
В "Черном супрематическом квадрате" К.С. Малевича воплотилась идея абсолютной универсальной картины, во все века будоражившая умы художников. Осуществилась она в искусстве русского авангарда, который вывел эксперименты живописи начала ХХ века на качественно новый уровень беспредметного искусства. Представленный на выставке "0,10" в 1915 году "Черный супрематический квадрат" стал первым произведением супрематизма. Такое название дал Малевич созданному им направлению геометрической абстракции.
Картина представляет собой черный квадрат, обрамленный белым полем. Черное и белое находятся в динамическом напряжении, являющемся следствием оптического эффекта. Черное – разность всех цветов, белое – сумма всех цветов. В квадрате заложена возможность двоякого восприятия: черная плоскость на белом пространстве и, наоборот, черное зияющее пространство в окружении белой плоскости. Выражая стремление "мировой энергии к экономии" (к порядку), Малевич приходит к "совершенному формирующему первоэлементу живописи" – цветной плоскости. Зрительное восприятие квадрата построено на постоянных превращениях друг в друга плоскости и пространства.
Художнику удалось вывести искусство из сферы чувственного и рационального в высшую сферу идей, сверхчувственного постижения мировых законов. "Черный супрематический квадрат" в известном смысле подводит итог предшествующей истории искусства и открывает перспективы нового пластического мышления XX века.