Лётчик Лавриненков Владимир Дмитриевич

Лётчик Лавриненков Владимир Дмитриевич

Лавриненков Владимир Дмитриевич (1919 - 1988) - заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Южного фронта, гвардии младший лейтенант; гвардии майор. Впоследствии - генерал-полковник

Родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПCC с 1942 года. В 1934 году окончил семилетку и поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Работал в Смоленске столяром. Поступил в аэроклуб.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Оставлен в нём инструктором. Затем служил инструктором в Черниговской военной авиационной школе.


С июля 1941 года сержант В. Д. Лавриненков в действующей армии. До июня 1942 года воевал в составе 630-го ИАП. Первые боевые вылеты совершил на устаревшем истребителе И-15бис, который не мог догнать в воздухе даже бомбардировщики противника. В составе спешно формировавшегося полка, имевшего в наличии всего одну эскадрилью, Лавриненков вылетел на штурмовку танковой колонны врага западнее Ростова. Там он впервые встретился в небе с немецкими истребителями - этот бой едва не стоил ему жизни.


Сам пилот вспоминал о нем так: "В ту же секунду увидел, как промчавшийся мимо "Мессер" короткой очередью поджёг наш И-15бис. Потом чуть в стороне стал падать ещё один самолёт. Кто кого бьёт, я понял не сразу. Всё перемешалось, слилось в сплошную огненную карусель. В следующий миг 2 "Мессера" начали брать в клещи меня самого. Когда самолёт, шедший справа, чуть обошёл мою машину, я довернул на него и дал длинную очередь. Такую длинную, что опомнился, лишь когда умолк пулемёт. Патроны кончились, а "Мессеры" наседали. Вот - вот скрестят на мне пушечные трассы. И тогда я резко бросил "ястребок" вниз и понёсся к плавням, чтобы на их фоне слиться с землёй. "Мессеры" ринулись следом. Я прошёл прямо над верхушками деревьев, виляя из стороны в сторону. Фашисты открыли огонь, но их снаряды вонзались в болотистую почву, поднимая в воздух султанчики грязных брызг..."

До июля 1942 года - в составе 753-го ИАП, где летал уже на Як-1. С августа по октябрь 1942 года - в составе 4-го ИАП, где летал на Як-7. Затем, до конца войны, - в 9-м Гвардейском ИАП, где летал на Як-1, "Аэрокобре" и Ла-7.

На фронт попал в разгар Сталинградской битвы. Боевой счёт открыл 5 августа 1942 года. За месяц боёв лётчик 651-го истребительного авиационного полка 102-й истребительной авиационной дивизии Сталинградского корпусного района противовоздушной обороны сержант В.Д. Лавриненков сбил 16 вражеских самолётов. В конце октября 1942 года переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Воевал под Батайском и Ростовом-на-Дону.


В 9-м гвардейском истребительном авиационном полку В.Д. Лавриненков получил позывной "Сокол" и избрал номером своего самолёта - дату своего рождения - "17". Вскоре позывной "Сокол-17" гремел по всему фронту.

Период с 10 по 31 декабря 1942 года был одним из самых напряжённых в полку. Лётчики поднимались в небо почти ежедневно, по нескольку раз в сутки. За этот период В.Д. Лавриненков произвел 21 вылет, провёл 9 боёв, в которых сбил 3 самолёта противника.

В один из тех дней В.Д. Лавриненкову пришлось выполнять полёт на перехват группы немецких бомбардировщиков "Хейнкель-111", переоборудованных под транспортные самолёты. В группе, которую повёл командир эскадрильи А.Ф. Ковачевич, В.Д. Лавриненков шёл в составе ударной четвёрки вместе с Султаном Амет-Ханом, И.Г. Борисовым и Е.В. Будановой, летевшей у него ведомой.

Заметив ещё издали идущих "Хейнкелей", В.Д. Лавриненков набрал со своим звеном ещё 500 метров высоты, подал команду "Атакую! Прикрой", и пошёл на ведущую группу немецких самолётов. С первой же очереди ему удалось прошить фюзеляж "Хейнкеля", но и немецкий стрелок из турельной установки дал очередь по правой плоскости, на которой сразу же вскрылась большая часть перкалевой обшивки.

Управлять машиной стало очень трудно. Подбитый В.Д. Лавриненковым "Хейнкель" добил В.Е. Бондаренко. Ведомая Е.В. Буданова оберегала В.Д. Лавриненкова и подбадривала его до самой посадки. Он посадил самолёт, который, казалось, посадить уже было нельзя, и это было его и Е.В. Будановой подвигом.

Вовремя разгадывая тактику врага, В.Д. Лавриненков выходил из схваток с врагом не только победителем, но и умел уберечь свой самолёт от повреждений. Его "Як" с бортовым номером "17" чаще других самолётов приходил из боя без единой царапины. И когда полк пополнился новыми самолётами, В.Д. Лавриненков всё ещё летал на своём самолёте-ветеране.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за 322 боевых вылета, 78 воздушных боёв, 16 лично и в группе 11 сбитых самолётов противника гвардии младшему лейтенанту Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957).


24 августа 1943 года, по приказу командующего 8-й Воздушной армии генерал - майора Т. Т. Хрюкина, во главе 4 истребителей Лавриненков вылетел на перехват разведчика FW-189. Владимир обнаружил "раму" в районе села Александровка Матвеево - Курганского района Ростовской области и атаковал её. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл А. Плотников, но промахнулся. После этого "раму" атаковала вторая пара, но противник, круто поворачивая под атакующих, выходил из зоны обстрела. Тогда Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Он подавил огневую точку "Фокке - Вульфа", но сбить самолёт всё не удавалось. Т.Т. Хрюкин по радио передал В.Д. Лавриненкову: "Сокол-17, не узнаю Вас!" В.Д. Лавриненков ответил: "Я - Сокол-17! Надеюсь, что через несколько минут Вы меня узнаете," - и пошёл на таран. Набрав на пикировании слишком большую скорость, он не успел отвернуть в сторону и крылом своей "Аэрокобры" ударил по хвостовому оперению "рамы". Оба самолёта понеслись к земле...

Выбросившись с парашютом, Владимир опустился на оккупированной территорию и в бессознательном состоянии был взят в плен. При нём не было ни орденов, ни документов - только последнее письмо из дому.

- Лавриненков? Эта фамилия нам известна, - обрадовался производивший допрос немецкий офицер. Владимир, конечно отрицал, что это его фамилия. Но у немецких разведчиков нашёлся альбом с фотографиями советских лётчиков, среди которых легко можно было узнать и характерное, бровастое лицо Лавриненкова. Отпираться было бесполезно, поэтому он удостоился даже некоторого уважения со стороны врага - ему устроили экскурсию на аэродром и хвастливо позволили осмотреть немецкие самолёты.

Как знаменитого лётчика только не допрашивали с пристрастием. Его решили отправить в Берлин, надеясь расположить к себе своим хорошим обхождением. Вскоре, с ещё одним лётчиком - штурмовиком ( капитаном В. Карюкиным ), в отдельном купе пассажирского поезда, вместе с немецкими офицерами, они поехали в глубокий тыл противника. Не доезжая Одессы, Владимиру и его спутнику удалось бежать, выпрыгнув на ходу из поезда. Через несколько суток пробирающихся к линии фронта беглецов подобрали в районе Канева партизаны из отряда имени В. И. Чапаева.

Чтобы более активно "искать и уничтожать врага", 9-й Гвардейский полк выдвинул свой аванпост к самому Чёрному морю, разместив в засаде эскадрилью на Кулигейских хуторах и действуя по коммуникациям противника Николаев — Одесса — Крым. Первой с этого аэродрома действовала эскадрилья А.В. Алелюхина, затем её сменили лётчики В.Д. Лавриненкова. Выполняя полёты с искусно замаскированного взлётно-посадочного поля, В.Д. Лавриненков и его ведомые уничтожали автомашины и цистерны, взрывали паровозы и истребляли фашистских солдат и офицеров.

30 января 1944 года три самолёта "Аэрокобра", во главе с В.Д. Лавриненковым, вылетели на свободную охоту в район Николаев — Одесса с задачей уничтожить самолёты транспортной авиации противника. В районе Владимировки лётчики заметили с высоты 1200 метров Ю-52, который шёл на бреющим полёте. После первой атаки наших лётчиков сверху и сзади "Юнкерс" продолжал идти прежним курсом. Тогда В.Д. Лавриненков зашёл на повторную атаку и с короткой дистанции зажёг вражеский самолёт, который сразу же пошёл на посадку. Наши лётчики преследовали его, и, когда из севшей на поле горящей машины стали выбегать немцы, они открыли огонь.

«Аэрокобра»

В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, рассредоточившись на высоте. Сам командир занял место в верхней группе. Через некоторое время на горизонте появились едва заметные точки. Они все увеличивались в размерах, и вскоре В.Д. Лавриненков определил, что приближается группа "Юнкерсов".

Бомбардировщики шли плотным строем. Командир эскадрильи нацелил на них свою ударную группу, а сам стал высматривать, не появятся ли Ме-109 прикрытия. В их появлении он не сомневался. И действительно, вскоре увидел три пары вражеских истребителей, которые шли значительно ниже и, видимо, намеревались атаковать нашу ударную группу.

"Атакую! Прикрой!" - дал В.Д. Лавриненков команду ведомому и свалил самолёт в крутое пике. В тот момент, когда он выходил из пикирования, ему удалось взять в прицел ведущий "Мессер". Не мешкая, ударил очередью из пушки и зажёг вражеский самолёт. Но тут же услышал предупреждение ведомого: "Сзади "Мессеры"! Внимание!"

В.Д. Лавриненков оглянулся и увидел позади себя ещё две пары вражеских истребителей. Скольжением он изменил направление полёта, и огненные трассы противника пронеслись мимо. Выйдя из-под удара, В.Д. Лавриненков завязал ожесточённый бой с группой Ме-109, не давая им возможности атаковать нашу группу, действовавшую против "Юнкерсов". В этом бою он уничтожил ещё один "Мессер". В конце концов бомбардировщики противника покинули район боя, не сумев выполнить свою задачу. Вслед за ними убрались и "Мессеры".

В апреле 1944 года 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый полк истребителей вёл непрерывные бои на Одесском и Крымском направлениях, поддерживая войска 4-го Украинского фронта.

10 апреля 1944 года, в день освобождения Одессы от немецких и румынских войск, выполняя задание по отсечению противника в районе Бочанко, группа, ведомая В.Д. Лавриненковым, встретила истребителей противника типа FW-190. В завязавшемся бою В.Д. Лавриненков, зайдя в хвост "Фоккеру", сбил его с первой атаки.

В тот же день, прикрывая наших штурмовиков в районе Мясниково, В.Д. Лавриненков заметил два FW-190, которые намеревались с высоты атаковать наши истребители. Он бросился сверху в атаку и, зайдя строго в хвост, прошил истребители противника пулемётной очередью.

Начав преследование отступившего противника по всему фронту, 12 апреля 1944 года, наши войска уже на следующий день освободили Симферополь и Евпаторию. Затем были освобождены Бахчисарай и Судак. 15 апреля лётчики полка поддерживали уже подвижные части наших войск в районе Севастополя.

В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, ожидая встретить самолёты противника и предотвратить массированный налёт вражеской авиации на город. Ждать пришлось недолго. Вражеские бомбардировщики появились с северо-запада. Шли плотным строем, прикрытые "Мессерами".

В.Д. Лавриненков приказал лётчикам атаковать врагов, а сам с ведомым набрал высоту, чтобы связать боем вражеские истребители сопровождения.

Они увидели три пары Ме-109, которые шли ниже, высматривая наши истребители. В.Д. Лавриненков сделал заход со стороны солнца и врезался и строй "Мессеров", связав их боем. Тем временем лётчики его эскадрильи набросились на "Юнксрсы", сбили три, а остальные обратили в бегство, не допустив их к Севастополю. В этом бою В.Д. Лавриненков сбил два истребителя противника.

Спустя несколько дней В.Д. Лавриненков повёл эскадрилью на штурмовку Херсонесского аэродрома, где базировалась вражеская авиация. Всё было рассчитано и предусмотрено так, чтобы одна группа истребителей, приняв на себя огонь зениток, дала возможность остальным нашим самолётам несколькими эшелонами и с разных направлений наносить удары по аэродрому.

Принять огонь на себя выпало эскадрилье В.Д. Лавриненкова. В назначенный день и час группа под его командой направилась, как было задумано, в сторону моря. Пройдя километров 30-40 над морем, истребители развернулись и, снизившись почти до самой воды, скрытно подошли к аэродрому. Лишь километров за 10 до цели набрали высоту и сразу увидели на аэродроме выстроенные в ряды самолёты и позиции вражеских зенитных батарей, тут же открывших по ним огонь.

Первый шквал огня гвардейцы прошли и, когда зенитные батареи оказались далеко внизу, поняли, что "пронесло". Теперь заговорили пушки и пулемёты "Аэрокобр", поливая позиции фашистских зенитчиков огнём и свинцом.

Лётчиков охватил боевой азарт. Развернувшись, В.Д. Лавриненков подал команду повторить атаку. И снова свинцовый ливень обрушился на стоянки вражеских самолётов. Выйдя из атаки, гвардейцы увидели, как на аэродром ринулись ударные группы наших истребителей. До 20 самолётов было уничтожено на аэродроме Херсонес.

Когда на Сапун-горе был воздвигнут обелиск в честь освободителей Крыма, то имя Владимира Дмитриевича Лавриненкова было начертано на нём одним из первых.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за отвагу и мужество в боях, успешное командование эскадрильей, 34 сбитых лично вражеских самолётов гвардии майору Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову вторично присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 20).

В августе 1944 года гвардии майор В.Д. Лавриненков стал командиром 9-го гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, того самого полка, в который в сентябре 1943 года он пришел лётчиком, старшиной по званию, и где стал признанным советским асом.

Полк под командованием В.Д. Лавриненкова закончил переучивание на новых самолётах "Лавочкин-7" и вскоре снова сражался с немецкими захватчиками в небе Прибалтики, Восточной Пруссии и над Берлином.

27 октября 1944 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк перелетал на фронтовой аэродром у литовского местечка Руткишки, был зачислен в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии 1-й Воздушной армии, которой командовал генерал-майор авиации Георгий Нефёдович Захаров.

С первых дней боевых действий в Литве и Восточной Пруссии командование 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, весь лётный и технический состав старались оправдать в новых боях, в составе новой дивизии те высокие звания и награды, которые были завоеваны раньше.

Здесь гвардейцы встретились уже с другими — битыми фашистами. Вскоре выяснилось, что истребители противника избегают воздушных боев (даже над своей территорией), а при попытках навязать им бой, пикируют до бреющего полёта или же уходят в облачность, уклоняясь от схватки.

Перебазировавшись 26 января 1945 года на второй в Восточной Пруссии аэродром в посёлке Задлоу, полк уже 6 февраля располагался на немецком стационарном аэродроме Тилиаца, а с 11 февраля 1945 года - на аэродроме Либиау.


В апреле 1945 года наши войска начали штурм Кёнигсберга: три дня огнём и железом пробивали себе путь в крепость советские войска при активной поддержке авиации. Жаркие были эти дни и для лётчиков 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

За период Восточно-Прусской операции и штурма города-крепости Кёнигсберга полк произвёл 2075 боевых самолётовылетов.

9 апреля 1945 года город Кёнигсберг был взят штурмом нашими войсками и 92-тысячный гарнизон крепости капитулировал. В числе соединений и частей, отличившихся при штурме Кёнигсберга, был отмечен и 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, личный состав которого Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина от 10 апреля 1945 года был удостоен благодарности.

Красная Армия готовилась к последним и решительным боям на Берлинском направлении, к участию в которых привлекались наиболее подготовленные и заслуженные в боях части и соединения. Вылетая на боевые задания, лётчики полка горели желанием дать бой врагам, но встречающиеся изредка небольшие группы и одиночные фашистские самолёты спешили ретироваться и о бой с нашими лётчиками не вступали.

В берлинском небе закончил свой боевой путь 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк. При этом, семь сбитых здесь самолётов противника подвели итог общего числа уничтоженных лётчиками полка фашистских стервятников, достигшего 506 самолётов. Под командованием В.Д. Лавриненкова полк заслужил 11 благодарностей Верховного Главнокомандующего и был удостоен награждения орденом Суворова.

Всего в годы войны В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника.

После окончания Великой Отечественной войны служил в войсках противовоздушной обороны. В 1945-1946 годах был командиром авиаполка. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1951 годах командовал авиационной дивизией. С 1951 года - начальник учебного центра истребительной авиации ПВО страны, затем слушатель Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году.

В 1955-1962 годах - командующий истребительной авиацией армии ПВО, в 1962-1969 годах - 1-й заместитель командующего 8-й отдельной армией ПВО (город Киев), в 1968-1977 годах - командующий 8-й отдельной армией ПВО (город Киев) - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

В 1971 году В.Д. Лавриненкову было присвоено воинское звание "генерал-полковник авиации".

С 1977 года начальник штаба - заместитель начальника Гражданской обороны Украинской ССР, в 1984-1988 годах - военный консультант Военной академии войсковой ПВО имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского (город Киев) (с 1986 года - Военная академия ПВО Сухопутных войск). Был депутатом Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва.

Скончался 14 января 1988 года в Киеве. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

г. Киев, Байковое кладбище

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Починок Смоленской области.


г.Киев ул. Грушевского, д. 34а. Мемориальная доска. Автор фото Олег Кожухарь, июль 2009 г.

Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Один из этих анекдотов приводится в книге Толерана и Констебля "Асы Люфтваффе". Они рассказывают, что, подбив Ме-109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой "литературной подробности", Владимир Дмитриевич выразил своё ироничное мнение: "Хорошо, хоть не съел".



Категория: Герои России   Теги: Великая Отечественная Война


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*