• Озар Ворон

    Лев Рудольфович Прозоров, он же Smelding. Писатель, историк. Круг интересов - язычество, Древняя Русь

    Озар Ворон » Перуница

Перуница » Озар Ворон » Страница 2

(опубликовано 43 новости)
ЛЕШИЙ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Удивительный народ нынешние русские язычники – или, если угодно, славяне, родноверы и пр. Такое иной раз прочтешь… да вот несколько примеров (имена ничьи не называю, ибо не ставлю целью кого-то лично уличать, а говорю о настрое, о направлении мыслей).

Категория: Озар Ворон

 
Диалоги с волхвами в «Повести временных лет»:  к вопросу о достоверности
Концом одиннадцатого столетия «Повесть временных лет» (ПВЛ) датирует целый ряд выступлений волхвов про­тив христианской веры и княжеской власти. Выступления эти приобрели огромный размах, особенно на севере Руси. Действия двух волхвов охватили пространство от Ярослав­ля до Белоозера. Ещё один волхв, объявившийся в Новгороде, «творяся аки Богъ, многы прельсти, мало не всего града». «Вси яша ему веру», - отмечает летописец. На стороне епископа выступил лишь пришлый черниговский князь со своей дружиной, «а люди вси идоша за волхва».

Категория: Озар Ворон

 
ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА: "ХАЗАРСКИЙ КИЕВ"
С недавних пор приобретает все большую популярность (в том числе и в ру-нете) миф о том, что, мол, Киев, мать городов русских, был не русским, и не славянским даже - а хазарским! И не было никакого князя Кия, и имени-то такого не было, а был, мол, полководц Хазарского каганата Куйя или бен Куйя, который и основал город на Днепре. Называют его и иудеем, и хазарином, и даже кричат, что нашли-де "документ" про этого самого Куйю и сподвижника его, тюрка Чекана, из которого де и возник летописный брат Кия Щек.

Категория: Озар Ворон

 
Неизвестная Библия или околобиблейские мифы
Заголовок настоящего сочинения наверняка удивил Вас, уважаемый читатель. Как это: Библия - и вдруг - неизвестная! Да она самая читаемая книга в мире!

Категория: Озар Ворон

 
СВЯЩЕННЫЕ ПРАВИТЕЛИ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ В БЫЛИНАХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКАХ
Образ князя Владимира Красно Солнышко русских былин, столь часто и поспешно отождествляемый с крестителем Руси, несет целый ряд архаичнейших черт. Это черты не дружинного вождя летописных времен. Это черты сакрального, священного правителя, живого кумира первобытности.

Категория: Озар Ворон   Теги: Былины и сказки

 
РАСА И ЭТНОС В БЫЛИНАХ
В вопросах этнического самосознания очевидно первостепенную роль играют принципы, по которым народ определяет «своих» и «чужих». Нельзя не заметить, что в самосознании современных Русских фактор расы, «крови» играет ничтожно малую роль. В отличие от немцев, у которых «Blud und Boden» («Кровь и Почва») составляли и составляют неразделимое единство, в Русском общественном сознании последних веков вопрос скорее ставился «В1ud oder Boden», с явным предпочтением второго. Это характерно как для массового сознания, так и для т.н. «национально мыслящей интеллигенции» (А. Г. Кузьмин, В. В. Кожинов) и даже для некоторых идеологов праворадикальных организаций (А. П. Баркашов, РНЕ; Э. В. Лимонов, НБП).

Категория: Озар Ворон

 
Белбог и Чернобог: враги или союзники?
Современным язычникам — точнее, людям, старающимся быть язычниками в наше Навье время, Наничье — очень и очень нелегко бывает преодолеть привычные, навязываемые всей современной жизнью представления о мире. Человек может никогда не ходить в церковь, не верить в Христа, но его взгляд на мир при этом окажется совершенно христианским. Одним из проявлений такого бессознательного христианства является отношение современных язычников к Белбогу и Чернобогу.

Категория: Озар Ворон

 
«О ФЭНТАЗИ»
Недавно перечитал, в общем-то, читанную уже статью Крылова о "славянской фэнтези". Почти один в один повторяя размышления небезызвестного пана Сапковского о западной фэнтези, как новом воплощении Артурианы, Крылов обогащает их дополнениями в виде восточной фэнтези, как мифа Шаолиня, и выдвигает свою концепцию "русского мифа". Не знаю, почему, но тут у наших национал-патриотов всегда бывает какая-то запинка - про Запад и Восток они пишут еще сносно, но когда речь заходит про Россию, то хоть идолов выноси, честное слово. Крылов пафосно рисует картину "России между Европой и Азией", с одной стороны, вынужденной постоянно обороняться от степных варваров, с другой - морально задавленной изначально заданным превосходством "ее Высочества развитой культуры", существовавшей де и тогда "на Западе". Причем воплощением этой самой западной культуры - кто не читал, ни за что не угадает - является ...

Категория: Озар Ворон

 
АНТЫ - ЗАБЫТАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Союз славянских племен, известный в источниках, как анты, и расселившийся на землях от Днестра до «Меотиды» - Азовского моря – нынче не в чести у историков. Если в советские времена ученые школы Грекова и Рыбакова считали антов чуть ли не прямыми предками руссов и приписывали им классовое расслоение и раннефеодальный строй, сейчас исследователи кинулись в другую крайность, отрицая иной раз даже принадлежность антов к славянству (невзирая ни на прямое утверждение целого ряда историков-современников об общем происхождении антов и «склавинов», и их едином языке, ни на славянские имена антских вождей).

Категория: Озар Ворон

 
ТРИ ЗАМЕТКИ ОБ ИМЕНАХ
Не знаю, есть ли более избалованная вниманием современных язычников сторона древнего языческого быта, нежели славянские имена. Статьи с перечнями таких имен, описанием тех законов, по которым они составлялись и нарекались, выложены на каждом уважающем себя языческом сайте, несколько изданий пережила замечательная книга Вадима Казакова, главы ССО СРВ, «Именослов», во втором издании которой я имел честь выступать в качестве соавтора. Кажется, все, что можно было – сказано. И тем не менее некоторые, связанные с именами вопросы, кажется, остались неосвещенными – или, что хуже, освещенными не совсем верно. Возможно, кто-то, где-то уже говорил о том, о чем хочу сказать я, и я просто ломлюсь в открытую дверь. Что ж, но ведь если я не читал об этом – может, и еще кто-то не читал? Тогда эта статья – для них, моих товарищей по несчастью.

Категория: Озар Ворон

 
ЧЕРЕП-ТРОФЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ
В русских былинах герой довольно часто обращается с телом убитого противника сколь нерационально, столь и не христиански. Тело обезглавленного врага рассекается на части и раскидывается по полю; голова же либо вздевается на копьё и победоносно привозится на княжий двор (или на заставу богатырскую), либо просто увозится в качестве трофея. В последнем случае настойчиво акцентируется её сходство с сосудом для ритуального хмельного напитка, «пивным котлом». Рассмотрим оба эти мотива более внимательно.

Категория: Озар Ворон

 
ЗАГАДКА ПРИЛЬВИЦКИХ ИДОЛОВ
В последнее время в поле зрения русских язычников вновь возникли так называемые "прильвицкие идолы". Работы А. Асова и А. Бычкова, В.Чудинова и Д. Гаврилова освобождают меня от необходимости объяснять подробно историю находки и изучения этих загадочных изваяний. Отмечу только, что найдены были они в XVII веке на территории славянского племени ратарей, входившего в племенной союз велетов-лютичей. Представляют они собою металлические оплавленные статуетки с руническими надписями.

Категория: Озар Ворон

 
АВТОР «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: ХРИСТИАНИН ИЛИ ЯЗЫЧНИК?
Еще Пушкин отметил уникальность «Слова о полку Игореве» - великой древнерусской поэмы. И хотя с тех пор прошло почти два столетия и мы теперь знаем много больше о культуре и литературе Руси той эпохи, наблюдение поэта не утратило точности. «Слово» уникально по количеству «темных мест», по загадочности. Одна из его загадок, не всеми осознаваемая – вероисповедание автора.

Категория: Озар Ворон   Автор: Слово о полку Игореве

 
СЕМЬ МЕСЯЦЕВ ВСЕСЛАВА ЧАРОДЕЯ
Недавно исполнилось 940 лет со дня восстания киевлян против княжеской власти и церкви, когда князь Изяслав бежал, епископ Стефан был удавлен своии же холопами, а на престол возведен Всеслав Чародей, князь-оборотень из языческого Полоцка.

Категория: Озар Ворон

 
Христианство в былинах: наслоение или почва?
В последнее время вновь в немалом количестве появляются публикации, призванные доказать, что идеологической основой русских былин было православное христианство. В основном это статьи публицистов национал-патриотического толка (что, разумеется, не принижает их ценность, и, одновременно, не уменьшает ответственности авторов, т. к. круг читателей публицистики несравненно больше, чем у любой научной статьи, а уровень подготовленности – ниже). Нельзя не уважать стремления покойного Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского послужить своей вере подобным образом; однако вполне правомерно будет задаться вопросом – с пригодными ли средствами была предпринята попытка достигнуть столь благородной цели?

Категория: Озар Ворон   Теги: Былины и сказки

 
КАК РУССКИЙ ГРОМОВЕРЖЕЦ СТАЛ ГОРЯЧИМ ПЕРМСКИМ ПАРНЕМ
До сих пор мифология соседних со славянами народов весьма слабо использовалась для реконструкции мифов и обрядности славян. Точнее, использование это проистекало крайне однобоко - это пошло с печальной памяти Е. Аничкова, в своем труде "Язычество и древняя Русь", cей ученый муж, совершенно верно заключив, что обычно неразвитые народы заимствуют у развитых, тут же на голубом глазу заявил, что финны-де были более развиты, чем славяне, и из этой дикой посылки вывел - следовательно, заимствование в мифологии проистекало от финнов к славянам, так и никак более.

Категория: Озар Ворон   Теги: Былины и сказки

 
Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась
Почему про «троицких иноков» Ослябю и Пересвета молчат патерики Троице-Сергиевой обители и житие Сергия Радонежского? Почему их останки покоятся вне стен Троице-Сергиевой лавры? Чьими вассалами были в миру «брянские бояре», и когда они оказались на землях княжества Московского? И чего стоят легенды о монахах-воинах, в схимах скакавших навстречу закованным в железо ордынцам?

Категория: Озар Ворон   Теги: Былины и сказки

 
Русская хиромантия – или пантеон на ладони.
Хиромантия, или, говоря попросту, гадание по руке, в сознании современного человека плохо состыкуется с славянской традицией. Скорее уж – с образом смуглой чернявой девицы или усатой тетки в пестрых тряпках: «Ай, позолоти ручку, брильянтовый, всю правду скажу…», «цыганка гадала, за ручку брала» - и так далее. Однако в источниках Московской Руси, в основном в поучениях против суеверий, упоминается, среди иных способов гаданий и ворожбы, и такой – скоморохи, «волхвы» (в то время это слово означало уже знахаря, а не жреца), или ведуньи-ворожеи, «на руку смотрят».

Категория: Озар Ворон

 
ЗВЕРИНЫЙ КРУГ «ЧАРОВНИКА»
Доходит уже второе десятилетие, как в жизнь русских людей властно вторглась астрология. И то сказать, в смутное, неустойчивое время хочется знать, что же будет завтра, хочется почерпнуть уверенности – хотя бы в незыблемом ходе небесных светил. Вакханалия дешевого оккультизма девяностых, правда, уже позади, однако и сейчас в редкой газете не встретишь «астрологический прогноз на неделю», и редкий гражданин России не знает, кто он – Телец или Козерог, «Крыса», «Обезьяна» или «Свинья». Однако, возникает вопрос, отчего же до сих пор русские люди в естественном интересе к своей судьбе вынуждены пробавляться импортными пророчествами?

Категория: Озар Ворон

 
Язычники Крещёной Руси. Лев Прозоров
Дохристианскую Русь окружает немало мифов – крещение было переломным этапом, чёрными страницами русской истории. Новая вера прошла долгий и кровавый путь. Восемь веков продолжалась борьба христиан и союзных им двоеверцев против русского язычества, против тех, кто сознательно и последовательно исповедовал веру пращуров, отказываясь склоняться перед чужеземным богом. Так в чём же был культ наших предков? Из-за чего новая вера встречала такое сопротивление славян? И как в конечном итоге причудливо переплелись верования и обряды таких разных и таких схожих религий?

Категория: Озар Ворон