун (в девичестве Стебловская) Галина Трофимовна - была два года пионервожатой у Павла Шклярука (это был 1953-54 гг.) в селе Жовтень (Петроверовка) Ширяевского р-на Одесской области. Как вспоминает мама, Павел был очень серьезным, ответственным и очень красивым мальчиком, выделявшимся в ее подопечном классе своим каким-то уже недетским характером. Если нужно было провести какое-то ответственное дело или оставить на какое-то время класс на кого-то из учеников, то это поручалось Павлу и его первой школьной любви - Валентине Судзеловской (дочери классной руководительницы их класса Татьяны Матвеевны Гришиной, фамилия Судзеловская - по отцу девочки). Более того, в эти годы маму как лучшую пионервожатую и ее класс, как самый активный по пионерской работе, наградили полетом на самолете, который специально для этого прилетел в Жовтень и катал детей и маму на самолете, что вызвало понятный ажиотаж в селе (50-е годы!), о чем долгие годы помнил мой дядя по папе и признавался,, что сильно завидовал счастливчикам )))) Не исключаю, что этот факт мог стать стартовой точкой для Павла Шклярука в выборе профессии


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*