Пасха 2024. Сказ о пасхальных традициях и подготовке к празднику


В 2024 году Пасха будет отмечаться 5 мая. Предшествующий ей Великий пост начинается 18 марта и заканчивается 4 мая, перед Лазаревой субботой и Вербным воскресением. Страстная неделя перед Пасхой (29 апреля - 4 мая) не входит в период Великого поста и имеет особое значение в церковной практике. Вербное воскресенье придется на 28 апреля.

Пасха является переходящим праздником, который каждый год отмечается в разное время. Ее точная дата зависит от солнечного и лунного календарей и рассчитывается на основе постановления Первого Вселенского собора в 325 году в Никее. Согласно этому постановлению, Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия (20-21 марта), и приходится на период между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (21 марта и 25 апреля по старому стилю).


Сказка про Пасху


Начать свой рассказ хотелось бы словами из знаменитого и всеми любимого фильма: «Когда я была маленькой, у меня тоже была бабушка!» В детстве редко кто из нас задумывается о многогранном значении всех этих добрых и поучительных бабушкиных сказочек. Нам просто интересно окунуться в удивительный, далекий и незнакомый мир русской старины, о котором поведать могут живые свидетели – наши дорогие, милые, заботливые, самые любимые наши бабушки! Призываю всех, у кого еще в здравии старшие члены семьи, пользоваться этой возможностью сполна.

Расспрашивайте обо всем: о сватовстве и свадьбе, о родах и крещении, о причастии и проводах в армию, о своих корнях, родовых ветвях и далеких краях, где им довелось побывать. Нельзя упускать такую великую возможность наполнить свою душу и разум полезной и важной информацией, которая касается в первую очередь тебя самого. Ведь это - твой род, твоя родословная!

Старинные сказки не только будоражат воображение, но и исподволь поучают, воспитывают, направляют на правильные пути-дорожки в дальнейшей жизни. На них мы начинаем понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Мы учимся уважать старших, бережно относиться к результатам чужого труда и помогать родителям с малых лет. Вот одной такой «сказкой про Пасху» я и хочу поделиться. Все, что я здесь напишу, было собрано из рассказов моих предков, с кем довелось беседовать лично или почерпнуть сведения со слов родных.


Пасха – самый светлый и великий праздник для православного человека. Готовиться к нему начинали задолго, можно сказать, с самой зимы. Деревенские женщины и девушки уже во время Великого поста собирались в какой-то избе на «беседки», где не только обсуждали последние новости, накрывали застолье, но и занимались рукоделием: шили себе обновки к Пасхе, плели кружева, что-то вязали и вышивали, чтобы потом на вырученные от продажи своих изделий деньги купить новые ботиночки или платочек. Праздничные вещи для «выхода в люди» зачастую были в единственном экземпляре и хранились в огромных сундуках, тяжелых деревянных или окованных медью, железом. Один такой сундук до сих пор стоит в старом бабушкином доме. У него свой неповторимый запах, свой особый «карактер», как говорила бабушка. Если не захочет, то ни за что не откроется.

Там же, в сундуке, хранили и специальный узелок «на смерть», куда складывали не только одежду и обувь, но и кружевное покрывало, отрез ткани на обивку, полотенца и платочки. На крышке сундука изнутри много старинных картинок и фотографий, есть даже небольшая афиша цирка «Шапито» от 1932 года. Все это просто завораживает. Такие смешанные чувства одолевают: и страх, и любопытство, и благоговейный восторг от соприкосновения с историей своей семьи. Большие и дорогие вещи обычно передавались по наследству. Так моя бабушка надевала по праздникам тяжелую шерстяную юбку своей мамы и зеленый атласный платок с кистями, который привез ее отец из австрийского плена в Первую мировую. Видимо, в этой старинной одежде она чувствовала поддержку своих родителей, ей это придавало уверенности и спокойствия.

Как только сходил снег и пригревало солнышко, детвора по деревне начинала «окликать» весну. Бегали под окнами и кричали старинные «заклички», сообщая всем, что скоро посту конец, за что получали печенье в виде крестиков. На речку ходили звать перелетных птиц, «весну-красну», громко и протяжно «гукали». Эхо разносило по округе на многие километры звонкий детский смех и неизменное «Гу-у-у!». 1 марта на Евдокию-капельницу и потом на Герасима-грачевника (4 марта) хозяйки пекли маленьких пташек – «грачиков» из теста, а на праздник Сорока мучеников, 9 марта, - «жаворонков».

Такое ритуальное печенье раздавалось и детям, и взрослым, и скотине с лошадьми, и будущим пастухам с пахарями, чтобы поскорей наступило тепло и год был урожайным. Часть угощения дети делили с птичками: рассыпали крошки на старых пнях или насаживали «пташку» на длинную палку, высоко поднимали и так бегали с ней по лужайкам целыми днями, приглашая птиц отведать печенье. А еще могли раскачиваться на качелях и подбрасывать своих «жаворонков» высоко в небо, приговаривая: «Жаворонки, летите! Лето красно принесите!» или «Нам зима уж надоела, весь хлеб у нас поела!»


На Благовещенье, 25 марта, было принято выпускать из клеток живых птиц. Накануне ребята ставили силки на птичек или ловили голубей, у кого была своя голубятня. Птицы издавна считались воплощением душ умерших. Наверное, именно поэтому на большой праздник их отпускали на волю, чтобы освободить на время, помянуть умерших. Много раз слышала, что на Благовещение солнышко «играет». Бабушка вспоминала, как в возрасте 8 лет она с ребятишками коптила на костре стеклышки и смотрела потом через них на солнце. Оно как бы расходится малиновыми кругами, переливается разными оттенками.

В этот день выносили семена и «освящали» их этим весенним солнышком, готовились к посевным работам. Несмотря на пост, в этот праздник уже разрешалось кушать рыбу. Поэтому хозяйки всячески пользовались этим послаблением и накрывали богатый стол с различными пирогами, кулебяками, запеченной и заливной рыбой. Знаменитый бабушкин «рыбник» с начинкой из грибов с луком до сих пор является самым праздничным блюдом в нашей семье.


Еще один праздник в преддверии Пасхи – Вербное воскресенье. «Вербным» оно стало благодаря географическим особенностям нашей страны, где множество рек и речушек, заболоченных низин создают условия для роста красивейшего дерева – вербы. Как только начинает таять снег и пригревает первое весеннее солнышко, на бордово-коричневых веточках вербы распускаются крупные пушистые почки. Их так много, что невольно возникают мысли об изобилии, плодоношении, отменном урожае. Вероятно, отсюда пошли верования наших предков о целебных свойствах веточки вербы. До сих пор их освящают в церкви, дарят друг другу, ставят у иконки, чтобы здоровье и достаток сопровождали на протяжении всего года. Вербой можно тихонько похлестать человека или скотинку, чтобы отогнать возможные невзгоды и болезни.

В этот день тоже пекли специальное обрядовое печенье. Называли его в разных областях по-разному. Одна бабушка говорила «кытьки», другая - «катышки». В тесто заворачивали пушистые почки вербы – отсюда такое название. Угощение раздавали детям, ели сами и кормили овец, чтобы был хороший приплод. Освященные веточки вербы даже в наши дни хранят целый год до следующего Вербного воскресенья. Затем старые сжигают в домашней печи, а свежие снова ставят в «красном углу» избы.

Страстная неделя – самая строгое и хлопотное время перед большим праздником. Нельзя шуметь, нельзя веселиться, потому как в эти дни Господь наш терпел самые страшные муки перед смертью. Все вокруг заняты приготовлениями, подготовкой жилища, нарядов, праздничного угощения.

В «чистый» четверг большинство работ в доме направлены на очищение. Кроме того, что нужно было все убрать, помыть, побелить, сменить все занавески и скатерти на специальные праздничные, надо было не забыть и о себе, о своей грешной душе. Вставали раным-ранешенько, еще до зари. Умывались колодезной водой «с серебра». Конечно, никакой серебряной посуды наши простые деревенские бабушки не имели. С вечера в ведро с водой опускали серебряный рубль (один такой до сих пор храню – 1780 года) или серебряную ложечку. Самые смелые обливались и ныряли в речку, хотя еще ночами было очень холодно. Такой обряд не только избавлял от прошлых грехов, сглазов и болезней, но и придавал здоровья на целый год. Затем самый старший в семье обходил дом со свечкой и иконкой.

Давным-давно жилище даже окуривали ветками можжевельника, которые тоже собирали рано утром в «чистый» четверг. Все шкафы и сундуки открывались, проветривалась одежда и постель, натирались до блеска все самовары, медные тазы, лампадки и иконки. В этот день могли сжечь старую одежду или мебель. Иногда специально подыскивалось что-то ненужное, лишь бы устроить во дворе большой костер. Я так понимаю, это тоже имело какой-то свой ритуальный очистительный смысл.


Очень интересный и необычный обряд, связанный с киселем, рассказала мне бабушка. Его проводили как раз в дни страстной недели с целью «заговорить», уберечь домашнюю живность. Собирались ребята и девчонки, выносили из дому овсяной кисель и шли всей гурьбой в чей-то овин. Там забирались как можно выше и начинали созывать или «кликать» зверей. Выкрикивали, кто кого придумает: «Медведи, волки, лисицы, барсуки, соболя и куницы, приглашаем вас отведать нашего киселя!» Точно так же угощали киселем и мороз, чтобы «задобрить» его, чтобы оградить посевы от весенних заморозков. Говорили: «Мороз, мороз! Не трогай наш овес!» Затем пробовали кисель и остатки выливали в поле. Иногда, с целью подшутить или проучить кого-то из компании, кисель выливали прямо на голову неудачнику. Такого человека потом весь год называли «склизкий».

Старшие женщины в семье готовили в «чистый» четверг специальную освященную соль, которая по преданию помогала от болезней и отгоняла злых духов. Затем приступали к самым приятным заботам – готовили куличи, пасхи, красили яйца. Моя бабушка всегда красила около ста, а то и больше яиц. Говорила, чтобы всем хватило: и в церковь сносить, и на стол, и на «христосование», и деткам малым на забаву. А когда дома ставили тесто на куличи, то запрещалось шуметь, скакать, даже громко хлопнуть дверью считалось большим проступком. Ведь от этого тесто могло осесть и тогда не получилось бы доброй выпечки. Запах по округе разносился умопомрачительный! Ребятишки толклись тут же, рядом, в ожидании какого-нибудь неудавшегося или подгоревшего кусочка. Творожные пасхи утрамбовывались в специальные сборные фигурные формы, выносились на лед. А когда хорошо затвердевали, формы снимали, украшали пасху изюмом, орешками, сухофруктами.

Наконец, наставал черед самого главного и великого дня. Вернее сказать, начинался он еще с вечера. Все, кто имел достаточно силы и здоровья, отправлялись на всенощную службу в церковь и на «крестный» ход. Затем встречали солнышко, поздравляли друг друга словами: «Христос воскрес!», целовались и менялись яйцами. Если кто припозднился или проспал заутреннюю службу, того брызгали или даже обливали водой.


Освященные куличи и яйца приносили домой, накрывали праздничную трапезу и начинали обязательно с яиц. Несколько пасхальных яиц хранили в течение года. Говорили, что они оберегают дом от пожара, а хозяев – от сглаза и порчи. Ребятишки бегали на гору «яйца катать» - у кого дальше укатилось, тот будет самым удачливым и счастливым в году. Во многих народах яйцо символизирует новую жизнь. Наверное, именно поэтому все детские забавы с пасхальными яйцами связаны с катанием яиц по молодым посевам.

В это же время повсеместно устраивали качели, массовые игры, гуляния с песнями и танцами. Бабушка говорила, что самой любимой игрой была «А мы просо сеяли». Она словами своими напоминала о полевых работах, а на деле оказывалась свадебным хороводом. В нее играли просто целыми днями. Еще упоминались игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Дударь», «Дубинушка», «Уточка», «Дедушка Рожок» и многие другие. Вся последующая пасхальная неделя называлась Красной горкой.


Повсюду собиралась кружками молодежь, одни парни выбирали себе невест, другие уже отмечали свадьбу. А тех, кто был женат первый год, принято было поздравлять на Красную горку специальными обрядовыми песнями – «вьюнишными». За их исполнение молодожены одаривали девушек и парней через открытое окно каким-то угощением. Могли даже налить чарку вина или зачерпнуть ковш бражки. Если поздравляли дети, то подавали яйца, куличи, сладости. Те, кто не успел сыграть свадьбу на Красную горку, вынуждены были ждать до окончания всех полевых работ.

Вот и вся бабушкина сказка про Пасху.

Avtoru4ka





Категория: Славянская культура   Теги: Праздники   Автор: Avtoru4ka


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*