Перуница

» » Деревянный водопровод Карелии

История » 

Деревянный водопровод Карелии

Деревянный водопровод Карелии

Водопровод является древнейшим инженерно-техническим сооружением. Предположительно, первые водопроводы из дерева появились в Средней Азии, затем в Римской империи, а в России первая трубопроводная система впервые появилась в Великом Новгороде.

Водопровод в Новгороде
Водопровод в Новгороде, обнаруженный при раскопках А. В. Арциховским// Р. Е. Кавецкий, К. П. Балицкий. У истоков отечественной медицины. - Киев, 1934. - с. 10.

Во второй половине XIII века в городском хозяйстве Новгорода происходят разительные перемены, неоднократно отмеченные археологами в разных частях города. По каким-то причинам существенно меняется практика замены ветхих уличных мостовых: вместо полной разборки старого настила его оставляют в качестве подкладки под новую мостовую. Но ещё более важным новшеством в «коммунальном хозяйстве» Новгорода XIII века становятся дренажные системы, древнейшие из которых были исследованы в 1990-х годах на Троицком раскопе.

Они представляют собой деревянные трубы, сделанные из долблёных брёвен хвойных пород, и соединённых посредством деревянных колодцев-отстойников в подобие ливнёвой канализации. При помощи такой нехитрой конструкции новгородцы научились перегонять грунтовые воды на расстояния в несколько сот метров, сбрасывая их в Волхов, другие естественные протоки или городские рвы. Источником подобных инженерных инноваций в это время для Новгорода, скорее всего, служили немецкие города, в первую очередь, Любек – будущая столица Ганзы, где в это время уже существовала разветвлённая водоводная сеть. Древнейший дренаж Новгорода датирован 1270-80-ми годами, и с этих пор содержание, очистка и ремонт колодцев и труб стали крайне ответственной частью жизни дворовладельцев и городских служб.

Поиск причин всех указанных изменений можно вести в разных направлениях: сказалось влияние татарской переписи, развилась система управления городом. Но есть и более «приземлённые» факторы. Ближе к концу XIII века началось очередное увлажнение климата, или трансгрессия, вызвавшая изменение гидрологического режима Ильменя и Волхова, и, как следствие, общий подъём грунтовых вод. Ну и как тут без хороших мостовых и дренажей?

В Новгороде на небольшом участке земли проложены коммуникации, возраст которых исчисляется даже не столетиями, а эпохами. Причем они до сих пор в исправном состоянии. Это и есть первый российский водопровод. Его заложили еще в XII веке, но что самое удивительное — он до сих пор работает. Проходит коммуникация на глубине двух метров, так же, как и современные. Но представляет он из себя не привычные трубы, а деревянный желоб, накрытый дощечками. А внутри действительно течет чистая вода. Протяженность водовода почти четыре километра, но это только то, что известно. Причем есть даже магистральные каналы большого диаметра. Заменить их «Водоканал» бы и рад, но дорого и почти невозможно.

Михаил Некипелов, директор новгородского «Водоканала»: «Все это земли находятся под охраной ЮНЕСКО и вести здесь какие-то работы немного проблематично, потому что это связано с раскопками археологии».

Наряду с деревянными желобами в XIII веке появляются привычные нам трубы. Делали их из ствола дерева. Его разрубали на две половины, затем сердцевину вычищали, потом вновь соединяли и обматывали берестой. Такие нехитрые устройства и проходили от одного водоотводящего колодца к другому. Историки уверяют: деревянными коммуникациями пронизан весь центр города. Но определиться пока не могут с одним: служат они как водопровод или как водоотвод. Дело в том, что направление движение воды в трубах идет не от реки, а к реке.

Позже деревянные водопроводные системы появляются в Москве и других городах России.

Канализационная труба. Московский Музей Воды
Канализационная труба. Московский Музей Воды

В Петербурге был проложен Самсоньевский водопровод к фонтану «Самсон», и прослужил он около 300 лет. По слухам в центре Петербурга до сих пор функционируют канализационные коммуникации из дерева.

С развитием технологий менялись и способы изготовления деревянных труб. Примерно с 16-го века трубы начали высверливать в цельном куске ствола дерева, с помощью специальных инструментов.

Сверления деревянных труб
Сверления деревянных труб ложечным сверлом из книги Агриколы. около 1540 года


Сверло длинное ложечное полукруглое для сверления труб
Сверло длинное ложечное полукруглое для сверления труб из стволов деревьев


Горизонтально сверлильный станок для сверления стволов дерева
Горизонтально сверлильный станок для сверления стволов дерева, на водяном приводе

Такой способ изготовления труб применялся и в Соловецком монастыре, где водопровод использовался для самых различных нужд монастыря, от подачи воды для солеварения, до розлива кваса по бочкам.

Звенья деревянного водопровода
Звенья деревянного водопровода, найденные в 1988 г. при прокладке теплотрассы по улице Северная. Находятся у Филипповской часовни.Фото – июнь 2005 г. – из материалов Международной экспедиции «Памятники истории и техники Соловецкого архипелага», организованной ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАНпри поддержке РГНФ.

По некоторым данным деревянные трубы так же использовались и старообрядцами Выгорецкой обители.

В середине 19-го века в Северной Америке появляется новый способ изготовления деревянных трубопроводов (wooden pineline), а уже в 1920-е гг. эта технология добралась и до Советской Карелии.


В журнале "ЭКОНОМИКА и СТАТИСТИКА КАРЕЛИИ" за 1927 год вышла статья о пользе использования деревянных труб, где описывается как сама технология, так и преимущество деревянных труб над железными:


Возможность получения в большом количестве первосортной древесины из девственных зрелых лесов, наличие металлообрабатывающего Онежского завода, а также относительная близость крупных промышленных центров союзного значения создают в Карелии особенно благоприятные условия для развития новой в СССР отрасли промышленности производства деревянных труб и баков.

Представьте себе цилиндрическую бочку, собранную из клепок двух размеров (одни клепки вдвое длиннее других), таким образом, что длинные клепки по всей окружности бочки чередуются с клепками короткими. Если, один торец бочки сделать гладким, то на другой стороне ее выступающие концы клепок будут торчать в виде гребня. Возьмем затем еще соответствующее количество длинных клепок и вставим их между зубцов получившегося на конце бочки гребня так, чтобы торцы их примыкали в стык к торцам ранее установленных коротких клепок. Теперь бочка удлинится и можно будет поставить на нее добавочные обручи. При этом установленные вновь клепки на конце бочки будут опять-таки выступать в виде гребня.


Вставляя между выдающимися клепками гребня новые длинные клепки и стягивая их обручами, можно удлинять бочку до бесконечности, т. е. получить цилиндрическую деревянную трубу любой длины.


По этой схеме изготовляются за границей трубы диаметром до 5 метров в несколько километров длиной и для напоров, превышающих сотню метров водяного столба.


Такие трубы из деревянной клепки очень долговечны, по качеству не уступают железным и чугунным и за границей, в особенности в Америке, нашли себе самое широкое применение при сооружении гидроэлектрических станций в городах, технических водопроводов на заводах, железной дороге и т. д.


По тому же принципу, как и деревянные трубы, изготовляются всякого рода баки и чаны большой вместительности.

Трубы зарываются в землю или укладываются на поверхности земли на особых деревянных или бетонных опорах.


Конструкция деревянной трубы дает возможность исполнять ее с закруглениями, что особенно удобно в том случае, когда трубу приходится укладывать на пересеченной и волноообразной местности.

Сборка деревянной трубы обыкновенно производится одновременно с ее укладкой, чем облегчается доставка на место материала трубы. Сама по себе сборка трубы не сложна и обычно совершается весьма быстро небольшой партией рабочих.


Деревянные трубы, уложенные на земле, согласно шведским литературным источникам, остаются исправными в течение от 30 до 60 лет, а в особенно блаприятных условиях и до 100 лет. Таким образом срок их службы в общем не короче, чем у железных труб, а в некоторых случаях и более продолжителен. Сопротивление протеканию воды в деревянных трубах на 15—20% меньше, чем у труб железных. Со временем эта разница становится еще более ощутительной в следствие того, что деревянные трубы, покрываясь изнутри слизью, становятся более гладкими, а железные трубы от разъедания ржавчиной делаются более шероховатыми.

Деревянные трубы не изменяют своей длины под влиянием температуры и потому не требуют, как трубы железные, установки дорого стоющих температурных компенсаторов...


Благодаря полученным данным, в основном из Американских рекламных проспектов, в 1934 году, в Петрозаводске решили создать свой первый водопровод. Для чего пригасили специалистов - финнов из Северной Америки.

Характерно то, что примерно в это же самое время в Канаде секта духоборов, бежавших из России строила гораздо больший водопровод по той же схеме.



Doukhobor Settlers at Ootischenia, British Columbia, c 1908, BC Archives A-02072



Деревянные водостоки повсеместно использовались в Британской Колумбии на стыке 19-20 ст. Сборка 48-дюймового деревянного водостока, производимая специалистами Fruitlands irrigation and Power Co. 1910г.11.


Из истории строительства водопровода в Петрозаводске Суржко Ольга Игоревна главный специалист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия

1935 год для Петрозаводска был богат на события. Одним из таких событий, имевших огромное значение для всех горожан, стал пуск первых веток долгожданного водопровода. Первая водопроводная вода была грязноватой, подача воды часто прерывалась из-за аварий в системе. Однако уже к началу войны вода в домах центральных улиц города стала привычным явлением.

Впервые власти города серьезно озадачились строительством водопровода в Петрозаводске еще в 1918 году. Поскольку финансовое положение города было тяжелым, стали искать партнера для реализации дорогостоящего проекта. На заседании Петрозаводского городского исполкома от 17 октября 1918 года было решено сооружать водопровод в Петрозаводске совместно с Мурманской железной дорогой. Тогда же организовали постоянную комиссию из представителей Управления Мурманской железной дороги и Петрозаводского горсовета «по одному представителю администрации, технической силы и финансово-экономической специальности». На этом все и закончилось — к реализации проекта строительства водопровода городская власть так и не приступила.

В 1923 году, когда правительство республики возглавил Эдвард Гюллинг, начался новый виток «водопроводной истории». Однако первый реальный проект водопровода появился только в 1931 году. Надо вспомнить, что в начале 1930-х годов главной стройкой Карелии являлся Беломорско-Балтийский канал, и о финансировании какого-либо другого проекта в республике не могло быть и речи. Как ни пытался Гюллинг убедить правительство СССР найти деньги на строительство водопровода в столице республики, финансирование не поступало. В предоставлении специалистов, труб и цементе Москвой тоже было отказано. В 1931 году республика решила начать строительство водопровода своими силами из подручного материала, надеясь, что деньги вот-вот поступят.

На заседании Совета Народных Комиссаров АКССР от 20 июня 1931 года было решено: «В виду того, что плановое получение чугунных водопроводных труб не обеспечено не только в текущем, но и даже в 1932 году, и принимая во внимание, что детальный проект водопровода рассчитан и на деревянные трубы американской конструкции (с давлением выше 5 атмосфер) признать необходимым организовать в Петрозаводске завод деревянных труб уже в текущем году, считая целесообразным нахождение его при Петрозаводском городском совете... В соответствии с этим и имеющимся у Коммунстроя проектом закупить в Америке оборудование завода в необходимых для такого предприятия размерах (планировалось поставлять часть продукции на внутренний рынок СССР)..., добиться скорейшего приезда в Карелию группы американских рабочих специалистов...». 24 августа 1931 года СНК АКССР одобрило план мероприятий по организации завода и предложило Центральному Совету Народного Хозяйства, Карплану, Кареллесу проработать вопрос о развертывании дополнительных производств (судоверфи, фибролитового завода). Но идея строительства завода по производству деревянных труб так и не была реализована из-за отсутствия необходимых средств.

На период строительства водопровода в республике пришлось еще одно важное событие в жизни Карелии - массовый приезд североамериканских финнов в нашу республику. Это было новое явление в истории: «миграция, основанная на идеологических принципах, когда десятки тысяч людей, привлеченные образом справедливого социалистического общества, устремились в СССР». Будучи специалистами достаточно высокой квалификации во многих сферах деятельности финны активно влились в процесс строительства в республике. При сложившемся тяжелом положении с кадрами на строительстве водопровода (не обошлось даже без привлечения рабочей силы Беломорско-Балтийского комбината ОГПУ НКВД) финны оказались подарком судьбы. Американские финны предложили (а затем и воплотили) несколько хороших технических идей по реализации проекта строительства водопровода: проект деревянных труб при отсутствии железа, проект рубленого водохранилища без использования цемента и другие.

На 1934 год пришелся основной объем работ. Одним из самых сложных технологических процессов, запланированных на весну 1934 года, было изготовление и укладка самотечной трубы городского водопровода. С 1 января 1934 года постройка Петрозаводского водопровода была поручена тресту «Стройобъединение», в котором бригады водопроводчиков 2-го строительного участка состояли из финнов-иммигрантов (участок возглавлял Л. Вакс). Кстати, финны - рабочие этого треста, привезли с собой из США и Канады деревообрабатывающие станки, которые использовали в своей работе. До 1 марта 1934 года не был окончательно решен вопрос о конструкции самотечной трубы, поскольку составленный ранее проект не удовлетворял вследствие затрат большого количества железа – весьма дефицитного материала в тот период. Поэтому было принято решение упростить конструкцию трубы. Из трех предложенных проектов победил проект строительного десятника-американского финна Ялава, который до приезда в СССР уже имел опыт работы с деревянными трубами. Он же должен был разработать технику спуска трубы в воду. Проект спуска был готов через 2 дня и содержал следующую схему: сначала опускалась головная часть трубы, поддерживаемая людьми на четырех канатах, затем сама труба опускалась таким же способом на дно озера. Однако этот метод был отвергнут как «угрожающий уходу трубы в озеро». После этого главным инженером треста А. Духовым было дано распоряжение подготовить проект спуска трубы на воротах и при помощи блоков и лебедок, спуск должны были начать с конца трубы. Такой проект подготовили, однако финские рабочие не были согласны с технологией укладки трубы.

Монтаж трубы водопровода. г. Петрозаводск. Апрель 1934 г.
Монтаж трубы водопровода. г. Петрозаводск. Апрель 1934 г. Автор съемки Г.А. Анкудинов

В документах Национального архива Республики Карелия в фонде Карельского обкома КПСС отложились два отчета сотрудников Объединенного государственного политического управления АКССР (ОГПУ АКССР), в деталях описавших спуск трубы практически по минутам. Причина, по которой сотрудники ОГПУ оказались на территории стройки, была простой – авария, случившаяся при укладке 700-метровой трубы. Несмотря на укоры самого Гюллинга («Что вы там делаете, вы там арестовываете людей!»), контроль со стороны ОГПУ не прекращался. Укладка трубы была назначена на 19 апреля 1934 года. Конструкцию изготавливали силами собственной мастерской 25 рабочих-финнов. Трубу долго собирали на льду озера, не хватало бандажей на 700 метров длины. Окончание работ пришлось на 20 апреля (позже запланированного по графику срока). Укладку трубы начали с хвоста (в ледяной воде по вырубленной во льду полынье почти в 1 километр). Погода не радовала. Проблемы появились практически сразу.

Строительство водопровода в Петрозаводске, Онежское озеро, 1934 год.
Строительство водопровода в Петрозаводске, Онежское озеро, 1934 год. Фото: Г. Анкудинова.

Сначала перевернулась деревянная труба в хвостовой части, выбив плохо забитые в мерзлый грунт сваи. Затем средняя часть конструкции опустилась на дно (около 500 метров длины), что спровоцировало обрыв веревок у лебедок, державших головную часть трубы в месте входа в водоприемник. Несмотря на сложную ситуацию, аварию устранили, труба функционировала, бригады наградили за титанический труд (оценили вклад бригад Л. Лоума, Я. Виитала и других). Но в ОГПУ о случившемся не забыли. В апреле 1934 года было заведено следственное дело под названием «Труба».

Сборка деревянных труб для подачи воды
Сборка деревянных труб для подачи воды. г.Петрозаводск. 19-20 апреля 1934 г. Автор съемки Г.А. Анкудинов

С пристрастием были допрошены все участники событий 19-20 апреля. Следствие долго выясняло, со злым умыслом или нет привели в движение лебедки начальник 2-го строительного участка Вакс и строительный десятник Ялава, вследствие чего оборвались веревки, державшие головную часть. Следствие сделало вывод о том, что причиной аварии стало отсутствие единоначалия в тресте и дисциплины в финских бригадах, отчужденность национальных специалистов от остальных рабочих треста, а также недоверие к местным специалистам (инженерному составу) из-за их некомпетентности. Виновными были признаны начальник 2-го строительного участка Л. Вакс, строительный десятник Ялава (в деле он значится как «Яло», видимо, это было связано с трудностью произнесения финских фамилий). Следствие посчитало, что «вся обстановка спуска трубы характеризовалась упорным желанием Яло и поддерживающего его Вакса провести в жизнь явочным порядком выдвинутые ими идеи, но не принятые предложения». К этим двум виновникам аварии добавили инженера стройучастка Лойкконена и техника того же участка Хиско. Дело «Труба» было направлено в Петрозаводский городской комитет партии. В январе 1938 года среди финнов-водопроводчиков начались аресты, многие почти сразу были расстреляны.

Что касается самого водопровода, то 17 июня 1935 года приказом управляющего Трестом коммунальных предприятий г. Петрозаводска был назначен заведующий по эксплуатации горводопроводом Ф.А. Шмуйлович. Первое, что вменили ему в обязанность - «приступить к составлению планов порядка отпуска воды, стоимости и всех условий». А уже 10 ноября 1935 года газета «Красная Карелия» сообщила: «6 ноября водораздаточные колонки городского водопровода начали регулярный отпуск воды ... В дни праздников вода отпускалась бесплатно. С сегодняшнего дня вводится плата по 2 копейки». 13 ноября 1935 года был подписан акт ввода водопровода в эксплуатацию, где указывалось, что Петростройтрест должен ликвидировать выполнение всех недоделок, указанных в приложенной ведомости к акту приемки. Вводилось два поста военизированной охраны (на резервуаре и на насосной станции). Вменялось отрегулировать хлораторную установку и обеспечить ее бесперебойную работу, бактериологический анализ проводить через день. Водопроводные линии продолжали прокладывать и в более поздние годы, приходилось решать множество проблем. Особенно беспокоило качество укладки: небольшая глубина, отсутствие изоляции и прессовки, а также нехватка квалифицированных кадров. Однако, несмотря на все проблемы, начало водоснабжения города было положено.

https://vk.com/@puwhiine_perti_karjala-derevyannyi-vodoprovod-v-karelii

https://www.perunica.ru/istoria/9990-derevjannyj-vodoprovod-karelii.html  



+5


Категория: История   Теги: Карелия, Вода

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.