Перуница

» » » Бизнес-коучинг... ну разве может хоть что-то приличное скрываться за ТАКИМ названием?

Ответы на вопросы / Кто виноват? » 

Бизнес-коучинг... ну разве может хоть что-то приличное скрываться за ТАКИМ названием?

Бизнес-коучинг... ну разве может хоть что-то приличное скрываться за ТАКИМ названием?

"Коучинг" - это смесь финансовой пирамиды и тоталитарной секты. Деятельность многих "коучинговых организаций" запрещена во многих странах.

Это простой развод, что бы быть коучем достаточно закончить курсы. В Европе коучи были популярны до последнего времени, пока статистически не подтвердилось, что никакой пользы от их услуг (которые, кстати, оплачивал центр занятости и государство) никто не получил, так же как и многие работу.

Даже и не думайте выкидывать свои деньги на ветер.


Конечно, если просто искать инфу по запросу "коучинг" вы найдете только благожелательные отзывы его адептов. Они далеко не дураки и учли все. Например, учли , что многие будут искать инфу в поисковиках по словам секта, разводка, отзыв... Следовательно они сами и написали такие фразы в своих хвалебных постах про коучинг.

Теперь поисковик выдает по связке "коучинг секта" на первых позициях вот такие ссылки

"Коучинг: как я попал в секту: athunder" "А вас, случаем, мысли о секте не посещают?"

Это и есть реклама коучинга только по еврейски, с противоположными ключевыми словами/ В заголовках они сами пишут слова "секта, разводка, лохотрон" а внутри реклама как здорово мне помогли коучи стать богатым и знаменитым. Долбоёбы дальше первых ссылок не пойдут, а они уже заняты.

Тем не менее и информация о реальных "подвигах коучей" имеется, но подальше.



Бизнес-тренинг как секта


«Мы расскажем, как заработать 500 тысяч с нуля, купить крутую тачку и даже воспитать ребенка миллионером. Только сначала дайте, дайте нам денег»

Таков принцип работы российских бизнес-тренеров, которые своей риторикой и методами все больше напоминают создателей сект.


Бизнес по молодости


Молодой человек в узких брючках расхаживает с микрофоном по сцене. Он плоско шутит, травит байки о друзьях, купивших «Феррари», и лохах, у которых нет айфонов. А вообще-то должен учить аудиторию из нескольких сот человек, как строить бизнес. Из двухчасового семинара этой теме уделяется минут 20 банальностей.

– Всегда ли в бизнесе нужно брать яйца в тиски? – раздумчиво говорит он. – Нет. Но это важно на первых этапах.

Этот персонаж – 26-летний выпускник факультета политологии РГГУ Петр Осипов. Вместе с другом, 27-летним Михаилом Дашкиевым (окончил факультет политологии ВШЭ), они сумели за пару лет создать систему тренингов под маркой «Бизнес-молодость». Их незатейливые семинары собирают огромные залы в столице и регионах.

– На их сайте сказано, что они обучили, а точнее, окучили более миллиона человек. К ним идут в основном студенты, молодежь от офисного планктона, – говорит бизнесмен из Новосибирска Петр Караваев. – На семинарах «БМ» простачков уверяют, что работать «на дядю» – страшный грех, а завести свой бизнес – как два пальца об асфальт.

Сам Петр торгует стройматериалами, а его друг в 2012-м плотно подсел на «БМ»:

– Когда были в Москве, посетили их бесплатный семинар, я сразу понял, что это за контора, а Лёша загорелся. Отвалил еще тысяч 15 за их онлайн-коучинг (от англ. coaching – обучение, тренировки), после чего бросил работу в юрконторе, накупил дубленок на китайском рынке и начал торговать ими по интернету. Дело не пошло, и тогда он поехал на еще один интенсивный тренинг в Москве за 30 тысяч. После чего общаться с ним стало невозможно. Слышал, потом он пытался заставить жену и тещу лепить суши на дому. Жена от него ушла.

На сайте «БМ» полно историй успеха. О том, как молодые бизнесмены подняли с нуля за месяц по 300–500 тысяч. Правда, тут же примечание, что это все со слов самих героев и такой успех бизнес-тренеры не гарантируют, мол, все зависит от человека.


– Уверен, большая часть историй нереальны, люди пишут это, чтобы попиариться на сайте «БМ». Сами тренеры признают, что успеха добиваются где-то четверть их слушателей, – говорит Караваев. – Речь скорее о тех, у кого уже есть какой-то опыт в бизнесе. Новичкам не дают конкретных знаний – по документообороту, налогам. Им вдалбливают, что главное – сделать одностраничный сайт в интернете – лэндинг – и продвигать его с помощью сервиса «Яндекс.Директ».

Сайты учеников сделаны как под копирку, причем многие порталы уже не действуют. Однако поток слушателей не прекращается, а тренинги становятся все дороже.

– У них отличный маркетинг, все негативные отзывы о «БМ» тут же убираются. И мало кто знает, как они кидали людей, заплативших по миллиону рублей за специальный вип-курс.

– Марина Туктамышева около года была лучшим менеджером по продажам в «БМ». – При этом обороты «БМ» падают. В их «золотое время» в 2013-м они доходили до 100 млн в месяц, этой весной было 50–60. Люди устают от продавцов воздуха. На тренинге «Миллион за сто» (его цена – 200 тыс. – Авт.) они реально чему-то учили опытных бизнесменов. А на массовых коучингах просто эмоционально заряжали людей, кого-то это толкало к действиям.

Подчас неадекватным. К примеру, одна из стратегий учеников «БМ»: отдать первый взнос за «тачку, как у Осипова», за 3 млн, и появится стимул «что-то делать», чтоб выплатить весь кредит.

– Отрезвляющие разговоры не действуют, – объясняет москвичка Алина Ким. – Моя подруга говорила, что на тренингах ее предупреждали, мол, лохи, как я, «бээмовцев» не поймут. По мне, «БМ» – та же секта, только под бизнес-соусом.


Классика культа


Специалисты действительно выделяют понятие бизнес-сект, однако «БМ» к ним не относят.

– Они не доят бесконечно адептов, не затачивают их на вовлечение других, не влияют на психику. Ну, купил человек машину не по средствам, с тем же успехом он мог к гадалке пойти – простаков много, – считает социальный психолог Михаил Вершинин. – Курсы «БМ» по форме повторяют экспрессивные лекции американских «бизнес-проповедников». По содержанию дают нарезку из 2–3 книжек по бизнесу. «БМ», как и многие коучинги, – это просто неэтичное бизнес-образование, культом я бы их не называл.

Зато к бизнес-культам эксперты причисляют тренинговые центры сайентологов, которых по России десятки.

– Эти конторы как раз нацелены на захват бизнеса, имущества учеников, – продолжает Вершинин. – Часто они вербуют кадровиков, работодателей, и потом весь персонал строем идет на культовые занятия.

Есть и еще одна опасная технология – лайфспринг. Это тренинги личностного роста, но они теперь работают и в сегменте бизнес-образования. На подобные курсы, кстати, загоняли сотрудников «Миракс-групп» Полонского.

Лайфспринг давно запрещен на Западе, но в России по нему работают десятки организаций. Этим летом в Питере 30-летняя ученица такой конторы бросилась под поезд, потому что не смогла найти денег на очередной этап тренинга. Изначально пошла на бизнес-курсы, чтобы помочь мужу открыть ресторан.

– Моей подруге, чтобы оправиться от коучинга по лайфспрингу, понадобилось 1,5 года с психологом, – рассказывает петербурженка Оксана Федоренко. – На первом этапе вас воодушевляют. На втором прессуют, подавляют волю, это называется трансформацией. А на третьем целью вашей жизни становится вовлечение новых адептов.


Победа над разумом


Похожая программа по вовлечению действует в «бизнес-школе» еще одного известного персонажа – Владимира Довганя. На сайте своей Академии победителей он именуется «отцом франчайзинга и коучинга в странах СНГ».

Месячный курс стоит 300$, годовой – 2400. Но тренинги Довганя можно посмотреть и в сети. Они повеселей, чем у парней из «БМ». Довгань учит не только бизнесу. На одной из лекций упитанный тренер на фоне реки с уточками рассказывает, как сбросить 20 кило за 20 дней – плавать и есть овощи.

Отзывы учеников уже не так умиляют. Доходы у всех, конечно, выросли в 2–6 раз, но это не всё. Одна из «победительниц» пишет, что тренинг «помог» ей уйти от мужа с тремя детьми. Другой хвалится тем, что его супруга уже «надиктовала первые мантры», а потом на полянке они вместе «заякорили» радостные ассоциации.

– Все это, может, смешно, но не для близких этих людей. Сына я вытащила оттуда, только уехав с ним за границу, он сейчас учится в реальной бизнес-школе в Праге, – рассказывает москвичка Татьяна. – Бизнес же учеников состоит лишь в одном – продаже курсов Довганя, работу они бросают. Нормы продаж жутко боятся не выполнить.

Это классическая финансовая пирамида плюс ломаются психика и образ жизни людей. Телевизор смотреть нельзя. Надо закаляться, «делать по 200 улыбок в день». Если не удается сагитировать родных, ученики от них отгораживаются, у них теперь один авторитет, эта школа – просто личный культ Довганя. Сын читал только его книги, слушал лекции утром и перед сном, постоянно пел «песню победителей»…

На эту пионерскую песенку в сети даже имеется клип – молодые парни в семейниках делают зарядку в зимнем лесу, деловито болтают по телефонам, потом кидаются в море. Становится страшно за генофонд, эти молодые люди явно «плывут» от реальности. Подобно своим радостным собратьям, которые улыбаются с сайтов «БМ» и других «бизнес-школ». Остановить их, увы, не может никто, кроме близких – в лучшем случае.


К размышлению


Объемы рынка дополнительного бизнес-образования в России, по оценкам экспертов, составляют 45–60 млрд рублей.

– Этот рынок активен, но малорегламентирован, – говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. – Нет саморегулирующих механизмов, контроля со стороны профильных госрегуляторов.

В Минобрнауки «Собеседнику» пояснили, что ведомство не занимается дополнительным бизнес-образованием. Сертификации частные бизнес-курсы не подлежат, их можно открыть под вывеской любого ООО или ИП. И запретить это никто не может – свобода предпринимательства. Качество тренингов может определять только потребитель на горьком опыте, резюмируют эксперты.




Коучинг в бизнесе – зло

Максим Батырев. глава из книги "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя". 2014

Цитата:
Материал из «Википедии» – свободной энциклопедии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

Эта новомодная тема захлестнула нашу страну лет семь назад. Все тренеры, даже самые слабые, резко захотели стать «коучами». Они нашли, куда потратить свои кровные сбережения, и помчались учиться к другим слабым тренерам, которые на тот момент уже назвали себя коучами.

Все были помешаны на коучинге. Представителей этой модной профессии нанимали в коммерческие и производственные организации и даже включали в состав советов директоров. Многие бизнес-школы ввели в обязательный курс управленческого обучения эту дисциплину, а поклонники коучинга из руководителей высшего звена, освоившие эту науку, заставляли всех своих подчиненных менеджеров переходить на «новый и современный стиль управления».

Мы с Тимуром прошли через все стадии коучинга в нашей компании, после чего можем ответственно заявить: ни одной ноги коуча в нашей организации больше никогда не будет. И вот почему.

Первый раз с этой темой мы познакомились в 2004 году на моем первом выездном семинаре для менеджеров, проведенном по инициативе руководителя отдела обучения, который объявлял коучинг прорывной моделью управления. Без давления на сотрудников. Без принуждения. Без контроля и много без чего еще.


Я тогда учился играть по правилам, изучал классику менеджмента, поэтому не сильно глубоко вник в эту тему. Нужно отметить, что это как раз меня и спасло, так как добрая половина руководителей отделов взяли эту методику себе на вооружение и начали внедрять. Вирус коучинга пробрался в организацию…

Я уже вижу и чувствую, что люди, которые коучинг любят или преподают, скептически читают этот текст и думают, будто я ничего в этом не понимаю или не встречал на своем пути нормальных коучей. Они всегда так думают. Я сразу скажу, что освоил эту тему очень глубоко и в жизни своей пересекался в разное время с тремя сильнейшими коучами, включая президента их международной ассоциации.

Именно поэтому я громко заявляю всем, кто осваивает организацию труда, контроль, анализ работы, планирование, мотивацию сотрудников, всем тем менеджерам, которые хотят стать профессиональными управленцами, всем тем руководителям, которые улучшают производство, увеличивают эффективность, платят налоги и воспитывают персонал: ребята, КОУЧИНГ – ЭТО ЗЛО!

Коучинг – это антименеджмент! Коучинг и то, чем вы занимаетесь, – диаметрально противоположные вещи!

В принципе я ничего против коучинга как отдельного направления гельштальт-терапии не имею. Это хорошая методика раскрытия внутреннего потенциала человека и хорошая методика его стимулирования.


При этом я категорический противник внедрения этой методики в науку управления персоналом.
После того выездного семинара многие мои коллеги настолько сильно поверили в силу и эффективность коучинга, что начали перестраивать свою работу.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек не является пустым сосудом, который надо наполнить, а больше похож на желудь, которому нужно просто создать благодатную среду, чтобы он пророс и стал впоследствии дубом.

На мой взгляд, эта теория хорошо работает для решения личных, не рабочих, а житейских задач. Но на практике получается ситуация маразматическая. Когда молодым сотрудникам, работающим в компании месяц-два, пытаются задавать вопрос: «Что ты сам думаешь по этому поводу?», «Как ты сам считаешь, какой вариант наиболее приемлемый в такой ситуации?», «Если бы ты был на моем месте, какой бы совет ты мог мне дать в подобном случае?» – БУ-У-Э-Э-Э!!!

Меня воротит, даже когда я набираю данный текст на компьютере. Когда молодых сотрудников мотивируют таким образом и точно так же принимают у них отчеты, меня начинает трясти, как бегемота под напряжением.

Как вы уже поняли, больше всего такой новый и модный способ управления понравился менеджерам, которые боялись ответственности, ведь такие вопросы – это классическое перекладывание ответственности на сотрудника, боязнь дать оценку поступкам подчиненного и принять на себя ответственность за его дальнейшие действия.

А вот представьте себе, если бы так инструктировали бухгалтеров, военнослужащих, кадровиков, мастеров цеха… Чем же ваши сотрудники хуже, чем скрипачи или регулировщики дорожного движения, которые действуют согласно четким правилам и инструкциям? Если бы им давали возможность «придумывать свои способы, которые они достают из глубин личного сознания», во что бы тогда превратилась наша страна? Ваша компания? Ваша жизнь?


Про жизнь отдельно


Коучи действительно меняют жизнь людей. Всегда. Порой своими вопросами «почему?» доводя ситуацию до абсурда и якобы «находя твое истинное предназначение». Одна из разновидностей коучинг-сессий, которые проводят эти товарищи, это бесконечное количество «почему?», которые проходят примерно по одинаковому сценарию. Приведу упрощенный вариант.

– Почему ты работаешь здесь?
– Потому что мне нужны деньги.

– А почему тебе нужны деньги?
– Потому что мне нужно кормить семью.

– А почему тебе нужно кормить семью?
– Потому что это мой социальный долг.

– Почему ты решил, что это твой социальный долг?
– Потому что так принято во всем мире.

– Не будь заложником чужих стереотипов. В каком мире хотел бы жить ты?
– В мире, где от меня никто ничего не хочет и я свободен.

– Почему для тебя это важно?
– Потому что я устал, я не хочу всю жизнь тащить эту ношу…

…и так далее, и тому подобное. Люди разводятся, уходят с работы, уезжают в другие города, бросают все, что у них было. И все потому, что новая модная тема коучинг влезла в мозги многих нормальных людей и ломает им жизни. Хотя они называют это не крушением, а «истинным предназначением».

Иногда мне кажется, что коучинг – это большая сетевая секта, члены которой ставят себе цель подчинить мозги нормальных людей.


Что самое страшное, из-за этой модной волны коучингом пытаются заменить классическое управление. Берут «пустые стаканы» и пытаются выжать из них корни дуба. Вы делайте-делайте так, конечно, но учитывайте при этом уровень и качество высшего образования, количество прочитанных книг за жизнь у молодых соискателей, порой равное нулю, систему ценностей, заложенную ТНТ и MTV…

В общем, после того тренинга результат у нас стал падать.

Зато все чаще и чаще я замечал недоуменные лица сотрудников и ленивые действия суперкоучей их руководителей, которые сбросили с себя всю ответственность за происходящее.



Мы с Тимуром вовремя заметили это и заставили менеджеров заново вернуться к технологии и инструкциям, но ломка подразделения продолжалась месяцев шесть. То в одном, то в другом месте вспыхивали очаги коучинга, в этих же подразделениях спустя какое-то время начинался провал.

К сожалению, в нашей стране циничный и холодный подход к функционалу сотрудников повышает эффективность их работы. После чего сами сотрудники еще и поблагодарить могут.

Коучинг дает людям свободу действий, расширяет горизонты и коридоры, и в 100 случаев из 100 ваши сотрудники захотят заниматься чем-то другим и покинут вас. Как это было у нас.

Остановить коучинг было нельзя. Он то появлялся в отделе обучения, то прилетал с новым руководителем отдела обучения, то вспыхивал в отделе продаж. Повсеместная мода на эту лженауку перешла все возможные и невозможные грани, но наше с Тимуром терпение лопнуло в тот момент, когда у нас в компании появился штатный психолог, который должен был, со слов инициатора проекта, «защищать интересы компании в случае, если сотруднику здесь некомфортно».

Начну, пожалуй, с основного вывода.

Коучинг не может защищать интересы вашего бизнеса. Никогда. Это противоестественно для самой технологии коучинга, так как она подразумевает защиту интересов своего клиента. Всегда.

Эх, знали бы мы это с самого начала – не потеряли бы столько людей…

И вот открылся у нас психологический кабинет. Сотрудники гуськом пошли пробовать, что же это такое, не будут ли их сдавать после этих сеансов, стоит ли туда вообще ходить… А коуч у нас был самый сильный из всех, кого я встречал. Реальный профессионал своего дела. И «пациентов» своих не сдавал, и работал правильно, и очень убедительным был.

Сразу замечу, что большинство сотрудников любых организаций в принципе чем-то недовольны. Это нормальная ситуация. Кто-то давно хочет роста, кто-то давно хочет больше свободы, кто-то давно хочет повышения зарплаты и так далее… Коуч «оголяет» эти нарывы и начинает концентрировать на них внимание. Ему же нужны острые моменты, над которыми работать.

Когда мы приняли решение, что психолог в компании уместен, то думали: все будет просто. Когда сотрудник придет к психологу и скажет что-то вроде «хочу стать руководителем», психолог ему скажет что-то вроде: «та-а-ак, отличное желание. Давай посмотрим твои точки роста. Вот тебе разумный срок, вот тебе задачи, вот тебе литература. Иди, читай, готовься. Работай над ошибками».
Но оказалось, что так должен делать менеджер, а не психолог. А если менеджер этого не делает, то приходит психолог… и начинает решать внутренние проблемы сотрудника, в том числе не самыми этически чистыми и правильными способами.

Один из способов, например, – поймать руководителя на ошибке и сдать его большому боссу.

Второй – спровоцировать на выплеск эмоций и подставить его перед лицом большого босса.

Третий – если не удастся здесь так поступить, а потребность стать руководителем серьезная, «сменить контекст» (как они выражаются), то есть компанию и всю внешнюю среду.

И так далее….

В общем, через полгода мы получили приличное количество сотрудников, которые были сильно подкошены и находились в оппозиции. Кто-то хотел в директорское кресло прямо сейчас, а лучше вчера, кто-то хотел миллион рублей в месяц, кто-то хотел и того и другого. И всем были по барабану здравый смысл и адекватность целей.

Люди, которые не получали желаемое быстро, мучились недолго и меняли контекст. По моим оценкам, порядка десяти сильных и толковых менеджеров мы потеряли, потому что сами же и отправили их когда-то на профессиональные коуч-сессии.

В том числе были и очень болезненные потери очень серьезных людей.

Проект с личным кабинетом психологической разгрузки пришлось свернуть. Хотя я лично до сих пор очень уважительно отношусь к тому человеку, который там работал.

К сожалению, коучинг и бизнес – это разные планеты.

Так что если вы из бизнеса, забудьте о коучинге. И вытатуируйте себе где-нибудь: «КОУЧИНГ В БИЗНЕСЕ – ЗЛО!» Не экспериментируйте, я уже набил шишек за вас.

Источник: Максим Батырев. 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя. 2014
подробный разбор М Батырева и его книги здесь http://s-kalinin.blogspot.ru/2015/11/45.html

http://uznai-pravdu.com/viewtopic.php?f=40&t=5085&sid=1f424e093b9defa248cf12f1fc25e2b4

https://www.perunica.ru/otveti/vinovat/9519-biznes-kouching-nu-razve-mozhet-hot-chto-to-prilichnoe-skryvatsya-za-takim-nazvaniem.html  





Категория: Ответы на вопросы / Кто виноват?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.