• Озар Ворон

    Лев Рудольфович Прозоров, известный под псевдонимом Smelding и Озар Ворон, родился 29 мая 1972 года в Ижевске и был знатоком истории и культуры Древней Руси, а также язычества. Он является автором многих научных статей и книг, которые проливают свет на темы, связанные с религиозной и культурной жизнью древних славян. Умер 16 марта 2020 года в Уфе.

    На фото: обложки книг Льва Прозорова

    Озар Ворон » Перуница

Интервью с Озаром

Опубликовал: perunica.ru, посмотрело: 23 654 | 66 комментариев
Интервью с Озаром

Озар Ворон (Лев Рудольфович Прозоров) – популярный писатель, публицист и историк. Родился в 1972 году в городе Ижевске, где и проживает. Закончил исторический факультет и аспирантуру Удмуртского Государственного Университета. Специальность – «Древние славяне и Киевская Русь». Тема кандидатской диссертации – «Социокультурная архаика в русском былинном эпосе». Автор множества публицистических, научно-популярных и художественных произведений, в том числе знаменитого «Святослав Хоробре. Иду на вы!».
 

Никита Кожемяка (Нина Василенко) [1965, Рисованный мультфильм]

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 908 | 4 комментария
Никита Кожемяка (Нина Василенко) [1965, Рисованный мультфильм]
Наконец-то, с помощью Бессмертных Богов (и юзера vanamingo78 ))) долго и безуспешно раазыскивавшийся мною мультфильм "Никита Кожемяка" (режиссер Н. Василенко, Киев, 1965) обретен! Моя коллекция мультфильмов про древнюю Русь счастливо завершена!!!
 

Древняя Русь в мультфильмах

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 73 544 | 21 комментарий
Древняя Русь в мультфильмах
Недавно я писал про советские кинофильмы по мотивам русского эпоса и древнерусской истории. Сейчас хотелось бы охватить также и советскую мультипликацию на эту тему
 

Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 26 487 | 20 комментариев
Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем
Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова, в любой науке, особенно в гуманитарной, — дело крайне неблагодарное. Стоит хотя бы вспомнить, как лет тридцать-сорок назад советские историки объявляли опровергнутой норманнскую теорию, объяснявшую происхождение русского государства деятельностью пришлых норманнов — якобы варягов русской летописи.
 

Против «чёрных легенд» — с сусальной сказкой?

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 294 | 7 комментариев
Против «чёрных легенд» — с сусальной сказкой?
Кто еще не полностью увяз в и-нете, тот, вероятно, временами выбирается в книжные магазины. Рискну предположить, что читатели моего журнала заходят в разделы, посвященные русской истории, и там им, наверно, доводилось видеть книги Владимира Мединского, посвященные разоблачению «черных легенд» о русском народе. Об якобы имманентных, изначально присущих ему пьянстве, покорности, долготерпении, об «особом пути» и «загадочной русской душе», о тяге к «сильной руке» и неспособности к демократии, и тд, и тп. Разоблачение «черных легенд» - дело бесспорно нужное и благодарное, означенные темы меня весьма заинтересовали.
 

Неизвестная картина К.Васильева

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 36 660 | 19 комментариев
Неизвестная картина К.Васильева
Константин Васильев "Илья Муромец, стреляющий по церквям" Эту картину Константина Васильева не найдешь в его альбомах, изданных Дорониным, не встретишь и в интернетподборках. Ее нет ни на стенах казанского музея художника, как не было на стенах погибшего московского музея.
 

Несколько слов о женщинах средневековой Руси

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 18 455 | 14 комментариев
Несколько слов о женщинах средневековой Руси
Затурканным бабовластием позднего Совсоюза и стремительно идущим ему на смену феминизмом западного образца современникам нашим старая Русь кажется эдаким раем мужского шовинизма - люди, никогда не открывавшие "Домострой", обычно называют это "домостроевщиной". Женщина тех времен представляется эдакой теремной затворницей, сидящей за прялкой, вопитывающей детей и во всем покорной владыке-мужу.
 

ОБРЫСЕНИЕ

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 29 562 | 44 комментария
ОБРЫСЕНИЕ
Опять что-то пошла тема рыси, как символа русов, чуть ли даже не "тотема". Хочется, очень хочется прочесть длинную и ядовитую лекцию о грамотном употреблении слова "тотем". Но не буду. Просто пока замечу, что серьезные ученые сейчас избегают использовать это индейское словцо даже в применении к половцам (Плетнева) и туземцам Сибирской тайги (Косарев).Но дилетантам, почитавшим пару книжек по "научному атеизму и истории религии", море по колено. Увидел животное - тотем. И даже не увидел - все равно тотем.
 

Каганы Древней Руси

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 23 302 | 21 комментарий
Каганы Древней Руси
Одной из по сию пору не разрешенных загадок древнерусской истории является величание правителей Русской державы "каганами" или "хаканами". Откуда на Русь пришел этот странный, очевидно нерусский титул, и куда (а главное, почему) он впоследствии испарился?
 

Крикса

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 20 680 | 28 комментариев
Крикса
Крикса спешила, очень спешила. Что за мир, что за гнусный мир! Всего только несколько мгновений, несколько ударов человеческого сердца грызлась она с посягнувшей на ее добычу чужачкой - и добычу утащили из-под самого носа. Голод, обычное состояние таких, как она, разросся неимоверно, сжигая все ее существо. Такой голод неведом живым - они умирают гораздо раньше, чем голод доходит до этой ступени - но крикса не была живой и умереть не могла.
 

«Периодизация язычества» или описание обряда?

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 14 445 | 17 комментариев
«Периодизация язычества» или описание обряда?
Се слов(ене).иї ти начаша требы класти Роду и Рожаницам. преже Перуна бога ихъ. а переже того клали требу. упирем и берегиням. Эта цитата из «Слова святого Григория» известна всем, кто так или иначе интересовался исконной верой Руси. Немало послужил ее популярности Б.А. Рыбаков, в своих трудах «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси» отметив «замечательную периодизацию славянского язычества, которая содержится во всех его списках».
 

Марена Новгородская

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 16 351 | 9 комментариев
Марена Новгородская
В новгородских грамотах 794, 798, 849 и 955, датируемых XII веком. упоминается некая Марена. В грамоте 794 Петр - предполагается, что новгородский боярин Петр Михайлович - просит Марену оказать влияние на князя (!) , когда тот станет наделять купцов (чем и как непонятно, вообще, грамота сохранилась фрагментарно, а прорисовки на "грамоты.ру" куда-то делись:(), причем в этой связи упоминает мор, прошедший зимою.
 

Почему Дмитрий Донской бился не под знаменем?

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 052 | 53 комментария
Почему Дмитрий Донской бился не под знаменем?
Перед Куликовской битвой. Миниатюра XVI века. Одной из загадок Куликовской битвы является более чем странная история с обменой доспехами и конями князя Дмитрия и боярина Михаила Бренка. Как мы помним, Дмитрий снял княжеские доспехи и, отдав их вкупе с конем Михаилу Бренку, оставил его под знаменем, сам уехал в передовой полк на чужом коне и в простых доспехах.
 

БОРИВОЙ (Поэма А.К. Толстого)

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 21 824 | 3 комментария
БОРИВОЙ (Поэма А.К. Толстого)
Поэма «Боривой» посвящена события 1147 года, когда три могучих племенных державы Балтийских славян – ободриты-рерики, поморяне, и жители острова Рюген (тогда – Руян), русы – в последний раз вместе встали против крестоносных захватчиков.
 

Уряд малый, жертвенный

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 9 667 | 9 комментариев
Уряд малый, жертвенный
О кумирах требуется прежде всего особо сказать, потому как обряд сильно зависит от того, какой кумир для оного обряда выбран. Кумир- суть образ, который мы просим Божество принять на время обряда, дабы мы могли ему жертвоприношение совершить.
 

«Илья» Муровленин — русский хтонический герой

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 410 | 5 комментариев
«Илья» Муровленин — русский хтонический герой
Русские люди не очень внимательны к своему эпосу. Уж не знаю почему, но это так. Поэтому полагаю, что заголовок статьи многих удивит и весьма сильно. Ибо именно главный герой русского эпоса ассоциируется обычно с чем угодно - у одних с "православием, самодержавием, народностью" и "святой простотой", у других с выражениями порядка "сила есть - ума не надо!" и "Илюшенька, какой же ты добрый, когда трезвый" - но только не с понятиями порядка "хтонический" и пр.
 

Каспийскому походу русов — 1095 лет

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 13 139 | 16 комментариев
Каспийскому походу русов — 1095 лет
В 909 году русы на 16 судах - суда русов, по разным источникам,, вмещали от 40 до 100 человек- напали на остров Абескун в Астрабадском заливе, по имени которого и само Каспийское море называлось тогда Абескунским. Остров был разграблен. Годом позже был сожжен город Сари в иранском Мазандеране – в общем-то, стоявший отнюдь не прямо на морском берегу. Горожане были угнаны в рабство.
 

Варяжский вопрос в цифрах

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 070 | 7 комментариев
Варяжский вопрос в цифрах
Люди, поверхностно знакомые с варяжским вопросом, часто недоумевают - о чем, собственно, спор? Ну пришли к славянам три брата с ватажкой, дали название, и канули, растворились в славянском море. Что ж, а давайте-ка посмотрим - сколько было руси на Руси.
 

Гунны и готы в «Слове о полку Игореве»

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 22 696 | 6 комментариев
Гунны и готы в «Слове о полку Игореве»
Одной из загадок великой древнерусской поэмы является слово хинова. Упоминается оно в трех случаях... Откуда же оно пошло? О каком же народе идет речь?
 

Алано-иранский компонент в этногенезе Руси

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 13 748 | 11 комментариев
Алано-иранский компонент в этногенезе Руси
В связи с становящейся вновь популярной идеей о иранской руси, хотелось бы рассмотреть повнимательней иранский компонент в этногенезе народа, давшего имя древнерусскому государству, а через него – и нам. Задача эта требует очень осторожного подбора источников. При многовековом соседстве славян в целом, и восточной части славянства в особенности с североиранскими племенами крайне сложно, чтобы не сказать невозможно, было бы судить о роли иранцев в этногенезе руси, беря за отправную точку иранский след в культуре и языке восточного славянства вообще.