Об истории создания песни «Колокола» и ее авторе я узнал недавно. Набрал в гугле «Колокола. А ты опять сегодня не пришла» и поисковик выдал, что ее автор некий Владимир Маркин. Я прослушал его исполнение этой легендарной песни нашей молодости и был в шоке, как он ее испохабил в пошлом стиле диско 80-х, и еще имел наглость приписать себе ее авторство.
Какой же он автор «дворовой» песни «Колокола», когда эту песню пели во всех дворах, когда Вовочка Маркин еще не освоил «Букварь», а ее слова были записаны у меня в тетрадке 75-года, в которой сохранились все песни из репертуара нашего школьного ВИА.В общем, мне было очевидно, что сей В. Маркин никакого отношения к сочинению этой песни иметь не может по определению, и я начал искать в том же гуугле ее настоящего автора. Так я узнал, что ее автор Геннадий Старков, разменявший уже седьмой десяток, который написал ставшую народной песню «Колокола» в ноябре 1957 года, когда ему было семнадцать лет. Вовочка Маркин, 1959 г.р., тогда еще не родился.
Когда Вова Маркин выдавал песню «Колокола» за свою, он очевидно был уверен, что неизвестный ему автор этой «дворовой» песни никогда не заявит о своих авторских правах, потому решил присвоить себе чужую интеллектуальную собственности. Но рукописи не горят, и автор легендарных «Колоколов» Геннадий Старков после полувековой неизвестности спел в программе «Запросто» телеканала «Викинг» свою песню «Колокола», которую до этого мы знали лишь в трех «дворовых» куплетах, а оказалось, что это целая баллада о первой любви.
Решив спеть «Колокола» в оригинальной версии, я написал Геннадию Старкову:
Уважаемый Геннадий!
Не нашел в списке Ваших произведений текст легендарной «дворовой» песни «Колокола». Во время моей молодости, когда создал в 1975-ом школьный ВИА, мы пели всего три известные нам куплета:
А ты опять сегодня не пришла.
А я так ждал, надеялся и верил.
Что зазвонят опять колокола, колокола
И ты войдешь в распахнутые двери.
Перчатки снимешь прямо у дверей.
Небрежно бросишь их на подоконник.
Я так замерзла скажешь обогрей, ты обогрей
И мне протянешь озябшие ладони.
И я возьму, и каждый ноготок
Перецелую, сердцем согревая.
О, если б ты ступила на порог, на мой порог
Но в парк ушли последние трамваи.
Сейчас постарался восстановить полный ее текст:
И снова льется легкий нежный звон
Любовной дрожью тело наполняя
Колокола любви со всех сторон, со всех сторон | 2 раза
Стучат в висках и сердце опьяняют. |
Янтарным светом всё омыто вновь
В душе сияют блики золотые
Колокола любви волнуют кровь, волнуют кровь | 2 раза
Напоминая встречи дорогие... |
А ты сегодня снова не пришла
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола, колокола | 2 раза
И ты войдешь в распахнутые двери. |
Я помню как ты, стоя у дверей,
Ладони трешь, дыханьем согревая,
И говоришь мне: «Милый, обогрей, ну обогрей» | 2 раза
А я стою, тебя не понимая. |
Я опьянен твоею красотой,
Стою, молчу, глазам своим не веря,
Что можешь ты прийти ночной порой, ночной порой | 2 раза
Войти ко мне в распахнутые двери. |
Потом очнусь и каждый пальчик твой
Переберу дыханьем согревая
Еще не веря, что опять со мной, опять со мной | 2 раза
В беспамятстве шепчу: «Моя родная». |
И так стоять готов хоть до утра,
Но встреча спрессовалась в миг короткий,
Со вздохом скажешь: «Милый, мне пора, но мне пора» | 2 раза
И как мираж, растаешь дымкой легкой. |
Сейчас кусая губы в кровь,
Гляжу я в темень, двери отворяя,
Но никого… колокола любви, колокола | 2 раза
В душе моей с тоскою замирают. |
Это правильный Ваш текст?
С уважением, Александр
Ответ не заставил себя долго ждать:
Здравствуйте Александр! Я специально не публикую "Колокола" на стихире, дабы не привлекать к себе внимание, а быть со всеми наравне. Тогда и диалог со стихирятами становится более простым, когда не давишь на оппонента своим авторитетом. А полный текст песни "Колокола" впервые был напечатан на настенном календаре выпущенным Комитетом культуры Петербурга, в 2007 году, посвящённый 50-летию этой песни. Также в Петербурге Русским Культурным центром был организован фестиваль посвящённый юбилею этой песни и моему песенному и музыкальному творчеству. (Мне было семнадцать лет, когда я написал эту песню, в ноябре 1957 года). В 2009 году гор. Гатчина выпустила настенный календарь на 2010 год с полным текстом этой песни. Также был выпущен настенный календарь на 2011 год "Легенды бардовской песни", где был ряд и моих песен в том числе и "Колокола".
Когда я был приглашён в Москву на телевидение с этой песней, ко мне подходили телевизионщики, которые говорили, что они эту песню пели в пору своей юности, аж в 1962 году.
Мне не удивительно, что Вы не знали автора. В 1973 году выступая в одном из ленинградских Дворцов культуры в своей песне "Могила неизвестного солдата" я назвал ЦК КПСС " живыми наглецами", за что и попал на 16 лет под запрет. Мои песни сняли с эфира, а которые передавали, то без упоминания автора. На сцену не выпускали, печатать не печатали. Так я был забыт. А песни: "Колокола","Журавли", "Моя деревенька", "Ялта", "Попутчица", "Бабье лето", "Электричка" и т.д. и т.п. стали народными.
Вот такие были невесёлые дела. И не удивительно, что песня "Колокола", которая бродила по дворам четверть века, попала на большую сцену уже в укороченном виде. Кто как запомнил, кому как понравилось, тот так и пел. А В.Маркину, который исполнял эту песню, напели А.Градский и А.Макаревич, которые считали эту песню дворовой. Видимо тоже от кого-то услышали.
Одно время на дисках КАРАОКЕ было написано, что музыка Владимира Маркина. Заинтересованные правдоподобностью написания этой песни ряд журналистов проводило расследование и выяснили, что некоторые журналисты пели эту песню тогда, когда В.Маркину было всего девять лет. Комментарии, как говорят излишни. Я уже не доказываю никому и ничего. Спасибо тем людям, которых я даже и не знаю, что находят эти материалы и поздравляют меня. И Вам спасибо.
И Вам ещё один "правдоподобный автор" может встретиться. Это В.Сулема. Раньше я нередко встречал эту фамилию под этой песней. Кстати В.Маркин потом тоже стал утверждать, что песню написал В.Сулема. А суть вот в чём. Я служил на Курильских островах с 1959 по 1964 год. Так вот к нам приезжали корреспонденты из газеты "Суворовский натиск" Дальневосточного военного округа. И солдаты и офицеры, те что писали стихи и песни отдавали этим корреспондентам. За дальнейшей судьбой отданных опусов мы не следили. В 1962 году мы провожали офицеров на материк и тогда я перед ними выступал, аж 4 часа. Вот тогда на магнитофонную плёнку и была записана эта песня. Запись моих песен вместе с офицерами уехала на материк.
Прошло несколько лет и вдруг в 90-х годах в прессе появилось интерью В.Сулемы, что будучи кореспондентом газеты "Суворовский натиск" в 60-х годах (по моему в 1965 году) он написал песню "Колокола". Как говорится в пословице: "Вот и приплыли тазики". Конечно роковую роль сыграло то, что за свои "антипартийные" песни я 16 лет был под запретом. (С 1973 по 1989 год) Мои песни сняли с эфира. Печатать не печатали. На сцену не выпускали. Так я был забыт. Так ушло моё время. Сменилось поколение, сменились ритмы и песни. А мои песни "Колокола", "Журавли", "Деревенька моя", "Отчий дом", "Бабье лето" и т.д. и т.п. стали народными, или дворовыми. Кто как их услышал, кто как их запомнил, тот так и пел.
Но сейчас у меня песни (я считаю) намного лучше "Колоколов". Я даже в свой репертуар выступлений не включаю эту песню, зная, что после двух-трёх исполненный мной песен, зал начнёт скандировать "Колокола", "Колокола" "Колокола".
Вот так и живём. Всего доброго.
С уважением и признательностью. Геннадий.
Вот такая почти детективная история длиною в пятьдесят лет произошла с песней «Колокола». Хорошо, что присвоение маркиными-сулемами авторства этой легендарной песни, ставшей своего рода гимном молодости моего поколения, закончилась восстановлением справедливости. Могу себе представить чувства его настоящего автора, когда воры чужой интеллектуальной собственности нагло выдавали сочиненный им хит всех времен и народов за своё творчество.
В 16 лет мальчишка написал песню, которая впоследствии стала любимой песней не одного поколения россиян. Ей уже исполнилось 50 лет, а она не перестаёт тревожить души и сердца молодых и немолодых людей, которые порой даже и не задумываются, кем она написана, будучи уверенными в том, что песня народная:
А ты опять сегодня не пришла.
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола
И ты войдёшь в распахнутые двери…
Геннадий Старков не просто star, он – суперстар. В свои 70 выглядит и чувствует себя, как мальчишка, и вновь поёт «Колокола», шлягер, недавно отметивший свой полувековой юбилей. Член Международного профессионального союза писателей, в творческих кругах Старков – автор около 100 песен и 50 музыкальных композиций. Многие, растиражированные Владимиром Маркиным и Евгением Осиным, народ знает как «Отче наш»: «Ялта», «Журавли», «Попутчица», и, разумеется, «Колокола».
В семье Геннадия Старкова ни супруга, ни две дочери, ни два внука к музыке особой страсти не питают. Хватит им одного самородка, который играет на баяне, фортепиано, гитаре и ударных, да ещё и хиты пишет. И пусть его имя стране не так хорошо известно (в советскую эпоху Старкова заставили замолчать на целых 16 лет за одно только неосторожное слово, которое из песни не выкинешь), зато на территории всего бывшего Советского Союза его «Колокола» поют как народную песню. А если в копилке у автора есть хотя бы один такой хит, о большем мечтать не приходится.
Сегодня Геннадий Старков, специалист отдела транспорта ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», рассказывает о своих песнях и судьбе, о взглядах на песенное творчество.
Профессионально сочинять – и слова, и музыку – он начал с 12 лет. Точкой отсчёта стала «Песенка о спящей деревеньке». Правда, узнал об этом лишь в 1971 году, когда песню включил в свой репертуар популярный в то время в Ленинграде ВИА «Вечерний звон». Сам он себя профессионалом в 12 лет, разумеется, не мыслил.
Как ни парадоксально это звучит, но многое о себе и своём творчестве он узнавал постфактум. Все недомолвки, сопровождавшие его детство, прояснились только в конце 90-х прошлого века. Неожиданно для себя он получил приглашение посетить Дворянское собрание Петербурга. Здесь и узнал, что мать и отец – оба из дворянского рода.
В начале лета 41-го его, пятимесячного, вывезли из Ленинграда на Урал. Отец, кадровый военный, был репрессирован. В 1945 году арестовали и мать. До этого она успела отдать его «знакомой старушке» в уральской деревне Потанино. Там он и рос до школы. Зимой жил и учился в городском детдоме. На лето возвращался в деревню.
Воспитывавшие его старушка и её дочь говорили, что он – подкидыш. Мать его бросила, так как самой жить не на что. Лишь в 90-е годы он узнал: та «старушка» и женщина – его родные бабушка и тётя по материнской линии. Бабушка Валерия Ивановна вскоре после революции уехала на Урал, тщательно скрывая своё происхождение.
Своё первое стихотворение Геннадий Старков сочинил в шесть лет. К ним приехала погостить племянница Валерии Ивановны, будущая поэтесса Елена Петрова. Она читала свои стихи, а маленький Гена без обиняков заявил, что это ерунда, так «придумывать» может каждый. И на спор к обеду выдал своё сочинение. Взрослые послушали и вынесли вердикт: это, без сомнения, плагиат. Слово незнакомое, но суть он понял верно: «плагиат» – значит плохо. И чтобы взять реванш, тут же за обедом сочинил новое четверостишье:
Наша курица-наседка
Приглашает в гости редко,
Потому что у наседки
Есть гнездо, но нет беседки.
Валерия Ивановна покачала головой и сказала, обращаясь к племяннице: «А ведь Гена тебя превзойдёт».
Песня «Колокола» – плод неразделённой любви в 17 лет. К тому времени он уже окончил музыкальное училище по классу баяна, был автором нескольких песен. По молодости «специализировался» на так называемом дворовом жанре. Но о лаврах популярного автора-исполнителя тогда, конечно, не помышлял.
Во время службы в армии (в авиационно-истребительном полку на Курильских островах с 1960 по 1964 год) записал «Колокола» на магнитофонную ленту. Раздавал её налево-направо однополчанам, уезжавшим на материк. А однажды подарил корреспонденту газеты Дальневосточного военного округа. Этот журналист и стал одним из мнимых авторов «Колоколов».
– Печально, что у песни много «авторов». Я уже устал доказывать, что я не верблюд, – говорит Старков. – Один самозванец приписывал себе авторство, хотя песня старше его на четыре года.
Демобилизовавшись из армии, семь лет прожил в Приморье – с 1964 по 1971 год – в Кавалерово, в Лифудзине. За это время изъездил почти весь край.
В 1971 году решил уехать в родной Ленинград. На хлеб стал зарабатывать, устроившись шофёром. А как автор-исполнитель сразу окунулся в творческую среду. В те годы на невских берегах жизнь в бардовских клубах, называли их ещё клубами самодеятельной песни, кипела вовсю. Концерты собирали битком набитые залы всевозможных Дворцов культуры (ДК).
Старков выступал много и с удовольствием. Но недаром говорят – история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Так получилось и в жизни автора-исполнителя.
Первый раз он чуть не пострадал в 11 лет, когда отправил своё стихотворение в «Пионерскую правду». Описал то, что видел своими глазами, – умирающую деревню:
…И словно бы от горя обессилев,
Опустили ветви вниз берёзы.
И от этой бедности России
Поневоле набегают слёзы.
Из редакции в школу поступил «сигнал», и его чуть не исключили из пионерской организации. Тогда для него это была трагедия. Выручили директор школы и учительница русского языка.
А в 1973 году на концерте в ДК имени Газа он «на ура» исполнил новую песню «Над Россией плачут журавли». А потом сотрудник госбезопасности ему выговаривал: «Вы что, похоронили Россию? Конечно, песня хорошая – слова в целом и музыка… Но о каких деревнях, о каких церквях вы плачете?» Старков переименовал песню в «Журавли» и продолжал её исполнять.
Спустя несколько месяцев в том же ДК прозвучала его «Могила неизвестного солдата». Представитель КГБ прямо во Дворце культуры категорически рекомендовал: «Исчезните со сцены от греха подальше». Была угроза серьёзной или просто конкретному чекисту на территории его ответственности не нужен был лишний «диссидент», сказать теперь сложно. Но самого Старкова лавры мученика-диссидента не устраивали. И он на полтора десятилетия прекратил публичные выступления.
– Музыка в то время была для меня главным делом жизни, при этом я всегда увлекался автомобилями, – вспоминает Геннадий, – а после того концерта в 1973 году решил: теперь будет наоборот.
Он окончил с красным дипломом Ленинградский автотранспортный техникум, потом инженерно-экономический факультет «политеха» и факультет автомобилей и автомобильного хозяйства Северо-Западного заочного политехнического института. Работал на транспортных предприятиях Ленинграда, вырос до директора автопредприятия.
Публичные выступления он возобновил в 1989 году. Это был едва ли не первый концерт авторов-исполнителей, транслировавшийся в живом телеэфире. Когда Старков вышел на сцену, ведущий с милой непосредственностью воскликнул: «Ого, Гена, да мы тебя уже похоронили». А потом обратился в зал: «Вот – перед вами легенда бардовской песни».
От титула «легенда» Старков решительно открещивается. Впрочем, как и от своей причастности к бардам. Хотя среди них у него много друзей и близких по духу людей.
– Барды держат меня за своего и не хотят отпускать, – говорит он, – хотя бардовские и «уличные» песни я писал только до 20 лет. Уже давно работаю в лирическом жанре.
Композитор Исаак Шварц, автор музыки к фильму «Белое солнце пустыни», познакомившись со Старковым шесть лет назад, сказал: «Один из последних, немногих, кто ещё старается сохранить традиции лирических песен, – это Геннадий Старков. Он, пожалуй, самый лиричный и мелодичный из ныне живущих авторов-исполнителей».
Он не любит писать по заказу. Но исключения бывают. К 300-летию морского флота написал слова для двух песен: «Морская душа» и «Я знаю». Музыку написал петербургский композитор Владимир Деньговский. В 1997 году эти песни звучали на Дворцовой площади.
В середине 90-х одна из радиостанций FM объявила конкурс (видимо, чтобы привлечь слушателей): написать слова на мелодию, звучавшую в фильме «Крёстный отец». Стихи сложились сами собой, и Старков послал их на радиостанцию. Никаких вестей с этого FM-радио не получил и про конкурс больше не вспоминал. А потом как-то в клубе авторов-исполнителей ему говорят: слышали по радио твою песню на мелодию из «Крёстного отца». Старков отреагировал просто: «Ну вот, без меня меня женили».
В фильме «Штрафбат» звучит его песня «Неверная жена», написанная в 16 лет. Звучит тоже без упоминания автора. И тоже он узнал об этом, когда фильм вовсю крутили в кинозалах.
Последние пару лет поступают предложения в духе времени: написать корпоративные гимны. Как правило, он отказывается. Конечно, крупная фирма должна иметь свой гимн. Это как визитная карточка, считает он. Но, во-первых, фирма должна быть солидной, а, во-вторых, надо хорошо знать её изнутри, чтобы написать достойные и музыку, и текст. Три года назад он написал гимн «ЛУКОЙЛа». И сделал профессиональную запись в исполнении оркестра Ленинградского военного округа. В ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», где работает Старков, гимн исполняют по торжественным случаям. А на морском терминале по перевалке нефтепродуктов под Выборгом «ЛУКОЙЛ-II» с него начинают каждый рабочий день. Автор в глубине души надеется, что когда-нибудь его детище станет гимном всего «ЛУКОЙЛа».
Петербургский концерт, посвящённый 50-летию песни «Колокола», организаторы объявили началом фестиваля «Души моей колокола». Инициатор затеи – Русский культурный центр (РКЦ), который много сделал, чтобы восстановить справедливость и подтвердить авторство Геннадия Старкова. Теперь РКЦ намерен организовать поездку по городам страны группы петербургских песенников, включая автора «Колоколов». Это будет протяжённый во времени и пространстве фестиваль, который позволит людям старшего поколения услышать мелодии, на которых они выросли, а молодёжи узнать другой пласт музыкальной культуры, отличный от современной «попсы».
Что будет исполнять, случись такое турне, Старков ещё не знает. Говорить об этом – пока рано. Подготовить программу большого труда для него не составляет. Хотя авторский список включает в себя более сотни названий, он говорит, что у него «по большому счёту примерно пятнадцать песен». И без тени кокетства поясняет: «Я беру в расчёт только то, что постоянно звучит в эфире, а значит – люди слушают».
Знающие Старкова утверждают, что на самом деле востребованных песен, тех, что просят исполнить на концертах, у него много. Просто, чтобы пробиться в эфир, нужны колоссальные средства. Авторы-исполнители обходятся без больших денег, но своё творчество меряют по большому счёту.
http://oppps.ru/istoriya-pesni-kolokola-a-ty-opyat-segodnya-ne-prishla.html
Геннадий Старков – «КОЛОКОЛА»
(оригинальный текст)
И снова льется легкий нежный звон
Любовной дрожью тело наполняя
Колокола любви со всех сторон, со всех сторон | 2 раза
Стучат в висках и сердце опьяняют. |
Янтарным светом всё омыто вновь
В душе сияют блики золотые
Колокола любви волнуют кровь, волнуют кровь | 2 раза
Напоминая встречи дорогие... |
А ты сегодня снова не пришла
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола, колокола | 2 раза
И ты войдешь в распахнутые двери. |
Перчатки снимешь стоя у дверей.
Небрежно бросишь их на подоконник.
Я так замерзла скажешь обогрей, ну, обогрей
И мне протянешь озябшие ладони.
Я помню как ты, стоя у дверей,
Ладони трешь, дыханьем согревая,
И говоришь мне: «Милый, обогрей, ну обогрей» | 2 раза
А я стою, тебя не понимая. |
Я оглушён твоею красотой,
Стою, молчу, глазам своим не веря
Что можешь ты прийти ночной порой, ночной порой | 2 раза
Войти ко мне в распахнутые двери. |
Потом очнусь и каждый пальчик твой
Переберу дыханьем согревая
Еще не веря, что опять со мной, опять со мной | 2 раза
В беспамятстве шепчу: «Моя родная». |
И так стоять готов хоть до утра,
Но встреча спрессовалась в миг короткий,
Со вздохом скажешь: «Милый, мне пора, но мне пора» | 2 раза
И как мираж, растаешь дымкой легкой. |
Сейчас кусая свои губы до крови,
Гляжу я в темень, двери отворяя,
Но никого… колокола любви, колокола | 2 раза
В душе моей с тоскою замирают. |
=====================
Колокола
Отчий дом
Попутчица
Бабье лето