Перуница

» » Сказки о Маме (2018)

Культура » 

Сказки о Маме (2018)


Фильм «Сказки о маме» — уже второй проект творческого коллектива режиссера Софьи Горленко, сценариста Глеба Кузнецова, оператора Даниила Сальхова и композитора Марата Файзуллина (Первый фильм - Атлантида Русского Севера).

Авторы раскрывают перед нами одну из самых драматичных страниц отечественной истории. Их повествование касается темы затухания быта и традиций Русского Севера. В поисках средоточия этого наследия съемочная группа, пройдя тридевять земель, обретает свое Тридесятое царство — Кенозерский край — район Кенозера, Лёкшмозера и верховьев реки Онеги в Архангельской области.

Когда речь заходит о Кенозерском крае, сразу возникают образы чего-то несбывшегося или, вернее сказать, несбыточного. Именно по дороге на Кенозеро погиб в 1872 году знаменитый русский фольклорист Александр Федорович Гильфердинг. Заонежские сказители былин, которых он вслед за Павлом Николаевичем Рыбниковым стал записывать, скромно не признавали своего первородства и утверждали, что былинные сказания в исконном своем виде ведомы одним лишь кенозерцам. Неудача кенозерской экспедиции Гильфердинга скрыла от современности подлинную сокровищницу русского эпоса. Позже в 1902-1904 годах эти места исследовал уже с точки зрения изобразительного искусства и архитектуры Иван Яковлевич Билибин. Однако открытие им уникальности северорусской культуры трагически запоздало. Некогда, в XV-XIX веках, богатый и многолюдный край, в ХХ столетии пережил все перипетии истории родной страны и к концу века стал тихо погружаться в забвение. Именно вокруг завораживающего межмирья, сумарочья, пограничного положения этой земли между миром живых и усопших, между нашим временем, прошлым живого крестьянского быта и досюльной былинной стариной, выстраивается основная сюжетная линия фильма.

Рассказчик плывет по Лёкшмозеру в лодке подобно древним мифологическим героям. На его пути попадаются различные места и люди, но главная встреча в кинокартине с самим жизненным миром Кенозерья с его часовнями, русалками, колоколами, водяными и колдуньями-«знатками». Встреча эта пробуждает чувства светлой грусти, печали по ушедшему укладу жизни северного крестьянства и тоски по чему-то грядущему, чему следует сбыться на этой земле. Но не теперь. Забвение окутало Кенозерский край, как воды Белоозера некогда скрыли легендарный град Китеж.

Фильм вышел в прокат как документальный, но эта документальность особого рода. Правдивое свидетельство очевидца здесь не противостоит художественному вымыслу, а опирается на него. Именно в высоком художественном вымысле, в мечте о небесном граде и есть правда фильма и правда Кенозерья.




Знатки, русалки, лешачихи и водяные некогда населяли Русский Север. И сегодня где-то на зарастающих лесом полях вместе с брошенными избами доживают свои последние дни давно забытые духи народных поверий. Коренной житель северной деревни Лекшмозеро Василий Попов отправляется в путешествие на место, где некогда стоял его родовой дом. Почти вся семья Василия погибла в войну, которая опустошила северные деревни. Путешествие Василия — это попытка найти на заросших берегах дух «старого мира». Но если берега озер молчаливы и как будто мертвы, то стоит перейти грань реальности, и «старый мир» захватывает своего очарованного странника.

https://www.perunica.ru/kultura/9940-skazki-o-mame-2018.html  



+6


Категория: Культура   Теги: Русский Север   Автор: Атлантида Русского Севера

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.