Как мы искали дом
![Как мы искали дом](/uploads/posts/2011-08/1312379477_s-2742.jpg)
Воспоминания сии навеяны постом рalichki "Как мы купили дом". Мечта иметь жилище подальше от цивилизации рано или поздно приходит в голову каждому горожанину. Вот и мы с Гусляной несколько лет тому, на майские праздники, отправились в тульские засеки искать дом нашей мечты.
"Ты представляешь, - со сдержанным восторгом говорила подруга - там вишни вызревают!" А я с тайным трепетом думала о том, что земля эта хранит множество кладов, зарытых с татарских времён, что при добыче торфа тут не так давно был найден рабочими труп кривоногого крепыша, одетый "в нерусскую старую одёжу". Видимо, древние русичи басурмана завалили и припрятали, а наши гастарбайтеры милицию звать, ясен пень, не стали, а закопали раритет поглубже. Так что тайны земли, по которой мы топали в деревню со славным названием "Скоморошки", ждали своих открывателей.
Смеркалось. Дом на окраине - первая цель нашей вылазки, вопреки уверениям хозяина, оставшегося в Москве, был совершенно не пригоден к ночёвке: окна и двери выбиты, ветхая крыша грозила обвалом. Гусля предложила заночевать в палатке. Я же, как старший товарищ, знаток фольклора и неписанных правил русской деревни, чуяла, что ставить шатёр на территории поселения - нонсенс. Вот в чистом поле, это да, а в деревне, без разрешения аборигенов - это вызов. Настояла пойти постучатся в ближайший домик с признаками обитания.
И понеслось...как в сказке. Вышла старушка, слово за слово: " в деревне других домов на продажу нет", пригласила, накормила - напоила, спать положила на тёплую печку, денег не взяла, утром вышла на порог проводить, показала короткую дорогу через поля и перелески к другой деревне, к сестре своей, что бы та помогла, это всё в ХХI веке, друзья! Пошли, пришли, передали привет. Женщина показала дома, решили посмотреть ещё, показала короткий путь в следующую деревню. Надо сказать, что старые сельские дома в Тульской области сделаны из местного камня типа песчаника. Спрашиваем, почему, ведь лес же есть? Жители поведали, что традиция эта сложилась во времёна ига: приходили татары и сжигали деревянные дома до тла. Стали делать каменные, татары подожгут, крыша, двери, окна сгорят, а стены остаются. Утекшие жители из леса вернуться, новые крыши поставят и так до нового набега.
И вот в третьей деревне увидели мы самый, наверное, древний тип строения: полуземлянка. Это был маленький белый домик из камня, во внутрь дома надо было спускаться вниз по ступенькам на глубину сантиметров 70, больше половины помещения занимала огромная русская печь, маленькие, изначально, видимо слюдяные, окошки, имели странной формы, округлые рамы, и пропускали мало света. Я была в полном восторге от жутковатого ощущения глубокой архаики, возникшего у меня внутри дома. Такое сооружение должно быть не жилищем, но музеем! Стоил сей восторг 500 баксов, и я была готова купить его и сделать в нём музей типа "Русского быта". А Гусляне нужен был дом для окончательного и бесповоротного переселения из Зеленограда в деревню, большой, просторный, с хозпостройками для разведения скотины. А дом мы собирались покупать в складчину... Короче, Гусляна вот уже несколько лет как постоянно живёт в деревне под Псковом, разводит коз, коней, ткёт, колядует, перекрывает крышу, вышла замуж за кузнеца. А у меня пристанище на "исторической Родине" - в Тверской губернии. Но те майские дни... Я о процессе, который так же ценен, как и сама цель.