Митрофан Пятницкий: "Наше искусство ситцевое - оно не продаётся!"

Митрофан Пятницкий: "Наше искусство ситцевое - оно не продаётся!"

2 марта 1911 года на столичных улицах появились необычные афиши, приглашавшие москвичей на концерт крестьянского хора, который будет исполнять подлинно народные русские песни Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. Этот день можно считать днём рождения знаменитого ныне русского хора имени Пятницкого и триумфом организатора и руководителя хора Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Родом из духовного сословия, Митрофан Пятницкий, окончив духовную семинарию и перебравшись из Воронежа в столицу, мечтал о славе оперного певца. Однако, жизнь продиктовала ему иной путь – фольклориста-песенника. Это увлечение стало делом всей жизни Пятницкого.

Тот первый концерт, прошедший под оглушительные овации зрителей, заявил миру о подлинной красоте русской народной песни и впервые проторил дорогу крестьянской песне и их исполнителям – простым крестьянам – на концертные подмостки.

И песни, и певцов Пятницкий собирал в поездках по деревням. Он записал на фонографе около 400 народных припевок, собрал уникальную коллекцию народных инструментов и костюмов. Известный в то время композитор А.Д. Кастальский, поражённый успехом хора, писал: «Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Фёдоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке. Крестьянские концерты, устроенные М.Е. Пятницким, представляли в этом отношении высокий музыкальный интерес для нашей публики, давая возможность непосредственно слышать подлинные образцы музыкального исполнения, с его характерными тембрами голосов, своеобразным музыкальным орнаментом, дающие впечатление особой свежести и новизны даже для наших, привыкших ко всему ушей…».

Композитору вторил музыкальный критик Ю. Энгель: ”Не стану отмечать выдающиеся отдельные песни. Почти все они интересны, если не по музыке, то по исполнению, словам или обрядам... Несколько песен спето было с сопровождением жалейки и малороссийской “лиры” (“рыле” – обычный инструмент слепцов в Малороссии). Из хороводных песен особенно интересна “На горе-то калина”, где повесть вольной любви изображена в лицах с поистине стихийной простотой. Наиболее цельное впечатление производит картина свадьбы (3-е отделение). На улице слышно пение девушек, невеста причитает, входит жених с родными, его встречают песней, ведут к нему невесту, сваха угощает всех с новыми шутками и т.д. Кончается дело, конечно, плясовыми песнями: тут и бойкий напев, и синкопирующие залихватские вскрикивания подголосков, и всевозможные ритмы притоптываний, и жалейка, и хлопанье в ладоши, и водоворот пляски, – всё сливается в одно живое, кипучее целое – “дым коромыслом”; больше всего захватывает это и публику, и под конец самих исполнителей, даже стариков”.

Газета “Московский листок” писала: “Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает “Вечер за околицей”, второе отделение называется “Праздничный день после обедни” и состоит сплошь из духовных стихов... Третье отделение представляет из себя свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни венчальные и обрядовые”.


Митрофан Ефимович не раз подтверждал, что концерты обычно проводятся даже без предварительных спевок. На вопрос корреспондента “Московского листка”, репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: “Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её, “как умеют”. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте”. Песни “как на завалинке” завоёвывали всё больше поклонников. Среди них были Ф. Шаляпин и С. Рахманинов. Восхищался пением хора вождь революции В.И. Ленин. Хористы называли себя “певческой артелью”: съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались. При этом и конкурентов у хора было достаточно, причём со стороны настоящих профессионалов, таких, как “Лапотная капелла”, “Матрёшки”, хор Агренёва, выступавший в роскошных боярских костюмах. Пели они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, он был одержим высоким народным искусством, хотя именно выступления в ресторанах, перед жующими купцами, уже в те времена приносили самую ощутимую выгоду.

Во времена НЭПа, когда владелец самого богатого воронежского ресторана предложил Пятницкому бешеные деньги за участие хора в вечерней программе, Митрофан Ефимович наотрез отказался: “Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!”. Перед самой смертью он оставил завет своему хору: “Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдёт работать в ресторан, то не связывайте с ним моё имя”.

Вопреки выгодным предложениям Пятницкий иногда устраивал благотворительные концерты для сбора средств на различные нужды. Об этом рассказывает афиша, в которой написано: “Концерты Пятницкого с крестьянами в пользу центрального бюро при МГУ по оказанию помощи пострадавшим от войны. Большой зал консерватории, 2, 7 и 14 декабря”.

На одном из выступлений хора прослезился от умиления и восторга Сталин, после чего хор стал любимцем партийной элиты. Музыковед В.М. Щуров написал в своих заметках: “...начали учитывать не только голосовые данные, но и музыкальную подготовку. Проводились регулярные занятия по музграмоте, сольфеджио, песни разучивались по вокальным партиям. Звучание стало мягче, благозвучнее; несценичным певцам пришлось уволиться. Профессиональная выучка певцов повысилась, но при этом в значительной мере была утеряна самобытность, почвенность. С приходом нового балетмейстера, молодой тогда Татьяны Алексеевны Устиновой, танцоры всё более вынуждены были следовать правилам французского классического балета: вытянутый носок, жёсткие позиции, единообразие движений, каскад виртуозных трюков... Публике нравились внешне эффектные танцы, но всё это далеко ушло от подлинно народной хореографии, предполагающей импровизацию, индивидуальность в ансамблевом взаимодействии. Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров”.

Ну, что же, время делает свои поправки. М.Е. Пятницкий умер в 1925 году, а хор продолжал существовать в иных условиях, которые были продиктованы новой властью и новыми требованиями. Главное, что детище Митрофана Ефимовича живёт по сей день и по-прежнему востребовано ценителями народного творчества.


Тамара.


Категория: Славянская культура   Автор: Митрофан Пятницкий

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
18 марта 2011 18:22 | #1
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Настоящий хор Пятницкого мог быть только при его жизни, потому что такие вещи всегда держатся на своих незаменимых лидерах, благодаря им имеют свою уникальность и неповторимость. Поговорка "незаменимых людей не бывает", придумана для рабов их хозяевами, незаменимых рабов не бывает, это так, а вот чтобы заменить талант - ну очень редкая редкость. Думаю, что с конца тридцатых годов начался уже плагиат имени Пятницкого. Хотите слышать подлинную народную культуру - слушайте записи до этого времени

<
  • 50 комментариев
  • 3 публикации
18 марта 2011 19:47 | #2
0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Первая фотография удивительно тёплая. Душа светом наливается и... поёт...
Спасибо!
Фотографию скопирую.

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
18 марта 2011 20:35 | #3
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Доводилось как-то слышать в аудиозаписи: "Степь да степь кругом" в исполнении Сахалинского хора - вот где за душу берёт! Только не слышно чего-либо вразумительного насчёт судьбы этого хора... Может кто знает, насчёт того - сохранился ли он до наших дней?

<
19 марта 2011 00:55 | #4
царевна-лебедь
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
да, сейчас этот хор совсем другой, лишь название прежнее осталось.....грустно

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
21 марта 2011 17:38 | #5
0
  • Регистрация: 20.08.2010
 
Я не знаю, какой был хор. Но на 100-летнем юбилее я был и скажу, что от некоторых песен мурашки по телу бегут. И вообще очень радостно, что у нас есть этот хор и эти песни!

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
6 июня 2011 15:50 | #6
0
  • Регистрация: 7.06.2011
 
Я являюсь потомком Митрофана Пятницкого, но к сожалению, ни разу не удалось побывать на выступлениях Хора.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*