Откуда пришёл на Русь обычай дарить «живые» цветы? Сорванный цветок можно назвать живым лишь условно. Лишённый корней он умрёт, даже при очень тщательном уходе за ним. Более того, находясь в помещении примерно два часа он начинает активно вампирировать, тянуть из окружающей среды энергию, дающую ему шанс продлить жизнь. Борется за существование. Поэтому у людей в это время может болеть голова, они испытывают чувство слабости, усталости. Кстати, знахари-травники никогда не станут сушить в жилом помещении травы, они знают это свойство растений.
Трудно представить какое-либо торжественное событие без букета цветов. Цветы – ко дню рождения, на свадьбу, на крестины и… на надгробие. Знаменитая болгарская прорицательница Ванга отказывалась принять в своём доме человека, который по неразумению своему приносил ей букет цветов. «Зачем несёшь мне в дом смерть?», - спрашивала она. Если кто-то всё же хотел подарить ей цветы, мог принести ей их в горшке – с корнями. Ванга не возражала.
Сорванный цветок – символ смерти, считала она. Ведь его лишили способность жить. На Кубе, например, сорванные цветы можно увидеть только в одном месте – на кладбище. Страна утопает в цветах; однако блюстители порядка могут оштрафовать за сорванные цветы. Об этом рассказала учительница, несколько лет работавшая на Кубе. И такое отношение к цветам бытует не только в этой стране.
Но, может, тогда лучше дарить цветы пластиковые, синтетические? Ведь они никогда не завянут и не будут вампирировать. С этим тоже трудно согласиться, ведь они уже заранее мертвы. Остаётся согласиться с Вангой – лишь жизнеспособный цветок, с развитой корневой системой, растущий в грунте может символизировать жизнь и процветание. Национальной особенностью обычай дарить цветы считать нельзя, так как наиболее ранние исторические и литературные источники, рассказывающие об особенностях жизни и быта нашего народа, это не подтверждают….
Вот ещё один факт из жизни растений, хотя и не связанный с традициями. Однажды американский бизнесмен русского происхождения во время деловой поездки по России поведал представителю прессы историю о том, как он трижды пытался осуществить мечту всей своей жизни: развести на своих плантациях лесную землянику. Первый раз он привёз из России только рассаду. Кустики земляники прекрасно перенесли долгую дорогу, дружно принялись на новом месте – в плодородном, жирном грунте, отцвели, дали плоды. Ягоды выросли очень крупные и сочные, но… это была не земляника. Пропал тот самый неповторимый, ни с чем не сравнимый дух земляничных полян, что запомнился американскому фермеру с детства, проведённого в средней, лесистой полосе России. Второй раз он вывез из России землянику вместе с грунтом, с которым и высадил кусты в свою почву. Снова неудача. Третий раз, учтя прежние ошибки, настойчивый американец собрал всё разнотравье, окружающее на поляне землянику, в надежде, что природой определённый подбор соседствующей флоры обеспечит ему стопроцентный успех. Третья неудачная попытка охладила его пыл. Он, наконец, понял: земляника будет земляникой только на своей земле – не случайно само название её красноречиво напоминает об этом. Ведь единственное, чего не в состоянии был сделать фермер – это прихватить с собой энергетику земляничных полян, рождённую взаимодействием флюидов недр и атмосферы этих мест.
Ну, а что человек? Казалось бы, ему корневая привязка не грозит – ведь он свободно перемещается в любом направлении и может по желанию удалиться на любое расстояние. На этот вопрос лучше всего ответят эмигранты, которых всю жизнь в роскошном особняке где-нибудь под Сан-Франциско мучает ностальгия, заставляющая их переименовывать свои маленькие заморские поселения в «Бобровки» или «Ивантеевки» в надежде, что от этого полегчает.
Известен случай, когда к безнадёжному больному в госпиталь приехала старенькая мать. Доктора, уже переставшие бороться за жизнь своего пациента, с изумлением наблюдали, как он «восставал из мёртвых». Оказалось, что мать привезла с собой в мешочке землю, взятую во дворе отчего дома и с её помощью «отпоила» своего сына водой, подмешивая в неё эту землю. Вот такой урок народной медицины преподала полуграмотная женщина дипломированным специалистам-медикам.
Но корни человека – это не только земля, где он сделал первый в своей жизни вдох. Это обычаи, традиции его народа, это тот жизненный уклад, те неписанные законы, по которым жили его предки. Утратив свои корни, эту важную жизнеобеспечивающую основу, человек или потеряет себя, как та земляника в чужой стране, или, подобно цветку, при внешнем благоухании и благополучии будет медленно умирать.
Есть такая сказка. У одного царя было три сына: два умных, а один, как водится, дурак. Оба умных сына были криворотые: один – кривой на правую сторону, другой – на левую. У дурака был рот нормальный. Вот легли они однажды спать, а свечу погасить забыли. Говорит царь первому умному сыну: «Встань-ка, погаси свечу». Тот подошёл, дул-дул на неё, а она не гаснет. Рот-то кривой у него на правую сторону, поэтому и дует он не прямо, а вправо. Тогда царь послал второго умного сына погасить свечу. Второй сын дул-дул на свечку – опять неудача. По прежнему горит свеча. Ведь рот-то у него был кривой на левую сторону. Тогда уж ничего не оставалось царю, как послать своего третьего сына, дурака погасить свечку. А у дурака-то рот был нормальный. Вот подошёл он к свечке, лизнул пальцы – большой и указательный, и погасил ими пламя свечи. Понятное дело: ведь он дурак был.
Сказка эта, при всей своей видимой простоте, восхищает своим глубоким смыслом. Два сына, считавшиеся умными, были физически ущербны, а третий, представлявшийся, вероятно, за свои непонятные для «умных» поступки дураком, был физически полноценным. Задувать ртом свечи большой грех. Так всегда говорили на Руси. Наверное, многим хоть однажды довелось видеть, как гасят в храмах свечи старушки – они их обычно «замахивают» руками или газеткой, но не задувают их ртом. А за что русского мужика иноземцы порой называли «твердолобым» или «дураком»? За их самобытное мировоззрение, твёрдость духа и природную смекалку. Ведь «дуро» в переводе с ряда языков (латинского, итальянского т др.) значит «твёрдый». Так вот, физически полноценный третий сын, «дурак», который мог легко задуть свечу, поступил «неразумно» по мнению двух умных сыновей, но весьма грамотно – погасил огонь пальцами.
Вот такие примитивные (т.е. самые первые, изначальные, поскольку латинское слово «прима» значит «первый») сказки, дошедшие до нас из глубины минувших веков, - являются нравственными наставлениями предков, своего рода «народным катехизисом». Но почему-то мы, не желая слыть «дураками», отмахиваемся от этих допотопных (т.е. тех, что были ещё «до потопа») сказок. И теперь у нас, вполне «умных», внедрился и прижился довольно странный обычай, пришедший откуда-то с запада. В день рождения своих детей, милых чад, мы втыкаем в праздничный пирог или торт столько лет, сколько прожили наши самые родные на всём белом свете существа. Потом мы просим их «торжественно задуть» ртом эти свечки, сопровождая сей акт общим бурным восторгом…
Информация для размышления: зажжённая свеча символизирует жизнеогонь, божественную искру в душе человека. Каждый прожитый год – это частичка жизни, это какие-то достижения, успехи, свершения, приобретённый жизненный опыт, знания. Не кажется ли теперь обычай задувать ртом на торжествах по поводу рождения детей свечки в количестве, равном прожитым годам, кощунственным действом, таким же сомнительным ритуалом, как дарить «символ смерти» - сорванный цветок?