Песни Белгородской и Курской областей из журнала Кругозор

Песни Белгородской и Курской областей из журнала Кругозор

«Кругозо́р» — ежемесячный советский и российский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок. Издавался в 1964—1992 годах. С 1969 года выходило детское приложение к «Кругозору» — «Колобок».


Плеховские песни (Курская обл.) Кругозор №6 1968 г.



Звуковая страница 4 – Все это — русский язык. Песни и наигрыши села Плехово:

«Жарко пахать»,
«Батюшка»,
«Ой, да и что же ты, селезнюшка»,
«Чебатуха»,
«Тимоня».


ПЛЕХОВСКИЕ ПЕСНИ

Половодье. Псёл уносил сахарные льды. Луга покрывались синим плесканием. Щуки играли, выкидывая на солнце икру. Ревели на фермах коровы. Родился на соломе красный телёнок. А они входили в избу, важные, светлые, будто каждая несла в руках тихий огонь, и он жил, колыхался в их голубых глазах. Усаживались, оправляли юбки.

«Даниловна, с которой начнём?» «А с которой хошь, Тимофеевна». «Ну, «Ветры-ветерочки» тогда».

Тихо-тихо в избе. Заливает всех с головой серебро последних снегов. Анна Пронякина вздохнула, и дрожащий голос зардел одиноко посреди избы.

Анна Моторыкина колыхнула янтарем на высокой груди, голос ее взлетел над первым, подхватил на крыло. Анна Кошелева опустила медленно веки, и под ними загорались далекой зеленью молодые поля её юности; и она, запев, полетела в широту тех полей и вернулась молодой и красивой, точно накинули ей на плечи белый, в розах платок. Две сестры Бирюковы, Татьяна с Надеждой, качнули на руках синеоких младенцев, и будто ударил из недр чистый и светлый ключ. Изба в серебре, пять женщин поют, их жизни витают над ними, все беды боли бьются в звонкие стёкла, все счастье и сладость — в пятнах живой зари. Все убитые, милые — рядом. Все старики — за широким столом, румяные дети — на высоких печах. И шиповник расцвёл над чьей-то глухой могилой.

Кончило. Стихло. За окном розовеет сосулька. Петух с алым гребнем стоит на крыльце...

Все они живут на одном конце большого курского села Плехово, все чем-то похожи, как похожи люди, прожившие бок о бок долгие годы. И если над всеми прошумела война, и крыши трещали в огне, и соседа уводили враги за талый овраг, и ухали оттуда гулко выстрелы; если подымали своими руками из горького праха эти белые дома, эти фермы, этот клуб, сад на горе, то морщины у старых женщин одинаково глубоки, а глаза у молодых нет-нет да и дрогнут густой задумчивой синью. Их пять, и они подруги, хотя старшей восьмой десяток, а младшей еще двадцать восемь. Если теплынь, если вечер тих, они любят сидеть вместе, глядя, как идут по домам усталые трактористы, неся на своих плечах груз перепаханных ярых полей.

«Как детки, Надежда?» «Как внуки, Даниловна?» «И-и-их, как хоровод-то водили! Рожки: «Ти-ру-ру! Ти-ру-ру!» «А опять приходил завклубом. Петь в Уланок поедем. Запевай, Тимофеевна!»

И песня течёт над селом к молодым тёплым звёздам. Слушают её люди, вышедшие посидеть у ворот. Путник, спешащий в село. Молодая учительница, склоненная над тетрадками. Слушают её птицы в полях, лисы в оврагах. Сад дышит звёздами.

А. ПРОХАНОВ
Плехово, Курская обл.
Рисунок автора


Песни и наигрыши на жалейке, которые вы услышите на четвёртой звуковой странице «Кругозора», подлинно народные. Их не касалась рука композитора, к ним не пристали часто звучащие, привычные интонации современных песен.

Поют их в деревенской избе, сельском клубе или на поляне среди берез. Они — как часть русской природы, русского быта — существуют с давних времен. В том ладу, ритме, с тем же сопровождением, как пели их много лет назад.


Журнал Кругозор, №6, 1968г.
http://www.krugozor-kolobok.ru/



Хор села Фощеватово Белгородской обл. Кругозор №9 1971 г.



Старые песни на старый лад

Село Фащеватое встретило нас высоко стоявшим солнцем и тракторным гулом. На току работали. Первые рукопожатия, знакомства. Не по-городскому спокойные, собранные люди.

«Наш хор! Наш хор!» — восторженно звучало у многих, с кем нам пришлось познакомиться, прежде чем мы увидели самих хористов. Четыре часа автобус ездил по полям, собирая участников хора. Ждать, спасаясь от палящего солнца, пришлось в клубе.

В середине рабочего дня, смахнув земляную пыль и надев нарядные костюмы старой работы, собрался фащеватовский фольклорный хор. Мы вышли к большому пруду с покатыми берегами и редкими домами, стоявшими в тени высоких вязов. Свидетелями этого необычайного концерта были ребятишки, жадно ловившие краски вышивок и звуки голосов, улетающих далеко за высокие вязы. Жители села жались к хатам, не решаясь подойти поближе, словно каждый боялся разрушить красоту, созданную прошлым и настоящим.

Несколько свадебных песен хор спел, проходя по селу. Всякий раз, когда песня должна была кончиться, певцы останавливались, собирались плотной группой, и четко звучали заключительные слова песни. А свадьбы в селе Фащеватом до сих пор играют по-старинному. Только поют на свадьбах не девушки, как раньше, а женщины постарше. На торжество певицы достают из сундуков старинный праздничный наряд: одна в таком платье на девичники бегала, а другой вместе с дорогими сердцу вещами передала мать или бабушка. Яркая шерстяная юбка, длинная, широкая, ослепительной белизны полотняная блузка, расшитая красной или черной вышивкой. По вышивке судили люди, какая девушка работница, рукодельница. Наш спутник, работник Белгородского дома народного творчества Михаил Акимович Маматов, разглаживая рукой небольшой кусок выцветшей материи, возбужденно говорил: «Подумать только, вот этим вытирали пыль. Наверное, в прошлом веке вышивали». Мы увидели вышивку с орнаментом. Маматов бережно ее свернул.

Великое множество свадебных песен знают фащеватовские певицы. И каждой песне — свое место на свадебном пиру.

Величальные свадебные поют обычно только женщины. Одна группа ведет основной напев, или, как здесь говорят, «рассказывает» песню, другая — подхватывает припев «лели-лели». Оба напева сталкиваются и сливаются в песне.

Мы уезжали вместе с Маматовым. Давно уже скрылись и белые хаты и высокие вязы, но в памяти звучали песни села Фащеватого — старые песни на старый лад, которые вы услышите на 9-й звуковой странице.

Л. ЯШИНА, Л. ЛАЗАРЕВ
Село Фащеватое, Белгородская область
Журнал Кругозор, №9, 1971г.
http://www.krugozor-kolobok.ru/



Песни села Больше-Быково (Белгородской обл) Кругозор 1985 г. № 9



Больше-Быково село — там поют весело!

Село это, Больше-Быково, в Белгородской области. А Белгородщина славится красивыми старинными песнями, плясками. Отсюда, с южного края России, идут деревенские ансамбли, чтобы попеть, поплясать на радость зрителям московским, ленинградским, зарубежным. Любят белгородцев на телевидении, радио. Редакторы, режиссеры знают: эти выступят ярко, артистично, весело! Однако это все-таки взгляд, так сказать, в целом на песенное мастерство жителей области. Если же приглядеться, то можно увидеть: в разных селах здесь «играют песни» по-разному. В Афанасьевке например, это делают ярко, весело — вспомним неудержимую песню-пляску «Эх ты, Порушка-Параня», которая в обработке челябинского ансамбля «Ариэль» долгое время была популярна в дискотеках.

А вот в Глуховке, соседней с Афанасьевкой, поют с потаенной могучей энергией, будто тяжелые волны накатывают. Музыка села Подсереднего опять-таки иная — здесь все огонь, взрыв. В Больше-Быкове — своя стать, понятно.

«Пение большебыковцев отличает фантастическая, завораживающая витиеватость голосов,—отмечают московские фольклористы В. Медведева и А. Иванов, уже много лет исследующие народные музыкальные традиции Белгородщины— Уж так они умеют «раскрутить» голос, расцветить напев! Получается мерцающая тончайшими оттенками звуковая ткань...»

К сожалению, эта уникальная певческая культура с течением времени теряет краски: ныне ею владеют достаточно полно лишь самые старшие жители села. Состоящий из людей среднего возраста фольклорный хор Больше-Быкова—тот самый, что выезжает с концертами, — уж на что хорошо поет, а все-таки кое-какими нюансами «больше-быковского стиля» не владеет. Оно и понятно—условия сцены часто заставляют упрощать фольклорные номера, это во-первых; во-вторых, от руководителя хора многое зависит—насколько глубоко он сам постиг данную исполнительскую традицию, и есть еще в-третьих, в-четвертых...

...В Больше Быкове при том же Доме культуры, при котором состоит хор, есть еще и детский фольклорный ансамбль. Вот и подумалось — а что если «замкнуть» детей на стариков? Дети— народ сверхвосприимчивый, а главное — не скованный привычками, авторитетами, условностями, значит, и смогут перенять родную певческую традицию без всяких искажений. Конечно, начали бы с ними с песенок шуточных, игровых—тех самых, что пели в детстве прошлые поколения большебыковцев В таком деле все должно быть естественно, как естествен сам фольклор.

Б. СОКОЛОВСКИЙ


На седьмой звуковой странице представлено белгородское село Больше-Быково, поющее, раздумывающее в песне... А «поведёт» вас по деревенской улице фольклорист Анатолий Иванов.

Журнал Кругозор 1985г. № 9
http://www.krugozor-kolobok.ru/


Категория: Фолк музыка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*