Сердце Тигра. Михаэль Виттманн

Сердце Тигра. Михаэль Виттманн

Что может сделать один человек в ситуации, когда катастрофа неминуемо подступает к его Отечеству, и в её неотвратимости не остаётся сомнений? Когда весь Мир обратился против одной небольшой страны, против одной небольшой нации, но крайне гордой и творческой нации. Что может сделать один танк с экипажем из 5-ти человек, противостоящий бронированным лавинам Союзников, контролирующих каждый клочок неба?

Это риторические вопросы.

Но история иногда всё же даёт необычные ответы на эти вопросы, тем самым предоставляя обширную пищу для ума и духа. Давайте попробуем ответить на эти вопросы нестандартно, голосом истории.


Сердце Тигра


Они были вынуждены двигаться только по ночам. День проводили под слоем маскировки, затаив тихую угрозу. Бесчисленная авиация союзников разбомбила большинство мостов в этом районе, что делало продвижение тяжёлым, и контролировала небо над Францией. Ракеты Тайфунов НЕ(High-explosive) Королевских ВВС готовы были устремиться к любой цели на земле, хоть сколь-нибудь напоминающей бронированного противника.

Но на земле всё не так просто и однозначно. Вскоре этим весёлым, бесшабашным усатым парням, жующим жвачку и курящим дорогие сигареты, предстояло столкнуться на земле с таким противником, силу которого они не могли и представить себе. Этот противник прошёл сквозь ледяной ужас восточного фронта, испытал огонь русского оружия, пробовал на зуб толстую броню русских танков и остался жив. Более того: вышел победителем. А ведь этим забавным «эрзац малюткам», предъявляющим права на сушу, не сравниться с советскими машинами, с их рациональными наклонами бронеплит, калибром орудий, проходимостью и быстроходностью. Вскоре придёт время, и союзники осознают насколько ничтожна их научно-техническая мысль. И они чувствовали: мы – та стальная рука истории, которая притянет это время.

Это было тяжёлое время для Родины. Но это было и великое время.

Их было немного, но они были избранные. Провидением и долгом. Что скажет судьба – они не знали, а долг гласил: «Моя честь – верность». Они были не из тех, для кого долг – всего лишь совокупность обязанностей.

Головную машину вёл человек небольшого роста. У него были добрые глаза с хитрым огоньком. Усталая улыбка, а точнее – ухмылка застыла на его губах и так, была похожа скорее на привычную черту, нежели на выражение эмоций. Оттопыренные уши добавляли немного детского в его облик. Этого человека звали Михаэль Виттманн.


Родился он 22 апреля 1914 г. в небольшом городке, в фермерской семье. В 1936 году он после службы армейской добровольцем вступил в ряды СС. Высшим силам было угодно бросить его в печь страшной войны, протащить по просторам Франции, Польши, Греции и СССР, а затем снова вернуть во Францию. Так странно вышло, что эти же жестокие силы зажгли и дали разгореться в этой безжалостной топке искре его таланта. Это был талант воина. Позже весь Мир узнал о нём, запомнил его имя, тем самым обессмертив. Вот как пролегал самый известный этап его пути в вечность.

Виттманн и его экипаж перед Тигром (фото журналиста). Количество колец на пушке (88) ровняется количеству подбитых танков и орудий.

13 июня головные полки 7-й английской бронетанковой дивизии беспрепятственно вошли в городок под красивым название Виллер-Бокаж. Зная о склонности союзников к громким прозвищам следует упомянуть, что это были знаменитые «пустынные крысы» («desert rats»), заслужившие своё прозвище доставив немало хлопот самому дедушке Роммелю в Африке. Французские девушки улыбались им и кидали цветы. В приподнятом настроении лорд Крэнли (командующий 4-м батальоном 22 бронетанковой бригады) телеграфировал в штаб о том что дорога на Кан практически у них в руках и те клещи, в которые он планировал зажать оборону германцев, приобретают нужную форму.

Примерно в это же время четыре Тигра, одним из которых командовал Виттманн, и одна «четвёрка» двигались по направлению к Виллер-Бокаж (Villers-Bocage) в район дислокации, предписанный приказом. Приказ предписывал: «остановить продвижение гвардейцев, не дать войти им в город и предотвратить обход с фланга германских позиций, удержать дорогу на Кан (Caen).

Тигры двигаются к Виллер-Бокаж. Виттманн наблюдает, высунувшись из башни первого танка.

Наблюдая с башни своего танка как британцы хозяйничают в Виллер-Бокаж, словно они уже выиграли войну, Михаэль осознал один простой факт: «Так быть не должно». Но что он мог сделать? Он не знал боевой ситуации и разведанных на это утро у него не было. Он лишь смутно представлял себе ситуацию на данном участке фронта. И в этот момент, около 8.00, на расстоянии 200 м от своей позиции он увидел в бинокль колонну английской бронетехники, продвигающийся к Виллер-Бокаж.

Это была разведка «пустынных крыс», полный полк. Колонна Cromwell'ей и Sherman'ов, беспрепятственно передвигавшихся в компании с самоходными орудиями Bren, бронетранспортёры с пехотой. Виттманн прекрасно понимал, что атака его одинокого «тигра» на британцев равнозначна самоубийству. К тому моменту он уже являлся одним из результативнейших танковых асов Германии и не привык отступать. По рации передал просьбу о поддержке и не получив ответа, принял тяжёлое решение командира (под его началом были ещё четыре члена экипажа) дать бой. Завёл двигатель своего Тигра № 205, замаскированного на повороте дороги, и в этот решительный момент обнаружилась неполадка двигателя.

В то время Maybach, знаете ли, были не так надёжны. Но это его не остановило. Пересев в другой Тигр за номером 222, Виттманн отдаёт приказ остальным машинам держать позицию а сам выдвинулся на встречу англичанам, чтобы начать известнейший, впоследствии, танковый поединок. Подпустив врага на расстояние 100 метров он открыл огонь. Он всегда старался атаковать с близкой дистанции: хотя это и было более опасным, но в то же время и более надежным способом поразить.

Вот что смог один Тигр за 20 минут! боя: 88-ми миллиметровое орудие KwK 36 безошибочно поразило 2 первых танка во главе колонны и один - в конце. Колонна двигалась по обсаженной каштанами дороге, расположенной на невысокой насыпи. Тем самым Виттманн предотвратил отход остальной техники. Затем он сменил позицию, двигаясь навстречу колонне, и перенёс огонь на бронебатальон в центре колонны. Заряжающий и наводчик никогда ещё не были так проворны в своём деле.

Всё существо пяти членов экипажа, находящихся в едкой от продуктов сгоревшего пороха атмосфере танка, было устремлено к одной цели. Танк вновь приблизился к колонне, меняя позицию и войдя под прикрытия деревьев. С этой точки Тигр стал уничтожать любую появляющуюся в поле видимости машин британцев. Среди останков колонны началась паника, солдаты стали разбегаться в разные стороны, но три пулемёта «тигра» пресекали панику решительнейшим образом. Фактически, на последнем этапе атаки, происходил расстрел британской колонны одиночкой.

Когда у Тигра был израсходован весь боекомплект снарядов, танк вышел на дорогу и пошёл просто сквозь колонну, используя оставшиеся боеприпасы курсового и спаренного пулемётов. Последний попавшийся Cromwell, преграждавший въезд в Виллер-Бокаж танк Виттманна взял на таран и повалили набок. После чего пресытившийся зверь отступил. Это был триумф смелости, спаренной с холодным и дерзким расчётом. В огненном калейдоскопе остатков техники и останков солдат на дороге догорала самоуверенность англосаксов в своём превосходстве.

За каких-то 20 минут были уничтожены: 21 танк Cromwell, Sherman Firefly (новая модификация, по иронии судьбы предназначенная именно для противостояния Тиграм и Пантерам) а также 28 единиц другой бронетехники (14 полугусеничных транспортёров и 14 самоходных установок Bren).









Результат одиночной атаки экипажа Виттманна на колонну.

Но эта атака только триумфально предваряла дальнейшие героические действия Виттманна. Он чувствовал что необходимо развивать достигнутое преимущество. Дозаправив машину и пополнив боекомплект были отданы приказы оставшимся 3 Тиграм и «четвёрке» вести прикрывающий огонь с высоты 213. Ещё восемь танков из 1-й роты стали входить в Виллер-Бокаж с другой стороны. Виттманн направил свою машину к центру города.

Если попробовать представить себе городской ландшафт с точки зрения командира Тигра, то весь Виллер-Бокаж – просто один большой праздник. Перпендикулярно-пересекающиеся длинные улицы, невысокие строения, простота и логичность планировки, отсутствие большого количества подвалов и садов – всё что угодно для тяжёлой неповоротливой машины с дальнобойным, мощным орудием и тяжёлым бронированием. Коробчатый силуэт Тигра словно создан для этих прямоугольных перекрёстков, для их контролирования. Подобно туре не шахматной доске. Добавьте к этому талантливый экипаж и фактор внезапности, и у вас получится вот что.

Направляясь к центру города экипаж Виттманна уничтожил ещё 3 танка неприятеля. В этот раз уже принадлежащих 4-й штабной группе 22-й бронетанковой бригады. Механик-водитель британцев отвёл 4-й танк задним ходом в сад, и как гласил его рапорт: «Не имея возможности вести огонь по противнику ввиду отсутствия наводчика в машине». Командир одного из Shermanўов, услышав стрельбу повёл свой танк в обход здания и зашёл ведущему огонь Тигру в борт. Примерно с 200 метров он выпустил четыре 17-фунтовых снаряда в борт машине Виттманна.

Но броня не подвела экипаж и в этот раз: всё что смог сделать британец – перебить трак танка. Тем не менее танк был обездвижен, а британец, видимо уже понявший что такое Тигр, опасливо спрятался за углом здания. Ответный осколочно-фугасный огонь Тигра обрушил здание на хитрого британца, полностью завалив его. К этому моменту уже 2 Тигра были подбиты реактивными снарядами PIAT и связь с ротой была потеряна. Несмотря на это, экипаж Виттманна продолжал вести огонь по неприятелю, благодаря чему ему удалось уничтожить последний Cromwell штабной группы. Вновь израсходовав боекомплект экипажу был отдан приказ покинуть машину, так и не подбитую, хотя и обездвиженную. Виттманн обещал себе, что вернётся за танком.







Некоторые фото подбитой британской техники в Виллер-Бокаж. На последней фото - два Тигра и одна Пантера, подбитые британцами.

Пересев в свой Тигр №205, отремонтированный к этому моменту, он обрушился на остатки британской техники и пехоты на высоте 213, присоединившись к подошедшим германским войскам. Британцы на этот раз уже были готовы ко встрече. Тем не менее, уже вечером Виллер-Бокаж был снова немецким и экипаж Виттманна забрал брошенную машину.

Англосаксы потеряли: 25 танков, 14 полугусеничных транспортёров, 14 самоходных установок Bren и сотни солдат. Германскому 501-му танковому батальону тяжёлый бой стоил 6-ти драгоценных Тигров. Продвижение британцев на Villers-Bocage и Caen было остановлено смелой атакой Унтерштурмфюрера СС Михаэля Виттманна и его экипажа. Британцы стали действовать в этом районе так осмотрительно, как только могли. При малейшем намёке на бронированное сопротивление требовали поддержку с воздуха. Собственно эта тактика сохранилась у них и по сей день.

Знаменитое гвардейское танковое соединение британцев - «пустынные крысы», покрыло себя позором, смыть который кровью им так и не удалось. Даже тогда, когда им впоследствии противостояли юнцы из Гитлерюгенда. Виттманн был награждён Мечами к Рыцарскому Кресту Железного Креста. Так о его действиях отозвался Обергруппенфюрер SS Йозеф Дитрих (из представления к награждению Виттманна Мечами к Рыцарскому Кресту): «Своими решительными действиями против врага далеко за пределами своих позиций, действуя в одиночку, по собственной инициативе, проявляя огромную личную храбрость, он на своём танке уничтожил большую часть бронемашин британской 22-й бронетанковой бригады и спас фронт 1-го танкового корпуса СС от угрожавшей ему неминуемой опасности».

После событий возле Виллер-Бокаж Союзникам не оставалось ничего иного, кроме как сравнять с землёй этот населённый пункт. Авиация несколько дней «трамбовала» Виллер-Бокаж тоннами бомб, доказывая старую теорему: может в небе и на море англосаксы достойные противники – но на суше бал правят те, кто её завоёвывал и отстаивал. Ведь сражаться с отсталыми аборигенами в колониях – это одно, а противостоять корпусу «Пустынного Лиса» в Африке или бронетанковым частям СС – это несколько иное.

Аэрофотосъёмка бомбардировки Виллер-Бокаж. Судя по интенсивности бомбометания - британцы глубоко обиделись на этот городок.

После этого подвига Михаэлю было предложено уютное и безопасное место инструктора в центре подготовки танкистов. Командование не хотело потерять столь талантливого аса с его бесценным опытом. Но Виттманн отказался и продолжил нести службу на полях сражений в Нормандии близ Кана. Он получил новый Тигр за номером 007 и в один прекрасный августовский день 44-го с ним пропала связь и экипаж был признан пропавшим без вести.

В неразберихе стремительно разваливающегося фронта не было удивительным, что возникло сразу несколько версий случившегося. Так же, логичным выглядело и то, что различные британские и даже польские соединения предписывали именно себе уничтожение Тигра Виттманна. Причём это утверждали даже те соединения, которые и рядом не находились в тот момент в данном районе.

Но Виттманн погиб непобеждённым другим экипажем или расчётом противотанкового орудия. В 1945 году некто Serge Varin обнаружил остатки танка №007 и обследовал их. Башня танка была сорвана и находилась возле корпуса.

Остатки Тигра 007.

Дальнейшее обследование показало, что на поверхностях танка отсутствуют какие-либо пробоины, за исключением повреждений моторного отсека. Характер повреждений свидетельствовал о том, что «Ракета ударила в заднюю стенку корпуса (толщина брони - 25 мм.), пробила воздухозаборники и взорвалась. Это стало причиной взрыва в отсеке двигателя и в боевом отделении, где сдетонировал боезапас. Взрыв сдетонировавших снарядов уничтожил экипаж и сорвал башню.

Тигр Виттманна был уничтожен ракетой, запущенной со штурмовика Королевских Воздушных Сил - Hawker "Typhoon" MkIB. Михаэль Виттманн и его экипаж погибли 8 августа 1944 г. в местечке Gaumesnil недалеко от Cintheaux. В 1983 г. неотмеченное захоронение экипажа Тигра № 007 было найдено в ходе строительства дороги и эксгумировано. По записям карточки дантиста были идентифицированы останки Михаэля Виттманна и его водителя Генриха Реймерса (Henrich Reimers). После этого Виттманн и его экипаж были официально перезахоронены на немецком военном кладбище "De La Cambe" в Нормандии.»

Могила Михаэля Виттманна.

Так погиб командир 2-й роты schwere SS-Panzer Abteilung 101 (из состава 1-й танковой дивизии SS "LSSAH") Гауптштурмфюрер SS Михаэль Виттманн, признанный самым выдающимся танковым асом Второй Мировой Войны.

VARULV


Категория: История   Автор: VARULV