
Родился Иван Курбала в 1908 году в Азове Ростовской области, где и жил с семьей. В мае 1941 года Азовским ГВК был призван на военные сборы, но домой больше так и не вернулся… 22 июня началась Великая Отечественная война. Ивана Курбалу направили в действующую армию. Начинал он свой боевой путь как красноармеец 265-го отдельного батальона связи 34-го стрелкового корпуса. В мае корпус перебазировался с Северо-Кавказского военного округа в Киевский, однако уже в начале июля в связи с разгромом Западного фронта в Белостокско-Минском сражении был переброшен в район Витебска. К 9 июля штаб 34-го стрелкового корпуса прибыл на станцию Рудня Смоленской области. Но немецкие войска продвигались на восток столь стремительно, что уже 9 июля ворвались в Витебск.
11 июля 1941 года 34-й стрелковый корпус получил задачу: «… оборонять полосу Витебск, Заречье, Бабиновичи, Вороны, Добромысль, обратив особое внимание на организацию ПТО (противотанковой обороны) в направлении южнее Витебска… Дорогу Витебск, Смоленск заминировать и сделать танконедоступной». К этому времени дивизии, подчинявшиеся 34-му стрелковому корпусу, еще только выгружались в районе Смоленска, поэтому для выполнения боевой задачи 11 июля корпусу были приданы 220-я мотострелковая дивизия и 153-я стрелковая дивизия.
12 июля в кровопролитных боях на Витебском направлении полк Иван Курбалы попал в окружение, Курбала был занесен в списки пропавших без вести. В августе отдельным группам красноармейцев удалось вырваться из окружения. В их числе оказался и Иван Алексеевич. С 6 сентября 1941 года он воюет в батальоне связи 220-й стрелковой дивизии. Судя по всему, воюет успешно – от рядового к весне 1944 года дослужился до старшего лейтенанта. По стечению обстоятельств, летом 1944 года ему довелось воевать в тех же местах под Витебском, где он начинал свой боевой путь в 1941 году.


23 июня 1944 года советские войска начали решающее наступление под кодовым названием операция «Багратион». 31-я армия генерал-лейтенанта Глаголева, куда входила 220-я стрелковая дивизия, вела бои с контратакующими пехотой и танками противника восточнее Орши в районе северо-восточнее Загваздино. Против наступающих частей немцы выдвинули из резерва до двух полков пехоты с танками и артиллерией. Особенно яростной была схватка за высоту 201,7 в районе Бурое Село Дубровенского района. Обе стороны несли огромные потери. А бесстрашие и мужество советских воинов в этих боях просто поражают.
Когда 2-й стрелковый батальон 376-го стрелкового полка занял господствующую высоту в районе деревни Загваздино, старший лейтенант Курбала непрерывно держал связь батальона с ротами. Вечером противник сгруппировался и перешел в контратаку с поддержкой трех танков. Курбала находился на КП 6-й стрелковой роты. А когда вражеским снарядом был тяжело ранен командир роты, старший лейтенант Курбала заменил его. Под его командованием были отражены три яростные контратаки противника, и удалось удержать важную высоту до подхода основных сил дивизии.
Снова ст. лейтенант Курбала отличился 2 июля 1944 года в боях под станцией Жодино, где 2-й батальон встретился с превосходящими силами врага. Сильный артиллерийско-минометный огонь прервал связь батальона с ротами. Проверить и исправить ее отправился Курбала. Связь с батальоном была быстро восстановлена. В это время противник перешел в контратаку. Командир 5-й роты пал в бою. Курбала тут же взял управление на себя. Немцы уже пятый раз пытались контратаковать, но постоянно откатывались назад. Оставшись с группой бойцов в восемь человек, Курбала храбро защищал завоеванный рубеж. У горстки бойцов кончались боеприпасы. Положение становилось критическим, но Курбала не отступил. «Умрем здесь, но не сделаем ни шагу назад, не отдадим ни метра завоеванной земли!» – сказал он бойцам. Подпустив врага на близкое расстояние, с криком «За Родину! За Сталина!» он поднял бойцов и, расстреливая последние патроны, забрасывая противника гранатами, пошел в атаку. А когда кончились боеприпасы и гранаты, горстка храбрецов вступила в рукопашную битву. Прикладом отнятой у немца винтовки Курбала разил насмерть фашистских захватчиков. И тут вражеская пуля настигла героя. Он упал на траву. А в это время к позиции подходили основные силы полка. Противник был оттеснен и, неся потери, отступил на запад.
На имя командира дивизии полковника В.А. Полевика было направлено представление к награждению. «За проявленное геройство и доблесть достоин присвоения звания Герой Советского Союза посмертно», – говорится в наградном листе. Однако Иван Алексеевич Курбала приказом командира 31-й армии №0133 от 24 августа 1944 года удостоился лишь ордена Красного Знамени.