Федора Андреевна Митрофанова — Песни Белого моря (обрядовые, рекрутские, лирические, плясовые)

Федора Андреевна Митрофанова — Песни Белого моря (обрядовые, рекрутские, лирические, плясовые)

Песни, записанные на этой пластинке, пели в конце прошлого века в живописной деревне Нижмозеро, расположенной на реке Нижме между озер и лугов, в селе Луда и других близких к ним деревнях на Онеге. Сейчас этих песен уже почти не помнят, даже люди старшего поколения. То, что исполнила Федора Андреевна Митрофанова, — неповторимо, уникально. И не беда, если иногда голос у нее звучит недостаточно твердо или она во время записи тихо кашляет — это не снижает ценность ее работы. Благодаря ее могучей, в полном смысле слова — богатырской памяти, мы можем окунуться в глубокую старину и вместе с ней побывать на вечерине в Нижмозере, на свадьбе, послушать пение калик — перехожих каргополов. Когда Федора Андреевна улыбается своей бесконечно доброй улыбкой, скороговоркой приговаривая при этом какие-то ласковые слова, даже самый черствый человек не устоит и улыбнется ей в ответ. Но самое удивительное у этой маленькой хлопотливой старушки — глаза, голубые, лучистые, яркие. Такие же глаза, глубокие и проникновенные, были у Федосовой, Кривополеновой, Пашковой — знаменитых русских сказительниц. Да, Федора Андреевна Митрофанова — настоящая талантливая сказительница, одна из тех, кого можно назвать «последней из могикан». Ей 94 года, но память у нее такая, что может позавидовать любой молодой человек. От нее на магнитофонную ленту записано более 60 народных песен (лирических, солдатских, плясовых, причитаний — свадебных и похоронных, из которых отдельные достигают 100—160 строк). Одно огорчает Федору Андреевну: «Не могу очень тонким голосом теперь петь, после того, как меня молонья ударила, а так, если припомнить, — все еще могу спеть». И она припоминает, поет по нескольку раз одну и ту же песню, пока не восстановится в памяти весь текст. Но при записи, когда ее попросили спеть четвертый раз одну из плясовых, она категорически отказалась: «Пишите и другие песни, я их много знаю, а то все одну да одну».

Когда она рассказывает о своей жизни «по-своему, по-онежански», с тонкими наблюдениями, обильно уснащая рассказ присказками и пословицами, можно заслушаться. Удивляет, как человек, перенесший столько настоящего человеческого горя, столько выплакавший слез, столько потрудившийся на своем веку, (рыбачка, рабочая лесосплава, разнорабочая на кирпичном заводе), сохранил в себе столько энергии, жизнерадостности, доброты, приветливости, доброжелательности к людям, юмора. А может быть, и прожила она так до своих лет благодаря тому, что всегда обладала этими качествами.

Федора Андреевна Митрофанова (урожденная Бородина) родилась в 1881 году в деревне Нижмозеро Онежского района Архангельской области. Отец ее работал на отхожих промыслах (в бывшем городе Сорока, ныне Беломорск), мать крестьянствовала и растила пятерых детей: 4-х девочек и мальчика. Федоре было не до ученья — надо было няньчить младших сестер и брата, и она смогла окончить только один класс. Но если не повезло со школой, то ничто не могло помешать девочке восполнять свое образование «со слуха», перенимать от старших. Ни возня с детьми, ни тяжелая работа в поле не мешали ей с жадностью слушать, впитывать душой и памятью народные песни, причеты, сказки, легенды. Она не пропустила ни одной вечерины, ни одной свадьбы в округе, и уже с 14-ти лет ее приглашают на свадьбы попеть как песельницу и как «коробейницу» (плакальщицу), «повыть» за невесту. Особенно любила девочка слушать ходивших от деревни к деревне слепцов «каргопол», — исполнение песен было их профессией. Этим они добывали себе пропитание.

В 19 лет Федору Андреевну выдают замуж против ее воли, по настоянию отца. Своего жениха в первый раз она увидела уже в церкви под венцом, уехала с ним в деревню Луда и прожила с ним 35 лет, У нее было 10 человек детей, из которых 6 живы и сейчас. «Одиннадцать смертей я в глаза видала,— говорит Федора Андреевна,—а уж какая двенадцатая будет, и не знаю». И рассказывает она, как деревня горела, как в гражданскую войну их с английских судов обстреливали, как она рыбачила и летом, и зимой, не раз вступая в борьбу с морской стихией.

Несколько лет назад ее ударила шаровая молния, она долго была без сознания, но когда здоровье снова вернулось к ней, опять стала заниматься хозяйством, няньчить внуков и правнуков и, что самое удивительное, по-прежнему петь свои любимые песни, в которых так ярко отразилось своеобразие Северной России, Архангельской области. На пластинках подобраны песни разных жанров, чтобы продемонстрировать широту репертуара Федоры Андреевны и познакомить слушателей с различными видами песенного искусства Севера. Прежде всего, Федора Андреевна ярко, красочно рассказала о свадьбе в Нижмозере. Северная свадьба — сложное действо, обряд, состоявший из нескольких эпизодов: сватовство, вечерина, колечко, рукобитье, смотрение, благословение, венчание, свадебный стол, блинный стол, байник, отводины. И каждый эпизод предельно насыщен причетами, песнями, диалогами с дружкой и т. д.

В данной записи приведены свадебные песни: «Пролегала путь-дорожечка», «Что вы, что вы, бояре» (пелись жениховой родне на смотрении), «у Миколы на горы в колоколы ударили...» (пели молодым по приезде от венца), «Из устья Лодейного...» (за свадебным столом поезжане опевали пожилую родню молодых), «Под полем-полем, полецком уторена дорожка конечком» (пелась на протяжении всего свадебного стола несколько раз).

Не менее интересны песни, относящиеся к так называемой календарно-обрядовой поэзии. Это песни, которые исполнялись в те или иные праздники. Песню «Снеги на землю падали» пели ребятишки, ходя в сочельник — накануне рождества — от дома к дому со звездой.

Далее идут песни вечериночные: «Не напалывай, пороха», «У наших у ворот» (плясовая), «Уж ты, мать, ты, мать моя» (шуточная, плясовая), «Ай, у нашего соседа во собраньице беседа».

Приведены образцы двух рекрутских песен: «Полно нам, братцы, крушиться» и «Вы прощайте-ка, женки, бабы».

Почти все песни совершенно оригинальны, хотя некоторые зачины и сюжеты встречаются в сборниках народных песен. Так, утушная песня «Не нападывай, пороха» использована в ряде публикаций: у Соболевского (IV —№ 374—377; 379—382), у Киреевского (№ 2928), «Народное творчество Сев. Двины» (стр. 64), «Русские народные песни Карельского Поморья» (№ 111), но это — сокращенные варианты, а такой песни с полным развернутым сюжетом, как у Федоры Андреевны, нет.

Записи песен Федоры Андреевны Митрофановой — счастливая находка для всех людей, любящих русские народные песни, не говоря уж об этнографах и фольклористах.

Г. Шаповалова



Список песен:

1. Что вы, что вы, бояре (старинная русская свадебная песня) (5:10)
2. Пролегала путь-дороженька (старинная русская свадебная песня) (4:07)
3. У Миколы на горы (старинная русская свадебная песня) (4:57)
4. Под полем-полем, полецком (старинная русская свадебная песня) (6:46)
5. Вы прощайте-ка, женки, бабы (рекрутская) (2:56)
6. Полно, полно нам, братцы, крушиться (рекрутская) (2:01)
7. Из устья Лодейного (старинная свадебная песня) (3:02)
8. Снеги на землю падали (колядка) (0:40)
9. У нашего соседа (вечериночная, утушная) (4:03)
10. Не нападывай, пороха (вечериночная, утушная) (1:50)
11. Шуточная плясовая (кадриль, вечериночная) (1:21)
12. У наших у ворот (кадриль, вечериночная). (5:05)


Категория: Фолк музыка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*