Флёр-де-лис
Совсем недавно я хотела написать отдельное сообщение о теме "культурных заимствований". Такая уж невезуха, что примеры совершенно невообразимых домыслов о "направлении заимствований" последнее время на меня сыпались так, как из рукава фокусника появляются всякие потрясающие предметы - без передышки. И, видно, фейерверк продолжается.
Каждый из этой череды примеров очень удивил меня не только самоуверенностью авторов, удивило безмерно само НАПРАВЛЕНИЕ их мысли, впрочем, вероятно, объяснимое. Помнится, в воспоминаниях какого-то знаменитого композитора( может быть, Прокофьева, не помню...) прочла я фразу, которую часто вспоминаю:
"И я заплакал, в первый раз в жизни будучи не в силах объяснить, почему хорошая музыка - хороша, а плохая - плоха". Плакать мне не хочется, смеяться тоже повода нет, но вот и объяснить кратко, показательно и доказательно, почему эти примеры так вульгарны - дело тоже непростое. Надо ли? А может быть и надо. В этой части пойдёт речь о примерах, пришедших из области "бытовой", а также из свободного интернет-обсуждения некоторых тем, которые занимают некоторых людей, вероятно имеющих какое-то образование. Потом, если время позволит, я обращусь к примерам такого странного выведения направлений заимствований в "солидной" научной литературе.
Пример 1.
Было это несколько лет назад. Как я уже не раз тут рассказывала, я совершенно ничего не знала о народном искусстве, хотя всегда у меня был интерес к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и всяким прочим таким вещам. Питалась какими-то наноскопическими крошками информации.
Стою я как-то на ВВЦ перед ларьком, торгующим модными журналами и, в частности, журналом по рукоделию "Лена". Там очень редко, но печатались статьи, имеющие отношение к народной вышивке. Я попросила тётеньку, которая в том ларьке торговала, показать мне несколько журналов. Что-то я там спросила, тётенька ответила, причём так, что стало ясно - какое-то отношение она имеет то ли к редакции, то ли к издательству, потому что она как-то объединяла в своей речи все эти понятия со своей персоной, говоря "мы". Не простая тётенька,с улицы нанятая сдельно в торговую точку - постоять при товаре. Не помню, какой был повод. Возможно, статья была на эту тему, но зашла речь о "кадомском венизе". Я сказала: "Ну да, вениз - это заимствование. Это из Европы пришло". На что тётенька ответила тоном глубокой брезгливости и с выражением классического русофобского презрения к русскому народу на своём типовом лице: " Так ведь всё оттуда". Ответить я тогда ей ничего не могла, поскольку в условиях культурного геноцида узнать мне было нечего и неоткуда. Но насколько мерзка мне сегодня эта убогая в своей тупости тётенька! Да и как это может быть иначе? Участие в культурном геноциде - это преступление. Одно из наитягчайших. Правда, у неё есть и серьёзное алиби - она тоже, как и я тогда, ничегошеньки в этом не понимала, но была поставлена "проводить эту линию", что и делала в меру внушённых ей сызмальства идеологем.
Вот дикость-то! Это у нас-то "всё из Европы"! В отношении к народному искусству это можно считать ярким примером шизы, или какого-то другого глубокого систематического психического сдвига. Но ведь бытует и господствует!
Ещё два примера из области наличников. Я не буду приводить ссылки на эти обсуждения в сети. Молодые люди, доставившие мне эти примеры, весьма воспитанны и очень трудолюбивы, поэтому мне не хотелось бы переходить на личности. Речь будет идти о самих примерах.
Пример 2. Обсуждались дракончики на наличниках Самары.
"Дракончики в навершии? В Самаре живёт много татар. На татарском гербе - дракон. ОЧЕВИДНО, что отсюда."
Татарский герб... Даже сейчас не полезу смотреть, какого времени герб. Гербы у нас в России, и тем более в Татарстане-Татарии вообще завелись не так давно.
Столь скоропалительно делавший молодой человек, кажется, был инопланетянином.
Он не принимал во внимание тот факт, что
- в наличниках, сделанных на рубеже 19-20веков отражались древнейшие архаические мотивы, как и во всём народном искусстве
- парные дракончики в навершии наличников встречаются отнюдь не только на тех территориях, где заметна доля проживающих там татар, но и широко распространены во всей "наличниковой полосе" Европейской части России
- наличие дракона на каком-то( не знаю каком) татарском гербе совершенно не означает, что РУССКИЕ будут изображать татарских дракончиков у СЕБЯ на своих домах по всей Руси Великой
- у русских есть свой Великий Змей, а именно известный всем и каждому сызмальства Змей Горыныч
- змеи, змии, крылатые огнедышащие рептилии - непременные персонажи различных славянских поверий и мифов, что отражено в классике этнографии ( взять хотя бы Афанасьева - "Поэтические воззрения славян на природу" )
- в самой Казани наличники вообще найти трудно, уж не говоря о том, чтоб с дракончиками( у нас в сообществе "Наличники России", при 3680 собранных наличниках всего один(!), кажется, из Казани, причём люди, его приславшие, сказали, что не знают, есть ли в Казани ещё наличники, хотя и оговорились - "дескать, может быть, мы не там ходили..."
И бросалось в глаза ещё одно удивительное, одновременно трагическое и смехотворное обстоятельство:
в какой бы области не было найдено какое-то сходство в одном и том же предмете у нас и не у нас, непременно и как само собой разумеющееся абсурднейше объявляется о том, что мы, конечно, это у кого-то заимствовали. Классика русофобии, которая всё заполонила. Ну так бытует и господствует. Культурный геноцид, однако...
Пример 3. Тоже из области наличников.
Опять обсуждаются наличники Самары, в этот раз - маленькая берегинька в виде "матрёшки" - росток в очерченной полости внутри другой берегиньки. Росток - трёхлепестковый. Всё очень лаконично, но абсолютно узнаваемо, можно сказать - типично. Хорошее слово, впавшее в немилость.
Один молодой человек бросает реплику: "Французская геральдическая лилия в наличниках?"
Другой отвечает: "Похоже..."
Дичь, форменная дичь! Но бытует.
Вестернизированные молодые люди опять оказываются инопланетянами, которые
- ничего не слышали о сюжете Великой Богини, одинаково свойственном почти всем народам Евразии
- не имеют понятия об иконографическом выражении этого сюжета в народном искусстве Евразии - у разных народов
- не видели других русских наличников и других деталей резного убранства русского дома, ведь в редком наличнике, подзоре, доске-прибоине нет этого мотива!
- не заметили, что обсуждаемый мотив не изолированно представлен на наличниках, а заключён в "капсулу", имеет вид матрёшки. И что это классика русского резного декора, в то время как французская лилия "свободна".
То есть они совершенно ничего не знают о русской истории, но немножко знают историю французскую. А потому и объясняют то, что видят, исходя из того, что знают. Естественно. А противоестественно то, что живя в России и несомненно считая себя людьми культурными, России вообще не знают. Неизбежное следствие культурного геноцида.
Но, всё-таки, геноцид - геноцидом, но логику-то всё-таки тоже выбрасывать не надо вместе со здравым смыслом. Но выбрасывают.
Задаю я молодому человеку вопрос: "А вот это - тоже "флёр де лис" "?
Молодой человек, конечно почувствовал, что будет продолжение, и что тут не без подвоха, а потому в этот раз кавалерийским макаром тот же вывод делать не спешил, а осторожно поинтересовался:
"А откуда изображение?"
А в том-то и дело, что пример этот в данном контексте очень смешной, и высвечивает абсурдность подобных умозаключений*). Это фрагмент узбекского сюзане:
Причём, пример этот - наитипичнейший.
Это что же получается, и многомиллионный узбекский народ тоже впал в поголовную франкоманию вплоть до дальних аулов???
Торжественный абсурд! Но ведь, если рассуждать так, как рассуждали эти имеющие образование молодые люди, то следовало бы и это допустить. Но это уж как-то "глуповато" получается. А то, что русские заимствовали ВСЁ - это у них не глуповато. Правильно, это не глуповато, это - русофобская шиза. Но бытует и господствует.
И, наконец, пример 4. Из области народной вышивки.
Недавно я попыталась разобрать вышивку канонической рубашки зубово-полянской мордвы.
И получила удивительные комментарии из Киева.
"Откуда у мордвы вышивка Галичины?"
Сначала я не поняла всей серьёзности заявленного в этом комментарии тезиса. Но, вероятно из вредности, заметила, что вопрос "Откуда у мордвы вышивка Галичины? " имеет ровно столько же оснований, сколько и вопрос "Откуда у галичан вышивка мордвы?" . И что гораздо корректнее было бы задать вопрос такой: "Какова причина, обусловливающая сходство вышивки галичан и мордвы?". Я также добавила, что у меня нет никаких соображений, которыми можно было бы объяснить такое сходство, кроме самых простых - об общей цивилизационной основе без какой-либо конкретизации. Но, оказывается, моя собеседница задала вопрос в асимметричной форме не случайно. Она была уверена, что именно мордва замствовала у галичан эту вышивку( значит,и мотивы, и иконографию, и технику...). Это было бы круто, если бы это было так!!! И совершенно невероятно. В обоснование к таким выводам был приведён следующий текст:
" В Мордовии так много украинцев, что есть даже украинское землячество. Люди, знающие историю, сказали мне что из-за рейда Сагайдачного в 1618 г. (и тогдашних действий других войск Речи Посполитой) были "де-великороссифицированы" районы вокруг Чернигова, Новгород-Северского и Нежина. Большая часть беженцев из указанных территорий ушла (и фактически её создала) в Самарщину, своеобразный южновеликорусский этнографический "остров" в северно-великорусском окружении, а также много украинцев туда переселили во время переселения при аграрной реформе Столыпина где-то в 1911."Еще более 80 лет тому назад, в 1920-1921 годах, на территории Самарской губернии работали 22 украинских школы первой ступени, 3 украинских детских дома, 32 украинских народных дома и избы-читальни, один украинский клуб, 7 украинских библиотек и 10 пунктов ликвидации безграмотности (так называемых «ликбезов») для проживающих в селах самарских украинцев".
Невероятно! Каноническая архаическая вышивка зубово-полянской мордвы, оказывается, имела единственную причину быть на белом свете в не столь давнем**) переселении украинцев в Самарскую губернию! И было уже не существенно, что
- формирование канона - процесс не одного тысячелетия
- что трудно представить себе, почему эта вышивка бытовала в столь замкнутой территории, как Зубово-Полянский район(где она была ЕДИНСТВЕННЫМ каноном), и при этом совершенно не "растеклась" вне его!
- что в самом Зубово-Полянском районе она была "обязательна" в каждой деревне и в каждом дворе без изъятия
- что мордва обладает мощнейшим и самобытнейшим народным искусством. Это что же, среди этого народа вдруг отыскался островок, который либо не имел своего искусства, либо ВДРУГ его разом отринул и разом принял чужое наследие, оброненное мимо бежавшими украинцами?
- что географически Зубова Поляна и Самарская губерния весьма далеки и, к тому же, разделены Волгой
- не знаю, мы многого не знаем. Но в глуши Самарской губернии сохранилось ли что-либо подобное в заметном количестве и качестве? ***) Что же, украинцы сами потеряли, а зубово-полянскую мордву одарили потерянным поголовно?
Можно много задавать таких вопросов, но ДОКАЗАТЬ," что хорошая музыка - хороша, а плохая - плоха", - невозможно. Но об этом можно заявить.
Столь неряшливые и скоропалительные выводы некритически мыслящих людей могли бы остаться их частными заблуждениями и материалами к изучению бытовой психологии, но они, к сожалению, не хаотичны, вектор их один и тот же. А это уже делает их крайне вредными.
Следует быть ОЧЕНЬ осторожными в рассуждениях о заимствованиях и направлении заимствований, дабы не выглядеть смешно.
Как удивительны бывают "случайные" совпадения! Совершенно по другому поводу на днях один из моих интернет-собеседников прислал мне ссылочку на книжку Павлова "Алтарь. Ступа. Храм", а я "случайно" открыла её на 13-й странице, где и прочла выдержку из высказывания П.А.Флоренского:
"Выяснять исторические заимствования - в большинстве случаев дело столь безнадёжно тёмное, что делается оно посредством многих насилий над историей..."
Граждане, воздерживайтесь от такого насилия!
P.S. Удивительно, но и в истории науки немало примеров, НИЧЕМ принципиально не отличающихся от рассмотренных "бытовых" случаев.
__________________
*) Фактически умозаключение было такое : "Всякий трилистник - флёрделис" . Обоснованием его, вероятно, могло бы быть только следующее: " А мы других трилистников не знаем".
**) Для формирования архаического канона 400 лет - 5 минут !
***) Могу сказать только о своей семье. Мои прадедушка и прабабушка по маминой линии, украинцы из-под Екатеринослава, переселились в Самарскую губернию в столыпинские времена или около того. Поэтому некоторое отношение эти процессы имеют и ко мне в частности. Мне кажется, что такие переселения не очень способствуют расцвету национальных традиций и даже просто какому-то их сохранению, хотя какие-то следы могут оставаться. Моя мама, внучка переселенцев и украинка по крови, говорила только по-русски. Когда меня в 6-летнем возрасте привозили летом к бабушке, и я слышала украинскую речь, то думала своим детским умом о бабушкиной речи, что "так говорят все старые люди"...
http://tradtextil.livejournal.com/92314.html
ред. Изображения флёр-де-лиса и самарского наличника не содержались в оригинале статьи и были вставлены здесь для наглядности