Частушки, страдания, припевки [1971]

Частушки, страдания, припевки [1971]

Исполнитель: Разные
Альбом: Частушки, страдания, припевки
Год выпуска: 1971
Жанр: Народная музыка
Формат: MP3
Качество: 320 kbps
Размер архива: 68 Мб

Содержание:
01 САРАТОВСКИЕ ПРИПЕВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЛЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР Запевает К. Панина
02 ШУТОЧНЫЕ ЧАСТУШКИ Г. ДЕГТЕВА, Г. КЛЫКОВА, Л. МИХАЙЛОВ
03 РУССКИЕ ПРИПЕВКИ РУССКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КВИНТЕТ КРАСНОЗНАМЕННОГО АНСАМБЛЯ
04 КАЛИНОВСКИЕ ЧАСТУШКИ В. ТАРХОВА и Н. КРЕМЕШНЫЙ
05 НА ЦЕЛИНЕ, частушки ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕВЕРНЫЙ НАРОДНЫЙ ХОР
06 МОЛОДЕЖНЫЕ ЧАСТУШКИ 3. СТАРИКОВА и Л. ЯРИНА
07 БАЛАШОВСКИЕ ПРИПЕВКИ М. ГЛУБОКОВА
08 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ НАПЕВЫ КВАРТЕТ БАЯНИСТОВ: Е. ЧЕРНЫХ, М. ЧЕРНЫХ, И. ЧЕРНЫХ. В. СОЛДАТОВ
09 РЕЧЕНЬКА-РЕКА, частушки Л. АФАНАСЬЕВА и П. ДРОЗДОВА
10 АЛТАЙСКИЕ СТРАДАНИЯ А. ПОЛУДИИЦЫН (баян)
11 ОЗОРНЫЕ ПРИПЕВКИ А. САПОЖНИКОВА


Частушки, припевки — одни из самых популярных жанров народного песенного творчества.

В коротеньких песенках, часто возникающих мгновенно, экспромтом, выражаются волнующие людей чувства, настроения, пересказываются какие-то события:

На платочке на углу
Я две буквы выколю.
На словах я не скажу
Всё на песнях выпою.

Родословную частушек не трудно разыскать в Древней Руси, в скоморошьем искусстве. Однако долгое время частушки считались песнями, хоть и злободневными, но пустыми «вертушками», как их называли, не имеющими «ни складу, ни ладу».

По сравнению с традиционными «большими» песнями коротенькие попевки действительно выглядели несколько легковесно. И тем не менее они нравились своей гибкостью и актуальностью, а главное своей искренностью и остроумием:

Я сижу на берегу.
Не могу поднять ногу.
— Не ногу, а ногу.
— Все равно не могу.

Частушек, бытующих в народе, очень много: без них не обходится ни одно гулянье, праздник или семейный вечер.

Почти каждая область или край России имеют свои частушки, называемые соответственно рязанскими, печерскими, белозерскими, псковскими, ставропольскими.

Танцевальная природа быстрых частушек определяет и темп движения мелодии, и характер исполнения.

Медленные частушки — страдания обычно бывают любовного содержания. Мелодия в них более развита и распевна.

Текст частушек не закреплен за определенным напевом, поэтому многие тексты встречаются с различными напевами.

В текстах отражены областные и местные особенности диалекта, например, любимый или любимая в разных областях называются забавочкой, притяточкой, ягодиночкой, дролечкой, залеточкой, воталинкой.

Воталинка, воталиночка, —
Вертучие глаза.
На тебя, мой воталиночка,
Надеяться нельзя.
(Сибирские частушки)

Мой залетка — койбайнер,
Ты зачем меня завлек?
Разгорелось мое сердце,
Как каленый уголек
(Сормовскис частушки)

Мелодии в частушках более устойчивы, а некоторые по-своему «классичны», например, «Подгорная», «Семеновна», «Елецкого». Большинство частушечных мелодий народного происхождения. Однако в наше время некоторые советские композиторы успешно сочиняют частушки в народном плане.

Так композитор Н. Поликарпов — автор многих известных песен — написал веселые «Космические частушки», использовав в припеве шутливый рефрен:

Ох-ты, ах-ты,
Все мы космонавты.

Искрящейся радостью и лукавой улыбкой наполнены «Волжские припевки» Ю. Щекотова:

Над Волгой звездочка горит,
Поет гармонь трехрядная.
А за кормой вода бежит,
Бежит вода прохладная.

В мелодии этих припевок, в развитом сопровождении сказывается влияние советской массовой песни. В сходной творческой манере выполнены «Девичьи страдания» Е. Жарковского.

Подмосковные частушки (на слова В. Бохова) скорее напоминают лирические страдания:

Ох, боевая я девчонка,
Ох, боевее меня нет.
Все работы испытала.
Ох, тяжелей любови нет.

Мелодия подмосковных частушек своей простотой, «с грустиночкой» напевностью наиболее ярко выражает типичный образ лирических страданий центральных областей России.
Частушки поются под гармонь, баян, балалайку, и даже «под язык», т. е. без инструментального сопровождения.

Общие традиции исполнения присущи многим областным частушкам и страданьям. У одних более расцвеченные мелодии требуют и более исполнительского состава, другие исполняются только двумя певцами — парнем и девушкой, или одним хором, солисткой.

Г. Соболева


Категория: Фолк музыка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*