Любопытно, что в картах отображались не только представления о государственных границах, возможности для прокладывания маршрутов и тому подобное, но и образы стран.
Нет нужды объяснять, какое колоссальное воздействие оказывает на сознание человека карта, да еще и насыщенная множеством визуальных образов-миниатюр. Соединение на небольшом графическом поле, залитом патриотической глазурью, иконического и знакового языка – это мощнейшее идеологическое орудие для поднятия народного духа в годину лихолетья.
Прежде чем мы окунемся в мир образов на карте, следует отметить, что в русском плакате, в миниатюре, в том числе и на графической табуле, в первую очередь упор делается на идентификацию противника, на его узнаваемость, характерные черты национального характера. Мы не найдем в визуальной трактовке различных стран на русских сатирических картах времен «Германской» войны таких явлений, как расизм, антиклерикализм или разжигание межнациональной ненависти, насмешки над правящими домами Европы или Азии. Такой подход в конструировании образа «чужого» во многом характеризует отношение русских к противнику. Следует учитывать, что Российская империя являлась страной многонациональной и многоконфессиональной, и даже в карикатурном изображении иного/чужого отечественные авторы не скатывались до расизма.
У оппонентов, например у «германцев», главной задачей было посредством Propagánda (образ российского монстра, чудовищ различного дизайна) произвести эффект устрашения своей аудитории, чтобы породить страх, ненависть и агрессию. Образ врага, в частности московит начала XX века, – это монстр со страниц средневековых бестиариев, одним словом, pittura est per poveri literaturа, сиречь чтение для неграмотных. Как не вспомнить здесь высказывание Освальда Шпенглера о наших предках из его «Прусской идеи и социализма», увидевшей свет в 1920 году: «Настоящий русский нам внутренне столь же чужд, как римлянин эпохи царей и китаец времен задолго до Конфуция».

1548. Ганновер

1806

1854

1854. «Шуточная карта театра военных действий» или «Европа с высоты птичьего полета», Гамбург

1870-е. Итальянская карта

1870. «Сатирическая карта Новой Европы», Париж

1875. «Сегодня в Европе», Цюрих

1877. Юмористическая карта Европы. Нидерланды

1882. «Европейские животные - сатирическая физиология», Брюссель

1888. Шуточная карта Европы. Германия

1899. «Рыбалка в мутной воде: шуточные карты Европы», Лондон

1900. «Джон Булль и его друзья: шуточные карты Европы», Лондон

1914

1914

1914. «Убейте этого орла!», Лондон

1914. «Юмористическая карта Европы в 1914 году», Дрезден

1914. Великая Война

1914. Карта Европы в 1914. Берлин

1914. Карта современной Европы в лицах. Россия

1914. Лондон

1914. Сатирическая карта Европы

1914. Символическая карта Европы. Париж

1915

1915

1915. «Краткий обзор Европы весной 1915 года», Гамбург

1915. «Театр европейских военных действий». Париж

1915. Европа в войне (английская версия) и реальность

1915. Символическая карта Европы. Москва

1917. Карта, поучительная для граждан российских

1917. Нью-Йорк

2008. Карта чемпионата УЕФА

XVI-XVII