В.В. Яковлев (директор Кубаньжелдормаш) о проблемах современной промышленности в стране

В.В. Яковлев (директор Кубаньжелдормаш) о проблемах современной промышленности в стране

Нет заказов – плохо, есть заказы – проблема, много заказов – катастрофа! Примерно так можно описать 2018 год. При этом хотел бы отметить, что загруженность предприятия никак не связана с тем, что в стране благоприятная ситуация для промышленности, просто кто-то 30 лет тратил деньги на яхты и дворцы, а потом вдруг выяснилось, что вся государственная инфраструктура изношена, что в итоге привело не только к экономическим показателям стран третьего мира, но и к вполне осязаемым катастрофам с гибелью людей.

Сегодня потребность высокая в том числе и потому, что советское наследие практически исчерпало себя. Но заводы продолжают исчезать, потому что среда для их работа слишком токсичная. Справедливости ради, большинство российских заводов совершенно неконкурентоспособны, поэтому практически всё сегодня свелось к поставке азиатской техники с переклеиванием шильдов на "Сделано в России". Я последние 10 лет покупал подшипники у одной нашей известной "группы компаний" с большим офисом в Москве и был уверен, что они производители и держатся на плаву, молодцы. И только месяц назад узнал, что они просто маркируют подшипники, теперь покупаю китайские напрямую, потому что в России их не делают. Узнал естественно от того, кто раньше у них работал. Он же и свёл напрямую с поставщиком.

Также огромную роль в большом портфеле заказов играет освоение новой техники. 50% техники, которая кормила завод в 18-ом году, годом ранее нами не выпускалась. Но такой ритм накладывает и другой немаловажный отпечаток – брак. Мы с этим столкнулись уже в конце года и будем бороться с последствиями в 19-ом году. Кто-то скажет, что такие заводы должны умирать и уступать место качественной и проверенной импортной технике (у нас такую не делали до этого), но только грамотные и опытные люди поймут всё сразу, когда я напишу, что заказчик менял три раза технические требования перед конкурсом. И каждый раз они менялись для того, чтобы обойти российских производителей и закупить оборудование во Франции или Германии.

Что это такое для 5 новых изделий в машиностроении, да еще чтобы изготовить за три месяца – не все поймут, особенно из новой плеяды эффективных менеджеров. Фактически это подвиг всего коллектива завода. Лично с моей стороны это было несколько авантюрным подписываться под всем этим, но с другой стороны отдай сегодня рынок европейцам и через пару лет завод можно будет встретить только в виде распродажи станков на Авито.

Я вполне реально оцениваю риски и знаю, что мы могли и можем создавать технику, которая будет на равных бороться с немцами и французами. Но жесткие сроки по времени конечно проявили многие слабые стороны как конструкторского отдела, так и основного производства. Тем не менее, повторюсь, коллектив сотворил чудо. Мало того, в 19 и 20 годах мы эту технику не только усовершенствуем, но и многие процессы в производстве отладим. Но самое главное в другом, мы довольно существенно пополнили нашу линейку путевого инструмента, чтобы на мировом рынке не выглядеть как бедный родственник. Дальше дело за отделом маркетинга.

В прошедшем году сделали очень мощный рывок в производстве сельскохозяйственной техники. Охватили практически всю почвообрабатывающую линейку, кроме сеялок и опрыскивателей. До 2020 года доведем до ума все линейки сельхозорудий, включая очень сложные машины, которые в России до этого не делались. Всё осложняется и затягивается в связи с тем, что в мире работает кооперация, а у нас нет. Сделали первые оборотные плуги, но столкнулись с тем, что нужен инструмент для гибки. В России такого нет, оплатили, ждем три месяца. И это счастье, что есть свой листогиб с достаточным усилием. Нужны рабочие органы, в России таких нет, а осваивать самим это время. Пришлось под Кемерево закупить четыре новых молота (1982 года), чтобы начать делать рабочие органы самим. В Европе приехал на выставку, выбрал поставщиков и можешь заниматься инжинирингом и продажами. У нас в России всего этого нет. Мало того, технологическая оснащенность любого российского завода опустит на землю любого конструктора. Фактически сегодня российское машиностроение не может даже скопировать западные образцы техники. Скопировать может и сможем, а вот сделать нет.

Некоторые искренне думают, что у нас ВПК всё может, но мало кто понимает, что у ВПК сеялка будет стоить 20 млн, а рыночная цена 1,2 млн. Хотя в России этот процесс отлажен, эффективные менеджеры выделят из федерального бюджета выделят 150 млрд и они будут продавать сеялки по миллиону при себестоимости 20. А нам, обычным производителям, поднимут налоги и тарифы. Ещё обвинят в неэффективности.

Другая проблема, с которой столкнулись при производстве сельхозтехники – площади. Немного недооценил наши возможности. Делать 5-10 единиц в месяц не проблема, но когда сели и разобрали 40 единиц в месяц, выяснилось, что мы остановим весь завод только одними внутренними перевозками, рамные конструкции все габаритные, а у нас коэффициент застройки 0,83. В итоге решили, что цех, который изначально планировали под сборку экскаваторов-погрузчиков, отдадим под финишную сборку сельхозтехники. Пока начнём производить тракторы, постараюсь построить новый цех.


Экскаватор-погрузчик. Понимаю, что некоторые люди, услышав про такую идею в 2016 году, думали, что уже в 2017 из Армавира в вагонах и на низкорамниках будут выезжать с территории завода новые тракторы. Я довольно отчетливо представлял все сложности и до сих пор уверен, что мы начнём производить свои экскаваторы-погрузчики, но мне сложно это сделать в одиночку быстро.

Во-первых, проектирование, испытания и подготовка производства не должны ставить под удар финансовое положение завода, фактически это означает, что я до сих пор не оплатил колесные диски и шины для первого образца на 283 тысячи рублей только потому, что пока нет готовой рамы с установленными на неё мостами.

Во-вторых, конструкторское бюро завода занято техникой, которая нас кормит здесь и сейчас, фактически по сей день нет отдельной группы конструкторов, которая бы занималась исключительно экскаватором-погрузчиком. В связи с этим, меня удивляют вопросы чиновников, которые спрашивают, сколько тракторов в месяц я планирую производить. Мой ответ всегда их огорчает - один или два. В лучшем случае три или пять в месяц, потому что производить 30 в месяц это уже надо совсем другие площади и совершенно другой подход к организации производства. А продажи? А гарантийное обслуживание и сервис? Это выстраивается годами. Что стало с заводами, которые могли выпускать по 100 тракторов в неделю, мы знаем.

Рыночная экономика для завода это обеспечивать спрос предложением, а не наоборот. Именно поэтому у нас сейчас в разработке почти 30 единиц новой техники, от подъёмников для автосервисов до виброплит для строительства. С точки зрения стабильности и выживаемости предприятия, большой ассортимент разной техники это сегодня единственный путь в России. Будь у нас сильная кооперация в России, всё было бы неплохо и с качеством. Главный плюс кооперации в том, чтобы воедино связать совершенно разные узкоспециализированные производства для получения максимального качества продукции. Но это у них там, у нас это невозможно сегодня.

В этом году закрылись два производства, с которыми мы плотно работали десятилетиями. Именно поэтому планирую запустить свой участок РТИ. Я не люблю метаться из стороны в сторону, работаю с теми, в ком уверен. Если у них проблемы, всегда пойду навстречу, подожду, сделаю предоплату или сделаю запас, если они готовятся ненадолго встать по технологическим причинам. Но сейчас проблема куда серьезнее: «Вячеслав, я устал от всего этого, я устал тянуть всё на себе. Дети не хотят/не могут, а я устал от нервотрепки, от кадров, от проверок, от поборов…». Кто-то подумает, что слабым не место на рынке? Это такие люди, которые стоят тысячи современных управленцев! Но они уже в возрасте и здоровья многим уже не хватает бороться с той системой, которая сложилась.

Да что там говорить, я в этом году за то, что инвестировал в завод деньги в прошлые годы, вынужден был отдать практически новый японский обрабатывающий центр. Увы, система выстроена именно так. Если ты создаешь и созидаешь, ты всегда виноват и на каждый твой шаг можно найти законные основания. Для всех, для каждого. Если ты в своей стране что-то действительно делаешь, ты обязательно нарушаешь законы, которые для нас пишут иностранные консультанты и спортсмены. Думаю, что меня все хозяйственники поймут без слов.

К сожалению, многие чиновники считают, что корову всю жизнь можно бить и доить. И система потворствует им в этих убеждениях. Мне кажется, что критическая масса паразитов в нашей стране всё ближе к точке кипения. Самое обидное, что за любую глупость или жадность наших эффективных государственных менеджеров рассчитываться будут всегда простые люди. А эти жулики просто уедут из страны и сядут писать мемуары про быдловатость русского народа.

2018 год выдался очень тяжелым с точки зрения производственных травм. И самое обидное, что пострадали самые хорошие и ответственные специалисты. Кто-то 10 лет делал на автоматизме, а тут раз и остался без пальцев, а в самый канун нового года умер главный металлург завода, который был плотью «Желдормаша», умер 31 декабря в возрасте 71 года. Начинаешь очень остро понимать, сколько каждый человек значит для завода, когда его нет и заменить некем. Когда завод работает, всё идёт на автоматизме - совещания, пункты, задачи, выполнение, брак и так далее, а потом раз и нет человека и приходит понимание, как важен каждый грамотный и ответственный работник для завода. Жаль, что сегодня очень мало кто понимает, что такое металлург для литейного производства в современной России. Иванов Михаил Николаевич, пусть земля будет пухом!

Отметили в нашем драматическом театре 85-ти летний юбилей завода. Пригласили всех ветеранов, всех, кто проработал на заводе больше 10 лет. Надеюсь, что доживу до 100 летнего юбилея. Очень приятно было встретить многих людей, которые меня еще маленького помнят, когда к деду приходил на завод после школы. Все отмечают, что промышленность в Армавире легла или тень самой себя в прошлом, а наш завод работает, про ветеранов не забывают. Когда есть возможность, всегда помогаем копейкой. Немного, но хоть что-то.

Мощный удар по нам нанес наш краснодарский Межрегионгаз, выписав штраф за несвоевременную замену счетчика. Счетчик был поверен до 21 года, но его срок эксплуатации вышел в 18-ом. Никто нас не предупреждал, что срок его эксплуатации заканчивается, что надо заменить, мало того, убедили, что поверка до 21 года актуальная и никаких проблем не будет. Но потом новый начальник в Краснодаре и сразу акт на 4 млн. И это от компании, у которой мы одни из самых крупных покупателей газа на Кубани! Официально поверка выше срока эксплуатации, но по условиям договора мы виноваты. А изменить даже одну букву в договоре с нашими монополиями можно только через президента. Мало того, поверяем все счетчики мы тоже только там, где «нам укажут». Отправил юриста и главного энергетика к директору этой организации, они простояли три часа внизу, он прошел мимо, даже не остановился, видимо очень занятой человек. Уверен, сделать ему фотографию рабочего дня, даже трех минут не наберется в сутках на пользу компании и государства. Подали в суд, судимся.

А сколько заводов такими штрафами остановили только потому, что им нечем было заплатить? Или с таких штрафов начинались финансовые проблемы, которые потом перерастали во что-то опасное для предприятия? Кто-нибудь вообще задумывается о том, что завод это не дойная корова? Зато всегда можно выставить бизнес главной причиной всех бед для населения.

При всех минусах и ошибках, считаю, что 2018 год для завода «Кубаньжелдормаш» прошел хорошо. Очень много всего сделали, даже умудрился много всего закупить, что даже не планировал. Прямо перед новым годом успел урвать в Подмосковье четыре станка на заводе, с которого всё сдали на лом. При этом некоторые станки я даже не понял причин происходящего, цены выставили большие, я не смог купить из-за дороговизны, а на лом сдали в 10 раз дешевле!

Обновили программное обеспечение для конструкторов и технологов Solidworks до версии 2018, запустили новую машину плазменной резки (в Чебоксарах изготовили, молодцы!), запустили стержневую машину в литейном цехе, которая несколько лет стояла в коробке (купил спешно, когда рубль обвалился в 13 году), три сварочных аппарата Kemppi (Финляндия) купил для сборки, кран заменили на цветном литье, который потянул за собой и замену подкрановых путей. Еще стоило бы отметить, что целый год собирали и запускали систему регенерации песка, от запуска которой ждем очень больших изменений в работе литейного цеха. Так как с итальянцами я торговался до последнего, то мы купили только самые важные узлы и агрегаты, а все остальное делали сами. Так дешевле, иначе цена вообще неподъемная. То одно, то другое, многие детали не стыкуются, много переделок, много ошибок от них, потом наши ошибки сверху. Планируем в 2019 году запустить, это будет самое важное событие в жизни литейного цеха за всю историю завода! Хотя в 2019 году еще планируем запустить две индукционные печи для литья чугуна, которым 27 лет. Купил в Германии, там же сделал им капитальный ремонт в фирме, которая от деда к правнукам уже 130 лет делает ремонт плавильных печей!

Будете смотреть фотографии, сильно не удивляйтесь возрасту оборудования, которое я закупаю по всему бывшему СССР. Должен сказать спасибо и подписчикам, мне пересылают все ваши предложения, много станков было куплено с вашей подачи. В будущем всегда имейте в виду, если где-то кому-то оборудование для металлообработки не нужно и его хотят сдать на лом, помните, что нам всё интересно. У нас многим станкам по 50-70 лет, заменить их новыми у меня нет возможности, а вот освежить их на 30-40 лет всегда рад.

Вообще столько всего за год произошло, что и не упомнить. Надеюсь, что фотографии смогут дополнить картину того как завод провёл 2018 год.

На Кубани меня однажды пригласили на ТВ поговорить о промышленности, но после первого блока вывели. С тех пор я персона нон грата в крае, потому что ничего не понимаю в машиностроении. А недавно пригласили на телевидение в Москву, получилось горячо:


Надеюсь, что в 2019 году завод будет стоять крепко на ногах. Планов много – запустить горизонтально-расточной станок, подтянуть многие технологические процессы, достроить новое здание для техотдела и медпункта, договориться по цене на оборудование для участка гальваники (два года это не получалось) и собрать первый образец трактора уже с кабиной!

По-прежнему, ищу грамотных и опытных конструкторов и технологов по металлообработке, они сегодня на вес золота. Приезжайте в Армавир, у нас на заводе интересно и никогда не бывает скучно! Сидящие технологи-организаторы в отделах не нужны, нужны профессионалы, которые не только знают что, но и могут показать как, либо оперативно дать предложение, что нужно, чтобы изготовить то, что заложено конструкторами. Опытный конструктор по самоходной строительной технике востребован как никогда, планов много.

Всем здоровья и удачи в новом году!

(c) Яковлев В.В.


P.S. От себя, от редакции то бишь. Шеф попросил самому подобрать фото, я три дня перебирал все фотографии за 2018 год, озверел! В итоге все по важности отобрал, посчитал, получилось 96 фотографий!!! А можно вставить всего 40 штук :(

Фотографии на facebook


Категория: Наука и Техника   Теги: Станкостроение, Состояние дел в стране


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*