Космос и развитие: утилитарные потребности или прогресс

Космос и развитие: утилитарные потребности или прогресс

«Плавать по морю необходимо, а чтобы жить – так можно и не жить». Это один из многочисленных поэтизированных переводов древнего Navigare necesse est vivere non est necesse. Гордое изречение, разумеется, гораздо шире, чем просто констатация крайней важности мореплавания. В соответствии с ним долг российской космической отрасли – обеспечить передовое развитие страны.

На том историческом этапе, когда жили мастера таких выразительных высказываний, для движения вперед нужно было преодолевать море. Далее преодолевать пришлось очень многое, чтобы выходить на новые и новые уровни развития. И вот сегодня современным аналогом моря, по которому необходимо плавать, для нас является космос, Вселенная. Мы уютно устроились в маленькой гавани великого космоса на нашей прекрасной Земле. Обжились, приспособили ее для себя. Далеко не всегда бережно, по-хозяйски. Да и живем что-то не очень дружно. Но это другая тема. Мы живем на берегу Вселенной. Научились совершать небольшие плавания в ближайшей к Земле зоне. Буквально у береговой линии. А дальше – бескрайние просторы. Принципиально ситуация весьма напоминает ситуацию времен формирования приведенного в начале изречения.

Взгляд с берега в неизвестность, украшенную всякими домыслами и легендами, и осознание необходимости начинать путь. Нам сегодня кажется, что мы уже многое знаем о Вселенной, но факт о том, что ее 96 процентов – это темная (то есть неизвестная) энергия и темная материя, говорит о явной неполноте наших знаний. Мы должны двигаться дальше. «Плавать по морю необходимо…» Иначе большая часть творческого потенциала замкнется на одинаково вредных для будущего усовершенствованиях оружия и развлечений. Без великих целей мир скатится в варварство. С айпадами в руках.

Так на чем же мы поплывем по морю? Увы, возможности небогатые. 54 года назад Советским Союзом был запущен первый спутник. Через четыре года, всего четыре года, Юрий Алексеевич Гагарин увидел Землю из космоса. Еще прошло всего восемь лет и Нил Армстронг ступил на лунную поверхность. Потрясающая, невероятно крутая линия развития возможностей человека. Если бы продлить ее под тем же углом до нашего времени – 43 года от последнего упомянутого события, то на Марсе яблони должны были бы уже плодоносить. Но увы, эта кривая стала практически горизонтальной. Возможности человечества в этой сфере начали развиваться очень медленно. Стали глупее люди, не появляются сильные фигуры? Нет, был полностью освоен научный и промышленный фундамент, построенный к тому времени общими усилиями всех стран. На нем за счет вспышки высокой космической активности была создана некая надстройка, правда, не приведшая к качественно новой технологической эпохе.


Объективный предел


В кондратьевской теории технологических волн третьей – с 1875 года – обозначена эпоха стали, электричества и тяжелой промышленности, четвертой – с 1908 года – эпоха нефти, автомобиля и массового производства, пятой – с 1971 года – эпоха информации и телекоммуникаций. Все в ожидании шестой волны – эпохи или био, или нанотеха, или новой энергетики, или полной экологизации индустрии.

Доразвив для своих нужд задел третьей, четвертой и пятой технологических волн, космическая отрасль не стала инициатором новой. Совсем не тот масштаб. При всем большом общественном звучании, особенно в недалеком прошлом, при годовом вкладе, например, в России на уровне стоимости десятков километров московских дорог говорить о серьезном влиянии на мировую экономику не приходится. И космические технологии либо почти заморозились, как с ракетными двигателями, либо в лучшем случае тянутся за технологиями других, более динамичных областей.

Конечно, результаты прикладной космической деятельности активнейшим образом используются как раз в рамках эпохи информации и телекоммуникаций. В связи с ее потребностями достигнут впечатляющий рост характеристик космических аппаратов, обеспечивающих наблюдение Земли в различных спектрах. Создано в дополнение к магнитному и гравитационному рукотворное навигационное поле Земли. Мощность бортовых ретрансляторов выросла за последнюю четверть века на порядок, что позволило достичь огромных скоростей передачи информации. Правда, Артур Кларк ехидно, но очень метко заметил: «Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание». Но это опять же не тема данной статьи.

Итак, обществу потребовалось развитие характеристик прикладных космических аппаратов и оно его получило. Не требовался полет к другим планетам и технологии не развились? Нет, ситуация несколько сложнее. В рамках известных физических законов уровень развития ракетно-космической техники близок к пределу. Химические топлива обеспечивают близкие к теоретически предельным характеристики. Прочность материалов тоже. По крайней мере до тех пор, пока из нанотрубок не удастся сплести длинную нить. Разумеется, за счет улучшения процессов производства и оптимизации конструкции можно и нужно снижать стоимость, но кардинального улучшения технических характеристик ждать не приходится. А когда земляне с большим напряжением ресурсов все же доберутся до Марса, они преодолеют расстояние всего в несколько десятков световых минут. В работах же по космологии фигурируют кило-, мега-, гигапарсеки.

Один парсек – это три световых года. В рамках известных физических законов все это недостижимо в принципе. Закрываем мечту человечества? Нет, сосредоточиваемся на интенсивных исследованиях, продвигающих прогресс по ряду направлений.


Познать вселенную



Направление первое – развитие фундаментальных знаний об основах мироздания. Тот факт, что все известные человеку физические законы однозначно приложимы только к четырем процентам Вселенной, дает надежду на существование еще непознанных законов. Возможно, это похоже на ситуацию XVII–XVIII веков, когда были известны законы механики и нарабатывались знания, позволившие в конце концов сформулировать законы электрического мира. И жизнь стала совершенно иной, невероятной с точки зрения века механики. Наряду с исследованиями в области физики элементарных частиц (все знают о Большом адронном коллайдере) большое значение имеют астрофизические исследования с помощью вынесенных за пределы атмосферы Земли телескопов, работающих в различных частях спектра. Советский Союз внес значительный вклад в развертывание таких работ. Космические обсерватории «Астрон», «Гранат» в 80-е годы XX века совершили настоящий прорыв. Выдающиеся, сенсационные результаты долгое время были одними из самых цитируемых.

В настоящее время у всех на слуху американский телескоп «Хаббл» с зеркалом диаметром 2,4 метра. Многократно ремонтируемый непосредственно на орбите, он до сих пор радует интересными результатами, а ему на замену готовится новый телескоп «Джеймс Вебб». Уже почти год работает российский телескоп «Спектр-Р» или «Радиастрон». С высокоточной антенной диаметром десять метров и сверхчувствительными приемниками он вращается вокруг Земли на высоте 300 тысяч километров и при совместной работе с многочисленными наземными радиотелескопами образует виртуальный телескоп размером 300 тысяч километров. Отсюда беспрецедентная разрешающая способность. Уже получены данные о внутренней структуре объекта, находящегося в пяти миллиардах (именно миллиардах) световых лет.

Мы заглянули в невероятные дали, а еще и в глубокое прошлое Вселенной. Есть очень красивые научные гипотезы о большом взрыве, черных дырах, кротовых норах и туннелях в пространстве-времени. Идет накопление данных. Полное понимание процессов образования Вселенной, ее эволюции, природы материи, энергии, гравитации, времени где-то впереди. Человечеству, может быть, за десять, может, за сто лет, но пройти этот путь необходимо. Значит, нужно создавать все более совершенные космические инструменты – обслуживаемые и необслуживаемые на разных орбитах и на поверхности Луны.


В уютной колыбели


Второе направление усилий – полное понимание всех процессов образования и эволюции Солнечной системы. Это необходимо для прогнозирования дальнейшей судьбы нашей планеты.

Почему одна из соседних планет представляет собой песчаную пустыню с пыльными бурями высотой до 20 километров и только следами кислорода в очень разреженной холодной атмосфере? Почему вторая, соседка, представляет собой кислотный ад с температурой почти пятьсот градусов и давлением около 90 атмосфер? Есть ли еще где в Солнечной системе какая-нибудь форма жизни? А если была и исчезла, то почему? Ответы на эти и подобные вопросы важны для определения правильной стратегии выживания человечества на Земле. По крайней мере до тех пор, пока не расширится могущество человека и не появится реальная возможность переезда на другое место жительства.

А сейчас надо изо всех сил беречь нашу единственную зеленую планету. Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, нужно обладать возможностями посещать любые тела в пределах Солнечной системы, в том числе и астероиды. Советский Союз занимал достойное место в развитии межпланетных технологий. К концу 70-х годов XX века было выполнено 58 стартов к Луне, 29 из них выполнили свою задачу. В том числе трижды доставили грунт. США в этот же период совершили 39 стартов (в том числе девять пилотируемых). Результативными можно считать 22 миссии. К Венере до конца 80-х годов запущено 29 советских миссий, 15 из них успешные. США ограничились девятью попытками, из которых восемь успешные.

Затем в активности Советского Союза и России была длительная пауза, и теперь отечественным автоматическим аппаратам надо вновь обрести способность долетать, садиться, работать на поверхности различных небесных тел и возвращаться обратно. Начиная с Луны. Особенно учитывая новые факты о наличии льда на полюсах. К тому же есть версия, что лед этот наносили за миллиарды лет кометы, в том числе, может быть, и из других галактик. То есть нам уже доставили почти на дом частицу других, очень далеких миров. Марс, Венера, спутники Юпитера, астероиды типа Апофиза и, конечно, Солнце (правда, без посадки) – вот цели автоматов-исследователей, обеспечивающих виртуальное присутствие человека во всех уголках Солнечной системы. Где-то в более отдаленной перспективе возможно и непосредственное участие человека в межпланетных миссиях, но только с четким осознанием целесообразности рисков и затрат.


Инновации в науке и технике


Третье направление усилий. Вернуть космической технике роль двигателя технологического прогресса в рамках существующей технологической волны. А для этого задачи должны ставиться смелые и масштабные. Например, есть необходимость провести длительные исследования на поверхности очень интересного спутника Юпитера – Европы. Там обнаружены лед, вода. Может быть, имеется и жизнь. Но если в современных традициях собрать космического разведчика из имеющихся технических решений, то задача не решается в принципе – чрезвычайно высокая радиация. И разворачивается программа европейского космического агентства от милого им названия Европа к Ганимеду – другому спутнику Юпитера. Менее интересному, но более доступному.

Теперь эта тоже сложнейшая программа может быть реализована, но влияние на технический прогресс будет ограниченно. Но если все же на Европу? На новых решениях, например на основе принципов электронной вакуумной техники, природы растений или еще невесть чего, создать совершенно уникальные устройства, абсолютно устойчивые к радиации. Долгий путь, дорогой, но еще один шажок по пути расширения арсенала возможностей.

Или гораздо более актуальная задача для космической техники – очистка околоземного пространства от мусора. Впору уже издавать законы об обязанности каждого запускающего новый аппарат сводить с орбиты такое же по массе количество старых обломков. Быстро и без фантазий задачу можно решить и сегодня. Запускаем маневрирующий аппарат с нужным запасом топлива, стыкуемся с пассивным объектом и переводим его на орбиту затопления. Все решаемо, но в общем случае это будет стоить гораздо дороже запуска аналогичного по массе аппарата. И с точки зрения экологии все эти лишние запуски и затопления совсем ни к чему. Да и на технический прогресс влияние невеликое. Альтернатива – начать создавать что-то принципиально новое. Некий монстр захватывает мусор, разлагает на составляющие молекулы, часть использует в качестве рабочего тела, чтобы долететь до следующего объекта, а другую часть, по принципу работы 3D-принтера, превращает в элементы новой космической станции. Ведь материалы в останках спутников самые замечательные и уже доставлены на орбиту. Фантастика? Сегодня – да. Само движение к этой цели будет двигать вперед и науку, и технику. Но измельчали цели, на которые замахивается суетливое сиюминутное человечество, да и денег жалко.


Чудес не бывает


В итоге попробую сформулировать следующую мысль. В общей космической деятельности целесообразно четко разделить две области. Первая – использование космоса или его эксплуатация в прикладных целях: связь, навигация, дистанционное зондирование Земли. Производство космических аппаратов для этих нужд – типичная индустриальная деятельность. В условиях рынка для завоевания заказчика необходимо производить массовый продукт с наименьшими затратами, наилучшими потребительскими характеристиками и в кратчайшие сроки. Для этого крайне важны унификация, применение проверенных решений с их постоянным эволюционным улучшением, отлаженность и безызбыточность всех процессов и используемых ресурсов. Эта область, как и область массовых средств выведения, прекрасно коммерциализируется.

Совершенно не коммерциализируется вторая область космической деятельности, о которой и говорилось в основном выше. Можно это назвать научным космосом, дальним космосом, фундаментальным космосом. Суть от этого не меняется. В рамках указанного направления каждая миссия направлена на достижение нового уровня развития знаний, принципиально нового уровня технологий. Наряду с максимально возможным использованием наработанных в прикладном космосе решений в каждом проекте приходится применять уникальные технологии и специфическое оборудование. Для этой области характерна большая степень неопределенности, приводящая к повышенным рискам по срокам, затратам, результатам выполнения миссии. Реальный эффект от таких проектов может проявиться через очень много лет. Для успешной деятельности в этой области крайне важно использование существенно иных, чем в прикладном космосе, правил организации, финансирования и оценки результатов. Эта область космической деятельности полностью зависит от готовности государства вкладывать ресурсы в усилия по движению человечества вперед.

Россия, учитывая ее яркую космическую историю и далеко не нулевой сегодняшний уровень, вполне может быть достойным участником этого авангардного движения. Правда, если подсчитать затраты на космос за последние 20 лет в США, учитывая кроме средств НАСА ресурсы других ведомств, то станет ясным, что они превышают российские затраты в десятки раз. Но как только обнаруживается заметное отставание результатов деятельности российской космической промышленности от американского уровня, тотчас находятся причины: разгильдяйство, слабые руководители и прочее, и прочее.

Неискоренима в России вера в чудо. Сказки, наверное, виноваты. Лежал Илья Муромец на печи тридцать лет и три года без всяких вложений в свое развитие, а потом встал и всех победил. Замечательно. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Безусловно, есть острейшая необходимость улучшений в отрасли и в части структуры и организации работ, внедрения современной системы управления качеством, привлечения перспективных специалистов и мобильных частных структур, но учитывая осознание большей частью нашего общества важности российских позиций в космосе, проявляющееся в очень болезненном восприятии каждой неудачи, мы просто обречены быть великой космической державой. И значит, должны не только выделять для этого существенные ресурсы, но предельно эффективно использовать их для достижения достойных целей. Космос без нас будет существовать всегда, у нас без него шансов практически нет. Navigare necesse…


19 декабря 2012 года

Виктор Хартов
генеральный директор ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина», лауреат премии правительства РФ в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ, доктор технических наук, доцент


Категория: Наука и Техника

<
  • 161 комментарий
  • 7 публикаций
23 декабря 2012 00:08 | #1
0
  • Регистрация: 9.12.2011
 
осознание большей частью нашего общества важности российских позиций в космосе, проявляющееся в очень болезненном восприятии каждой неудачи, мы просто обречены быть великой космической державой.
Интересно, наши политики (правительство) об этом говорят? Или главным политическим лозунгом является повышение уровня жизни населения (пестование народа потребителя)?
Думаю, умный народ не нужен власти, очень удобно понабросать умных слов про новые научные проекты и под это выделить миллионы, все равно никто ничего не понимает, а потом и растаскивать денежки спокойно можно. Думаю эта схема уже опробирована на системе ГЛОНАСС - толку 0, а миллиарды списны...

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
23 декабря 2012 00:25 | #2
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: Лада Ра
Интересно, наши политики (правительство) об этом говорят?
Говорят. Они много о чём говорят. Об инновациях, например, или модернизациях. Один презик даже отметился тем, что за что не возьмётся - всё как-то наоборот делается. Был нац проект "Доступное жильё", после которого жильё стало в несколько раз дороже, т.е. ещё недоступнее. Был нац. проект "Здоровье" по которому организовали сбор подробных медицинских данных с детишек и сейчас гневно осуждают запрет на вывоз детей "на усыновление" за рубеж... Много чего сказано было, толку то.
Цитата: Лада Ра
Думаю, умный народ не нужен власти
Он им никакой не нужен. Страну подготавливают к силу уже, как минимум, двадцать лет. На данный момент, мы находимся в завершающей стадии. Какой вариант развития событий будет выбран далее - мало кому известно.

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
24 декабря 2012 03:42 | #3
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
Недавно читал про разработку амерами стратостатов для наблюдения за атмосферой и т.д. и у меня родилась мысль (может быть не у меня одного).А что если использовать для запуска космических аппаратов использовать стратостат с жесткой площадкой , по периметру расположить солнечные батареи.Старт с высоты в 30 км будет стоить гораздо меньше.А если соорудить електро-магнитную пушку и запускать на орбиту аппараты будет гораздо дешевле.Да и спуск тоже ,главное можно полностью отказаться от одноразовых аппаратов.Это на первый взгляд кажется фантастикой, на самом деле это вполне реально.Главная проблема как всегда финансы.Но после начала работы 2 таких аппаратов они окупят себя очень быстро.
Вот такой я мечтатель....

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
24 декабря 2012 11:49 | #4
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
zdrav,
Такие разработки велись
Вот например:


Цитата: zdrav
А что если использовать для запуска космических аппаратов использовать стратостат с жесткой площадкой , по периметру расположить солнечные батареи.

А как туда аппараты доставлять? Стыковка в космосе дело не простое. В атмосфере еще сложнее.
У Артура Кларка родилась идея "Космического лифта". Нужны легкие и прочные материалы для тросов. "Кевлар" был создан в процессе работ по этой теме. Думаю они продолжаются.

Цитата: zdrav
Вот такой я мечтатель....

ТАК ДЕРЖАТЬ!!! friends

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
24 декабря 2012 18:03 | #5
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: Квака
Такие разработки велисьВот например:
Проект "Спираль". В своё время, министр обороны Гречко закрыл проект, но спустя какое-то время, наработки легли в основу проекта "Буран".

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
24 декабря 2012 18:51 | #6
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Посмотрим насколько Роскосмос серьезно шерстить взялись. Глядишь доведут "Русь"

А для "Клипера"


не исключен вариант воздушного старта

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
24 декабря 2012 23:21 | #7
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: Квака
Посмотрим насколько Роскосмос серьезно шерстить взялись.
Там не одно космическое ведомство прошерстить требуется, чтобы ракеты на старте взрываться перестали... Вопрос шире стоит. Дело не только во вредительстве. Ротация кадров должна быть, пополнение свежими, обновление оборудования... Т.е., помимо чёткого реприссионного механизма, нацеленного на реальную эффективность - система образования должна выпускать грамотных специалистов, а не купи-продай менеджеров; решение жилищного вопроса; продовольственного (как известно: мы есть то, что мы едим. Едим гавно - соответствующие недуги, не до эффективности уже); здравоохранения и т.д.

Наблюдается сейчас хоть что-то из решения этих вопросов? Каков подход - такое решение. Отсюда результат соответствующий.

Цитата: zdrav
А что если использовать для запуска космических аппаратов использовать стратостат с жесткой площадкой
В статье описана структурная проблема. Дело в том, что на существующих технологиях термо-химического двигателя - далеко не улетишь. Данный способ преобразования энергии в движущую силу себя исчерпал, в плане дальнейшего улучшения. Необходимо что-то принципиально новое. В своё время велись работы над термоядерными двигателями для межпланетных путешествий. Упоминалось что-то про плазменные для перемещений внутри атмосферы.

Двигатели, это одно из важнейших направлений, но далеко не всё. К примеру, станция МКС висит на орбите на высоте 337—430 км. На неё действует притяжение Земли и периодически приходится разгонять её и поднимать, затрачивая на это драгоценное топливо. На более высокой орбите притяжение планеты сказывается слабее. Подняв станцию на высоту примерно 1тыс. км., можно было бы вовсе отказаться от корректировки её орбиты, но при этом оказалось, что на больших удалениях от планеты - свирепствуют солнечные ветры, от которых поле земли уже не защищает. Солнце - представляет собой активный ядерный реактор, которое испускает частицы опасные как для аппаратуры, так и всего живого внутри космических кораблей и станции. Т.е., эффективной защиты от солнечной радиации - пока не существует. Здесь тоже необходимы исследования.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
25 декабря 2012 19:44 | #8
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Искатель
помимо чёткого реприссионного механизма, нацеленного на реальную эффективность

Те кто трудился в отраслях, где производство контролировалось Представителями Заказчика, знают, насколько эффективен и репрессивен этот механизм контроля.
Этот механизм восстановлен. Процесс идет. Хотелось бы чтобы все было восстановлено после "разрухи" сходу и сразу. Но так не бывает.

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
26 декабря 2012 05:13 | #9
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
Ребят вы меня неправильно поняли,стратостат это такой воздушный шар.Особенность только в его форме, ровная площадка наверху.Заполнять можно водородом (больше подьемная сила и меньшая стоимость), при контроле чистоты водорода вполне безопасно. Можно нагревать водород для увеличения подьемной силы и остужать для уменьшения.http://science.compulenta.ru/725976/.Себестоимость подьема аппарата на 20-30км высоту будет зарплата персоналу и амортизация оборудования.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
26 декабря 2012 13:43 | #10
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
Ребят вы меня неправильно поняли

Да все нормально. Просто разбираемся с твоей идеей и попутно "около" зацепили.
Красивый проект
Давай твою идею поразвиваем.

Цитата: zdrav
ровная площадка наверху

Температура продуктов сгорания ракетного топлива 2-3 тысячи градусов. Из какого материала и какой вес должна иметь эта площадка, что бы обеспечить теплоизоляцию оболочки. Да еще наполненной Водородом. Получается пороховая бочка. Гелий тут предпочтительней.

Мне видится такая схема конструкции...
Стартовая площадка, а по периметру торовидная оболочка или группа шарообразных аэростатов.

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
26 декабря 2012 19:19 | #11
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: zdrav
Особенность только в его форме, ровная площадка наверху.
Подобная конструкция (с подъёмными шарами внизу, расположением груза - вверху) неустойчива по своей природе. Для создания нужной удерживающей силы - площадь шаров будет во много раз превышать площадь ВВП. Какой длины требуется полоса для взлёта-разгона тяжёлого транспортника? Километров пять? ВВП для таких самолётов делают из прочного ж/бетона, располагают на тверди земной. Всё это к тому, что, помимо теплоизоляционных возможностей, подобное сооружение должно выдерживать многотонный импульс в течении короткого периода времени. Не накреняясь, не смещаясь в какую-либо сторону. Не тривиальная задача, но наверное решаемая.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
26 декабря 2012 20:32 | #12
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Искатель,
Вроде zdrav речь ведет о ракетном старте со стратостата, а не о взлетной полосе. ВПП в поднебесье даже рассматривать не стоит.

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
27 декабря 2012 07:23 | #13
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
Амриканцы уже проводили испытания электромагнитной катапульты для самолетов устанавливаемых на авианосцах и ей же самолеты можно ловить.Если сделать разгонный тоннель наискосок снизу вверх через весь стратостат то длина получится вполне приличная.А вот с гелием проблемы , он гораздо дороже водорода и очень текучий.Его вроде как оч хорошо держит графен но его производят пока только в лабараториях про массовый выпуск только мечтать.Да и подьемная сила у него слабее.В перспективе можно сделать дольками ,часть долек заполнить гелием как раз что бы при аварии аппарат не разбился а плавно опустился на землю.А остальные заполнить водородом и укрепить так что бы при взрыве если он произойдет ,вынесло наружную стенку не повредив соседние дольки с гелием.
Цитата: Искатель
В статье описана структурная проблема. Дело в том, что на существующих технологиях термо-химического двигателя - далеко не улетишь. Данный способ преобразования энергии в движущую силу себя исчерпал, в плане дальнейшего улучшения. Необходимо что-то принципиально новое.

Это я понимаю и даже предполагаю что разработки есть ,но их успешно секретят.Для чего это отделный разговор.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
27 декабря 2012 20:01 | #14
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
остальные заполнить водородом и укрепить так что бы при взрыве если он произойдет ,вынесло наружную стенку не повредив соседние дольки с гелием.

Там очень не хилый взрыв будет. Это какую же стеночку надо и сколько еще долек понадобится, чтобы ее держать С конструктивной точки зрения это тупик.
Цитата: zdrav
Амриканцы уже проводили испытания электромагнитной катапульты для самолетов устанавливаемых на авианосцах

Взлетный вес самолетов палубной авиации не сопоставимо мал по сравнению с необходимым для выхода аппарата на орбиту.
Цитата: zdrav
самолеты можно ловить.

Аэрофинишеры... на плоской палубе. Сесть на нее задача не простая. Требуется мастерство. Попасть в трубу с э/м улавливателем на порядок сложнее, а то и поболее.
Цитата: zdrav
с гелием проблемы , он гораздо дороже водорода и очень текучий.

ТАК. da
Надежность окупает дороговизну.
А сверхтекучим становится в жидком состоянии brave Ужели в нынешних учебниках об этом уже ничего нет. br

Дальше...
В так называемых струйных течениях в верхней тропосфере и в нижней стратосфере средняя скорость ветра составляет 70–100 м/сек.
Как будем обеспечивать стабилизацию стартовой платформы?
Один из вариантов это привязной стратостат с тросами из материала типа "Кевлар". В соединении с идеей Кларка о "Космическом лифте" достаточно перспективна. Лифт не в космос, а к платформе, для доставки всего и вся.
Все равно болтанка на ветру будет там аховская. Похлеще чем на морских кораблях в сильный шторм.

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
30 декабря 2012 01:40 | #15
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: zdrav
В перспективе можно сделать дольками ,часть долек заполнить гелием как раз что бы при аварии аппарат не разбился а плавно опустился на землю.А остальные заполнить водородом и укрепить так что бы при взрыве если он произойдет ,вынесло наружную стенку не повредив соседние дольки с гелием.

Немецкий пассажирский цеппелин LZ 129 «Гинденбург» (нем. Hindenburg) был построен в 1936 году и стал самым большим в мире из созданных до того времени дирижаблей (по объёму незначительно уступал последнему классическому цеппелину LZ 130, 1938). Своё название воздушный корабль получил в честь президента Германии Пауля фон Гинденбурга.

6 мая 1937 года, завершая очередной трансатлантический рейс, при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте наполненный пожароопасным водородом «Гинденбург» загорелся и потерпел катастрофу, в результате которой погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды. И хотя по количеству жертв «Гинденбург» является не первым в мрачном списке катастроф дирижаблей (рекорд принадлежит американскому жесткому летающему авианосцу USS Akron), гибель этого воздушного корабля получила большой резонанс.


Проще говоря, катастрофа Гинденбурка - послужила причиной заката дирижаблестроения.

Водород - ОЧЕНЬ опасен! В виду малого размера молекул - просачивается через любой существующий материал. Достаточно малой искры, чтобы всё пространство, занимаемое газом - впыхнуло. Мешки с гелием не помогут, т.к. сами эти мешки имеют свойства гореть, подвеске, да и корзине достанется (особенно, если она будет внутри размещаться).

Вышеозначенные особенности этого газа (способность просачиваться через любые преграды и пажаро-опасность) явились причиной того, что в современном дирижаблестроение он не используется.

Отечественный дирижабль Au-30:
http://www.oskbes.ru/au30.html
Цитата: Квака
Там очень не хилый взрыв будет. Это какую же стеночку надо и сколько еще долек понадобится, чтобы ее держать
Необходимо также учитывать разницу масс. При запуске носителя с подобного дирижабля, создаётся начальный импульс, который сдует этот шарик далеко назад. Если отстреливать носитель далеко от корпуса вбок, то ... это же не малая крылатая ракета, которая может быстро скорость набрать и компенсировать возникшую погрешность при старте.
Цитата: zdrav
Амриканцы уже проводили испытания электромагнитной катапульты для самолетов устанавливаемых на авианосцах и ей же самолеты можно ловить.
Для питания подобного устройства необходимо что-то помощнее в виде источника энергии. Солнечные батареи и буферные накопители - такие энергии выдать не способны. По крайней мере при существующих технологиях.
Цитата: Квака
Аэрофинишеры... на плоской палубе. Сесть на нее задача не простая. Требуется мастерство.
Там одного мастерства мало. Палуба качается, ветер вносит свои коррективы (который, к тому же может меняться), авианосец не стоит на месте и тоже двигается (в противном случае положение его будет неустойчивым)... Как правило, посадку осуществляет компьютер, порой по несколько раз заходя на посадку, в последний момент отменяя решение и заходя на новый круг. Чем меньше ВВП, тем садиться сложнее.

К примеру:
Хорошо, что тяги двигателей хватило. В этом плане (малая длина взлётно-посадочной палубы), Адмирал Кузнецов представляет собой серьёзное испытание для навыка пилотов. Что усугубляется рядом прочих недоделок.

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
31 декабря 2012 19:35 | #16
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
Всё равно я не вижу ничего принципиально невозможного.Харашо пусть будет гелий... Хотя я работаю с водородом уже 15 лет и тьфу тьфу тьфу.Просто у нас очень тщательный контроль за его чистотой, в случае появления кислорода продувается весь обьем чистым водородом.Просто раньше с контролем чистоты были большие проблемы вот и горели.
Для питания подобного устройства необходимо что-то помощнее в виде источника энергии. Солнечные батареи и буферные накопители - такие энергии выдать не способны. По крайней мере при существующих технологиях.[/quote]
Искатель,
сейчас уже есть конденсаторы большой емкости, так что здесь нет проблем. Привязывать стратостат , даже не знаю... Птичку жалко br
И вообще это не шар и корзина снизу плюс площадка наверху.Это конструкция, довольно обьемная внутри которой находятся каюты для персонала,оборудования,переходы между уровнями и т.д.а все свободные полости заполнены газом.Нарисовал бы да компас нонче дорого стоит,отдал сокурснице диск с пираткой 2 года назад и усё...
И еще есть мысль сделать двигатель не по бокам , снизу и тд а внутри спереди идет забор воздуха сзади выталкивается.
А вот если сделать дом воздушный. Эх мечты ,мечты.
Да и вообще у меня много идей (половина из них видать бредовые)

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
31 декабря 2012 19:41 | #17
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
Хотя я работаю с водородом уже 15 лет и тьфу тьфу тьфу.
Афигеть

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
31 декабря 2012 21:18 | #18
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Цитата: zdrav
сейчас уже есть конденсаторы большой емкости, так что здесь нет проблем.
Это как сказать. Если не касаться вопроса стоимости, то у них есть ещё одна особенность. Они имеют обыкновение взрываться. Не всегда, вероятность достаточно редка, но если такое произойдёт на воздушном шаре на высоте тыщ 10 метров... zvv

Ладно, это я так. В порядке новогоднего настроения, так сказать, придираюсь pardon
Цитата: zdrav
да компас нонче дорого стоит
Чем Рутрекер в плане получения копии не нравится? В частности: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4269238 , например.

Но надо сказать, что у Компас,а двухмерка хороша, но трёхмерка далеко-далеко отстала от собратьев по отрасли. В плане прорисовки объёмных деталей и функциональности, мне парасолидовский движок нравится. Т.е. SolidWorks и SolidEdge, в основе которых он находится. У SolidWorks туманны перспективы, так что рекомендую у ейджу присмотреться. Ну а если авиационная тематика влечёт, то это на Catia нужно переходить. Там есть необходимые для этого инструменты. В частности, развитые возможности для построения сложных кривых.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
1 января 2013 14:10 | #19
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
Просто у нас очень тщательный контроль за его чистотой, в случае появления кислорода продувается весь обьем чистым водородом.

Не ошибся? Может Азотом все это продувается?

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
1 января 2013 16:16 | #20
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Не буду скрывать - с водородом не работал. Если открыть ёмкость с жидким водородом, то при взаимодействии с воздухом будут образовываться снежинки и падать обратно в горловину. Они будут накапливаться и в один прекрасный миг всё это рванёт, т.к. соединение крайне не стабильно...?

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
15 января 2013 02:56 | #21
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
а можно и так http://ru.wikipedia.org/wiki/Вакуумный_дирижабль#cite_ref-4
так что основная проблема в финансах...
Благодарю за ссылку.
Мы не работаем с жидким водородом,гидролизом разложили воду и подали водород в генератор.На многих электростанциях генераторы охлаждаются водородом(высокая теплопроводность)
Не ошибся продувается водородом ,излишки выдуваются на крышу.А в случае аварии и вероятности выхода водорода в помещение, водород вытесняется углекислотой.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
15 января 2013 15:34 | #22
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
гидролизом разложили воду и подали водород в генератор.

А что этот генератор генерирует?

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
23 января 2013 08:13 | #23
0
  • Регистрация: 2.06.2011
 
электричество

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
23 января 2013 16:16 | #24
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: zdrav
Цитата: zdrav
гидролизом разложили воду и подали водород в генератор.
А что этот генератор генерирует?

Цитата: zdrav
электричество

А гидролиз каким образом проводится?
Странными делами вы там 15 лет занимаетесь ai
При помощи электричества гидролизным путем получаете водород для того, чтобы загнать его в генератор и снова получить электричество.
ДААА... Платят за это по всей видимости прилично, Молоко за вредность выдают, да и на пенсию отправляют по окончании школы

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
27 января 2013 10:04 | #25
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Вот схожая идея. Дело за технической реализацией.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*