Как раньше выдавали замуж

Как раньше выдавали замуж

Настоящие воспоминания, записанные со слов бабушки. Описание свадебных обрядов и традиций Воронежской области в предвоенные годы.


Как выдавали замуж мою бабушку


Хочу написать настоящие воспоминания человека. Это не вымысел чистой воды, а рассказ, основанный на реальных событиях. Давно увлекаюсь изучением народных традиций и обрядов. Как знать, возможно, это заслуга моей бабушки. Мне интересно все, что связано со свадьбой, проводами в солдаты, рождением и крещением, и, не удивляйтесь, с погребением тоже. Мне хочется побольше узнать, как праздновали наши родные в старину главные православные праздники: Рождество, Пасху, Троицу. А еще интереснее – каким образом языческие обряды до сих пор сохраняются и живут среди нас.

Начну с самого начала. Аксинья родилась в маленькой деревушке в Воронежской области в 1911 году. В 1914, когда началась Первая мировая война, отца забрали на фронт. Известий от него долго не было, а семья бедствовала. Поэтому Аксинью с матерью забрала к себе семья родного брата отца. Так они стали бесплатными и бесправными рабами в чужом доме. Вся самая тяжелая и грязная работа доставалась матери, а Аксинья уже с шестилетнего возраста нянчила малых детей. Отец вернулся только через 10 лет! Он пробыл в немецком плену, откуда никак не мог подать весточки.

Жили очень бедно. Да к тому же Аксинья имела проблемы со здоровьем. Поэтому и сватов долго не могли дождаться. Брак решили устроить родственники. Нашли где-то такую же неблагополучную семью с парнем, за которого девушки не хотели идти замуж. Не потому, что он хромой или рябой, а просто по причине дурной славы его семьи. Раньше считалось страшным грехом наложить на себя руки. А в этом роду случилось несколько таких смертей в разные годы. Именно поэтому их считали порочными, и никто не хотел связываться с этой семьей.

Свадебный рушник, Воронежская обл.

В ночь перед приездом сватов Аксинья видела странный сон: полный воз зеленого лука. Такого в обычной жизни не бывает. Поэтому она сделала вывод: следует ждать чего-то удивительного, необыкновенного. Немного позднее полудня заявились сваты с женихом. Это была первая встреча молодых. До того момента они не были даже знакомы!

Сватали по старинке – с веселыми прибаутками, песнями, шумным застольем и благословением родителей. Хотя на дворе была уже новая власть, которая всячески старалась изжить все напоминания о прошлом, навязывала новый порядок регистрации браков и преследовала инакомыслящих. Первым делом хозяйка дома, завидев таких долгожданных гостей, бросилась собирать ухваты и кочережки у печки. Не найдя быстро веревки, сорвала с себя фартук и завязала им всю эту утварь. Это чтобы всё получилось, чтобы дело «выгорело». Затем накрыли стол из всего, что нашли, и того, что принесли сваты. С пустыми руками в дом не приходили. Приносили и выпить, и закусить. А еще обязательно какой-то круглый хлеб или каравай.

В случае положительного решения вопроса этот хлеб ломали над головами молодых и тут же поедали за столом. Будущей невесте в обязательном порядке полагался красивый подарок. Им оказался синий платок с кистями. По тем временам очень дорогая вещь. Аксинья хранила его потом всю свою жизнь. После первых тостов и благополучного договора молодых посадили на вывернутый тулуп в углу избы, а все остальные продолжали праздновать. Это чтобы жить новобрачным в достатке и благополучии. Свадьбу решили сыграть быстро, буквально через две недели.

Шить платье невесте самой считалось плохой приметой. Да и где было взять хороший отрез материи? За какие деньги? Поэтому всей родней и через подруг стали искать, у кого можно взять подходящий наряд для такого важного события. Причем, вместе с платьем на тебя могла перейти и судьба того человека. Поэтому придавалось огромное значение, насколько благополучно живет семья, имеет ли детей. Таким же образом нашли и полусапожки на шнуровке. На голове невесте положено было иметь фату. Однако, времена были трудные и решено было заказать мастерице сделать веночек из бумажных цветов, а в косы заплести две белые ленты. Вот и весь свадебный наряд.

Свадебный рушник, Воронежская обл.

В день перед свадьбой принято было сходить на кладбище и обойти могилы родственников. У кого уже умерли родители – поплакать и попричитать над их холмиками, что не увидели они счастливого дня в жизни дочери. А вечером предстояла баня с подружками. Пели песни, расплетали косу невесте, а ленточку отдавали младшей сестренке или подружке, с надеждой, что и ей скоро замуж идти. Волосы немного подстригали. Самые кончики. Это значило обновление, другую жизнь, другой статус. После бани невесте заплетали уже две косы. А отрезанные хвостики какие-нибудь ушлые подруги могли потом и продать в разгар праздника жениху, как символ девичества.

В день свадьбы с самого раннего утра в доме царила суматоха. Готовили праздничный обед, пекли пироги, накрывали столы. Хоть жили очень скромно, да и гостей намечалось не много, однако же, старались все сделать достойно. После приезда в дом «свадебного поезда» из трех телег, украшенных лентами, цветами и колокольчиками, жениха не пустили сразу в дом. Требовали «позолотить ручку» или выкупить невесту за бутылку вина. Пока мучили у ворот новобрачного, дружка пробрался в окно с другой стороны и вывел невесту из дверей дома, никем не остановленный. Так и пошла наша Аксинья под венец без выкупа. Но зато сколько было веселья! Регистрировались в местном сельсовете.

Венчание пришлось отложить, так как быстро не нашли такую церковь, где бы батюшка согласился провести обряд. Встречали молодых хлебом-солью у ворот дома отец и мать невесты. Благословили иконой Божьей матери, посыпали зерном. Танцевали и пели под балалайку. А еще под язык. Так называлось исполнение без всякого инструмента и без слов. Слышались лишь комбинации некоторых звуков типа «Идырь-идырь, идырь – идырь» или «А нари-нари-нари, а нари-дри-тата». Вот ими-то и выплеталась мелодия. Была такая умелица, одна на много деревень. И звали ее на свадьбы для пущего веселья. Она же и песен много знала, и смешные случаи с других свадеб рассказывала, словом, развлекала гостей.

Как только солнышко покатилось к закату, следовало провести обряд снятия фаты. В данном случае – веночка. Мать с добрыми словами и пожеланиями сняла венок и повязала на голову дочери беленький платочек. Причем, надо было убрать все волосы и косы, чтобы нигде ни один волосок не выглядывал. Позднее уже невеста могла сама перевязать платок, как ей удобно. В скором времени, когда стемнело, молодых отправили спать, а веселье продолжалось до самого утра. Изба состояла всего из одной жилой комнаты с печкой посередине. Поэтому молодым постелили на сеновале. А не успело утро заняться, как вокруг овина с шумом и гамом стали бегать пьяные гости. Они стучали в стены, гремели металлическими крышками, светили зажженными факелами и кричали «Пожар!»


Я долго не могла понять, к чему так пугать молодоженов? Да еще раным-ранешенько, когда они еще и не проснулись. Пока не повстречала где-то в литературе описание похожего обряда в других губерниях России и Украины. Бабушка ничего не смогла объяснить, а только твердила, что так было принято у всех. Видимо, обоснование этому такое: в стрессовой ситуации человек обычно мобилизуется. В страхе за свою жизнь, за свое будущее все силы молодого организма устремляются на выполнение самой главной задачи – продолжение рода. Наверное, гости таким образом желали новобрачным скорейшего зачатия и рождения первенца.

На второй день свадьба продолжалась уже в доме жениха. Ехали туда только самые близкие и везли невесту уже с приданым. Аксинье досталось несколько вышитых полотенец с кружевами и иконка, на которую эти полотенца потом вешались, перовая перина да две пуховых подушки еще царских времен. Новые-то купить было негде и не за что. Поэтому родители отдали ей то самое дорогое, что имели. А сами сделали себе тюфяк из соломы. Спустя несколько лет Аксинья смогла порадовать родных новыми подушками. Она бережно собирала гусиные перо и пух, сушила на печи, чистила, пока не набрала достаточно. Это был самый дорогой для них подарок за всю их жизнь!

В заключение хотелось бы рассказать, как же сложилась вся дальнейшая жизнь моей героини. У Аксиньи довольно быстро родилось двое деток – сынок и доченька, моя мама. Затем пришла страшная война, муж погиб на фронте в 1942. Счастливой семейной жизнью пожить так и не удалось. После войны вернулись все израненные две ее старшие сестры, которые оставили после себя по дочке, а сами в скором времени скончались. Бабушка вырастила всех детей как родных, и замуж больше не вышла. Несмотря на все пережитые невзгоды, она до последних дней оставалась доброжелательной, приветливой и спокойной. И нас всегда учила не злиться и не грешить.


На фото несколько полотенец на иконку из бабушкиного приданого. Домотканое льняное полотно, ручная вышивка и коклюшечное кружево. Лишь в одном варианте кружево фабричное, пришито уже в новое время.

Avtoru4ka


Категория: Славянская культура   Теги: Свадебные традиции   Автор: Avtoru4ka


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*