Жар земли русской — песни и пляски Юга России

Жар земли русской — песни и пляски Юга России

Этнографическое путешествие в Липецкую область, июль 2018. Пишет Александра Белова.

_______

Открытая школа народного танца совершила этнографическую экспедицию под чутким руководством И. Ахрамеева — и мне посчастливилось быть участником этого замечательного мероприятия — всем сопричастным сердечная благодарность.

Мы посетили Лебедянский и Краснинский районы Липецкой области. От Москвы - пять часов езды по трассе М4. Леса Московской области постепенно сменяются широченными полями Тульской, а затем Липецкой земли - лесная зона переходит в лесостепь с повышенной бугристостью.


Едем-едем по дорогам

Места эти живописности необычайной - холмисты, кучерявы, раздольны. С высоких каменистых берегов Красивой Мечи и Дона открываются виды на чёрные перепаханные и засеянные поля: полосы золотистой пшеницы и ячменя, свежая зелень яровых, жёлтые моря цветущих подсолнечников, перемежающиеся березняками и дубравами. Луга колышутся на ветру и сладко пахнут цветущими травами и земляникой. Ощущение от этих мест такое, словно держишь в руках чашу, полную изобилия - и красота, и сила, и жизнь, бьющая ключом.


Прекрасная Ксеня на берегу Дона

Мы попали в мир живого народного творчества - так отрадно было встретить много людей, открытых сердцем, готовых поделиться и песней, и пляской, и добрым словом. От одного запева ноги сами просятся плясать, а душа поёт. У деревенских жителей и в сто лет глаза сияют ясным светом, бабушки в восемьдесят пляшут под гармонь, мужчины в семьдесят выглядят, как в сорок пять, мастерят из железок картофелеуборки для огорода в 60 соток. А вот молодые тут уже почти не живут. Все уехали в Москву - работы тут нет. Такой парадокс.


Илья беседует со столетней бабушкой, которая помнит его прабабку


Дома

Липецкие деревни все очень опрятные и нарядные, дома по большей части каменно-кирпичные. Снаружи оштукатурены и покрашены в яркие, карамельные цвета - “яблочные” (то есть зелёные), жёлтые, синие, лиловые. А у дома обязательно цветы. У столетней бабы Мани - мальвы, называет божьим цветком. “Где вырастет - пусть там и растёт”, - велит внучкам не пропалывать его.


Божьи цветы у окна бабы Мани

Дома строят на совесть, по две сотни лет стоят. Николай Скуратов, местный краевед, рассказывал, как в детстве с отцом ездил зимой на реку за камнями для строительства. На высоких берегах каменная порода выступает на поверхность, её откалывали и на санях подвозили к дому. Свой собственный нынешний дом Николай сложил сам, своими руками, уже выйдя на пенсию, проработав инженером несколько десятков лет в Москве.


Сказочные камни

Николай Скуратов оказался нашим первым проводником в этом районе и радушно провел нам экскурсию по окрестностям. Мы прикоснулись к “Золотой бабе” - огромному камню, напоминающий очертаниями женщину, осмотрели комплекс сказочных камней - Змея Горыныча, Мамонта, Святовита (по версии Скуратова). Николай выстроил целую теорию об архаичных культах древних жителей этих мест, а мы прониклись красотой живописных земель.


Немного истории

Действительно, люди живут здесь с незапамятных времён - в краеведческом музее села Отскочное мы рассматривали каменные орудия труда времён неолита и древнюю керамику срубной культуры, датируемую несколькими тысячелетиями.

Есть сведения, что когда-то на этих землях жили скифы, возможно и вятичи, после монголо-татарского нашествия тут было “Дикое поле”. В XVI-XVII веках здесь образуются пограничные области нового московского государства. Строятся крепости Данков, Елец, Талицкий острог, Лебедянь. Сюда направляли “детей боярских” - служилых людей на охрану границ. Впоследствие их потомки стали однодворцами (имели один двор) - особое сословие, находящиеся “между” дворянами и крестьянами. При Екатерине II, в XVIII веке, здесь расцветает помещичье землевладение и устанавливается жесткое крепостничество.

На въезде в каждое крупное село красуются таблички с датой основания. Мы посетили Большое Попово - 1628, Ищеино - 1678, Сергиевское - 1705, Яблоново - 1620, Отскочное - 1670.


Тут даты основания нет, зато живописно


Вперёд за фольклором!

Методология поиска народного творчества следующая: приехать в деревню, найти дом культуры, услышать, что все плясуны умерли. Поговорить немного, выяснить, что всё таки, может быть, баба Маня или дядя Серёжа что-то вспомнит. Дальше - уже дело везения. Нам сказочно везло. Мы находили не только тех, кто поёт и пляшет, но и гармонистов - потому что без гармони - и не споёшь и не спляшешь.
Кулачки

В Лебедянском районе мы побывали в селах Большое Попово, Степаново, Калиновка. Все они находятся рядом, около слияния Красивой мечи и Дона. На Масленицу сюда сходились на кулАчки (ударение на а), то есть подраться. Кулачки - вид народной борьбы, распространённый как на юге, так и на севере страны. В настоящее время кулачки развивает Федерация этноспрота, при поддержке которой проводятся традиционные состязания в Атамановом Угле, Тамбовской области.

Местные жители помнят, как ещё в семидесятых годах сходились на кулачки. Рассказывает Матюнин Сергей Игнатьич (1929 года рождения), по прозвищу Бадулай, житель села Большое Попово:

“Бились на слиянии рек, где большая лоза и батюшка утоп. Он приехал с семьей отдыхать. Поднялся, говорит: “Пойду окунусь”. Пошёл, а там большая промоина была, и котёл, шесть метров глубина. Он чуть в сторону сошел, его и бульк! Водолазы через два дня нашли.

Вот на этом месте и бились - на последний день Маслены, а на понедельник - пост, переходят на квас и картошки в мундире. Бьются, обиды нету. А потом были песни- страдания.


Вот это самое мистическое место. По вечерам из кустов доносятся задорные частушки

Сходятся все - иншаковски, чуйские, волтавские, курабские, и наши бьются тАма. Я сообразил: корова была, и тёрка железная (овощи тереть корове на завтрак, обед и ужин) - привязал тёрки спереди и сзади. А сверху надел безрукавку.

Били только в грудь, в голову не били, ниже пояса не били - не положено. Если упадешь, тебя трогать не будут. Такой порядок, а я его нарушил. Вот мы бьёмся, и мне наши говорят: “Сергей Игнатьич, давай мотай, тебя хОчуть изметелить”. Я ж нарушил.
Я и на Волотово ходил, и в Черепянь ходил. Любитель был”.


Песни - пляски

Приходим в ДК деревне Большая Попово. "У нас уж все померли, давно никто не поет, не пляшет", - уверенно сообщают нам деятели культуры. Потом все таки вспоминают несколько имен. Мы обходим деревню, общаемся, слушаем рассказы про боевые учения, голод, лагеря и работу на заводе.

“Сергей лежит - болеет, не встает", - сообщает нам жена человека, которого нам указали, как поющего (это тот самый, кого хотели «изметелить» в верхних абзацах). Идем дальше, в очередном доме пытаемся вдохновить бабушку на пару песен. Вдруг врывается бородатый дед: "Вот и певец! Сейчас дам вам жару - и матаню, и страдания, и неприветку спою! Записывайте, в Москве на улице петь будите - деньги заработаете! Ведите гармониста".

Прямо не человек - ураган! Гармониста нашли - Сапронова Владимира, привезли. Сергей Игнатьевич исполнил мужские "страдания", отличительный жанр этих мест. Чаще страдания исполняют женщины. Мы записали и особые страдания - “неприветка”, то есть когда девушка не приветила парня. Песни красивые, “тягучие”.

Не мужик - чистый огонь. Расставались мы чуть не плача. Да и сам Сергей Игнатьич всё повторял: “Может и не увидимся больше, но вы меня помните!”

Мужские страдания

Интересные перепевы известных песен исполнила Мешалкина Вера Андреевна, 1930 г.р. в селе Сергиевка. Её чистый голос тронул до слёз.

Перепев “Что стоишь качаясь”

Что ж стоишь уныло
Гордая дивчина
Голову склонила
Что эт за причина
Милый мой далеко
Он меня не слышит
Только письма он
Мене оттуда пишет
Как бы мне хотелось
К парню перебраться
Я б тогда не стала
Плакать волноваться
Пышными кудрями
Я б к нему прижалась
И в бою жестоком
День и ночь сражалась
Но нельзя дивчине
К парню перебраться
Знать судьба такая
Век одной остаться
Знать судьба такая
Плакать волноваться


А вот Матаня -

Полюбила я его, а он, девушки, радист
У него насчет любови провода повисли вниз
Гармониста я любила, гармониста тешила
Гармонисту на плечо сама гармошку вешала
Мой милёнок в армии - всё на нём военное,
Со вторым гуляю я, какая я неверная
Ой матанечку матаню ой матанечку даешь.
Вот вчера я с ним гуляла, а сегодня не найдёшь.



Мешалкина Вера Андреевна

В селе Яблоново нам повезло встретить женщину, которая поёт местным, аутентичным голосом - Раису Федоровну Пустовалову, 1937 г.р. Она не сразу согласилась петь, не хотела под вечер голосить во дворе. Согласилась дома. Стало понятно почему - высокий голос выстреливает прямо в небо.

Женские страдания — от Пустоваловой Раисы Федоровны


Пляски под гармонь

Гармонь - волшебный, магический инструмент, от которого душа разворачивается а ноги сами начинают отбивать дроби. Самый запоминающийся исполнитель - это конечно звезда и легенда Липецкой области - Арзамасцев Павел Иванович, 1946 года рождения. Павел Иванович живёт в селе Отскочное, которое располагается на высоком берегу Дона, и из домов открывается вид на широкие-широкие поля. Земля тут словно сама звенит и поёт. Павел Иванович рассказывал, что гармонистов в Отскочном было очень много, “как коров”, на каждом окошке стояли гармони.

А за окошком — Дон и широченные поля

Его подруга, Анна Петровна Бартенева, 1939 года рождения, показала нам особенности пляса Матани в парах. Она сама - знатная плясунья, рассказывала, что могла плясать по три дня - до ломоты в рёбрах, а потом три дня отдыхала.

В этих местах под гармонь танцевали “тустеп”, “семеновну”, “светит месяц”. Танцевали парами по кругу. Матаню тоже плясали парами, девушки парами, ребята. Если был парень отчаянный - то мог один выйти плясать.

Ах милка моя и своячена
Накормила напоила до горячего


В Яблоново мы узнали как танцуют матаню в четвёрках - крестом перекрещивая руки.

Кроме матани здесь плясали краковяк (карковяк или краковьяк, как говорили исполнители) русского, цыганочку, под-испань. Плясали под гармонь, балайки, а вот гитар и мандолин не было. В летнее время, вечером, как смеркнется ходили плясать на улицу, на “пятачок” рядом с домом гармониста. А зимой для “улицы” (т.е. гуляния, “гулюшки”) снимали дом, приносили керосин. Летом собирались почти каждый день, а вот в зимнее время - реже, в основном на святки.


Свадьба

Свадьба - большой праздник для всего села. Играли свадьбу по 2-3 дня. Первый день собираются у невесты, гуляют там, после едут к жениху. На второй день принято “бить горшки” - гости приходили к постели молодых и разбивали горшок с деньгами. Невесте же нужно всё собрать, а гости смотрят, как невеста работает. “Цопкая” - быстро всё соберёт. На второй день - веселилась вся деревня. Гости наряжались ряжеными - цыганами, в лохмотьях, пели, плясали до упаду.



Праздники

В каждом селе есть свои обычаи отмечать праздники.

Отмечают престольные, или, как нам сказали в Отскочном, “козырные” праздники. В Большом Попово престольный праздник - Николы (22 мая - летний, 19 декабря - зимний), В Сергиевке - соответственно день святого Сергия. В Ищеино на престольный праздник - Михайлов день (21 ноября). Ищеинский колхоз в довоенное время поддерживал проведение праздников - делили выходные дни и снабжали людей продуктами - каждому работнику по фунту пшена, муки, два фунта мяса и четвертушку водки.

Широко отмечали и годовые праздники, и в разных местах бытовали свои гуляния. В Лебедянском районе на последний день Масленицы соседние деревни сходились на кулАчки. Были и гармошки, и пляски. “Такая веселия была” - вспоминают жители.

А в Сергиевке (Краснинский район) рассказывали, что на Масленицу на реке в лёд вкапывали столб, заливали водой, к столбу привязывали сани и раскручивали как карусели. Крутили так быстро, что с саней люди сыпались.

Здесь же делали жаворонков на Сороки и обменивались ими. А на Егорьев день девочки и девушки брали куст репейника, украшали его лентами, шли с ним по улице с песнями и плясками.

На Пасху в Яблоново было принято смотреть, как на восходе солнце играет и улыбается, а потом женщины выходили в огород и “христовались с землей”. Говорили “Христос воскрес” и на землю бросали кусочек кулича, яйца, пасху - для хорошего урожая.
Распространено отмечание Троицы и Русалий.

В Ищеино на Троицу сходились в лесу на “Чапыже”, гуляли три дня. До войны колхоз выдавал продукты - по фунту пшена, муки, по два фунта мяса. Пшено на ночь намочат, потом толкли в у дубовой ступе и готовили лепёшки, а из “пшаницы” делали лапшу. В лесу на особой поляне располагался базарчик, детям давали денежки - на пирожки и ситро.


Цветет шалфей на высоком берегу Красивой Мечи

Русальи где-то отмечали день, где-то три. Могли отмечать после Троичной недели, или на второй день Троицы (в Ищеино). В Большом Попово Сергей Матюнин рассказал, что на Русальи в ржаном поле бегала русалка - в длинной цветной юбке, и распущенными черными волосами. Её можно было видеть только в этот день, а последний раз он видел русалок в начале 1980-х, а потом, как построили сахарный завод, они больше не показывались.

А в Ищеино Штолякова Екатерина Григорьевна, 1929 года рождения, рассказывала, что у них в полях русалки бегали в обтягивающих одеждах - “по ржи русалки бегали, я сама лично видала - коса мотается, волосы по пят. Мы лес обходили”. Колхоз на Троицу и на Русальи выделял не только выходной день, но и раздавал продукты - чтобы приготовить кашу, пирожки, сделать холодец.

В Отскочном Русальи до сих пор - “козырный” праздник. Последние годы его проведение поддерживает депутат госдумы, родом из этого села. Он организовывал гуляния, бесплатное угощение, сделал удобный подход к поляне у реки, где этот праздник проводится. А в давнишние времена помимо гуляний на Русальи здесь проходила большая ярмарка - продавали и коров, и коней, и телеги. Всё продавали.

На Петров день (29 июня по старому, 12 июля - по новому стилю) в Сергиевке до сих пор отмечают Солнцекараул. В ночь с 11 на 12 нельзя спать - нужно караулить солнце. Молодежь ночью хулиганит - если кто заснул, на его дворе могут перевернуть баки с мусором (что мы и застали, а на дворе меж тем июль 2018).

Отмечали и святки - ходили по домам с песнями, с гармонью, даже в самый мороз. И ряжеными наряжались.


Ряженые начала 1980-х в Отскочном. Фото из архива Арзамасцева Павла Ивановича


Вместо послесловия

Только приехав в первую деревню, встречаем тётушку - в рабочем халате, косынке, галошах:

Иду с луга, я коз там доила, - поясняет нам, - У нас тут такое разнотравье, я как иду вдоль реки, говорю ковылю: “откуда ж ты ковыль прилетел”. А потом москвичи приехали, дом рядом купили, ковыль скосили. Я как увидела, чуть не заплакала, а могла б. В другом месте потом ковыль нашла.

И мы тоже были очень рады найти людей, помнящих ещё традиции родной земли, родного края, искренне любящих свою землю. Огромный им поклон.

Александра Белова


Категория: Славянская культура


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*